Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 4 апреля 2006 года Дело N А38-5571-17/481-2005
Закрытое акционерное общество (далее по тексту - ЗАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Марий Эл (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) от 22.08.2005 N 155 в части доначисления налога на землю в сумме 168249 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Медведевского района Республики Марий Эл и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Марий Эл в лице территориального отдела по городу Йошкар-Оле.
Решением суда от 12.12.2005 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Инспекция не согласилась с принятым по делу судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой (с учетом уточнения).
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил положения Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О плате за землю", Закона Республики Марий Эл "О плате за землю"; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Он указывает на то, что земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, но не являются сельскохозяйственными угодьями, поэтому Общество при исчислении земельного налога за 2005 год за пользование спорными земельными участками должно было применять ставку, установленную решением Медведевского районного собрания Республики Марий Эл от 24.12.2004, для категории "земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью)".
Представитель налогового органа доводы, приведенные в кассационной жалобе, поддержал в судебном заседании.
ЗАО в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании против доводов Инспекции возразили, считают решение суда законным и обоснованным.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили; отзывы на жалобу в суд не представили.
Законность принятого Арбитражным судом Республики Марий Эл решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной 30.06.2005 ЗАО налоговой декларации по налогу на землю за 2005 год и установила неуплату налога в сумме 169334 рублей, в том числе вследствие неправомерного применения в отношении земель, занятых постройками, ставки земельного налога, установленной для сельхозугодий, расположенных вне черты населенных пунктов, в размере 41,17 рубля за гектар.
По результатам проверки руководитель Инспекции вынес решение от 22.08.2005 N 155, в котором указал на то, что в отношении названных земель должна быть применена ставка, установленная для земель, занятых постройками предприятия в границах сельских населенных пунктов, в размере 6272,64 рубля за гектар, и доначислил Обществу земельный налог в сумме 169334 рублей.
ЗАО частично не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Республики Марий Эл руководствовался статьями 1, 3, 4 Закона Российской Федерации "О плате за землю"; статьями 1, 4 Закона Республики Марий Эл "О плате за землю"; пунктами 6, 7 статьи 3, пунктом 2 статьи 53, пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации; статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации; решением Медведевского районного собрания от 24.12.2004. Суд пришел к выводу о неправомерном доначислении налоговым органом Обществу земельного налога за пользование спорными земельными участками с использованием ставки, применяемой для земель в границах сельских населенных пунктов.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год (статья 3 названного Закона).
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам.
В пункте 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Ставки земельного налога по Медведевскому району Республики Марий Эл на 2005 год установлены решением Медведевского районного собрания от 24.12.2004. В названном решении, в частности, определено, что ставки земельного налога составляют:
- на сельхозугодия вне черты населенных пунктов: средняя по району (сельхозугодья) - 41 рубль 17 копеек за гектар, пашня - 45 рублей 49 копеек за гектар, многолетние насаждения - 69 рублей 98 копеек за гектар, сенокосы - 24 рубля 50 копеек за гектар, пастбища - 20 рублей 99 копеек за гектар, земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью) - 5227 рублей 20 копеек за гектар;
- в поселках Медведево и Краснооктябрьский: жилье предприятий - 6272 рубля 64 копейки за гектар, постройки территорий предприятий - 25047 рублей за гектар;
- в границах населенных пунктов (жилье, постройки, территории предприятий) - 6272 рубля 64 копейки за гектар.
В рассматриваемом случае спор возник по ставкам земельного налога на земельные участки, переданные на основании постановлений администрации Медведевского района ЗАО в бессрочное пользование (общей площадью 27 гектар) и расположенные вне черты населенных пунктов, под объектами недвижимости (зданиями, строениями, сооружениями), используемыми для производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации данные земли входят в состав земель сельскохозяйственного назначения.
Факт использования ЗАО земельных участков именно вне черты населенных пунктов и для нужд сельского хозяйства налоговым органом не оспаривается.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильные выводы о том, что при исчислении налога на землю в отношении используемых ЗАО "Марийское" земельных участков не могут быть применены ставки земельного налога, определенные для земель, расположенных в границах сельских населенных пунктов, и, соответственно о неправомерном доначислении налоговым органом Обществу земельного налога за 2005 год исходя из ставки налога в размере 6272 рублей 64 копеек за гектар.
Доводы заявителя жалобы о том, что в отношении спорных земельных участков должна применяться ставка, установленная решением Медведевского районного собрания Республики Марий Эл от 24.12.2004 для категории "земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью)", во внимание не принимаются, так как в данном случае суд проверяет законность оспариваемого решения Инспекции, согласно которому доначисление Обществу земельного налога произведено исходя из ставки, установленной для земель, расположенных в границах сельских населенных пунктов.
