Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 17 ноября 2003 г. Дело N А14-3239/03/162/28
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 11 по Воронежской области на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.08.2003 по делу N А14-3239/03/162/28,
ОАО "Откосинский меловой карьер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 11 по Воронежской области (далее - Инспекция) от 22.04.2003 N 36 (уточненные требования).
Решением суда от 11.08.2003 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новое.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей Общества, кассационная инстанция не усматривает основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, при проведении камеральной проверки декларации по НДС на 4 квартал 2002 года, представленной Обществом 20.01.2003 в Инспекцию, было выявлено, что истец в нарушение п. 3 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации не показал в декларации (строке 430) сумму НДС, уплаченных по принятым к учету товарам, включенным ранее в налоговые вычеты, и подлежащих восстановлению в бюджет в сумме 17908 руб.
По мнению налогового органа, поскольку часть приобретенных и оплаченных Обществом товаров в сумме 89540 руб. до перехода на упрощенную систему налогообложения не была использована для производства товаров, операции по реализации которых облагаются НДС, суммы НДС по ним - 17908 руб., ранее предъявленные к вычету, подлежат восстановлению в бюджет.
Решением Инспекции от 22.04.2003 N 36 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату суммы налога в результате невосстановления НДС на 01.01.2003 при переходе на упрощенную систему налогообложения - взыскание штрафа в размере 3582 руб. Обществу также предложено добровольно уплатить НДС в сумме 17908 руб. и пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 1026 руб.
Считая, что решение налогового органа не соответствует налоговому законодательству, Общество оспорило его в суде.
При принятии решения суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 163, п. 1 ст. 166, п. 1 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода и подлежит уменьшению на сумму вычетов, которая определяется также по итогам каждого налогового периода отдельно.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты (в числе прочих) НДС уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период. При этом в силу п. 1 ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год. В связи с этим при переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 налоговые периоды по всем налогам, исчисленным и уплаченным в 2002 году, считаются прекращенными. Одновременно с этим считаются прекращенными обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Кроме того, порядок исчисления и уплаты НДС, установленный гл. 21 НК РФ, не связывает возможность принятия его к зачету с порядком амортизации основных средств или МБП.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ. К такому исключению относится приобретение товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Если на момент приобретения товаров (работ, услуг) они использовались для указанных операций, независимо от срока такого использования, то последующее изменение режима налогообложения не может являться основанием для каких-либо перерасчетов НДС за истекшие налоговые периоды, поскольку это право не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Таким образом, обязанность по восстановлению сумм НДС в порядке, предусмотренном ст. 170 НК РФ, не может применяться к Обществу, перешедшему с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения, т.к. она возникла после внесения изменений в ст. 170 НК РФ Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ.
Поскольку Обществом были соблюдены требования п. 2 ст. 170 НК РФ, то это исключает для него наступление последствий, предусмотренных п. 3 ст. 170 НК РФ, следовательно, на момент принятия сумм налога к вычету ОАО "Откосинский меловой карьер" действовало правомерно.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.08.2002 по делу N А14-3239/03/162/28 оставить без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
от 17 ноября 2003 г. Дело N А14-3239/03/162/28
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 11 по Воронежской области на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.08.2003 по делу N А14-3239/03/162/28,
ОАО "Откосинский меловой карьер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 11 по Воронежской области (далее - Инспекция) от 22.04.2003 N 36 (уточненные требования).
Решением суда от 11.08.2003 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новое.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей Общества, кассационная инстанция не усматривает основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, при проведении камеральной проверки декларации по НДС на 4 квартал 2002 года, представленной Обществом 20.01.2003 в Инспекцию, было выявлено, что истец в нарушение п. 3 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации не показал в декларации (строке 430) сумму НДС, уплаченных по принятым к учету товарам, включенным ранее в налоговые вычеты, и подлежащих восстановлению в бюджет в сумме 17908 руб.
По мнению налогового органа, поскольку часть приобретенных и оплаченных Обществом товаров в сумме 89540 руб. до перехода на упрощенную систему налогообложения не была использована для производства товаров, операции по реализации которых облагаются НДС, суммы НДС по ним - 17908 руб., ранее предъявленные к вычету, подлежат восстановлению в бюджет.
