Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16.06.2008
Полный текст постановления изготовлен 23.06.2008
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Н.В. Буяновой
судей С.И. Тетеркиной и Н.С. Чучуновой
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Дальневосточный альянс" - адвоката Ш. (довер. б/н. от 07.11.07 г.)
от ответчика ИФНС России N 17 по г. Москве - П. (довер. N 01-14/00399 от 25.01.08 г.)
рассмотрев 16.06.2008 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 17 по г. Москве
на решение от 14.01.2008 г.
Арбитражного суда г. Москвы
принятое судьей В.А. Хохловым
на постановление от 14.03.2008 г. N 09АП-2110/2008-АК
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями: Е.А. Птанской, Н.Н. Кольцовой, П.А. Порывкиным
по иску (заявлению) ООО "Дальневосточный Альянс"
о признании недействительным решения N 04-14/220 от 24.08.2007 г.
к ИФНС России N 17 по г. Москве
ООО "Дальневосточный Альянс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России N 17 по г. Москве (далее - Инспекция, ИФНС России N 17 по г. Москве) за N 04-14\\220 от 24.08.2007 года, которым с Общества взыскан неуплаченный налог (акциз) в сумме 26 531 864 руб. за декабрь 2006 года. Также Общество просило обязать Инспекцию возместить указанную сумму акциза путем возврата.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.01.2008 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2008 года, требования Общества удовлетворены.
Не согласившись, Инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований Обществу отказать.
В письменном отзыве на жалобу Общество просит судебные акты оставить без изменения.
Законность судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статей 284 и 286 АПК РФ.
Проверив обжалуемые решение и постановление, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, суд кассационной инстанции счел, что судебные акты подлежит отмене в части возложения на ИФНС России N 17 по г. Москве обязанности возвратить акциз. Дело в этой части подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В остальной части судебные акты подлежат оставлению без изменения.
К такому выводу суд кассационной инстанции пришел по следующим основаниям.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество экспортировало нефтепродукты, в том числе полученные в качестве готовой продукции от переработчика давальческого сырья.
19.02.2007 года Общество представило налоговую декларацию по акцизам за декабрь 2006 года. Позднее, 18.04.2007 года налогоплательщик представил уточненную декларацию за тот же период. В уточненной декларации применил налоговый вычет в виде сумм акциза, начисленных налогоплательщиком в соответствии с пп. 2 - 4 п. 1 ст. 182 НК РФ по подакцизным товарам, реализованным на экспорт, по которым представлены поручительство банка или банковская гарантия, по следующим видам нефтепродуктов:
- - дизельное топливо 21 490 810 руб. (19 898,898 x 1080);
- - прямогонный бензин 58 346 253 руб. (21 959,448 x 2 657).
К уточненной декларации Общество приложило банковскую гарантию N 923 ГТ\\07-Р от 15.02.2007 года, выданную ЗАО АБ "Газпромбанк" на сумму 55 044 409,15 руб. и документы, подтверждающие экспорт нефтепродуктов.
Проверив уточненную декларацию, налоговый орган принял обжалуемое решение N 04-14\\220 от 24.08.2007 года, которым признал неправомерным освобождение от уплаты акциза операций по прямогонному бензину в сумме 26 531 864 руб. и принял решение о взыскании указанной суммы налога.
При этом Инспекция исходила из того, что ООО "Дальневосточный Альянс" в декабре 2006 года оприходовало подакцизные товары, выработанные и переданные переработчиком ОАО "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод".
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 182 НК РФ в редакции от 03.06.2006 года объектом обложения акцизом являлось получение на территории РФ нефтепродуктов организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Получением нефтепродуктов признавалось получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов в качестве готовой продукции, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки.
Федеральным Законом N 134-ФЗ от 26.07.2006 года указанный пункт отменен. Объектом налогообложения в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 182 НК РФ стали признаваться операции передачи на территории РФ лицами, произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров, в том числе и нефтепродуктов, собственнику указанного сырья (материалов).
То есть в операциях передачи такого подакцизного товара, как нефтепродукты, изготовленные организацией-переработчиком из давальческого сырья, изменился плательщик налога (был - собственник сырья, получающий готовую продукцию, стал - переработчик).
Налоговый орган не оспаривает достаточность банковской гарантии и документов, представленных налогоплательщиком для подтверждения экспорта нефтепродуктов. Доначисляя акциз в сумме 26 531 864 руб., налоговый орган исходил из того обстоятельства, что Общество в декабре 2006 года оприходовало нефтепродукты (прямогонный бензин) в количестве 21 959,448 тонн. Из указанного количества оприходованных нефтепродуктов Общество реализовало в режиме экспорта в том же месяце 11 973,801 тонна по ГТД N ...0264, а оставшиеся 9 985,647 тонн реализованы в январе 2007 года по ГТД N ...4905, ...2777.