С учетом изложенного Арбитражный суд Республики Марий Эл правильно применил нормы материального права; не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 12.12.2005 по делу N А38-5571-17/481-2005 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 04.04.2006 ПО ДЕЛУ N А38-5571-17/481-2005
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 4 апреля 2006 года Дело N А38-5571-17/481-2005
Закрытое акционерное общество (далее по тексту - ЗАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Марий Эл (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) от 22.08.2005 N 155 в части доначисления налога на землю в сумме 168249 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Медведевского района Республики Марий Эл и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Марий Эл в лице территориального отдела по городу Йошкар-Оле.
Решением суда от 12.12.2005 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Инспекция не согласилась с принятым по делу судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой (с учетом уточнения).
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил положения Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О плате за землю", Закона Республики Марий Эл "О плате за землю"; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Он указывает на то, что земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, но не являются сельскохозяйственными угодьями, поэтому Общество при исчислении земельного налога за 2005 год за пользование спорными земельными участками должно было применять ставку, установленную решением Медведевского районного собрания Республики Марий Эл от 24.12.2004, для категории "земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью)".
Представитель налогового органа доводы, приведенные в кассационной жалобе, поддержал в судебном заседании.
ЗАО в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании против доводов Инспекции возразили, считают решение суда законным и обоснованным.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили; отзывы на жалобу в суд не представили.
Законность принятого Арбитражным судом Республики Марий Эл решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной 30.06.2005 ЗАО налоговой декларации по налогу на землю за 2005 год и установила неуплату налога в сумме 169334 рублей, в том числе вследствие неправомерного применения в отношении земель, занятых постройками, ставки земельного налога, установленной для сельхозугодий, расположенных вне черты населенных пунктов, в размере 41,17 рубля за гектар.
По результатам проверки руководитель Инспекции вынес решение от 22.08.2005 N 155, в котором указал на то, что в отношении названных земель должна быть применена ставка, установленная для земель, занятых постройками предприятия в границах сельских населенных пунктов, в размере 6272,64 рубля за гектар, и доначислил Обществу земельный налог в сумме 169334 рублей.
ЗАО частично не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Республики Марий Эл руководствовался статьями 1, 3, 4 Закона Российской Федерации "О плате за землю"; статьями 1, 4 Закона Республики Марий Эл "О плате за землю"; пунктами 6, 7 статьи 3, пунктом 2 статьи 53, пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации; статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации; решением Медведевского районного собрания от 24.12.2004. Суд пришел к выводу о неправомерном доначислении налоговым органом Обществу земельного налога за пользование спорными земельными участками с использованием ставки, применяемой для земель в границах сельских населенных пунктов.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год (статья 3 названного Закона).
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам.
В пункте 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Ставки земельного налога по Медведевскому району Республики Марий Эл на 2005 год установлены решением Медведевского районного собрания от 24.12.2004. В названном решении, в частности, определено, что ставки земельного налога составляют:
- на сельхозугодия вне черты населенных пунктов: средняя по району (сельхозугодья) - 41 рубль 17 копеек за гектар, пашня - 45 рублей 49 копеек за гектар, многолетние насаждения - 69 рублей 98 копеек за гектар, сенокосы - 24 рубля 50 копеек за гектар, пастбища - 20 рублей 99 копеек за гектар, земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью) - 5227 рублей 20 копеек за гектар;
- в поселках Медведево и Краснооктябрьский: жилье предприятий - 6272 рубля 64 копейки за гектар, постройки территорий предприятий - 25047 рублей за гектар;
- в границах населенных пунктов (жилье, постройки, территории предприятий) - 6272 рубля 64 копейки за гектар.
В рассматриваемом случае спор возник по ставкам земельного налога на земельные участки, переданные на основании постановлений администрации Медведевского района ЗАО в бессрочное пользование (общей площадью 27 гектар) и расположенные вне черты населенных пунктов, под объектами недвижимости (зданиями, строениями, сооружениями), используемыми для производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации данные земли входят в состав земель сельскохозяйственного назначения.
Факт использования ЗАО земельных участков именно вне черты населенных пунктов и для нужд сельского хозяйства налоговым органом не оспаривается.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильные выводы о том, что при исчислении налога на землю в отношении используемых ЗАО "Марийское" земельных участков не могут быть применены ставки земельного налога, определенные для земель, расположенных в границах сельских населенных пунктов, и, соответственно о неправомерном доначислении налоговым органом Обществу земельного налога за 2005 год исходя из ставки налога в размере 6272 рублей 64 копеек за гектар.
Доводы заявителя жалобы о том, что в отношении спорных земельных участков должна применяться ставка, установленная решением Медведевского районного собрания Республики Марий Эл от 24.12.2004 для категории "земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью)", во внимание не принимаются, так как в данном случае суд проверяет законность оспариваемого решения Инспекции, согласно которому доначисление Обществу земельного налога произведено исходя из ставки, установленной для земель, расположенных в границах сельских населенных пунктов.
С учетом изложенного Арбитражный суд Республики Марий Эл правильно применил нормы материального права; не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 12.12.2005 по делу N А38-5571-17/481-2005 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)