Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рудь Г.В., судей Воловик Л.Н. (докладчик) и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании представителя консервного завода "Владикавказский" - Лазаровой Н.Ч. (доверенность N 3304/12 от 01.06.2000), представителя Инспекции МНС РФ по Республике Северная Осетия - Алания - Абаевой З.Х. (доверенность N 08-08/1690 от 23.08.99), рассмотрев кассационную жалобу консервного завода "Владикавказский" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.03.2000 по делу N А61-556/99-10 (судьи Ревазова З.К., Гуцаева Е.Н., Битиев Р.С.), установил следующее.
Консервный завод "Владикавказский", г. Владикавказ, обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к государственной налоговой инспекции по Республике Северная Осетия - Алания о возврате из бюджета излишне уплаченных в августе-декабре 1998 года акцизов в сумме 688 846 руб.
Определениями от 23.08.99 и от 31.08.99 к участию в деле в качестве второго и третьего ответчиков соответственно привлечены Министерство Финансов РСО-Алания и Администрация местного самоуправления города Владикавказа.
Решением от 14.09.99 суд обязал МФ РСО-Алания возвратить из республиканского бюджета РСО-Алания консервному заводу "Владикавказский" 424 102 руб. - излишне уплаченную сумму акцизного сбора. В остальной части в иске отказал. В иске к ГНИ по РСО-Алания, Администрации местного самоуправления города Владикавказа отказал.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.11.99 решение от 14.09.99 отменено. В иске отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 10.01.2000 решение от 14.09.99 и постановление апелляционной инстанции от 04.11.99 отменены, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Кассационная инстанция указала на незаконность вывода апелляционной инстанции о том, что Постановление Правительства РСО-Алания от 05.08.98 N 228 и его Распоряжение от 12.11.98 N 223р приняты в нарушение законов Российской Федерации и Республики Северная Осетия - Алания.
Отменяя решение суда первой инстанции, кассационная инстанция указала на неисследованность судом вопроса о фактической уплате истцом суммы акциза, наличия (отсутствия) недоимки по налогам, соблюдения истцом требований статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция отметила, что судом сделан правильный вывод об отказе в удовлетворении исковых требований в части возврата из бюджета сумм акциза, поступающего в местный бюджет, так как в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" Правительство РСО-Алания не вправе предоставлять льготу по уплате акциза, поступающего в местный бюджет, однако и в указанной части дело передано на новое рассмотрение, поскольку судом не проверен размер фактически уплаченной истцом суммы налога и невозможно выделить сумму акциза, приходящуюся на местный бюджет.
Решением от 06.03.2000 в иске отказано. Решение мотивировано тем, что Постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 05.08.98 N 228 "О дополнительных мерах по упорядочению производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" и Распоряжение Правительства РСО-Алания от 12.11.98 "О механизме исполнения Постановления Правительства РСО-Алания от 05.08.98" не соответствуют действующему законодательству и не подлежат применению. Предприятия и организации, производящие на территории республики спирт и алкоголь содержащую продукцию, в том числе истец, не вправе требовать предоставления им, согласно указанным актам Правительства РСО-Алания льготы в виде освобождения от уплаты 50% акциза, поступающего в республиканский бюджет. Суд первой инстанции указал, что к участию в рассмотрении дела, согласно указаниям кассационной инстанции не привлекались МФ РСО-Алания и Администрация местного самоуправления города Владикавказа.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
Консервный завод "Владикавказский" подал кассационную жалобу на указанное решение, которое просит отменить как незаконное, исковые требования удовлетворить.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция МНС РФ по Республике Северная Осетия - Алания просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель консервного завода "Владикавказский" поддержал доводы кассационной жалобы, просил решение отменить, исковые требования удовлетворить.
Представитель Инспекции МНС РФ по Республике Северная Осетия - Алания возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить обжалуемое решение суда без изменения, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей консервного завода "Владикавказский" и Инспекции МНС РФ по Республике Северная Осетия - Алания, считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, истец являясь предприятием производящим и реализующим подакцизные товары (алкогольную продукцию), в соответствии с Законом Российской Федерации "Об акцизах" от 06.12.91 N 1993-1 является плательщиком акцизов.
