Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 21 декабря 2005 года Дело N А42-9267/04-17
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Абакумовой И.Д., Шевченко А.В., при участии от открытого акционерного общества "Апатит" Кельманзон И.А. (доверенность от 12.05.2005 N 2/210), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области Обухова А.Ю. (доверенность от 17.03.2005 N 01-14-41-07/1689), рассмотрев 20.12.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.03.2005 (судья Сигаева Т.К.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2005 (судьи Шульга Л.А., Згурская М.Л., Фокина Е.А.) по делу N А42-9267/04-17,
Открытое акционерное общество "Апатит" (далее - ОАО "Апатит", общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (преобразована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области, далее - инспекция) от 28.07.2004 N 31 о привлечении общества к налоговой ответственности в виде взыскания 1195501 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), требования от 06.08.2004 N 132 об уплате 9690409 руб. налога на добычу полезных ископаемых и 406598 руб. 73 коп. пеней.
Решением суда от 05.03.2005, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2005, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на то, что представление ОАО "Апатит" в инспекцию отдельной налоговой декларации по каждому виду полезного ископаемого неправомерно. Кроме того, общество не определило ни долю добытого полезного ископаемого в общем количестве всех добытых полезных ископаемых, ни сумму расходов по его добыче пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых.
В отзыве на кассационную жалобу общество, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель общества - доводы отзыва.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество 28.04.05 представило в инспекцию уточненные декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за январь, май, июнь, декабрь 2003 года и I - IV кварталы 2002 года по апатит-нефелиновой руде и хибиниту.
По итогам камеральной проверки решением налогового органа от 28.07.2004 N 31 общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 1195501 руб. штрафа. Данным решением обществу также начислено к уплате 9690409 руб. налога на добычу полезных ископаемых и 406598 руб. 73 коп. пеней.
Требованием от 06.08.2004 N 132 инспекция предложила обществу уплатить соответствующие суммы налога и пеней.
Основанием для вынесения оспариваемого решения и требования послужил вывод налогового органа о нарушении обществом положений пункта 4 статьи 340 НК РФ и Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, утвержденной приказом Министерства налоговой службы Российской Федерации от 13.08.2002 N БГ-3-21/433 (далее - Инструкция). По мнению инспекции, общество в нарушение статьи 345 НК РФ и Инструкции неправомерно определило налоговую базу и исчислило сумму налога по каждому виду полезного ископаемого в отдельности. Налогоплательщик по итогам налогового периода обязан представить одну налоговую декларацию по всем видам добытых полезных ископаемых, для чего должен привести количество добытой апатит-нефелиновой руды, измеряемой в тоннах, и хибинита, измеряемого в кубических метрах, к единой единице измерения. При этом расчетную стоимость единицы добытого полезного ископаемого за декабрь 2003 года следует определять с учетом фактических потерь при добыче апатит-нефелиновой руды только за декабрь 2003 года.
Общество обжаловало данные ненормативные акты в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что требования инспекции противоречат положениям главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд также не установил нарушений ОАО "Апатит" порядка распределения расходов при определении налоговой базы и исчислении суммы названного налога.
Кассационная инстанция считает выводы судебных инстанций правомерными.
Как следует из пункта 1 статьи 336 НК РФ, объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0 процентов.
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
По пункту 3 статьи 339 НК РФ фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором производилось его измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
При этом пунктом 30 Методических рекомендаций по применению главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добычу полезных ископаемых", утвержденных приказом Министерства налоговой службы России от 02.04.2002 N БГ-3-21/170, предписано, что количество добытого полезного ископаемого определяется по данным геолого-маркшейдерского учета, а также учета, ведущегося в соответствии с отраслевыми методическими указаниями по учету добычи полезного ископаемого.
Постановлением Гостехнадзора Российской Федерации от 10.12.1998 N 76 утверждены Методические указания по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами. Согласно данным указаниям учет добычи и потерь полезных ископаемых осуществляется в соответствии с установленным порядком ведения геолого-маркшейдерского учета запасов полезных ископаемых и отражается в формах государственного федерального статистического наблюдения, заполняемых по итогам года. Учет добычи и потерь твердых полезных ископаемых ведется по данным маркшейдерских замеров объемов (массы) и геологического опробования полезных ископаемых по каждой выемочной единице (пласту, лаве, блоку, уступу, залежи и пр.), осуществляемых не реже одного раза в год геолого-маркшейдерской службой пользователя недр.