Сочтя, что с 01.01.2007 года Общество не является плательщиком акциза, Инспекция признала незаконным освобождение от акциза операций по оприходованию прямогонного бензина в количестве 9 985,647 тонн, реализованных Обществом в режиме экспорта в январе 2007 года, и начислило акциз в сумме 26 531 864 руб. из расчета: 9 985,647 тонн x 2657 (ставка акциза).
Признавая решение налогового органа незаконным, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из п. 1 ст. 5 ФЗ N 134-ФЗ от 26.07.2006 года, которым установлено следующее правило:
- лица, имевшие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (за исключением свидетельства на переработку прямогонного бензина), до 1 января 2007 года и осуществляющие с 1 января 2007 года реализацию нефтепродуктов, полученных (оприходованных) до 1 января 2007 года и (или) отгруженных им до указанной даты, признаются плательщиками акцизов.
Установив, что Общество имело свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами от 01.04.2006 года серии 77 N 007168245; оприходовало спорное количество прямогонного бензина в декабре 2006 года и реализовало его в январе 2007 года, суды обоснованно сделали вывод о том, что Общество является плательщиком акциза.
Суд отклоняет довод кассационной жалобы о неправильном применении судами ст. 5 ФЗ N 134-ФЗ. Довод Инспекции о том, что лица, реализовавшие нефтепродукты после 01.01.2007 года не являются плательщиками акциза, противоречит буквальному толкованию данной нормы.
Таким образом, судебные акты в части признания недействительным решения ИФНС России N 17 по г. Москве N 04-14\\220 от 24.08.2007 года соответствуют закону и материалам дела.
Что касается второго требования об обязании Инспекции возвратить Обществу акциз в сумме 26 531 864 руб., судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя указанное требование Общества, суды исходили из положений п. 2 ст. 184 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщик освобождается от уплаты акциза, начисленного по операциям получения нефтепродуктов организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, в части акциза, приходящегося на нефтепродукты, в дальнейшем помещенные под таможенный режим экспорта, реализованные за пределы РФ при предоставлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии.
Этим же пунктом предусмотрено, что при отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории РФ.
В соответствии с п. 3 той же статьи при уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства банка (банковской гарантии) уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров в порядке ст. 203 НК РФ.
Суды установили факт представления достаточной банковской гарантии и документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров с уточненной налоговой декларацией. Однако, не проверили факт исчисления и уплаты Обществом в соответствующий бюджет суммы акциза 26 531 864 руб., о возврате которой приняли решение. Между тем, уплата акциза является существенным обстоятельством, с наступлением которого п. 3 ст. 184 НК РФ связывает возникновение права на возмещение.
В судебных актах отсутствует вывод об уплате акциза в спорной сумме, а также ссылка на доказательства, подтверждающие факт и дату уплаты. Более того, в решении суда от 14.01.2008 года (стр. 4) указано, что начисленный за декабрь 2006 года акциз уплачен в бюджет не был. Тем не менее, принято решение о возврате акциза. Суд апелляционной инстанции данный недостаток не устранил.
Суды не учли положений п. 3 ст. 45 НК РФ, предусматривающего допустимые способы уплаты налога (в частности, предъявление банку платежного поручения на перечисление денежных средств; вынесение налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога).
При новом рассмотрении суду следует выяснить, принималось ли решение налоговым органом о зачете имеющейся по данным актов сверки N 15 от 18.07.2007 г., N 16 от 06.09.2007 г. переплаты в счет уплаты акциза за декабрь 2006 года. С учетом данного обстоятельства, а также платежного поручения N 146 от 23.03.2007 года на уплату акциза за декабрь 2006 года в размере 6 755 069 руб. принять решение о наличии у Общества права на возврат определенной суммы налога из бюджета.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.01.2008 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2008 г. по делу N А40-60505/07-87-345 отменить в части возложения на ИФНС России N 17 по г. Москве обязанности возвратить ООО "Дальневосточный Альянс" - акциза в сумме 26.531.864 руб. Дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
В остальной части судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России N 17 по г. Москве - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 23.06.2008 N КА-А40/5407-08 ПО ДЕЛУ N А40-60505/07-87-345
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2008 г. N КА-А40/5407-08
Дело N А40-60505/07-87-345
Резолютивная часть постановления объявлена 16.06.2008
Полный текст постановления изготовлен 23.06.2008
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Н.В. Буяновой
судей С.И. Тетеркиной и Н.С. Чучуновой
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Дальневосточный альянс" - адвоката Ш. (довер. б/н. от 07.11.07 г.)