Уплатив за период с августа по декабрь 1998 акцизы в размере 100%, истец обратился в суд с иском о возврате из бюджета 688 846 руб. - суммы акцизного сбора, излишне уплаченного за указанный период в связи с тем, что не была учтена льгота, предоставленная Постановлением Правительства РСО-Алания N 228 от 05.08.98.
Согласно статье 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" акцизы на алкогольную продукцию относятся к федеральным налогам, которые, в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, находятся в ведении Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 5 Закона Российской Федерации "Об акцизах" установлено, что акцизы зачисляются в бюджеты соответствующих уровней в порядке и на условиях устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Статьей 21 Федерального закона "О Федеральном бюджете на 1998 год" N 42-ФЗ от 26.03.98 установлено, что в бюджеты субъектов Российской Федерации в 1998 году зачисляются поступления от акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы - в размере 50 процентов.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставлять дополнительные льготы по налогообложению только в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты.
Согласно статье 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
В соответствии со статьями 1, 15 Республиканского конституционного закона "О Правительстве Республики Северная Осетия - Алания, Правительство, являясь органом государственной власти Республики Северная Осетия - Алания, в том числе, разрабатывает и реализует налоговую политику Республики. На основании указанного Закона Правительством Республики Северная Осетия - Алания принято Постановление N 228 от 05.08.98 "О дополнительных мерах по упорядочению производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", пунктом 3 которого в целях финансового оздоровления экономики республики, регулярного поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней и с учетом конъюнктуры рынка, объемов готовой продукции, накопившейся вследствие высоких фиксированных цен на спирт этиловый и алкогольную продукцию, в качестве вынужденной меры до 31.12.98 года предприятия и организации, производящие спирт и алкогольную продукцию освобождены от уплаты до 50% акцизов, в части поступающей в территориальный бюджет.
По исполнение указанного Постановления Правительством Республики РСО-Алания принято Распоряжение N 223-р от 12.11.98 "О механизме исполнения Постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 05.08.98 N 228", пунктом 1 которого определено, что от уплаты до 50% от акцизов, в части поступающих в республиканский бюджет, освобождаются предприятия и организации производящие спирт этиловый и алкогольную продукцию.
С учетом изложенного, вывод Арбитражного суда о том, что Постановление Правительства РСО-Алания от 05.08.98 N 228 "О дополнительных мерах по упорядочению производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" и Распоряжение от 12.11.98 "О механизме исполнения Постановления Правительства РСО-Алания от 05.08.98" не соответствуют действующему законодательству и не подлежат применению не может считаться законным и обоснованным.
Судом установлено, что сумма предъявленного ко взыскания акциза уплачена истцом за период с августа по декабрь 1998 года и распределена между республиканским и местным бюджетом в размере соответственно 424 102 руб. и 264 744 руб. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Поскольку, исходя из положений статьи 1 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Правительству РСО-Алания не предоставлено право на предоставление льготы по уплате акциза в местный бюджет, исковые требования консервного завода "Владикавказский" в части возврата из бюджета суммы 264 744 руб. (сумма акциза зачисленного в местный бюджет) удовлетворению не подлежат. В остальной части (в части возврата из республиканского бюджета суммы 424 102 руб.), с учетом вышеизложенного, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с консервного завода "Владикавказский" подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета по иску в сумме 6 894 руб. 88 коп., по кассационной жалобе в сумме 3 447 руб. 44 коп.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174, 175 пунктом 2, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.03.2000 по делу N А61-556/99-10 отменить. Обязать Инспекцию МНС РФ по Республике Северная Осетия - Алания возвратить из республиканского бюджета РСО-Алания излишне уплаченную сумму акцизов - 424 102 руб. В остальной части в иске отказать.
Взыскать с консервного завода "Владикавказский" госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 10 342 руб. 32 коп.