Согласно статье 341 НК РФ налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых является календарный месяц.
Судом установлено и инспекцией не оспаривается, что общество фактические потери полезного ископаемого измерило в декабре.
При таких обстоятельствах правомерен вывод судебных инстанций о том, что расчет суммы фактических потерь полезного ископаемого пропорционально удельному весу количества добытого полезного ископаемого за месяц в общем количестве добытых полезных ископаемых за весь год произведен с нарушением положений Налогового кодекса Российской Федерации, а также нормативных документов органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за недропользованием.
Пунктом 1 статьи 338 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.
В соответствии с пунктом 1 статьи 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Согласно пункту 4 статьи 338 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому, определяемому в соответствии со статьей 337 Кодекса. При этом в отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке (пункт 5 названной статьи).
Согласно пункту 2 статьи 343 НК РФ сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.
Судом установлено и инспекцией не оспаривается, что полезные ископаемые добывались заявителем на обособленных участках недр. Количество добытого хибинита общество определяет прямым методом, а апатит-нефелиновой руды - косвенным методом. По каждому виду добытого полезного ископаемого общество определяет сумму расходов, непосредственно связанных с его добычей, и относит расходы на стоимость добычи также по каждому виду полезных ископаемых. При этом косвенные расходы, произведенные в течение соответствующего налогового периода и опосредованно связанные с добычей, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых в общей сумме прямых расходов налогоплательщика.
С учетом изложенного суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о незаконности требования инспекции о переводе обществом всех добытых из обособленных участков недр полезных ископаемых к единой единице измерения как противоречащего положениям главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылка налогового органа на Инструкции от 29.12.2003 N БГ-3-27/727 и от 13.08.2002 N БГ-3-21/433 обоснованно отклонена обеими судебными инстанциями, поскольку нормативными актами не установлен способ перевода различных видов полезных ископаемых к единой единице измерения, а данная Инструкция не относится к актам законодательства о налогах и сборах.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.03.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2005 по делу N А42-9267/04-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 21.12.2005 N А42-9267/04-17
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2005 года Дело N А42-9267/04-17
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Абакумовой И.Д., Шевченко А.В., при участии от открытого акционерного общества "Апатит" Кельманзон И.А. (доверенность от 12.05.2005 N 2/210), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области Обухова А.Ю. (доверенность от 17.03.2005 N 01-14-41-07/1689), рассмотрев 20.12.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.03.2005 (судья Сигаева Т.К.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2005 (судьи Шульга Л.А., Згурская М.Л., Фокина Е.А.) по делу N А42-9267/04-17,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Апатит" (далее - ОАО "Апатит", общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (преобразована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области, далее - инспекция) от 28.07.2004 N 31 о привлечении общества к налоговой ответственности в виде взыскания 1195501 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), требования от 06.08.2004 N 132 об уплате 9690409 руб. налога на добычу полезных ископаемых и 406598 руб. 73 коп. пеней.
Решением суда от 05.03.2005, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2005, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на то, что представление ОАО "Апатит" в инспекцию отдельной налоговой декларации по каждому виду полезного ископаемого неправомерно. Кроме того, общество не определило ни долю добытого полезного ископаемого в общем количестве всех добытых полезных ископаемых, ни сумму расходов по его добыче пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых.
В отзыве на кассационную жалобу общество, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель общества - доводы отзыва.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество 28.04.05 представило в инспекцию уточненные декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за январь, май, июнь, декабрь 2003 года и I - IV кварталы 2002 года по апатит-нефелиновой руде и хибиниту.
По итогам камеральной проверки решением налогового органа от 28.07.2004 N 31 общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 1195501 руб. штрафа. Данным решением обществу также начислено к уплате 9690409 руб. налога на добычу полезных ископаемых и 406598 руб. 73 коп. пеней.
Требованием от 06.08.2004 N 132 инспекция предложила обществу уплатить соответствующие суммы налога и пеней.
