Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15.03.2004 ПО ДЕЛУ N А41-К2-20961/03

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


от 15 марта 2004 г. Дело N А41-К2-20961/03

Арбитражный суд Московской области в составе судьи В.Е.Ю., протокол судебного заседания вела судья В.Е.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ГУ "Управление пенсионного фонда РФ N 19 по Москве и Московской области" к ИМНС РФ по г. Электросталь о признании незаконным отказа в возврате и возврате налога, при участии в заседании: представителя истца - Я., представителя ответчика - С.,
УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда РФ N 19 по г. Москве и Московской области" обратилось в Арбитражный суд Московской области в соответствии с уточненными исковыми требованиями о признании незаконным отказа в предоставлении освобождения от уплаты налога на землю, изложенного в письмах ИМНС РФ по г. Электросталь N 12-6987 от 25.09.03 и N 12-783 от 12.02.04, обязании ИМНС РФ по г. Электросталь возвратить налог на землю в сумме 170462,07 руб., в том числе 18,59 руб. пени.




Истец считает уплату налога излишней, указывая, что на основании Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 20.12.01 N 167-ФЗ Пенсионный фонд и его органы относятся к органам управления, а также к государственным учреждениям, предназначенным для социального обеспечения, которые в соответствии с п. п. 4, 14 ст. 12 Закона "О плате за землю" полностью освобождаются от уплаты земельного налога.
В обоснование требований истец ссылается на Положение о Пенсионном фонде России, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2122-1, Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1, ст. ст. 10, 143, 144, 161 Бюджетного кодекса РФ, Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления ОК 006-93, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.93 N 294, п. п. 4, 14 ст. 12 Закона "О плате за землю", ст. ст. 7, 39 Конституции РФ, Постановление Правительства РФ от 06.03.03 N 145 "О финансировании в 2003 году расходов, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания, оказанием адресной социальной помощи малоимущим пенсионерам и инвалидам, ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2003 год", а также на 2001, 2002 гг., Указы Президента РФ от 29.01.00 N 115 "О мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения", от 25.12.00 N 2063 "О дополнительных мерах по улучшению условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения".




Ответчик иск не признал, сославшись на Указ Президента РФ от 17.05.00 N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (в редакции от 01.11.01), ст. 5 ФЗ-167, согласно которому ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, из чего, по мнению ИМНС, следует, что ПФР является финансово-кредитным учреждением, не освобождаемым от уплаты земельного налога, статьи 113, 144, 146 Бюджетного кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил.
За ГУ "УПФ РФ N 19 по Москве и Московской области" закреплен земельный участок на основании свидетельства на праве бессрочного (постоянного) пользования от 09 февраля 2001 г., в период 2001 - 2003 гг. Пенсионным фондом оплачивался налог на землю.
Поскольку ГУ "УПФ РФ N 19" считает, что имеет право на льготу по земельному налогу, Управление обращалось в ИМНС РФ по г. Электросталь за возвратом излишне уплаченного земельного налога.
Письмами от 25.09.03, 12.02.04 инспекция фактически отказала в возврате налога, не признав доводы истца по делу о том, что Пенсионный фонд не является плательщиком земельного налога.
В связи с указанным ГУ "УПФ РФ N 19 по г. Москве и Московской области" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании отказа незаконным и об обязании ИМНС осуществить возврат налога и пени на основании ст. 78 НК РФ.
Суд считает требования истца подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно п. 14 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения органов государственной власти и управления.
Пунктом 4 статьи 12 Закона установлена льгота в виде освобождения от уплаты земельного налога для государственных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.
Как следует из Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ N 2122-1 от 27.12.91, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ, Пенсионный фонд России и его денежные средства находятся в государственной собственности и имеют строго целевое назначение. Имущество Пенсионного фонда является федеральной собственностью и принадлежит фонду на праве оперативного управления.
Постановлением Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.91 Пенсионный фонд РФ отнесен к объектам федеральной собственности, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и управления и решения общероссийских задач. Согласно Постановлению денежные средства Пенсионного фонда входят в состав казны России.
Статьями 143, 144 Бюджетного кодекса РФ определено, что Пенсионный фонд России относится к государственным внебюджетным фондам, управляемым органами государственной власти РФ и предназначенным для социального обеспечения по возрасту, по инвалидности, по потере кормильца и др.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ.
В Постановлении N 9-П от 25.06.01 Конституционный Суд РФ указал, что Пенсионный фонд РФ наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению данных пенсий, и что такие полномочия по смыслу Конституции РФ относятся к сфере функционирования исполнительной власти.
В силу п. 7 ст. 9 Налогового кодекса РФ органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, то есть осуществляют в своей области те же функции, что и органы Министерства по налогам и сборам, которое в соответствии с Указом Президента РФ от 17.05.00 N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" относится к федеральным органам исполнительной власти.
С 17 декабря 2001 года даты вступления в силу ФЗ-167 "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" на Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы возложены публично-властные полномочия по государственному управлению средствами пенсионного страхования, назначению и выплате трудовых пенсий, Пенсионный фонд наделен функциями государственного принуждения в отношении лиц, нарушающих пенсионное законодательство, вправе принимать решения о привлечении к ответственности, исполняемые непосредственно.
Названные функции также свидетельствуют о придании Пенсионному фонду РФ статуса органа власти.
Таким образом, Пенсионный фонд и его территориальные органы, являясь государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органов власти и управления.
Такой вывод подтверждается присвоением истцу кода статистики N 15013, который согласно Общероссийскому классификатору органов государственной власти и управления ОК 006-93, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.93 N 294 (с изменениями N 19/2002), соответствует другим организациям федерального уровня, входящим в структуру органов государственной власти и управления.
Согласно статьям 7 и 39 Конституции РФ к гарантиям социальной защиты относятся: выплата пенсий по возрасту, потере кормильца и другим основаниям. Таким образом, выплата пенсии в широком смысле может быть отнесена к социальному обслуживанию.
В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетными признаются учреждения - организации, созданные органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами муниципального самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Пенсионный фонд РФ учрежден законодательным органом - Верховным Советом РФ в целях управления средствами обязательного пенсионного страхования, его деятельность финансируется из государственного внебюджетного фонда, относящегося в силу ст. 10 БК РФ к бюджету 1-го уровня, как и федеральный бюджет. Имущество, которым он наделен, закреплено за ним на праве оперативного управления.
При изложенных обстоятельствах уплата земельного налога в 2001 - 2003 годах произведена излишне и отказ ИМНС в возврате земельного налога нельзя признать правомерным.
Доказательства оплаты представлены в дело (л. д. 9 - 14, 62 - 63), с соответствующими заявлениями о возврате истец обращался в налоговую инспекцию.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 174, 110 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:

