Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2009 г.
В полном объеме постановление изготовлено 07 июля 2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей Свиридовой С.Б.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фефеловой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 26.03.2009 г. по делу N А35-8925/08-С26 (судья Д.В. Лымарь), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройтрансгаз-агро" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области о признании незаконным решения N 916 от 24.09.2008 г.
при участии в судебном заседании:
от налогового органа: Ольховиковой Е.А. - начальника юридического отдела по доверенности N 1 от 22.02.2008 г.,
от налогоплательщика: Чекрышова Э.Н., представителя по доверенности от 15.05.2009 г.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройтрансгаз-агро" (далее - общество "Стройтрансгаз-агро", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области (далее - инспекция, налоговый орган) N 916 от 24.09.2008 г. "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя".
Решением Арбитражного суда Курской области от 26.03.2009 г. заявленные требования налогоплательщика удовлетворены, оспариваемое решение инспекции N 916 от 24.09.2008 г. признано незаконным.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, инспекция обратилась с настоящей апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на отсутствие нарушения установленной процедуры принудительного взыскания задолженности по налогам и пеням.
При этом инспекция указывает, что до принятия оспариваемого решения о взыскании налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика-организации налоговым органом было обращено взыскание на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках путем принятия соответствующих решений.
В связи с тем, что инспекция располагала данными об остатках денежных средств лишь на одном из имеющихся у общества расчетных счетов, инкассовые поручения были выставлены только к этому счету.
Вместе с тем, поскольку одновременно были приостановлены расходные операции по всем другим счетам налогоплательщика, инспекция считает, что ею были приняты исчерпывающие меры по взысканию недоимки по налогам и пеням за счет денежных средств налогоплательщика, и, так как из-за недостаточности денежных средств у налогоплательщика они не привели к погашению задолженности, инспекция правомерно перешла к осуществлению следующей процедуры взыскания - обращение взыскания на иное имущество налогоплательщика.
По мнению инспекции, факт недостаточности на счетах налогоплательщика денежных средств подтвердился в процессе рассмотрения спора судом, что свидетельствует об обоснованности ее действий по обращению взыскания на иное имущество налогоплательщика и о законности принятия решения N 916 от 24.09.2008 г. в порядке статьи 47 Налогового кодекса.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Стройтрансгаз-агро" возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение Арбитражного суда Курской области законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей налогового органа и налогоплательщика, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене исходя из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, обществом "Стройтрангаз-агро" были представлены в налоговый орган налоговые декларации за 2 квартал 2008 г., в том числе: по налогу на имущество организаций с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет, в размере 2 751 934 руб., по транспортному налогу с суммой, подлежащей уплате в бюджет - 266 233 руб., по земельному налогу с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет - 115 руб. 00 коп.
Так как в установленные налоговым законодательством сроки указанные суммы налогов не были уплачены налогоплательщиком в бюджет, на суммы имеющейся задолженности инспекцией были начислены пени в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе за несвоевременную уплату налога на имущество организаций - 9 861 руб. 10 коп., транспортного налога - 7 354 руб. 49 коп., земельного налога - 24 коп.
В адрес налогоплательщика инспекцией были направлены требование N 42985 от 14.08.2008 г. на уплату 266 233 руб. транспортного налога с организаций, а также 7 354 руб. 49 коп. пени, начисленных за просрочку его уплаты, со сроком исполнения до 04.09.2008 г., и требование N 42986 от 14.08.2008 г. на уплату 73 руб. земельного налога (с учетом переплаты по данному налогу в сумме 42 руб.) и 24 коп. пени за просрочку его уплаты, 2 751 934 руб. налога на имущество организаций и 9 861 руб. 10 коп. пени за просрочку его уплаты, в срок до 04.09.2008 г.
В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налоговых платежей в сроки, установленные в требованиях N 42985 от 14.08.2008 г. и N 42986 от 14.08.2008 г., налоговым органом были приняты решения от 15.09.2008 г. N 1340 "О взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации в банках" и N 1339 от 15.09.2008 г. "О взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации в банках".
