Судебные решения, арбитраж
Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 10 мая 2007 года Дело N Ф08-2517/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан и заинтересованного лица - муниципального образования селение "Александрийский", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.12.2006 по делу N А15-1525/2006, установил следующее.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к муниципальному образованию селение "Александрийский" (далее - муниципальное образование) о взыскании 97090 рублей ущерба, причиненного бюджету в результате безлицензионного пользования подземными водными объектами.
Решением от 28.12.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что управление не доказало факт нахождения артезианских скважин на балансе муниципального образования. Расчет суммы убытков является необоснованным. Кроме того, забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан, в силу подпункта 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации не является объектом обложения водным налогом.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой на решение от 28.12.2006, в которой просит указанный судебный акт отменить. Заявитель считает, что решение суда принято с нарушением норм материального права и без учета всех обстоятельств дела. Муниципальное образование обязано уплачивать платежи за пользование недрами, поскольку осуществляет забор пресной воды из артезианских скважин с целью водоснабжения населения. В связи с отсутствием лицензии на право пользования недрами, отсутствия учета забираемой воды и извлекаемых природных ресурсов расчет причиненных убытков произведен в соответствии со статьей 333.12 пункта 2 Налогового кодекса Российской Федерации с применением 5-кратного повышающего коэффициента.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 11.08.2006 управление провело проверку соблюдения требований законодательства в сфере природопользования объектов недропользования - артезианских скважин. В ходе проверки установлено, что на административной территории селения расположены 4 артезианских скважины Кизлярского месторождения пресных подземных вод, эксплуатирующихся для хозяйственно-питьевого водоснабжения без лицензии на право пользования недрами. Платежи за пользование недрами в целях добычи пресных подземных вод муниципальное образование также не осуществляет.
Данный факт зафиксирован в акте проверки от 11.08.2006 N 02/5-03. Одновременно вынесено предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды N 02/5-01 от 11.08.2006.
В связи с выявленным нарушением управление произвело расчет убытков в соответствии с главой 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации с применением пятикратного повышающего коэффициента на общую сумму 97090 рублей. Поскольку муниципальное образование в добровольном порядке предъявленную сумму не уплатило, управление обратилось с суд с заявлением о ее принудительном взыскании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговые ставки водного налога при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования установлены пунктом 1 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 2 названной статьи при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 данной статьи.
Согласно пункту 3 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта. Данная правовая норма не содержит положения о том, что ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения применяется только при наличии у налогоплательщика водного налога соответствующей лицензии. Также отсутствует указание законодателя на увеличение в пятикратном размере налоговой ставки водного налога при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования для водоснабжения населения.
Таким образом, ставка водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды при заборе воды из водных объектов с целью водоснабжения населения применяется независимо от наличия у налогоплательщика лицензии и также при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования.
Вывод суда об отсутствии у муниципального образования обязанности уплачивать водный налог со ссылкой на то, что артезианские скважины не находятся на балансе заинтересованного лица, нельзя признать достаточно обоснованным.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения водным налогом признается забор воды из водных объектов.
Суд указал, что вода из скважин используется только для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан. Вместе с тем из акта проверки от 11.08.2006 N 02/5-01 следует, что забор воды селением "Александрийский" осуществляется с целью обеспечения населения и предприятий в хозяйственно-питьевом водоснабжении; артезианские скважины находятся на территории муниципального образования. Суд не дал оценку всем материалам проверки, не установил, кем непосредственно и на какие цели используется вода из скважин. Вывод о том, что скважины не находятся на балансе заинтересованного лица, также недостаточно подтвержден материалами дела.
Поскольку суд не установил в полной мере обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. При новом рассмотрении дела суду следует принять решение на основе полного и всестороннего исследования доказательств и с учетом доводов сторон.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.12.2006 по делу N А15-1525/2006 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 10.05.2007 N Ф08-2517/2007 ПО ДЕЛУ N А15-1525/2006
Разделы:Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 10 мая 2007 года Дело N Ф08-2517/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан и заинтересованного лица - муниципального образования селение "Александрийский", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.12.2006 по делу N А15-1525/2006, установил следующее.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к муниципальному образованию селение "Александрийский" (далее - муниципальное образование) о взыскании 97090 рублей ущерба, причиненного бюджету в результате безлицензионного пользования подземными водными объектами.
Решением от 28.12.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что управление не доказало факт нахождения артезианских скважин на балансе муниципального образования. Расчет суммы убытков является необоснованным. Кроме того, забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан, в силу подпункта 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации не является объектом обложения водным налогом.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой на решение от 28.12.2006, в которой просит указанный судебный акт отменить. Заявитель считает, что решение суда принято с нарушением норм материального права и без учета всех обстоятельств дела. Муниципальное образование обязано уплачивать платежи за пользование недрами, поскольку осуществляет забор пресной воды из артезианских скважин с целью водоснабжения населения. В связи с отсутствием лицензии на право пользования недрами, отсутствия учета забираемой воды и извлекаемых природных ресурсов расчет причиненных убытков произведен в соответствии со статьей 333.12 пункта 2 Налогового кодекса Российской Федерации с применением 5-кратного повышающего коэффициента.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 11.08.2006 управление провело проверку соблюдения требований законодательства в сфере природопользования объектов недропользования - артезианских скважин. В ходе проверки установлено, что на административной территории селения расположены 4 артезианских скважины Кизлярского месторождения пресных подземных вод, эксплуатирующихся для хозяйственно-питьевого водоснабжения без лицензии на право пользования недрами. Платежи за пользование недрами в целях добычи пресных подземных вод муниципальное образование также не осуществляет.
Данный факт зафиксирован в акте проверки от 11.08.2006 N 02/5-03. Одновременно вынесено предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды N 02/5-01 от 11.08.2006.
В связи с выявленным нарушением управление произвело расчет убытков в соответствии с главой 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации с применением пятикратного повышающего коэффициента на общую сумму 97090 рублей. Поскольку муниципальное образование в добровольном порядке предъявленную сумму не уплатило, управление обратилось с суд с заявлением о ее принудительном взыскании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговые ставки водного налога при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования установлены пунктом 1 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 2 названной статьи при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 данной статьи.
Согласно пункту 3 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта. Данная правовая норма не содержит положения о том, что ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения применяется только при наличии у налогоплательщика водного налога соответствующей лицензии. Также отсутствует указание законодателя на увеличение в пятикратном размере налоговой ставки водного налога при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования для водоснабжения населения.
Таким образом, ставка водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды при заборе воды из водных объектов с целью водоснабжения населения применяется независимо от наличия у налогоплательщика лицензии и также при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования.
Вывод суда об отсутствии у муниципального образования обязанности уплачивать водный налог со ссылкой на то, что артезианские скважины не находятся на балансе заинтересованного лица, нельзя признать достаточно обоснованным.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения водным налогом признается забор воды из водных объектов.
Суд указал, что вода из скважин используется только для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан. Вместе с тем из акта проверки от 11.08.2006 N 02/5-01 следует, что забор воды селением "Александрийский" осуществляется с целью обеспечения населения и предприятий в хозяйственно-питьевом водоснабжении; артезианские скважины находятся на территории муниципального образования. Суд не дал оценку всем материалам проверки, не установил, кем непосредственно и на какие цели используется вода из скважин. Вывод о том, что скважины не находятся на балансе заинтересованного лица, также недостаточно подтвержден материалами дела.
Поскольку суд не установил в полной мере обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. При новом рассмотрении дела суду следует принять решение на основе полного и всестороннего исследования доказательств и с учетом доводов сторон.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.12.2006 по делу N А15-1525/2006 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)