признать незаконным отказ в предоставлении освобождения от уплаты налога на землю ИМНС РФ по г. Электросталь, изложенный в письмах от 25.09.03 N 12-6987, 12.02.03 N 12-783.
Обязать ИМНС РФ по г. Электросталь возвратить ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ N 19 по г. Москве и Московской области" земельный налог и пени в сумме 170462,07 руб. излишне уплаченного земельного налога.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение месяца.







АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 марта 2004 г. Дело N А41-К2-20961/03

Арбитражный суд Московской области в составе судьи В.Е.Ю., протокол судебного заседания вела судья В.Е.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ГУ "Управление пенсионного фонда РФ N 19 по Москве и Московской области" к ИМНС РФ по г. Электросталь о признании незаконным отказа в возврате и возврате налога, при участии в заседании: представителя истца - Я., представителя ответчика - С.,
УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда РФ N 19 по г. Москве и Московской области" обратилось в Арбитражный суд Московской области в соответствии с уточненными исковыми требованиями о признании незаконным отказа в предоставлении освобождения от уплаты налога на землю, изложенного в письмах ИМНС РФ по г. Электросталь N 12-6987 от 25.09.03 и N 12-783 от 12.02.04, обязании ИМНС РФ по г. Электросталь возвратить налог на землю в сумме 170462,07 руб., в том числе 18,59 руб. пени.




Истец считает уплату налога излишней, указывая, что на основании Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 20.12.01 N 167-ФЗ Пенсионный фонд и его органы относятся к органам управления, а также к государственным учреждениям, предназначенным для социального обеспечения, которые в соответствии с п. п. 4, 14 ст. 12 Закона "О плате за землю" полностью освобождаются от уплаты земельного налога.
В обоснование требований истец ссылается на Положение о Пенсионном фонде России, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2122-1, Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1, ст. ст. 10, 143, 144, 161 Бюджетного кодекса РФ, Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления ОК 006-93, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.93 N 294, п. п. 4, 14 ст. 12 Закона "О плате за землю", ст. ст. 7, 39 Конституции РФ, Постановление Правительства РФ от 06.03.03 N 145 "О финансировании в 2003 году расходов, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания, оказанием адресной социальной помощи малоимущим пенсионерам и инвалидам, ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2003 год", а также на 2001, 2002 гг., Указы Президента РФ от 29.01.00 N 115 "О мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения", от 25.12.00 N 2063 "О дополнительных мерах по улучшению условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения".