Основанием для вынесения оспариваемого решения и требования послужил вывод налогового органа о нарушении обществом положений пункта 4 статьи 340 НК РФ и Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, утвержденной приказом Министерства налоговой службы Российской Федерации от 13.08.2002 N БГ-3-21/433 (далее - Инструкция). По мнению инспекции, общество в нарушение статьи 345 НК РФ и Инструкции неправомерно определило налоговую базу и исчислило сумму налога по каждому виду полезного ископаемого в отдельности. Налогоплательщик по итогам налогового периода обязан представить одну налоговую декларацию по всем видам добытых полезных ископаемых, для чего должен привести количество добытой апатит-нефелиновой руды, измеряемой в тоннах, и хибинита, измеряемого в кубических метрах, к единой единице измерения. При этом расчетную стоимость единицы добытого полезного ископаемого за декабрь 2003 года следует определять с учетом фактических потерь при добыче апатит-нефелиновой руды только за декабрь 2003 года.
Общество обжаловало данные ненормативные акты в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что требования инспекции противоречат положениям главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд также не установил нарушений ОАО "Апатит" порядка распределения расходов при определении налоговой базы и исчислении суммы названного налога.
Кассационная инстанция считает выводы судебных инстанций правомерными.
Как следует из пункта 1 статьи 336 НК РФ, объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0 процентов.
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
По пункту 3 статьи 339 НК РФ фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором производилось его измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
При этом пунктом 30 Методических рекомендаций по применению главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добычу полезных ископаемых", утвержденных приказом Министерства налоговой службы России от 02.04.2002 N БГ-3-21/170, предписано, что количество добытого полезного ископаемого определяется по данным геолого-маркшейдерского учета, а также учета, ведущегося в соответствии с отраслевыми методическими указаниями по учету добычи полезного ископаемого.
Постановлением Гостехнадзора Российской Федерации от 10.12.1998 N 76 утверждены Методические указания по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами. Согласно данным указаниям учет добычи и потерь полезных ископаемых осуществляется в соответствии с установленным порядком ведения геолого-маркшейдерского учета запасов полезных ископаемых и отражается в формах государственного федерального статистического наблюдения, заполняемых по итогам года. Учет добычи и потерь твердых полезных ископаемых ведется по данным маркшейдерских замеров объемов (массы) и геологического опробования полезных ископаемых по каждой выемочной единице (пласту, лаве, блоку, уступу, залежи и пр.), осуществляемых не реже одного раза в год геолого-маркшейдерской службой пользователя недр.
Согласно статье 341 НК РФ налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых является календарный месяц.
Судом установлено и инспекцией не оспаривается, что общество фактические потери полезного ископаемого измерило в декабре.
При таких обстоятельствах правомерен вывод судебных инстанций о том, что расчет суммы фактических потерь полезного ископаемого пропорционально удельному весу количества добытого полезного ископаемого за месяц в общем количестве добытых полезных ископаемых за весь год произведен с нарушением положений Налогового кодекса Российской Федерации, а также нормативных документов органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за недропользованием.
Пунктом 1 статьи 338 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.
В соответствии с пунктом 1 статьи 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Согласно пункту 4 статьи 338 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому, определяемому в соответствии со статьей 337 Кодекса. При этом в отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке (пункт 5 названной статьи).
Согласно пункту 2 статьи 343 НК РФ сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.
Судом установлено и инспекцией не оспаривается, что полезные ископаемые добывались заявителем на обособленных участках недр. Количество добытого хибинита общество определяет прямым методом, а апатит-нефелиновой руды - косвенным методом. По каждому виду добытого полезного ископаемого общество определяет сумму расходов, непосредственно связанных с его добычей, и относит расходы на стоимость добычи также по каждому виду полезных ископаемых. При этом косвенные расходы, произведенные в течение соответствующего налогового периода и опосредованно связанные с добычей, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых в общей сумме прямых расходов налогоплательщика.
С учетом изложенного суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о незаконности требования инспекции о переводе обществом всех добытых из обособленных участков недр полезных ископаемых к единой единице измерения как противоречащего положениям главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылка налогового органа на Инструкции от 29.12.2003 N БГ-3-27/727 и от 13.08.2002 N БГ-3-21/433 обоснованно отклонена обеими судебными инстанциями, поскольку нормативными актами не установлен способ перевода различных видов полезных ископаемых к единой единице измерения, а данная Инструкция не относится к актам законодательства о налогах и сборах.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.03.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2005 по делу N А42-9267/04-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий
ЗУБАРЕВА Н.А.
Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
ШЕВЧЕНКО А.В.
ЗУБАРЕВА Н.А.
Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
ШЕВЧЕНКО А.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)