Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.11.2010 ПО ДЕЛУ N А17-2862/2010

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2010 г. по делу N А17-2862/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2010 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Печенкиной Ю.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Гусарова А.Н. по доверенности от 17.09.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.08.2010 по делу N А17-2862/2010, принятое судом в составе судьи Голикова С.Н.,
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ивановской области
к Областному государственному образовательному учреждению начального профессионального образования профессиональный лицей N 4 г. Шуя,
третьи лица: Администрация городского округа Шуя,
Департамент управления имуществом Ивановской области,
Департамент финансов Ивановской области,
о взыскании 601 124 рублей 55 копеек земельного налога и пеней,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Ивановской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о взыскании с Областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея N 4 г. Шуя (далее - Учреждение) 561 034 рублей земельного налога за 2 квартал 2009 года и 40 090 рублей 55 копеек пеней, всего 601 124 рублей 55 копеек.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 11.08.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Инспекция не согласилась с принятым решением суда, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
По мнению Инспекции, Учреждение является плательщиком земельного налога, земельный участок принадлежал Учреждению в спорный период на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Учреждение представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения.
Третье лицо: Департамент управления имуществом Ивановской области в отзыве на апелляционную жалобу выразил согласие с решение суда.
Третьи лица: Администрация городского округа Шуя, Департамент финансов Ивановской области, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы и позицию по делу.
Учреждение, третьи лица надлежащим образом извещены о месте и времени слушания дела, представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленного Учреждением 20.10.2009 уточненного налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2009 года и установила, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика, отражена в размере 0 рублей; тогда как Учреждение является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 37:28:010101:1, принадлежащего Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет за 2 квартал 2009 года 561 034 рубля, которая Учреждением в бюджет не уплачена. Результаты проверки отражены в акте от 02.02.2010 N 131.
По результатам рассмотрения материалов проверки заместитель начальника Инспекции принял решение от 12.03.2010 N 48 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением Учреждению предложено уплатить 561 034 рубля земельного налога за 2 квартал 2009 года и 40 090 рублей 55 копеек пеней.
Инспекцией налогоплательщику направлено требование от 06.04.2010 N 366, в котором указанные суммы земельного налога и пеней предложено уплатить в срок до 26.04.2010.
Поскольку в установленный в требовании срок Учреждение не уплатило налог и пени, на основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Учреждения 561 034 рубля земельного налога за 2 квартал 2009 года и 40 090 рублей 55 копеек пеней.
Арбитражный суд Ивановской области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 8, пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" и исходил из того, что Учреждение утратило право собственности на земельный участок с 01.04.2009 и не является в отношении него плательщиком земельного налога.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции счел ее подлежащей удовлетворению.
Согласно статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Решением Шуйской городской Думы от 28.09.2005 N 89 "Об установлении земельного налога" на территории городского округа Шуя введен земельный налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним".
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 1 постановления Пленума от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснил, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего постановления, плательщиками земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Как видно из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному 16.12.2002 серии 37-ВВ N 073772 (лист дела 56), Учреждение обладает правом постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 37:28:010101:0001 для размещения учебного заведения.
Указанный земельный участок был предоставлен Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование на основании Постановления Главы города Шуи Ивановской области от 22.03.1999 N 260. Земельный участок предоставлялся площадью 117,06 га (согласно названному Постановлению и Свидетельству). Далее часть земельного участка была изъята у Учреждения. Постановлением Главы городского округа Шуя от 19.10.2007 N 2210 утверждена площадь земельного участка 1107887,0 кв. м с разрешенным использованием для размещения учебного заведения. Согласно выданной Учреждению Кадастровой выписке о земельном участке от 12.05.2008 N 28/08-1186 земельный участок, которым Учреждение обладает на праве постоянного (бессрочного) пользования, с кадастровым номером 37:28:010101:1 для размещения учебного заведения, имеет площадь 1107887,0 кв. м, его кадастровая стоимость составляет 149 609 060 рублей 50 копеек (удельный показатель кадастровой стоимости 135 рублей 04 копейки за 1 кв. м, что соответствует Постановлению Администрации Ивановской области от 27.12.2002 N 133-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Ивановской области").