Ответчик иск не признал, сославшись на Указ Президента РФ от 17.05.00 N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (в редакции от 01.11.01), ст. 5 ФЗ-167, согласно которому ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, из чего, по мнению ИМНС, следует, что ПФР является финансово-кредитным учреждением, не освобождаемым от уплаты земельного налога, статьи 113, 144, 146 Бюджетного кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил.
За ГУ "УПФ РФ N 19 по Москве и Московской области" закреплен земельный участок на основании свидетельства на праве бессрочного (постоянного) пользования от 09 февраля 2001 г., в период 2001 - 2003 гг. Пенсионным фондом оплачивался налог на землю.
Поскольку ГУ "УПФ РФ N 19" считает, что имеет право на льготу по земельному налогу, Управление обращалось в ИМНС РФ по г. Электросталь за возвратом излишне уплаченного земельного налога.
Письмами от 25.09.03, 12.02.04 инспекция фактически отказала в возврате налога, не признав доводы истца по делу о том, что Пенсионный фонд не является плательщиком земельного налога.
В связи с указанным ГУ "УПФ РФ N 19 по г. Москве и Московской области" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании отказа незаконным и об обязании ИМНС осуществить возврат налога и пени на основании ст. 78 НК РФ.
Суд считает требования истца подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно п. 14 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения органов государственной власти и управления.
Пунктом 4 статьи 12 Закона установлена льгота в виде освобождения от уплаты земельного налога для государственных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.
Как следует из Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ N 2122-1 от 27.12.91, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ, Пенсионный фонд России и его денежные средства находятся в государственной собственности и имеют строго целевое назначение. Имущество Пенсионного фонда является федеральной собственностью и принадлежит фонду на праве оперативного управления.
Постановлением Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.91 Пенсионный фонд РФ отнесен к объектам федеральной собственности, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и управления и решения общероссийских задач. Согласно Постановлению денежные средства Пенсионного фонда входят в состав казны России.
Статьями 143, 144 Бюджетного кодекса РФ определено, что Пенсионный фонд России относится к государственным внебюджетным фондам, управляемым органами государственной власти РФ и предназначенным для социального обеспечения по возрасту, по инвалидности, по потере кормильца и др.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ.
В Постановлении N 9-П от 25.06.01 Конституционный Суд РФ указал, что Пенсионный фонд РФ наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению данных пенсий, и что такие полномочия по смыслу Конституции РФ относятся к сфере функционирования исполнительной власти.
В силу п. 7 ст. 9 Налогового кодекса РФ органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, то есть осуществляют в своей области те же функции, что и органы Министерства по налогам и сборам, которое в соответствии с Указом Президента РФ от 17.05.00 N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" относится к федеральным органам исполнительной власти.
С 17 декабря 2001 года даты вступления в силу ФЗ-167 "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" на Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы возложены публично-властные полномочия по государственному управлению средствами пенсионного страхования, назначению и выплате трудовых пенсий, Пенсионный фонд наделен функциями государственного принуждения в отношении лиц, нарушающих пенсионное законодательство, вправе принимать решения о привлечении к ответственности, исполняемые непосредственно.
Названные функции также свидетельствуют о придании Пенсионному фонду РФ статуса органа власти.
Таким образом, Пенсионный фонд и его территориальные органы, являясь государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органов власти и управления.
Такой вывод подтверждается присвоением истцу кода статистики N 15013, который согласно Общероссийскому классификатору органов государственной власти и управления ОК 006-93, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.93 N 294 (с изменениями N 19/2002), соответствует другим организациям федерального уровня, входящим в структуру органов государственной власти и управления.
Согласно статьям 7 и 39 Конституции РФ к гарантиям социальной защиты относятся: выплата пенсий по возрасту, потере кормильца и другим основаниям. Таким образом, выплата пенсии в широком смысле может быть отнесена к социальному обслуживанию.
В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетными признаются учреждения - организации, созданные органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами муниципального самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Пенсионный фонд РФ учрежден законодательным органом - Верховным Советом РФ в целях управления средствами обязательного пенсионного страхования, его деятельность финансируется из государственного внебюджетного фонда, относящегося в силу ст. 10 БК РФ к бюджету 1-го уровня, как и федеральный бюджет. Имущество, которым он наделен, закреплено за ним на праве оперативного управления.
При изложенных обстоятельствах уплата земельного налога в 2001 - 2003 годах произведена излишне и отказ ИМНС в возврате земельного налога нельзя признать правомерным.
Доказательства оплаты представлены в дело (л. д. 9 - 14, 62 - 63), с соответствующими заявлениями о возврате истец обращался в налоговую инспекцию.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 174, 110 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:

признать незаконным отказ в предоставлении освобождения от уплаты налога на землю ИМНС РФ по г. Электросталь, изложенный в письмах от 25.09.03 N 12-6987, 12.02.03 N 12-783.
Обязать ИМНС РФ по г. Электросталь возвратить ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ N 19 по г. Москве и Московской области" земельный налог и пени в сумме 170462,07 руб. излишне уплаченного земельного налога.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение месяца.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)