Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 31.10.2006, 08.11.2006 ПО ДЕЛУ N А40-59221/06-99-252

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


31 октября 2006 г. Дело N А40-59221/06-99-252

Резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2006 года.
Решение в полном объеме изготовлено 08 ноября 2006 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе: судьи: К., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению: ОАО "Газпром" к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании недействительным решения от 10.08.2006 N 205 и требования от 14.08.2006 N 249, при участии: от заявителя: Г. дов. от 23.05.2006 N 01/0400-248д, паспорт N 45 05 957971 от 26.05.2003; И., дов. от 12.10.2005 N 01/0400-500д, паспорт N 45 05 640226 от 05.04.2003, от ответчика: О. дов. от 21.06.2006 N 53-04-13/010378, уд. УР N 178033 от 06.06.2006
УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Газпром" (далее - общество, заявитель) просит признать недействительным решение Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее - Инспекция, налоговый орган) от 10.08.2006 N 205 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым обществу отказано в уменьшении налогооблагаемой базы по акцизу на сумму операций по реализации дочерним газотранспортным и газодобывающим обществам природного газа на их собственные нужды в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, на общую сумму 487291460 руб. и доначислено 73093719 руб. налога.
Также общество просит признать недействительным требование об уплате налога от 14.08.2006 N 249, направленное обществом на основании вышеназванного решения.




