Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18.05.2004 ПО ДЕЛУ N А19-8016/05-40

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


от 18 мая 2004 г. Дело N А19-8016/05-40
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Калашниковой Т.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Рудых Е.Н., дов. N 11-13/2912 от 30.03.2005, уд. N 197741 от 09.06.2004,
от ответчика: Бутаковой О.А., дов. б/н от 25.04.2005, паспорт 25 04 101955 от 07.10.2003,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной ИФНС N 1 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу к МОУ "СОШ N 4" о взыскании 1049724 руб. 40 коп.,
УСТАНОВИЛ:

Межрайонной ИФНС России N 1 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговый орган) заявлены требования к МОУ "СОШ N 4" (далее - налогоплательщик, учреждение) о взыскании 1049724 руб. 40 коп.
Представитель налогового органа в судебном заседании уточнил заявленные требования, просит взыскать с МОУ "СОШ N 4" пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 2601 руб. 39 коп., пени за просрочку исполнения обязанности по уплате единого социального налога (далее - ЕСН) в размере 214621 руб. 87 коп., ЕСН в размере 693272 руб. 28 коп., штраф в соответствии со ст. 122 НК РФ в размере 138654 руб. 46 коп. Заявил отказ от требований в части взыскания суммы 574 руб. 40 коп.
Поскольку отказ от иска в указанной части не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд на основании ст. 49 АПК РФ считает возможным принять отказ заявителя в указанной части и производство в указанной части прекратить.
Представитель ответчика в судебном заседании не признал требования: об уплате НДФЛ в размере 437 руб., штрафа по ст. 123 НК РФ в сумме 87 руб. 40 коп. и по ст. 126 НК РФ в сумме 50 руб., ссылаясь на их уплату в добровольном порядке. Требование по п. 1 ст. 122 НК РФ не признал, ссылаясь на отсутствие состава правонарушения. В остальной части требования об уплате единого социального налога в сумме 693272 руб. 28 коп. (ФБ) и пени по ЕСН в сумме 214621 руб. 87 коп., НДФЛ в сумме 2601 руб. 39 коп. признал.
В судебном заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 29.04.2005 до 9 часов 30 минут 11.05.2005.
Дело рассматривается в порядке ч. 2 ст. 215 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Межрайонной ИМНС РФ N 18 по Иркутской области проведена выездная налоговая проверка МОУ "СОШ N 4" по вопросам учета доходов физических лиц и полноты отражения их в представленных в налоговые органы сведениях, проверки правильности исчисления, удержания, своевременности уплаты и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.07.2002 по 01.11.2004, единого социального налога за период с 01.01.2002 по 31.12.2003, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.10.2002 по 31.12.2003.
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт N 02-133 от 25.11.2004.
Проверкой выявлен недобор НДФЛ за проверяемый в период в сумме 437 руб., таким образом, в нарушение п. 6 ст. 226 НК РФ налогоплательщиком несвоевременно перечислен налог. В соответствии со ст. 75 НК РФ за неполную уплату НДФЛ начислены пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в сумме 2509 руб. 59 коп.
В нарушение ст. 230 НК РФ учреждением не представлены в налоговый орган сведения о доходах одного физического лица за 2002 г. и суммах, начисленных и удержанных в этом налоговом периоде.
По мнению налогового органа, учреждением в нарушение п. 3 ст. 243 НК РФ занижена сумма единого социального налога за проверяемый период, подлежащая уплате в бюджет в сумме 693272 руб. 28 коп. на сумму примененного и неуплаченного страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем, в соответствии со ст. 75 НК РФ, начислены пени в сумме 214621 руб. 87 коп.