В соответствии с указанными решениями инспекцией выставлены инкассовые поручения N 3789 от 15.09.2008 г. на сумму 7 354 руб. 49 коп. (пени по транспортному налогу), N 3790 от 15.09.2008 г. на сумму 266 233 руб. 00 коп. (транспортный налог), N 3791 от 15.09.2008 г. на сумму 9 861 руб. 10 коп. (пени по налогу на имущество), N 3792 от 15.09.2008 г. на сумму 2 751 934 руб. (налог на имущество) и N 3793 от 15.09.2008 г. на сумму 0 руб. 24 коп. (пени по земельному налогу) к расчетному счету налогоплательщика N 40702810342000000030, открытому в Курском филиале ОАО Банк ВТБ.
Для обеспечения исполнения решения о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств налогоплательщика налоговый орган одновременно с решением от 15.09.2008 г. N 1340 принял решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках:
- в отношении расчетного счета N 40702810432021000145 в Курском филиале ОАО "РОССЕЛЬХОЗБАНК" - N 2575 от 15.09.2008 г.,
- в отношении расчетного счета N 40702810400090000107 в ОАО "Русь-Банк" - N 2577 от 15.09.2008 г.,
- в отношении расчетного счета N 40702810342000000030 в Курском филиале ОАО Банк ВТБ - N 2578 от 15.09.2008 г.,
- в отношении расчетного счета N 40702810600000000504 в ООО "Первый Чешско-Российский Банк" - N 2579 от 15.09.2008 г.
В связи с недостаточностью денежных средств на расчетном счете общества "Стройтрансгаз-агро" N 40702810342000000030, открытом в Курском филиале ОАО Банк ВТБ, в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом было принято решение от 24.09.2008 г. N 916 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика - организации на общую сумму 3 035 382 руб. 83 ком., в том числе: 3 018 167 руб. налогов (266 233 руб. транспортного налога и 2 7511 934 руб. налога на имущество организаций) и 17 215 руб. 83 коп. пени (7 354 руб. 49 коп. по транспортному налогу, 9 861 руб. 10 коп. по налогу на имущество организаций, 0 руб. 24 коп. по земельному налогу).
При этом действие выставленных инкассовых поручений к счету N 40702810342000000030 в Курском филиале ОАО Банк ВТБ было приостановлено решением от 25.09.2008 г. N 1031.
Полагая, что решение от 24.09.2008 г. N 916 принято с нарушением процедуры принудительного взыскания задолженности, установленной налоговым законодательством, и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, общество "Стройтрансгаз-агро" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В обоснование заявленных требований налогоплательщик ссылался на то, что при применении мер взыскания налогов и пеней за счет имущества налоговым органом не были отозваны из банка выставленные им инкассовые поручения на взыскание тех же сумм налогов и пеней за счет денежных средств налогоплательщика, т.е. имеет место двойное взыскание, а также на то, что ему не были направлены в установленном порядке требования об уплате налогов и решения, принятые на основании статей 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Рассматривая заявленные требования, суд отклонил доводы налогоплательщика о применении к нему процедуры двойного взыскания с налогов и о несоблюдении налоговым органом порядка направления актов, принимаемых в связи с возбуждением процедуры принудительного взыскания задолженностей по налогам и пеням.
В то же время, суд пришел к выводу о том, что налоговым органом полностью не были исчерпаны возможности взыскания задолженности за счет денежных средств налогоплательщика, так как инкассовые поручения на основании решения, принятого в порядке статьи 47 Налогового кодекса, были выставлены им не ко всем имеющимся у налогоплательщика счетам в банках. Данное обстоятельство явилось основанием удовлетворения требований налогоплательщика.
Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод Арбитражного суда Курской области не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, а также действующим положениям налогового законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Пеня является на основании статьи 72 Налогового кодекса способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 Налогового кодекса).
Согласно пункту 6 статьи 75 Налогового кодекса принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок бесспорного взыскания неуплаченных налогов (сборов, пени) с налогоплательщика.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках (пункт 1 статьи 46 Налогового кодекса).
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 46 Налогового кодекса).
Согласно пунктам 4, 5 статьи 46 Налогового кодекса поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.
Пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса предусмотрено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 Кодекса.