от ответчика ИФНС России N 17 по г. Москве - П. (довер. N 01-14/00399 от 25.01.08 г.)
рассмотрев 16.06.2008 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 17 по г. Москве
на решение от 14.01.2008 г.
Арбитражного суда г. Москвы
принятое судьей В.А. Хохловым
на постановление от 14.03.2008 г. N 09АП-2110/2008-АК
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями: Е.А. Птанской, Н.Н. Кольцовой, П.А. Порывкиным
по иску (заявлению) ООО "Дальневосточный Альянс"
о признании недействительным решения N 04-14/220 от 24.08.2007 г.
к ИФНС России N 17 по г. Москве
установил:
ООО "Дальневосточный Альянс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России N 17 по г. Москве (далее - Инспекция, ИФНС России N 17 по г. Москве) за N 04-14\\220 от 24.08.2007 года, которым с Общества взыскан неуплаченный налог (акциз) в сумме 26 531 864 руб. за декабрь 2006 года. Также Общество просило обязать Инспекцию возместить указанную сумму акциза путем возврата.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.01.2008 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2008 года, требования Общества удовлетворены.
Не согласившись, Инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований Обществу отказать.
В письменном отзыве на жалобу Общество просит судебные акты оставить без изменения.
Законность судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статей 284 и 286 АПК РФ.
Проверив обжалуемые решение и постановление, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, суд кассационной инстанции счел, что судебные акты подлежит отмене в части возложения на ИФНС России N 17 по г. Москве обязанности возвратить акциз. Дело в этой части подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В остальной части судебные акты подлежат оставлению без изменения.
К такому выводу суд кассационной инстанции пришел по следующим основаниям.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество экспортировало нефтепродукты, в том числе полученные в качестве готовой продукции от переработчика давальческого сырья.
19.02.2007 года Общество представило налоговую декларацию по акцизам за декабрь 2006 года. Позднее, 18.04.2007 года налогоплательщик представил уточненную декларацию за тот же период. В уточненной декларации применил налоговый вычет в виде сумм акциза, начисленных налогоплательщиком в соответствии с пп. 2 - 4 п. 1 ст. 182 НК РФ по подакцизным товарам, реализованным на экспорт, по которым представлены поручительство банка или банковская гарантия, по следующим видам нефтепродуктов:
- - дизельное топливо 21 490 810 руб. (19 898,898 x 1080);
- - прямогонный бензин 58 346 253 руб. (21 959,448 x 2 657).
К уточненной декларации Общество приложило банковскую гарантию N 923 ГТ\\07-Р от 15.02.2007 года, выданную ЗАО АБ "Газпромбанк" на сумму 55 044 409,15 руб. и документы, подтверждающие экспорт нефтепродуктов.
Проверив уточненную декларацию, налоговый орган принял обжалуемое решение N 04-14\\220 от 24.08.2007 года, которым признал неправомерным освобождение от уплаты акциза операций по прямогонному бензину в сумме 26 531 864 руб. и принял решение о взыскании указанной суммы налога.
При этом Инспекция исходила из того, что ООО "Дальневосточный Альянс" в декабре 2006 года оприходовало подакцизные товары, выработанные и переданные переработчиком ОАО "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод".
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 182 НК РФ в редакции от 03.06.2006 года объектом обложения акцизом являлось получение на территории РФ нефтепродуктов организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Получением нефтепродуктов признавалось получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов в качестве готовой продукции, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки.
Федеральным Законом N 134-ФЗ от 26.07.2006 года указанный пункт отменен. Объектом налогообложения в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 182 НК РФ стали признаваться операции передачи на территории РФ лицами, произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров, в том числе и нефтепродуктов, собственнику указанного сырья (материалов).
То есть в операциях передачи такого подакцизного товара, как нефтепродукты, изготовленные организацией-переработчиком из давальческого сырья, изменился плательщик налога (был - собственник сырья, получающий готовую продукцию, стал - переработчик).
Налоговый орган не оспаривает достаточность банковской гарантии и документов, представленных налогоплательщиком для подтверждения экспорта нефтепродуктов. Доначисляя акциз в сумме 26 531 864 руб., налоговый орган исходил из того обстоятельства, что Общество в декабре 2006 года оприходовало нефтепродукты (прямогонный бензин) в количестве 21 959,448 тонн. Из указанного количества оприходованных нефтепродуктов Общество реализовало в режиме экспорта в том же месяце 11 973,801 тонна по ГТД N ...0264, а оставшиеся 9 985,647 тонн реализованы в январе 2007 года по ГТД N ...4905, ...2777.