По результатам рассмотрения акта зам. руководителя Межрайонной ИМНС РФ N 18 по Иркутской области принято решение N 11-1577 от 15.12.2004 о привлечении МОУ "СОШ N 4" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной: п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм единого социального налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога в размере 138654 руб. 46 коп. и ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 20% от сумм налога в сумме 87 руб. 40 коп.; п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, в виде штрафа в размере 50 руб. на общую сумму 138791 руб. 86 коп. Предложено уплатить НДФЛ в размере 437 руб., ЕСН в доли федерального бюджета в размере 693272 руб. 28 коп.; пени в сумме 217223 руб. 26 коп. Направлены требования N 3854 об уплате налога и пени, N 3855 об уплате налоговой санкции.
Поскольку в добровольном порядке требования налогоплательщиком в добровольном порядке не исполнены, налоговая инспекция просит взыскать налог, налоговые санкции и пени в судебном порядке.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Из представленных материалов следует, что налоговый орган не оспаривает правильность исчисления и обоснованность применения налогоплательщиком налогового вычета в размере 1994430 руб. 88 коп., в том числе: за 2002 г. в сумме 1022210 руб. 72 коп., за 2003 г. в сумме 972220 руб. 16 коп. в размере начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Отказывая во взыскании штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 138654 руб. 46 коп., Арбитражный суд Иркутской области исходит из того, что сумма 693272 руб. 28 коп. является неуплаченной суммой страхового взноса, подлежащей уплате в бюджет Пенсионного фонда, неуплата указанной суммы правильно исчисленного налогового вычета не влечет применение налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ.
С учетом изложенного суд полагает, что учреждение было вправе производить вычеты из суммы единого социального налога сумм страховых взносов, начисленных за тот же период. Правильность определения учреждением единого социального налога, подлежащего к уплате в бюджет, и размера налогового вычета налоговой инспекцией не оспаривается.
В соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения и отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
Следовательно, в действиях МОУ "СОШ N 4" отсутствует состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, и основания для взыскания налоговой санкции по единому социальному налогу в сумме 138654 руб. 46 коп. отсутствуют.
В остальной части суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как видно из материалов дела, налогоплательщиком своевременно не исполнена обязанность по уплате единого социального налога в доли федерального бюджета и налога на доходы физических лиц, в связи с чем суд считает правомерным начисление пени по НДФЛ в размере 2601 руб. 39 коп. и по ЕСН (ФБ) в сумме 214621 руб. 87 коп.
Таким образом, в силу ст.ст. 45, 75 НК РФ требования о взыскании единого социального налога (ФБ) в сумме 693272 руб. 28 коп. и пени на общую сумму 217223 руб. 26 коп. суд считает подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 171, 216 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4" (м.н. г. Шелехов, 1 микрорайон, д. 48; свидетельство о государственной регистрации N 895 от 11.07.1995) 910495 руб. 54 коп., в том числе: 693272 руб. 28 коп. - налог, 217223 руб. 26 коп. - пени, с зачислением в соответствующий бюджет, и в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 15604 руб. 96 коп.
Принять отказ Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от иска к МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4" о взыскании налога на доходы физических лиц в сумме 437 руб., налоговых санкций в размере 137 руб. 40 коп.
Производство по делу в данной части прекратить.
В остальной части заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Иркутской области, апелляционную инстанцию в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Т.А.КАЛАШНИКОВА







АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 мая 2004 г. Дело N А19-8016/05-40
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Калашниковой Т.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Рудых Е.Н., дов. N 11-13/2912 от 30.03.2005, уд. N 197741 от 09.06.2004,
от ответчика: Бутаковой О.А., дов. б/н от 25.04.2005, паспорт 25 04 101955 от 07.10.2003,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной ИФНС N 1 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу к МОУ "СОШ N 4" о взыскании 1049724 руб. 40 коп.,
УСТАНОВИЛ:

Межрайонной ИФНС России N 1 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговый орган) заявлены требования к МОУ "СОШ N 4" (далее - налогоплательщик, учреждение) о взыскании 1049724 руб. 40 коп.
Представитель налогового органа в судебном заседании уточнил заявленные требования, просит взыскать с МОУ "СОШ N 4" пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 2601 руб. 39 коп., пени за просрочку исполнения обязанности по уплате единого социального налога (далее - ЕСН) в размере 214621 руб. 87 коп., ЕСН в размере 693272 руб. 28 коп., штраф в соответствии со ст. 122 НК РФ в размере 138654 руб. 46 коп. Заявил отказ от требований в части взыскания суммы 574 руб. 40 коп.
Поскольку отказ от иска в указанной части не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд на основании ст. 49 АПК РФ считает возможным принять отказ заявителя в указанной части и производство в указанной части прекратить.
Представитель ответчика в судебном заседании не признал требования: об уплате НДФЛ в размере 437 руб., штрафа по ст. 123 НК РФ в сумме 87 руб. 40 коп. и по ст. 126 НК РФ в сумме 50 руб., ссылаясь на их уплату в добровольном порядке. Требование по п. 1 ст. 122 НК РФ не признал, ссылаясь на отсутствие состава правонарушения. В остальной части требования об уплате единого социального налога в сумме 693272 руб. 28 коп. (ФБ) и пени по ЕСН в сумме 214621 руб. 87 коп., НДФЛ в сумме 2601 руб. 39 коп. признал.
В судебном заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 29.04.2005 до 9 часов 30 минут 11.05.2005.
Дело рассматривается в порядке ч. 2 ст. 215 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Межрайонной ИМНС РФ N 18 по Иркутской области проведена выездная налоговая проверка МОУ "СОШ N 4" по вопросам учета доходов физических лиц и полноты отражения их в представленных в налоговые органы сведениях, проверки правильности исчисления, удержания, своевременности уплаты и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.07.2002 по 01.11.2004, единого социального налога за период с 01.01.2002 по 31.12.2003, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.10.2002 по 31.12.2003.
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт N 02-133 от 25.11.2004.
Проверкой выявлен недобор НДФЛ за проверяемый в период в сумме 437 руб., таким образом, в нарушение п. 6 ст. 226 НК РФ налогоплательщиком несвоевременно перечислен налог. В соответствии со ст. 75 НК РФ за неполную уплату НДФЛ начислены пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в сумме 2509 руб. 59 коп.
В нарушение ст. 230 НК РФ учреждением не представлены в налоговый орган сведения о доходах одного физического лица за 2002 г. и суммах, начисленных и удержанных в этом налоговом периоде.
По мнению налогового органа, учреждением в нарушение п. 3 ст. 243 НК РФ занижена сумма единого социального налога за проверяемый период, подлежащая уплате в бюджет в сумме 693272 руб. 28 коп. на сумму примененного и неуплаченного страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем, в соответствии со ст. 75 НК РФ, начислены пени в сумме 214621 руб. 87 коп.
По результатам рассмотрения акта зам. руководителя Межрайонной ИМНС РФ N 18 по Иркутской области принято решение N 11-1577 от 15.12.2004 о привлечении МОУ "СОШ N 4" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной: п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм единого социального налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога в размере 138654 руб. 46 коп. и ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 20% от сумм налога в сумме 87 руб. 40 коп.; п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, в виде штрафа в размере 50 руб. на общую сумму 138791 руб. 86 коп. Предложено уплатить НДФЛ в размере 437 руб., ЕСН в доли федерального бюджета в размере 693272 руб. 28 коп.; пени в сумме 217223 руб. 26 коп. Направлены требования N 3854 об уплате налога и пени, N 3855 об уплате налоговой санкции.
Поскольку в добровольном порядке требования налогоплательщиком в добровольном порядке не исполнены, налоговая инспекция просит взыскать налог, налоговые санкции и пени в судебном порядке.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Из представленных материалов следует, что налоговый орган не оспаривает правильность исчисления и обоснованность применения налогоплательщиком налогового вычета в размере 1994430 руб. 88 коп., в том числе: за 2002 г. в сумме 1022210 руб. 72 коп., за 2003 г. в сумме 972220 руб. 16 коп. в размере начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Отказывая во взыскании штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 138654 руб. 46 коп., Арбитражный суд Иркутской области исходит из того, что сумма 693272 руб. 28 коп. является неуплаченной суммой страхового взноса, подлежащей уплате в бюджет Пенсионного фонда, неуплата указанной суммы правильно исчисленного налогового вычета не влечет применение налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ.
С учетом изложенного суд полагает, что учреждение было вправе производить вычеты из суммы единого социального налога сумм страховых взносов, начисленных за тот же период. Правильность определения учреждением единого социального налога, подлежащего к уплате в бюджет, и размера налогового вычета налоговой инспекцией не оспаривается.
В соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения и отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
Следовательно, в действиях МОУ "СОШ N 4" отсутствует состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, и основания для взыскания налоговой санкции по единому социальному налогу в сумме 138654 руб. 46 коп. отсутствуют.
В остальной части суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как видно из материалов дела, налогоплательщиком своевременно не исполнена обязанность по уплате единого социального налога в доли федерального бюджета и налога на доходы физических лиц, в связи с чем суд считает правомерным начисление пени по НДФЛ в размере 2601 руб. 39 коп. и по ЕСН (ФБ) в сумме 214621 руб. 87 коп.
Таким образом, в силу ст.ст. 45, 75 НК РФ требования о взыскании единого социального налога (ФБ) в сумме 693272 руб. 28 коп. и пени на общую сумму 217223 руб. 26 коп. суд считает подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 171, 216 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4" (м.н. г. Шелехов, 1 микрорайон, д. 48; свидетельство о государственной регистрации N 895 от 11.07.1995) 910495 руб. 54 коп., в том числе: 693272 руб. 28 коп. - налог, 217223 руб. 26 коп. - пени, с зачислением в соответствующий бюджет, и в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 15604 руб. 96 коп.
Принять отказ Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от иска к МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4" о взыскании налога на доходы физических лиц в сумме 437 руб., налоговых санкций в размере 137 руб. 40 коп.
Производство по делу в данной части прекратить.
В остальной части заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Иркутской области, апелляционную инстанцию в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Т.А.КАЛАШНИКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)