На основании пункта 8 статьи 46 Налогового кодекса при взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Порядок осуществления взыскания налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика регламентируется положениями статьи 47 Налогового кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Из анализа приведенных норм следует, что взыскание недоимки с организаций в принудительном порядке представляет систему последовательных обязательных действий налоговых органов, направленных на недопустимость изъятия имущества должника при наличии иных способов погашения недоимки, в том числе за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
При этом право налогового органа на обращение взыскания на имущество должника обусловлено недостаточностью или отсутствием денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или отсутствием у налогового органа информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Таким образом, указывая на такой критерий обращения взыскания на иное имущество должника, как недостаточность или отсутствие денежных средств на счетах налогоплательщика, законодатель возлагает на налоговые органы обязанность по выставлению инкассовых поручений не ко всем имеющимся у налогоплательщика счетам, а лишь к тем, денежный остаток или движение денежных средств по которым предполагает возможность исполнения выставленных к ним инкассовых поручений.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом области, на момент принятия налоговым органом решения об обращении взыскания на денежные средства налогоплательщика от 15.09.2008 г. N 1340 общество с ограниченной ответственностью "Стройтрансгаз-агро" имело следующие открытые в банках счета:
- - расчетный счет N 40702810400090000107 в Курском филиале ОАО "Русь-Банк";
- - расчетный счет N 40702810833290100118 в Курском ОСБ N 8596;
- - расчетный счет N 40702810630000000029 в КБ "Юниаструм банк";
- - расчетный счет N 40702810432021000145 в Курском филиале ОАО "РОССЕЛЬХОЗБАНК";
- - расчетный счет N 40702810600000000504 в ООО "Первый Чешско-Российский Банк";
- - расчетный счет N 40702810342000000030 в Курском филиале ОАО Банк ВТБ;
- - ссудный счет N 45206810332020000145 в Курском филиале ОАО "РОССЕЛЬХОЗБАНК".
На момент принятия решения о взыскании задолженности по налогам и пеням за счет иного имущества налогоплательщика от 24.09.2008 г. N 916, как это усматривается из "Сведений об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях", расчетный счет N 40702810630000000029 в КБ "Юниаструм банк" был закрыт (дата закрытия - 18.09.2008 г.)
Из ответов кредитных учреждений на запросы суда, направленные в процессе рассмотрения дела, следует, что по состоянию на 24.09.2008 г. остатки денежных средств на расчетных счетах общества с ограниченной ответственностью "Стройтрансгаз-агро" N 40702810400090000107 в ОАО "Русь-Банк" (письмо N 66.01-10/802 от 06.03.2009 г.), N 40702810432021000145 в Курском филиале ОАО "РОССЕЛЬХОЗБАНК" (письмо N 032-15-108/1554 от 11.03.2009 г.), N 40702810600000000504 в ООО "Первый Чешско-Российский Банк" (письмо N 11-01/16/724 от 17.03.2009 г.), а также на ссудном счете N 45206810332020000145 в Курском филиале ОАО "РОССЕЛЬХОЗБАНК" (письмо N 032-15-108/1555 от 11.03.2009 г.) составлял 0 руб.
В соответствии с ответом Курского филиала ОАО Банк ВТБ N 1110/742103 от 10.03.2009 г., по состоянию на 24.09.2008 г. остаток денежных средств на расчетном счете общества "Стройтрансгаз-агро" N 40702810342000000030 составлял 10 723 руб. 08 коп.
Из письма Курского отделения N 8596 Сбербанка России N 01-10/3813 следует, что по состоянию на 24.09.2008 г. остаток денежных средств по счету N 40702810833290100118 общества "Стройтрансгаз-агро" составлял 610 466 руб. 31 коп.
Из изложенного следует, что на момент принятия оспариваемого налогоплательщиком решения от 25.09.2008 г. N 916 у налогоплательщика не имелось достаточных денежных средств для выполнения обязанности по уплате земельного и транспортного налогов за 2 квартал 2008 г. за счет денежных средств.
Доказательств обратного, а именно, наличия достаточных денежных средств на счетах организации для погашения указанной задолженности по налоговым платежам, в материалы дела налогоплательщиком не представлено.
Сам факт наличия взыскиваемой задолженности по налогам в сумме 3 018 167 руб. и пени в сумме 17 215 руб. 83 коп. обществом не оспаривается.