01.04.2009 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о том, что собственником земельного участка с кадастровым номером 37:28:010101:1 является Ивановская область (лист дела 57). Основанием выдачи данного свидетельства указаны: Постановление Главы города Шуи Ивановской области от 22.03.1999 N 260 "О закреплении профессиональному лицею N 4 земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование" и пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В связи с установлением, что спорный земельный участок с кадастровым номером 37:28:010101:1 является собственностью Ивановской области, и выдачей 01.04.2009 указанного свидетельства (лист дела 57) право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 37:28:010101:1 у Учреждения не прекратилось. В данном случае отсутствует внесенная в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве постоянного (бессрочного) пользования иного лица на указанный земельный участок в спорный период.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в спорный период Учреждение указано как обладающее правом постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 37:28:010101:1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации данного права от 16.12.2002 серии 37-ВВ N 073772 (лист дела 56). Данное свидетельство утратило юридическую силу (погашено) после истечения спорного периода в связи с разделом указанного в нем земельного участка с кадастровым номером 37:28:010101:1 на три земельных участка, что видно из свидетельств о государственной регистрации права, выданных Учреждению 04.06.2010 (листы дела 58, 59) со ссылкой на документы основания: Постановление Главы города Шуи Ивановской области от 22.03.1999 N 260 "О закреплении профессиональному лицею N 4 земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование" и Распоряжение Департамента управления имуществом Ивановской области от 26.03.2010 N 203 "Об образовании земельных участков при разделе земельного участка с кадастровым номером 37:28:010101:1", и подтверждается письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области от 20.10.2010 N 668.
С заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 37:28:010101:1 Учреждение в спорный период не обращалось и право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 37:28:010101:1 у Учреждения в спорный период не прекратилось.
С учетом изложенного, оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Учреждение во 2 квартале 2009 года являлось плательщиком земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 37:28:010101:1; Инспекцией правильно определена налоговая база (кадастровая стоимость земельного участка (149 609 060 рублей 50 копеек) исходя из действительной площади земельного участка (1107887,0 кв. м) и утвержденной кадастровой стоимости за единицу площади - 1 кв. м (135 рубля 04 копейки), и сумма налога, подлежащая уплате Учреждением за 2 квартал 2009 года (561 034 рубля). Согласно выписке из лицевого счета налогоплательщика (лист дела 12) у Учреждения имелась недоимка по земельному налогу за 2 квартал 2009 года в сумме 561 034 рублей (уплаченная сумма земельного налога в размере 93 627 рублей (отраженном в первичном налоговом расчете за 2 квартал 2009 года) зачтена в счет погашения недоимки по земельному налогу за 1 квартал 2009 года). Также из материалов дела видно, что в соответствии с Решением Шуйской городской Думы от 28.09.2005 N 89 об установлении земельного налога на территории городского округа Шуя Учреждение не относится к лицам, освобожденным от уплаты земельного налога. Инспекцией правильно начислены Учреждению пени за неуплату земельного налога в размере 40 090 рублей 55 копеек; соблюдена процедура взыскания с Учреждения рассматриваемой недоимки по земельному налогу и пеней и срок обращения с заявлением о взыскании в арбитражный суд.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.08.2010 подлежит отмене, заявленные Инспекцией требования о взыскании с Учреждения 561 034 рублей земельного налога за 2 квартал 2009 года и 40 090 рублей 55 копеек пеней - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по заявлению и по апелляционной жалобе относится на Учреждение. Исходя из имущественного положения Учреждения, являющегося областным государственным учреждением образования, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости уменьшения размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с Учреждения в доход федерального бюджета, до 100 рублей по первой инстанции и до 50 рублей по апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.08.2010 по делу N А17-2862/2010 отменить и принять новый судебный акт.
Удовлетворить заявленные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Ивановской области требования.
Взыскать с Областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея N 4 г. Шуя в доход соответствующего бюджета 561 034 рубля земельного налога за 2 квартал 2009 года и 40 090 рублей 55 копеек пеней.
Взыскать с Областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея N 4 г. Шуя в доход федерального бюджета 100 рублей государственной пошлины по первой инстанции и 50 рублей государственной пошлины по апелляционной инстанции.
Исполнительные листы выдать Арбитражному суду Ивановской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Л.И.ЧЕРНЫХ
Судьи
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Т.В.ХОРОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)