Поручить Арбитражному суду Республики Северная Осетия - Алания выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 05.06.2000 N Ф08-1261/2000-335А ПО ДЕЛУ N А61-556/99-10
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2000 г. N Ф08-1261/2000-335А
Дело N А61-556/99-10
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рудь Г.В., судей Воловик Л.Н. (докладчик) и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании представителя консервного завода "Владикавказский" - Лазаровой Н.Ч. (доверенность N 3304/12 от 01.06.2000), представителя Инспекции МНС РФ по Республике Северная Осетия - Алания - Абаевой З.Х. (доверенность N 08-08/1690 от 23.08.99), рассмотрев кассационную жалобу консервного завода "Владикавказский" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.03.2000 по делу N А61-556/99-10 (судьи Ревазова З.К., Гуцаева Е.Н., Битиев Р.С.), установил следующее.
Консервный завод "Владикавказский", г. Владикавказ, обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к государственной налоговой инспекции по Республике Северная Осетия - Алания о возврате из бюджета излишне уплаченных в августе-декабре 1998 года акцизов в сумме 688 846 руб.
Определениями от 23.08.99 и от 31.08.99 к участию в деле в качестве второго и третьего ответчиков соответственно привлечены Министерство Финансов РСО-Алания и Администрация местного самоуправления города Владикавказа.
Решением от 14.09.99 суд обязал МФ РСО-Алания возвратить из республиканского бюджета РСО-Алания консервному заводу "Владикавказский" 424 102 руб. - излишне уплаченную сумму акцизного сбора. В остальной части в иске отказал. В иске к ГНИ по РСО-Алания, Администрации местного самоуправления города Владикавказа отказал.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.11.99 решение от 14.09.99 отменено. В иске отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 10.01.2000 решение от 14.09.99 и постановление апелляционной инстанции от 04.11.99 отменены, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Кассационная инстанция указала на незаконность вывода апелляционной инстанции о том, что Постановление Правительства РСО-Алания от 05.08.98 N 228 и его Распоряжение от 12.11.98 N 223р приняты в нарушение законов Российской Федерации и Республики Северная Осетия - Алания.
Отменяя решение суда первой инстанции, кассационная инстанция указала на неисследованность судом вопроса о фактической уплате истцом суммы акциза, наличия (отсутствия) недоимки по налогам, соблюдения истцом требований статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция отметила, что судом сделан правильный вывод об отказе в удовлетворении исковых требований в части возврата из бюджета сумм акциза, поступающего в местный бюджет, так как в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" Правительство РСО-Алания не вправе предоставлять льготу по уплате акциза, поступающего в местный бюджет, однако и в указанной части дело передано на новое рассмотрение, поскольку судом не проверен размер фактически уплаченной истцом суммы налога и невозможно выделить сумму акциза, приходящуюся на местный бюджет.
Решением от 06.03.2000 в иске отказано. Решение мотивировано тем, что Постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 05.08.98 N 228 "О дополнительных мерах по упорядочению производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" и Распоряжение Правительства РСО-Алания от 12.11.98 "О механизме исполнения Постановления Правительства РСО-Алания от 05.08.98" не соответствуют действующему законодательству и не подлежат применению. Предприятия и организации, производящие на территории республики спирт и алкоголь содержащую продукцию, в том числе истец, не вправе требовать предоставления им, согласно указанным актам Правительства РСО-Алания льготы в виде освобождения от уплаты 50% акциза, поступающего в республиканский бюджет. Суд первой инстанции указал, что к участию в рассмотрении дела, согласно указаниям кассационной инстанции не привлекались МФ РСО-Алания и Администрация местного самоуправления города Владикавказа.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
Консервный завод "Владикавказский" подал кассационную жалобу на указанное решение, которое просит отменить как незаконное, исковые требования удовлетворить.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция МНС РФ по Республике Северная Осетия - Алания просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель консервного завода "Владикавказский" поддержал доводы кассационной жалобы, просил решение отменить, исковые требования удовлетворить.
Представитель Инспекции МНС РФ по Республике Северная Осетия - Алания возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить обжалуемое решение суда без изменения, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей консервного завода "Владикавказский" и Инспекции МНС РФ по Республике Северная Осетия - Алания, считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, истец являясь предприятием производящим и реализующим подакцизные товары (алкогольную продукцию), в соответствии с Законом Российской Федерации "Об акцизах" от 06.12.91 N 1993-1 является плательщиком акцизов.
