Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 30.03.2005 N Ф08-1114/2005-465А

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 30 марта 2005 года Дело N Ф08-1114/2005-465А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - закрытого акционерного общества "Агрофирма "Солнечная", представителей от заинтересованных лиц - Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснодарскому краю, в отсутствие Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю, надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Агрофирма "Солнечная" на решение от 8 октября 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 27 декабря 2004 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-21530/2004-51/574, установил следующее.
ЗАО "Агрофирма "Солнечная" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения УМНС по Краснодарскому краю от 25.05.2004 N 2.18-31-5.
Решением от 8 октября 2004 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27 декабря 2004 года, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что общество в нарушение действующего законодательства при расчете земельного налога неверно применяло ставки земельного налога к землям сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования, не учитывало установленные федеральным законодательством коэффициенты индексации к ставкам земельного налога.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой на решение и постановление апелляционной инстанции, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявления. Заявитель считает, что суд применил статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 8 Закона РСФСР "О плате за землю", не подлежащие применению к спорным правоотношениям: Земельный кодекс Российской Федерации вступил в силу с 30.10.2001, когда общество уже исполнило обязанность по уплате земельного налога за 2001 г.; к землям несельскохозяйственного использования, занятым внутрихозяйственными дорогами и постройками и не подлежащим налогообложению, применены ставки налога, утвержденные для земель несельскохозяйственного назначения. Из письма комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Краснодарскому краю от 19.03.2004 N 48/1782-01.3/1 нельзя определить, что относится к землям сельскохозяйственного использования, землям несельскохозяйственного использования, землям несельскохозяйственного назначения, 596 га земель сельскохозяйственного использования находится за пределами города, поэтому к ним не может быть применена двукратная ставка налога за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской черты. Поправочный коэффициент на климатические условия 1,05 согласно статье 6 Закона Краснодарского края от 06.12.97 N 57-КЗ "О плате за землю в Краснодарском крае" не подлежит применению к многолетним насаждениям и пастбищам.
УМНС по Краснодарскому краю представила отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители УМНС по Краснодарскому краю в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены судебных актов ввиду следующего.
На основании Государственного акта на право пользования землей N 332 от 29.01.1991, выданного исполнительным комитетом Краснодарского городского Совета народных депутатов, ЗАО агрофирме "Солнечная" предоставлена в бессрочное пользование земля для сельскохозяйственного использования площадью 2718,24 га.
УМНС по Краснодарскому краю по результатам повторной выездной налоговой проверки общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты земельного налога за период с 01.01.2001 по 01.01.2002 установила неполную уплату земельного налога за 2001 г. в результате занижения налога на 2282237 рублей 27 копеек, в том числе 2209960 рублей 36 копеек - за земли несельскохозяйственного использования и 72276 рублей 91 копейку - за земли сельскохозяйственного использования.
По данному факту налоговый орган составил акт от 08.04.2004 N 2.18-31-1дсп и принял решение от 25.05.2004 N 2.18-31-5 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога в виде 456447 рублей 45 копеек штрафа. Данным решением заявителю также начислено 2282237 рублей 27 копеек недоимки и 1532543 рубля пени по земельному налогу.