Следовательно, принимая решение от 25.09.2008 г. N 916 налоговый орган не нарушил действующий порядок обращения взыскания на имущество налогоплательщика и не ущемил имущественных прав налогоплательщика.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым также отметить следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления (пункт 4 статьи 47 Налогового кодекса).
При этом, в силу пункта 5 статьи 47 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ) взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:
1) наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса;
2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
3) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
4) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
5) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
6) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Изложенный порядок обращения взыскания на имущество налогоплательщика исключает возможность нарушения его прав на исполнение налоговых обязанностей за счет имеющихся у него денежных средств на стадии возбуждения исполнительного производства, следовательно, его довод о нарушении этих прав принятием налоговым органом оспариваемого решения не основан на нормах налогового законодательства.
Статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации установлено право каждого лица обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, основаниями для признания ненормативного акта налогового органа недействительным являются несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов налогоплательщика.
Поскольку в рассматриваемом случае решение об обращении взыскания на имущество налогоплательщика было принято налоговым органом с соблюдением норм налогового законодательства и оно не нарушает прав налогоплательщика, установленных налоговым законодательством, суд апелляционной инстанции считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований налогоплательщика о признании незаконным решения инспекции N 916 от 24.09.2008 г. о взыскании налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика-организации.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Курской области от 26.03.2009 г. по настоящему делу - отмене.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, а также принимая во внимание, что в силу статьи 333.37 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции относятся на налогоплательщика.
В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в связи с рассмотрением настоящей апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей подлежит взысканию с общества с ограниченной ответственностью "Стройтрансгаз-агро" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 112, 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Курской области от 26.03.2009 г. по делу N А35-8925/08-С26 отменить.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Стройтрансгаз-агро" о признании незаконным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области N 916 от 24.09.2008 г. "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Стройтрансгаз-агро", ИНН 4625004158, находящегося по адресу: 307100 Курская область, г. Фатеж, ул. Загородняя, д. 70, в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.07.2009 ПО ДЕЛУ N А35-8925/08-С26
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2009 г. по делу N А35-8925/08-С26
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2009 г.
В полном объеме постановление изготовлено 07 июля 2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей Свиридовой С.Б.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фефеловой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 26.03.2009 г. по делу N А35-8925/08-С26 (судья Д.В. Лымарь), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройтрансгаз-агро" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области о признании незаконным решения N 916 от 24.09.2008 г.
при участии в судебном заседании:
от налогового органа: Ольховиковой Е.А. - начальника юридического отдела по доверенности N 1 от 22.02.2008 г.,
от налогоплательщика: Чекрышова Э.Н., представителя по доверенности от 15.05.2009 г.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройтрансгаз-агро" (далее - общество "Стройтрансгаз-агро", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области (далее - инспекция, налоговый орган) N 916 от 24.09.2008 г. "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя".
Решением Арбитражного суда Курской области от 26.03.2009 г. заявленные требования налогоплательщика удовлетворены, оспариваемое решение инспекции N 916 от 24.09.2008 г. признано незаконным.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, инспекция обратилась с настоящей апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на отсутствие нарушения установленной процедуры принудительного взыскания задолженности по налогам и пеням.
При этом инспекция указывает, что до принятия оспариваемого решения о взыскании налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика-организации налоговым органом было обращено взыскание на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках путем принятия соответствующих решений.
В связи с тем, что инспекция располагала данными об остатках денежных средств лишь на одном из имеющихся у общества расчетных счетов, инкассовые поручения были выставлены только к этому счету.
Вместе с тем, поскольку одновременно были приостановлены расходные операции по всем другим счетам налогоплательщика, инспекция считает, что ею были приняты исчерпывающие меры по взысканию недоимки по налогам и пеням за счет денежных средств налогоплательщика, и, так как из-за недостаточности денежных средств у налогоплательщика они не привели к погашению задолженности, инспекция правомерно перешла к осуществлению следующей процедуры взыскания - обращение взыскания на иное имущество налогоплательщика.