Решением Инспекции от 22.04.2003 N 36 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату суммы налога в результате невосстановления НДС на 01.01.2003 при переходе на упрощенную систему налогообложения - взыскание штрафа в размере 3582 руб. Обществу также предложено добровольно уплатить НДС в сумме 17908 руб. и пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 1026 руб.
Считая, что решение налогового органа не соответствует налоговому законодательству, Общество оспорило его в суде.
При принятии решения суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 163, п. 1 ст. 166, п. 1 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода и подлежит уменьшению на сумму вычетов, которая определяется также по итогам каждого налогового периода отдельно.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты (в числе прочих) НДС уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период. При этом в силу п. 1 ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год. В связи с этим при переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 налоговые периоды по всем налогам, исчисленным и уплаченным в 2002 году, считаются прекращенными. Одновременно с этим считаются прекращенными обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Кроме того, порядок исчисления и уплаты НДС, установленный гл. 21 НК РФ, не связывает возможность принятия его к зачету с порядком амортизации основных средств или МБП.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ. К такому исключению относится приобретение товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Если на момент приобретения товаров (работ, услуг) они использовались для указанных операций, независимо от срока такого использования, то последующее изменение режима налогообложения не может являться основанием для каких-либо перерасчетов НДС за истекшие налоговые периоды, поскольку это право не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Таким образом, обязанность по восстановлению сумм НДС в порядке, предусмотренном ст. 170 НК РФ, не может применяться к Обществу, перешедшему с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения, т.к. она возникла после внесения изменений в ст. 170 НК РФ Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ.
Поскольку Обществом были соблюдены требования п. 2 ст. 170 НК РФ, то это исключает для него наступление последствий, предусмотренных п. 3 ст. 170 НК РФ, следовательно, на момент принятия сумм налога к вычету ОАО "Откосинский меловой карьер" действовало правомерно.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.08.2002 по делу N А14-3239/03/162/28 оставить без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 17.11.2003 N А14-3239/03/162/28
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 17 ноября 2003 г. Дело N А14-3239/03/162/28
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 11 по Воронежской области на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.08.2003 по делу N А14-3239/03/162/28,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Откосинский меловой карьер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 11 по Воронежской области (далее - Инспекция) от 22.04.2003 N 36 (уточненные требования).
Решением суда от 11.08.2003 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новое.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей Общества, кассационная инстанция не усматривает основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, при проведении камеральной проверки декларации по НДС на 4 квартал 2002 года, представленной Обществом 20.01.2003 в Инспекцию, было выявлено, что истец в нарушение п. 3 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации не показал в декларации (строке 430) сумму НДС, уплаченных по принятым к учету товарам, включенным ранее в налоговые вычеты, и подлежащих восстановлению в бюджет в сумме 17908 руб.
По мнению налогового органа, поскольку часть приобретенных и оплаченных Обществом товаров в сумме 89540 руб. до перехода на упрощенную систему налогообложения не была использована для производства товаров, операции по реализации которых облагаются НДС, суммы НДС по ним - 17908 руб., ранее предъявленные к вычету, подлежат восстановлению в бюджет.
Решением Инспекции от 22.04.2003 N 36 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату суммы налога в результате невосстановления НДС на 01.01.2003 при переходе на упрощенную систему налогообложения - взыскание штрафа в размере 3582 руб. Обществу также предложено добровольно уплатить НДС в сумме 17908 руб. и пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 1026 руб.
Считая, что решение налогового органа не соответствует налоговому законодательству, Общество оспорило его в суде.