В силу статьи 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2 для всех категорий земель. В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом 1,2. Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Из приведенных норм следует, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, понимается ставка, установленная местными представительными органами власти, увеличенная на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
В связи с тем, что при расчете ставки налога налогоплательщик не применил коэффициенты индексации, установленные действующими нормами федерального законодательства, налоговый орган обоснованно начислил налог с применением данных коэффициентов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. В рассматриваемом случае таким актом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Данный закон для целей налогообложения выделяет две категории земель: земли сельскохозяйственного назначения и земли несельскохозяйственного назначения. В свою очередь, земли сельскохозяйственного назначения разделяются на сельхозугодья (ставки земельного налога, на которые устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ) и земельные участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота (статьи 5, 6 Закона).
В составе земель несельскохозяйственного назначения выделяются городские (поселковые) земли.
В статье 8 того же Закона предусмотрено, что налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблица 1, 2, 3) к данному Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
Налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества.
Довод кассационной жалобы о том, что Земельный кодекс РСФСР, действовавший в период существования спорных налоговых отношений, не устанавливал ограничения на размещение земель сельскохозяйственного назначения в пределах населенного пункта, не основан на толковании норм Земельного кодекса РСФСР, поскольку последний выделял в составе земель городов (поселений) только одну категорию земель, используемую для целей ведения сельского хозяйства, - земли сельскохозяйственного использования.
Границы и отнесение земель по зонам регламентированы решением городской Думы г. Краснодара от 24.10.96 N 40.
Из имеющейся в деле копии письма отдела по г. Краснодару комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Краснодарскому краю от 19.03.2004 N 48/1782-01.3/1 следует, что за обществом по состоянию на 01.01.2002 числились земли в оценочных зонах III-25 и VI-54 г. Краснодара.
При доначислении земельного налога за 2001 г. налоговый орган правомерно руководствовался ставками налога, установленными решением городской Думы г. Краснодара от 24.10.96 N 40 "Об утверждении ставок земельного налога в г. Краснодаре" для зон градостроительной ценности г. Краснодара.
Суд обоснованно отклонил довод общества о наличии у него земель за пределами г. Краснодара. Иные доводы кассационной жалобы излагались ранее в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов, принятых по делу (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не усматривается.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 8 октября 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 27 декабря 2004 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-21530/2004-51/574 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 30 марта 2005 года Дело N Ф08-1114/2005-465А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - закрытого акционерного общества "Агрофирма "Солнечная", представителей от заинтересованных лиц - Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснодарскому краю, в отсутствие Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю, надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Агрофирма "Солнечная" на решение от 8 октября 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 27 декабря 2004 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-21530/2004-51/574, установил следующее.
ЗАО "Агрофирма "Солнечная" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения УМНС по Краснодарскому краю от 25.05.2004 N 2.18-31-5.
Решением от 8 октября 2004 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27 декабря 2004 года, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что общество в нарушение действующего законодательства при расчете земельного налога неверно применяло ставки земельного налога к землям сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования, не учитывало установленные федеральным законодательством коэффициенты индексации к ставкам земельного налога.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой на решение и постановление апелляционной инстанции, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявления. Заявитель считает, что суд применил статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 8 Закона РСФСР "О плате за землю", не подлежащие применению к спорным правоотношениям: Земельный кодекс Российской Федерации вступил в силу с 30.10.2001, когда общество уже исполнило обязанность по уплате земельного налога за 2001 г.; к землям несельскохозяйственного использования, занятым внутрихозяйственными дорогами и постройками и не подлежащим налогообложению, применены ставки налога, утвержденные для земель несельскохозяйственного назначения. Из письма комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Краснодарскому краю от 19.03.2004 N 48/1782-01.3/1 нельзя определить, что относится к землям сельскохозяйственного использования, землям несельскохозяйственного использования, землям несельскохозяйственного назначения, 596 га земель сельскохозяйственного использования находится за пределами города, поэтому к ним не может быть применена двукратная ставка налога за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской черты. Поправочный коэффициент на климатические условия 1,05 согласно статье 6 Закона Краснодарского края от 06.12.97 N 57-КЗ "О плате за землю в Краснодарском крае" не подлежит применению к многолетним насаждениям и пастбищам.
УМНС по Краснодарскому краю представила отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители УМНС по Краснодарскому краю в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены судебных актов ввиду следующего.
На основании Государственного акта на право пользования землей N 332 от 29.01.1991, выданного исполнительным комитетом Краснодарского городского Совета народных депутатов, ЗАО агрофирме "Солнечная" предоставлена в бессрочное пользование земля для сельскохозяйственного использования площадью 2718,24 га.
УМНС по Краснодарскому краю по результатам повторной выездной налоговой проверки общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты земельного налога за период с 01.01.2001 по 01.01.2002 установила неполную уплату земельного налога за 2001 г. в результате занижения налога на 2282237 рублей 27 копеек, в том числе 2209960 рублей 36 копеек - за земли несельскохозяйственного использования и 72276 рублей 91 копейку - за земли сельскохозяйственного использования.
По данному факту налоговый орган составил акт от 08.04.2004 N 2.18-31-1дсп и принял решение от 25.05.2004 N 2.18-31-5 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога в виде 456447 рублей 45 копеек штрафа. Данным решением заявителю также начислено 2282237 рублей 27 копеек недоимки и 1532543 рубля пени по земельному налогу.

В силу статьи 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2 для всех категорий земель. В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом 1,2. Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Из приведенных норм следует, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, понимается ставка, установленная местными представительными органами власти, увеличенная на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
В связи с тем, что при расчете ставки налога налогоплательщик не применил коэффициенты индексации, установленные действующими нормами федерального законодательства, налоговый орган обоснованно начислил налог с применением данных коэффициентов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. В рассматриваемом случае таким актом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Данный закон для целей налогообложения выделяет две категории земель: земли сельскохозяйственного назначения и земли несельскохозяйственного назначения. В свою очередь, земли сельскохозяйственного назначения разделяются на сельхозугодья (ставки земельного налога, на которые устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ) и земельные участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота (статьи 5, 6 Закона).
В составе земель несельскохозяйственного назначения выделяются городские (поселковые) земли.
В статье 8 того же Закона предусмотрено, что налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблица 1, 2, 3) к данному Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
Налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества.
Довод кассационной жалобы о том, что Земельный кодекс РСФСР, действовавший в период существования спорных налоговых отношений, не устанавливал ограничения на размещение земель сельскохозяйственного назначения в пределах населенного пункта, не основан на толковании норм Земельного кодекса РСФСР, поскольку последний выделял в составе земель городов (поселений) только одну категорию земель, используемую для целей ведения сельского хозяйства, - земли сельскохозяйственного использования.
Границы и отнесение земель по зонам регламентированы решением городской Думы г. Краснодара от 24.10.96 N 40.
Из имеющейся в деле копии письма отдела по г. Краснодару комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Краснодарскому краю от 19.03.2004 N 48/1782-01.3/1 следует, что за обществом по состоянию на 01.01.2002 числились земли в оценочных зонах III-25 и VI-54 г. Краснодара.
При доначислении земельного налога за 2001 г. налоговый орган правомерно руководствовался ставками налога, установленными решением городской Думы г. Краснодара от 24.10.96 N 40 "Об утверждении ставок земельного налога в г. Краснодаре" для зон градостроительной ценности г. Краснодара.
Суд обоснованно отклонил довод общества о наличии у него земель за пределами г. Краснодара. Иные доводы кассационной жалобы излагались ранее в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов, принятых по делу (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не усматривается.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 8 октября 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 27 декабря 2004 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-21530/2004-51/574 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)