По мнению инспекции, факт недостаточности на счетах налогоплательщика денежных средств подтвердился в процессе рассмотрения спора судом, что свидетельствует об обоснованности ее действий по обращению взыскания на иное имущество налогоплательщика и о законности принятия решения N 916 от 24.09.2008 г. в порядке статьи 47 Налогового кодекса.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Стройтрансгаз-агро" возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение Арбитражного суда Курской области законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей налогового органа и налогоплательщика, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене исходя из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, обществом "Стройтрангаз-агро" были представлены в налоговый орган налоговые декларации за 2 квартал 2008 г., в том числе: по налогу на имущество организаций с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет, в размере 2 751 934 руб., по транспортному налогу с суммой, подлежащей уплате в бюджет - 266 233 руб., по земельному налогу с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет - 115 руб. 00 коп.
Так как в установленные налоговым законодательством сроки указанные суммы налогов не были уплачены налогоплательщиком в бюджет, на суммы имеющейся задолженности инспекцией были начислены пени в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе за несвоевременную уплату налога на имущество организаций - 9 861 руб. 10 коп., транспортного налога - 7 354 руб. 49 коп., земельного налога - 24 коп.
В адрес налогоплательщика инспекцией были направлены требование N 42985 от 14.08.2008 г. на уплату 266 233 руб. транспортного налога с организаций, а также 7 354 руб. 49 коп. пени, начисленных за просрочку его уплаты, со сроком исполнения до 04.09.2008 г., и требование N 42986 от 14.08.2008 г. на уплату 73 руб. земельного налога (с учетом переплаты по данному налогу в сумме 42 руб.) и 24 коп. пени за просрочку его уплаты, 2 751 934 руб. налога на имущество организаций и 9 861 руб. 10 коп. пени за просрочку его уплаты, в срок до 04.09.2008 г.
В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налоговых платежей в сроки, установленные в требованиях N 42985 от 14.08.2008 г. и N 42986 от 14.08.2008 г., налоговым органом были приняты решения от 15.09.2008 г. N 1340 "О взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации в банках" и N 1339 от 15.09.2008 г. "О взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации в банках".
В соответствии с указанными решениями инспекцией выставлены инкассовые поручения N 3789 от 15.09.2008 г. на сумму 7 354 руб. 49 коп. (пени по транспортному налогу), N 3790 от 15.09.2008 г. на сумму 266 233 руб. 00 коп. (транспортный налог), N 3791 от 15.09.2008 г. на сумму 9 861 руб. 10 коп. (пени по налогу на имущество), N 3792 от 15.09.2008 г. на сумму 2 751 934 руб. (налог на имущество) и N 3793 от 15.09.2008 г. на сумму 0 руб. 24 коп. (пени по земельному налогу) к расчетному счету налогоплательщика N 40702810342000000030, открытому в Курском филиале ОАО Банк ВТБ.
Для обеспечения исполнения решения о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств налогоплательщика налоговый орган одновременно с решением от 15.09.2008 г. N 1340 принял решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках:
- в отношении расчетного счета N 40702810432021000145 в Курском филиале ОАО "РОССЕЛЬХОЗБАНК" - N 2575 от 15.09.2008 г.,
- в отношении расчетного счета N 40702810400090000107 в ОАО "Русь-Банк" - N 2577 от 15.09.2008 г.,
- в отношении расчетного счета N 40702810342000000030 в Курском филиале ОАО Банк ВТБ - N 2578 от 15.09.2008 г.,
- в отношении расчетного счета N 40702810600000000504 в ООО "Первый Чешско-Российский Банк" - N 2579 от 15.09.2008 г.
В связи с недостаточностью денежных средств на расчетном счете общества "Стройтрансгаз-агро" N 40702810342000000030, открытом в Курском филиале ОАО Банк ВТБ, в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом было принято решение от 24.09.2008 г. N 916 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика - организации на общую сумму 3 035 382 руб. 83 ком., в том числе: 3 018 167 руб. налогов (266 233 руб. транспортного налога и 2 7511 934 руб. налога на имущество организаций) и 17 215 руб. 83 коп. пени (7 354 руб. 49 коп. по транспортному налогу, 9 861 руб. 10 коп. по налогу на имущество организаций, 0 руб. 24 коп. по земельному налогу).