В обоснование своих требований общество указало, что оспариваемые ненормативные акты приняты с нарушением норм налогового законодательства. Общество считает, что оно правомерно, в соответствии с п. 10 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции, действовавшей до 01.01.2004, и статьей 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ исключило из налогообложения операции по реализации природного газа на собственные технологические нужды.
Инспекция возразила против требования по основаниям, изложенным в оспариваемом решении и отзыве. Обосновывая отказ в применении режима освобождения от налогообложения акцизом природного газа, использованного на собственные технологические нужды, Инспекция сослалась на то, что единственным критерием для освобождения от уплаты акциза по указанным нормативам по природному газу, добытому до 01.01.2004 и реализуемого в 2004 - 2006 гг., законодательством установлен только факт наличия утвержденных нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды. Поскольку такие нормативы на 2004, 2005 и 2006 годы не утверждены, оснований для применения не режима освобождения от налогообложения акцизом указанного природного газа в январе 2006 г. не имеется.
Указанная позиция как рекомендуемая для использования налоговыми органами изложена в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16.01.2006 N 03-07-01-02/1.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации на подакцизное минеральное сырье (природный газ) за январь 2006 года, поданной обществом 12.05.2006, по строке 160 которой заявлены операции по реализации дочерним газотранспортным и газодобывающим обществам природного газа на их собственные нужды в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, на общую сумму 487291460 руб.
По результатам проверки Инспекцией принято решение от 10.08.2006 N 205, которым обществу отказано в уменьшении налогооблагаемой базы по акцизу на сумму указанных операций и доначислено 73093719 руб. акциза.
Исследовав доводы налогового органа, изложенные в решении и отзыве, суд считает, что решение Инспекции нельзя признать соответствующим действующему законодательству.
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ) в главу 22 Кодекса внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.01.2004 операции с природным газом, добытым, начиная с указанной даты, не подлежат обложению акцизом.
В соответствии со статьей 8 Закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ, по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу указанного Закона (01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2004.
Согласно пункту 2 статьи 181 и статье 182 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2004) природный газ признавался подакцизным минеральным сырьем, операции с которым подлежали обложением акцизом. При этом в соответствии с пунктом 10 статьи 183 Кодекса операциями, не подлежащими налогообложению, до 01.01.2004 являлось использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 22.01.2001 N 45 "О порядке утверждения нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды", согласно которому нормативы использования природного газа собственные технологические нужды утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В соответствии с указанным порядком Министерством энергетики Российской Федерации изданы Приказы от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60, которыми утверждены нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями ОАО "Газпром" природного газа на собственные технологические нужды 2.
Элементами налогообложения являются объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а также, в необходимых случаях, налоговые льготы и порядок их применения (статья 17 Кодекса).
Статьей 8 Закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ установлено, что по природному газу, добытому до 01.01.2004, акциз исчисляется и уплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2004.
Это означает, что налогообложение объема природного газа, добытого до 01.01.2004 должно производиться с учетом всех вышеназванных элементов налогообложения и без каких-либо исключений.
Тем самым для указанных объемов газа законодательно установлен переходный период налогообложения (без определения срока его действия), в течение которого весь указанный газ, добытый, но не отгруженный и не реализованный к 01.01.2004, подлежит обложению в общем порядке.
Следовательно, исчисляя и уплачивая акциз в отношении добытого до 2004 г. природного газа, общество должно руководствоваться всеми действовавшими до указанного срока нормами, в том числе касающимися особенностей исчисления налогооблагаемой базы и исключения из нее операций, не подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 183 Кодекса.
Утверждение Инспекции о необходимости применения в переходный период (после 01.01.2004) к указанным объемам газа иного порядка обложения, нежели действующий до 01.01.2004, в т.ч. необходимости руководствоваться по вопросу о размере законодательно допустимых технологических потерь газа при его транспортировке, какими-либо иными актами, кроме действующих, основана на неправильном применении главы 22 Кодекса и Закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ.
Возложение на налогоплательщика обязанности платить акциз в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2004, с одновременным отказом в признании обоснованности применения режима освобождения от уплаты налога, предусмотренного этим же законодательством, является необоснованным и нарушает права и законные интересы заявителя как налогоплательщика.
Необоснованным является мнение налогового органа о том, что в 2004, 2005 и 2006 годах отсутствовали утвержденные нормативы использования природного газа для собственных технологических нужд.
Статьей 183 Кодекса в редакции, действовавшей до 01.01.2004, предусматривалось, что налогообложению не подлежит природный газ, использованный для собственных технологических нужд, в пределах нормативов, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом в данной норме Кодекса не предусмотрено условий, относящихся к порядку и срокам действия таких нормативов, полномочия по определению таких условий предоставлены Правительству РФ.
В Постановлении от 22.01.2001 N 45 Правительство РФ определило, что нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа для собственных технологических нужд утверждаются Министерством энергетики РФ по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ. Указанное Постановление Правительства не устанавливает сроков принятия таких нормативов, срока, в течение которого такие нормативы действуют, и налоговый период, в течение которого они могут быть применены налогоплательщиками. Названное Постановление Правительства не предусматривает также, что нормативы использования газа для собственных технологических нужд подлежат пересмотру через какое-либо время.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства России Министерство энергетики РФ издало Приказы от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60, которыми утвердило нормативы для газодобывающих и газотранспортных организаций ОАО "Газпром". В этих Приказах также не указало, что утвержденные нормативы действуют только в течение какого-либо конкретного периода либо подлежат обязательному пересмотру через какой-либо срок.
Таким образом, нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды, утвержденные названными выше Приказами Министерства энергетики РФ, установлены без указания на ограниченный срок их действия.
Поскольку нормативы утверждены на неопределенный срок и не были отменены, они действовали и подлежали применению в рассматриваемый налоговый период (январь 2006 г.).
В связи с изложенным, в любом случае факт неисполнения государственными органами исполнительной власти установленных законом обязанностей и не утверждение в периоды после 01.01.2004 нормативов, не может служить основанием для ограничения установленных Конституцией РФ и законодательством о налогах и сборах прав добросовестных налогоплательщиков.
К аналогичному выводу пришел и Конституционный Суд РФ в Определении от 04.03.1999 N 36-О, указав, что неисполнение Правительством РФ поручений законодателя не может являться основанием для нарушения прав, а соответствующие законодательные акты, предусматривающие льготу, в том числе при ее определенности, подлежат применению непосредственно.
Представители заявителя пояснили суду, что введение нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды обусловлено особенностями технологии передачи газа по магистральному трубопроводу, в ходе которой потребление газа происходит при работе газоперекачивающих агрегатов (газотурбинные компрессорные аппараты) дожимных компрессорных станций, обеспечивающих поддержание необходимого атмосферного давления (сжатия) для движения газа по магистральному трубопроводу. Указанные компрессорные станции установлены через каждые 90 - 150 км газопровода для компенсации потерь давления газа на предшествующем участке (компримирование).
В соответствии со Строительными нормами и правилами СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы", утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 газотурбинные агрегаты в составе компрессорных станций входят в состав магистральных газопроводов.
Следовательно, при наличии достоверных и достаточных данных об исключении налогоплательщиком из обложения операций по использованию газа на собственные технологические нужды, обусловленном технологией подготовки и транспортировки газа, ссылка налогового органа на не утверждение нормативов на 2004 и 2005 гг. в качестве основания для отказа в применении режима освобождения, установленного Федеральным законом, неправомерна.
Поэтому суд признает недействительным решение Инспекции и выставленное на основании этого решения требование об уплате налога.
Уплаченная заявителем при подаче заявления государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии с п. 5 ст. 333.40 Кодекса.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:

признать недействительными, не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 07.07.2003 N 117-ФЗ, решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 10.08.2006 N 205 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и требование об уплате налога по состоянию на 14.08.2006 N 249.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину 4000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)