Уплатив за период с августа по декабрь 1998 акцизы в размере 100%, истец обратился в суд с иском о возврате из бюджета 688 846 руб. - суммы акцизного сбора, излишне уплаченного за указанный период в связи с тем, что не была учтена льгота, предоставленная Постановлением Правительства РСО-Алания N 228 от 05.08.98.
Согласно статье 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" акцизы на алкогольную продукцию относятся к федеральным налогам, которые, в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, находятся в ведении Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 5 Закона Российской Федерации "Об акцизах" установлено, что акцизы зачисляются в бюджеты соответствующих уровней в порядке и на условиях устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Статьей 21 Федерального закона "О Федеральном бюджете на 1998 год" N 42-ФЗ от 26.03.98 установлено, что в бюджеты субъектов Российской Федерации в 1998 году зачисляются поступления от акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы - в размере 50 процентов.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставлять дополнительные льготы по налогообложению только в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты.
Согласно статье 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
В соответствии со статьями 1, 15 Республиканского конституционного закона "О Правительстве Республики Северная Осетия - Алания, Правительство, являясь органом государственной власти Республики Северная Осетия - Алания, в том числе, разрабатывает и реализует налоговую политику Республики. На основании указанного Закона Правительством Республики Северная Осетия - Алания принято Постановление N 228 от 05.08.98 "О дополнительных мерах по упорядочению производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", пунктом 3 которого в целях финансового оздоровления экономики республики, регулярного поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней и с учетом конъюнктуры рынка, объемов готовой продукции, накопившейся вследствие высоких фиксированных цен на спирт этиловый и алкогольную продукцию, в качестве вынужденной меры до 31.12.98 года предприятия и организации, производящие спирт и алкогольную продукцию освобождены от уплаты до 50% акцизов, в части поступающей в территориальный бюджет.
По исполнение указанного Постановления Правительством Республики РСО-Алания принято Распоряжение N 223-р от 12.11.98 "О механизме исполнения Постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 05.08.98 N 228", пунктом 1 которого определено, что от уплаты до 50% от акцизов, в части поступающих в республиканский бюджет, освобождаются предприятия и организации производящие спирт этиловый и алкогольную продукцию.
С учетом изложенного, вывод Арбитражного суда о том, что Постановление Правительства РСО-Алания от 05.08.98 N 228 "О дополнительных мерах по упорядочению производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" и Распоряжение от 12.11.98 "О механизме исполнения Постановления Правительства РСО-Алания от 05.08.98" не соответствуют действующему законодательству и не подлежат применению не может считаться законным и обоснованным.
Судом установлено, что сумма предъявленного ко взыскания акциза уплачена истцом за период с августа по декабрь 1998 года и распределена между республиканским и местным бюджетом в размере соответственно 424 102 руб. и 264 744 руб. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Поскольку, исходя из положений статьи 1 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Правительству РСО-Алания не предоставлено право на предоставление льготы по уплате акциза в местный бюджет, исковые требования консервного завода "Владикавказский" в части возврата из бюджета суммы 264 744 руб. (сумма акциза зачисленного в местный бюджет) удовлетворению не подлежат. В остальной части (в части возврата из республиканского бюджета суммы 424 102 руб.), с учетом вышеизложенного, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с консервного завода "Владикавказский" подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета по иску в сумме 6 894 руб. 88 коп., по кассационной жалобе в сумме 3 447 руб. 44 коп.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174, 175 пунктом 2, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.03.2000 по делу N А61-556/99-10 отменить. Обязать Инспекцию МНС РФ по Республике Северная Осетия - Алания возвратить из республиканского бюджета РСО-Алания излишне уплаченную сумму акцизов - 424 102 руб. В остальной части в иске отказать.
Взыскать с консервного завода "Владикавказский" госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 10 342 руб. 32 коп.
Поручить Арбитражному суду Республики Северная Осетия - Алания выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
Г.В.РУДЬ
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
В.Н.ЯЦЕНКО
Г.В.РУДЬ
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
В.Н.ЯЦЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)