При этом действие выставленных инкассовых поручений к счету N 40702810342000000030 в Курском филиале ОАО Банк ВТБ было приостановлено решением от 25.09.2008 г. N 1031.
Полагая, что решение от 24.09.2008 г. N 916 принято с нарушением процедуры принудительного взыскания задолженности, установленной налоговым законодательством, и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, общество "Стройтрансгаз-агро" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В обоснование заявленных требований налогоплательщик ссылался на то, что при применении мер взыскания налогов и пеней за счет имущества налоговым органом не были отозваны из банка выставленные им инкассовые поручения на взыскание тех же сумм налогов и пеней за счет денежных средств налогоплательщика, т.е. имеет место двойное взыскание, а также на то, что ему не были направлены в установленном порядке требования об уплате налогов и решения, принятые на основании статей 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Рассматривая заявленные требования, суд отклонил доводы налогоплательщика о применении к нему процедуры двойного взыскания с налогов и о несоблюдении налоговым органом порядка направления актов, принимаемых в связи с возбуждением процедуры принудительного взыскания задолженностей по налогам и пеням.
В то же время, суд пришел к выводу о том, что налоговым органом полностью не были исчерпаны возможности взыскания задолженности за счет денежных средств налогоплательщика, так как инкассовые поручения на основании решения, принятого в порядке статьи 47 Налогового кодекса, были выставлены им не ко всем имеющимся у налогоплательщика счетам в банках. Данное обстоятельство явилось основанием удовлетворения требований налогоплательщика.
Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод Арбитражного суда Курской области не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, а также действующим положениям налогового законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Пеня является на основании статьи 72 Налогового кодекса способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 Налогового кодекса).
Согласно пункту 6 статьи 75 Налогового кодекса принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок бесспорного взыскания неуплаченных налогов (сборов, пени) с налогоплательщика.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках (пункт 1 статьи 46 Налогового кодекса).
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 46 Налогового кодекса).
Согласно пунктам 4, 5 статьи 46 Налогового кодекса поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.
Пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса предусмотрено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 Кодекса.
На основании пункта 8 статьи 46 Налогового кодекса при взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Порядок осуществления взыскания налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика регламентируется положениями статьи 47 Налогового кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Из анализа приведенных норм следует, что взыскание недоимки с организаций в принудительном порядке представляет систему последовательных обязательных действий налоговых органов, направленных на недопустимость изъятия имущества должника при наличии иных способов погашения недоимки, в том числе за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
При этом право налогового органа на обращение взыскания на имущество должника обусловлено недостаточностью или отсутствием денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или отсутствием у налогового органа информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Таким образом, указывая на такой критерий обращения взыскания на иное имущество должника, как недостаточность или отсутствие денежных средств на счетах налогоплательщика, законодатель возлагает на налоговые органы обязанность по выставлению инкассовых поручений не ко всем имеющимся у налогоплательщика счетам, а лишь к тем, денежный остаток или движение денежных средств по которым предполагает возможность исполнения выставленных к ним инкассовых поручений.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом области, на момент принятия налоговым органом решения об обращении взыскания на денежные средства налогоплательщика от 15.09.2008 г. N 1340 общество с ограниченной ответственностью "Стройтрансгаз-агро" имело следующие открытые в банках счета:
- - расчетный счет N 40702810400090000107 в Курском филиале ОАО "Русь-Банк";
- - расчетный счет N 40702810833290100118 в Курском ОСБ N 8596;
- - расчетный счет N 40702810630000000029 в КБ "Юниаструм банк";
- - расчетный счет N 40702810432021000145 в Курском филиале ОАО "РОССЕЛЬХОЗБАНК";
- - расчетный счет N 40702810600000000504 в ООО "Первый Чешско-Российский Банк";
- - расчетный счет N 40702810342000000030 в Курском филиале ОАО Банк ВТБ;
- - ссудный счет N 45206810332020000145 в Курском филиале ОАО "РОССЕЛЬХОЗБАНК".
На момент принятия решения о взыскании задолженности по налогам и пеням за счет иного имущества налогоплательщика от 24.09.2008 г. N 916, как это усматривается из "Сведений об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях", расчетный счет N 40702810630000000029 в КБ "Юниаструм банк" был закрыт (дата закрытия - 18.09.2008 г.)