При принятии решения суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 163, п. 1 ст. 166, п. 1 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода и подлежит уменьшению на сумму вычетов, которая определяется также по итогам каждого налогового периода отдельно.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты (в числе прочих) НДС уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период. При этом в силу п. 1 ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год. В связи с этим при переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 налоговые периоды по всем налогам, исчисленным и уплаченным в 2002 году, считаются прекращенными. Одновременно с этим считаются прекращенными обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Кроме того, порядок исчисления и уплаты НДС, установленный гл. 21 НК РФ, не связывает возможность принятия его к зачету с порядком амортизации основных средств или МБП.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ. К такому исключению относится приобретение товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Если на момент приобретения товаров (работ, услуг) они использовались для указанных операций, независимо от срока такого использования, то последующее изменение режима налогообложения не может являться основанием для каких-либо перерасчетов НДС за истекшие налоговые периоды, поскольку это право не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Таким образом, обязанность по восстановлению сумм НДС в порядке, предусмотренном ст. 170 НК РФ, не может применяться к Обществу, перешедшему с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения, т.к. она возникла после внесения изменений в ст. 170 НК РФ Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ.
Поскольку Обществом были соблюдены требования п. 2 ст. 170 НК РФ, то это исключает для него наступление последствий, предусмотренных п. 3 ст. 170 НК РФ, следовательно, на момент принятия сумм налога к вычету ОАО "Откосинский меловой карьер" действовало правомерно.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.08.2002 по делу N А14-3239/03/162/28 оставить без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 17 ноября 2003 г. Дело N А14-3239/03/162/28
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 11 по Воронежской области на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.08.2003 по делу N А14-3239/03/162/28,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Откосинский меловой карьер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 11 по Воронежской области (далее - Инспекция) от 22.04.2003 N 36 (уточненные требования).
Решением суда от 11.08.2003 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новое.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей Общества, кассационная инстанция не усматривает основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, при проведении камеральной проверки декларации по НДС на 4 квартал 2002 года, представленной Обществом 20.01.2003 в Инспекцию, было выявлено, что истец в нарушение п. 3 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации не показал в декларации (строке 430) сумму НДС, уплаченных по принятым к учету товарам, включенным ранее в налоговые вычеты, и подлежащих восстановлению в бюджет в сумме 17908 руб.
По мнению налогового органа, поскольку часть приобретенных и оплаченных Обществом товаров в сумме 89540 руб. до перехода на упрощенную систему налогообложения не была использована для производства товаров, операции по реализации которых облагаются НДС, суммы НДС по ним - 17908 руб., ранее предъявленные к вычету, подлежат восстановлению в бюджет.
Решением Инспекции от 22.04.2003 N 36 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату суммы налога в результате невосстановления НДС на 01.01.2003 при переходе на упрощенную систему налогообложения - взыскание штрафа в размере 3582 руб. Обществу также предложено добровольно уплатить НДС в сумме 17908 руб. и пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 1026 руб.
Считая, что решение налогового органа не соответствует налоговому законодательству, Общество оспорило его в суде.
При принятии решения суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 163, п. 1 ст. 166, п. 1 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода и подлежит уменьшению на сумму вычетов, которая определяется также по итогам каждого налогового периода отдельно.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты (в числе прочих) НДС уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период. При этом в силу п. 1 ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год. В связи с этим при переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 налоговые периоды по всем налогам, исчисленным и уплаченным в 2002 году, считаются прекращенными. Одновременно с этим считаются прекращенными обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Кроме того, порядок исчисления и уплаты НДС, установленный гл. 21 НК РФ, не связывает возможность принятия его к зачету с порядком амортизации основных средств или МБП.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ. К такому исключению относится приобретение товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Если на момент приобретения товаров (работ, услуг) они использовались для указанных операций, независимо от срока такого использования, то последующее изменение режима налогообложения не может являться основанием для каких-либо перерасчетов НДС за истекшие налоговые периоды, поскольку это право не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Таким образом, обязанность по восстановлению сумм НДС в порядке, предусмотренном ст. 170 НК РФ, не может применяться к Обществу, перешедшему с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения, т.к. она возникла после внесения изменений в ст. 170 НК РФ Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ.
Поскольку Обществом были соблюдены требования п. 2 ст. 170 НК РФ, то это исключает для него наступление последствий, предусмотренных п. 3 ст. 170 НК РФ, следовательно, на момент принятия сумм налога к вычету ОАО "Откосинский меловой карьер" действовало правомерно.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.08.2002 по делу N А14-3239/03/162/28 оставить без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)