Сочтя, что с 01.01.2007 года Общество не является плательщиком акциза, Инспекция признала незаконным освобождение от акциза операций по оприходованию прямогонного бензина в количестве 9 985,647 тонн, реализованных Обществом в режиме экспорта в январе 2007 года, и начислило акциз в сумме 26 531 864 руб. из расчета: 9 985,647 тонн x 2657 (ставка акциза).
Признавая решение налогового органа незаконным, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из п. 1 ст. 5 ФЗ N 134-ФЗ от 26.07.2006 года, которым установлено следующее правило:
- лица, имевшие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (за исключением свидетельства на переработку прямогонного бензина), до 1 января 2007 года и осуществляющие с 1 января 2007 года реализацию нефтепродуктов, полученных (оприходованных) до 1 января 2007 года и (или) отгруженных им до указанной даты, признаются плательщиками акцизов.
Установив, что Общество имело свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами от 01.04.2006 года серии 77 N 007168245; оприходовало спорное количество прямогонного бензина в декабре 2006 года и реализовало его в январе 2007 года, суды обоснованно сделали вывод о том, что Общество является плательщиком акциза.
Суд отклоняет довод кассационной жалобы о неправильном применении судами ст. 5 ФЗ N 134-ФЗ. Довод Инспекции о том, что лица, реализовавшие нефтепродукты после 01.01.2007 года не являются плательщиками акциза, противоречит буквальному толкованию данной нормы.
Таким образом, судебные акты в части признания недействительным решения ИФНС России N 17 по г. Москве N 04-14\\220 от 24.08.2007 года соответствуют закону и материалам дела.
Что касается второго требования об обязании Инспекции возвратить Обществу акциз в сумме 26 531 864 руб., судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя указанное требование Общества, суды исходили из положений п. 2 ст. 184 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщик освобождается от уплаты акциза, начисленного по операциям получения нефтепродуктов организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, в части акциза, приходящегося на нефтепродукты, в дальнейшем помещенные под таможенный режим экспорта, реализованные за пределы РФ при предоставлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии.
Этим же пунктом предусмотрено, что при отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории РФ.
В соответствии с п. 3 той же статьи при уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства банка (банковской гарантии) уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров в порядке ст. 203 НК РФ.
Суды установили факт представления достаточной банковской гарантии и документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров с уточненной налоговой декларацией. Однако, не проверили факт исчисления и уплаты Обществом в соответствующий бюджет суммы акциза 26 531 864 руб., о возврате которой приняли решение. Между тем, уплата акциза является существенным обстоятельством, с наступлением которого п. 3 ст. 184 НК РФ связывает возникновение права на возмещение.
В судебных актах отсутствует вывод об уплате акциза в спорной сумме, а также ссылка на доказательства, подтверждающие факт и дату уплаты. Более того, в решении суда от 14.01.2008 года (стр. 4) указано, что начисленный за декабрь 2006 года акциз уплачен в бюджет не был. Тем не менее, принято решение о возврате акциза. Суд апелляционной инстанции данный недостаток не устранил.
Суды не учли положений п. 3 ст. 45 НК РФ, предусматривающего допустимые способы уплаты налога (в частности, предъявление банку платежного поручения на перечисление денежных средств; вынесение налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога).
При новом рассмотрении суду следует выяснить, принималось ли решение налоговым органом о зачете имеющейся по данным актов сверки N 15 от 18.07.2007 г., N 16 от 06.09.2007 г. переплаты в счет уплаты акциза за декабрь 2006 года. С учетом данного обстоятельства, а также платежного поручения N 146 от 23.03.2007 года на уплату акциза за декабрь 2006 года в размере 6 755 069 руб. принять решение о наличии у Общества права на возврат определенной суммы налога из бюджета.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.01.2008 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2008 г. по делу N А40-60505/07-87-345 отменить в части возложения на ИФНС России N 17 по г. Москве обязанности возвратить ООО "Дальневосточный Альянс" - акциза в сумме 26.531.864 руб. Дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
В остальной части судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России N 17 по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий - судья
Н.В.БУЯНОВА
Судьи:
С.И.ТЕТЕРКИНА
Н.С.ЧУЧУНОВА
Н.В.БУЯНОВА
Судьи:
С.И.ТЕТЕРКИНА
Н.С.ЧУЧУНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)