Из ответов кредитных учреждений на запросы суда, направленные в процессе рассмотрения дела, следует, что по состоянию на 24.09.2008 г. остатки денежных средств на расчетных счетах общества с ограниченной ответственностью "Стройтрансгаз-агро" N 40702810400090000107 в ОАО "Русь-Банк" (письмо N 66.01-10/802 от 06.03.2009 г.), N 40702810432021000145 в Курском филиале ОАО "РОССЕЛЬХОЗБАНК" (письмо N 032-15-108/1554 от 11.03.2009 г.), N 40702810600000000504 в ООО "Первый Чешско-Российский Банк" (письмо N 11-01/16/724 от 17.03.2009 г.), а также на ссудном счете N 45206810332020000145 в Курском филиале ОАО "РОССЕЛЬХОЗБАНК" (письмо N 032-15-108/1555 от 11.03.2009 г.) составлял 0 руб.
В соответствии с ответом Курского филиала ОАО Банк ВТБ N 1110/742103 от 10.03.2009 г., по состоянию на 24.09.2008 г. остаток денежных средств на расчетном счете общества "Стройтрансгаз-агро" N 40702810342000000030 составлял 10 723 руб. 08 коп.
Из письма Курского отделения N 8596 Сбербанка России N 01-10/3813 следует, что по состоянию на 24.09.2008 г. остаток денежных средств по счету N 40702810833290100118 общества "Стройтрансгаз-агро" составлял 610 466 руб. 31 коп.
Из изложенного следует, что на момент принятия оспариваемого налогоплательщиком решения от 25.09.2008 г. N 916 у налогоплательщика не имелось достаточных денежных средств для выполнения обязанности по уплате земельного и транспортного налогов за 2 квартал 2008 г. за счет денежных средств.
Доказательств обратного, а именно, наличия достаточных денежных средств на счетах организации для погашения указанной задолженности по налоговым платежам, в материалы дела налогоплательщиком не представлено.
Сам факт наличия взыскиваемой задолженности по налогам в сумме 3 018 167 руб. и пени в сумме 17 215 руб. 83 коп. обществом не оспаривается.
Следовательно, принимая решение от 25.09.2008 г. N 916 налоговый орган не нарушил действующий порядок обращения взыскания на имущество налогоплательщика и не ущемил имущественных прав налогоплательщика.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым также отметить следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления (пункт 4 статьи 47 Налогового кодекса).
При этом, в силу пункта 5 статьи 47 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ) взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:
1) наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса;
2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
3) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
4) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
5) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
6) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Изложенный порядок обращения взыскания на имущество налогоплательщика исключает возможность нарушения его прав на исполнение налоговых обязанностей за счет имеющихся у него денежных средств на стадии возбуждения исполнительного производства, следовательно, его довод о нарушении этих прав принятием налоговым органом оспариваемого решения не основан на нормах налогового законодательства.
Статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации установлено право каждого лица обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, основаниями для признания ненормативного акта налогового органа недействительным являются несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов налогоплательщика.
Поскольку в рассматриваемом случае решение об обращении взыскания на имущество налогоплательщика было принято налоговым органом с соблюдением норм налогового законодательства и оно не нарушает прав налогоплательщика, установленных налоговым законодательством, суд апелляционной инстанции считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований налогоплательщика о признании незаконным решения инспекции N 916 от 24.09.2008 г. о взыскании налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика-организации.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Курской области от 26.03.2009 г. по настоящему делу - отмене.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, а также принимая во внимание, что в силу статьи 333.37 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции относятся на налогоплательщика.
В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в связи с рассмотрением настоящей апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей подлежит взысканию с общества с ограниченной ответственностью "Стройтрансгаз-агро" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 112, 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Курской области от 26.03.2009 г. по делу N А35-8925/08-С26 отменить.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Стройтрансгаз-агро" о признании незаконным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области N 916 от 24.09.2008 г. "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Стройтрансгаз-агро", ИНН 4625004158, находящегося по адресу: 307100 Курская область, г. Фатеж, ул. Загородняя, д. 70, в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья:
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи:
С.Б.СВИРИДОВА
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
С.Б.СВИРИДОВА
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)