Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 25 июня 2003 г. Дело N А19-5296/03-5
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Дягилевой И.П.,
судей: Матининой Л.Н., Ибрагимовой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания,
при участии:
от истца: Хлебалова Р.А., Головоченко Н.Г.,
от ответчика: не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сибфорест" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24.04.2003 по делу N А19-5296/03-5, принятое Шульга Н.О. по иску ООО "Сибфорест" к МИМНС РФ N 2 по Иркутской области о признании недействительным решения,
ООО "Сибфорест" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к МИМНС РФ N 2 по Иркутской области о признании недействительным решения от 26.08.2002 N 01-11/319.
Решением суда первой инстанции от 24 апреля 2003 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Сибфорест" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что ООО "Сибфорест" является плательщиком единого налога с совокупного дохода, а так как в состав единого налога с совокупного дохода в силу ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" включен налог на добавленную стоимость, следовательно, у общества отсутствует обязанность уплачивать в бюджет НДС отдельно от единого налога.
Кроме того, в п. 5 ст. 173 НК РФ (действовавшего в проверяемом периоде) дан перечень налогоплательщиков, которые в случае выставления счетов-фактур с выделением суммы НДС исчисляют сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет. ООО "Сибфорест" к данным налогоплательщикам не относится.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (уведомление N 44616), в связи с чем дело рассматривается в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без участия ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, МИМНС РФ N 2 по Иркутской области проведена выездная налоговая проверка ООО "Сибфорест" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 31.12.2001.
По результатам проверки был составлен акт выездной налоговой проверки от 27.06.2002 N 01/11 112, которым установлена неуплата налога на добавленную стоимость за 2001 г. в сумме 89672 руб., в т.ч. за второй квартал в сумме 49323 руб. и четвертый квартал в сумме 40343 руб.
На основании данного акта руководителем налоговой инспекции принято решение от 26.08.2002 N 01-11/319 о привлечении ООО "Сибфорест" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 17934 руб.
Как следует из материалов проверки, с первого апреля 2001 г. обществом приобретено право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности на период с 01.04.2001 по 31.12.2001. В соответствии с Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности" предприятию выдан патент АА38685638.
Таким образом, с 01.04.2001 по 31.12.2001 ООО "Сибфорест" не является плательщиком налога на прибыль, НДС, налога на имущество, налога с продаж, платежей в дорожные фонды, местных налогов и сборов.
При отгрузке леса покупателям ООО "Сибфорест" выписывало счета-фактуры с выделением в них сумм налога на добавленную стоимость. Так, при отгрузке лесопродукции в адрес ООО "Дружба" выписаны счета-фактуры N 3 от 16.04.2001 с выделением НДС в сумме 3108 руб., N 11 от 28.12.2001 с выделением НДС в сумме 4753 руб. При отгрузке лесопродукции Балаганскому РТП выписывались счета-фактуры б/н от 28.12.2001 с выделением НДС в сумме 20338 руб., N 8 от 26.11.2001 с выделением НДС в сумме 12328 руб., ООО "Роил" выписывались счета-фактуры N 6 от 0410.2001 с выделением НДС в сумме 2924 руб.; N 4а от 26.04.2001 с выделением НДС в сумме 6460 руб.; N 4 от 25.04.2001 с выделением НДС в сумме 39761 руб.
Полученный от покупателей НДС включался в доходы, принимаемые для расчета единого налога с совокупного дохода. Данный факт не отрицается заявителем. Согласно статье 18 НК РФ упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства относится к специальным налоговым режимам, которые представляют собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенная система налогообложения, учета и отчетности применяется наряду с общепринятой системой налогообложения, учета и отчетности.
Право выбора системы предоставляется самим субъектам малого предпринимательства.
В пункте 2 статьи 1 названного Закона указано, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
То есть субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не являются плательщиками вышеперечисленных налогов и сборов, за исключением налогов и сборов, указанных в пункте 2 статьи 1 Федерального закона N 222-ФЗ.
Как следует из статьи 3 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", объектом обложения единым налогом организаций при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 2 Закона Иркутской области "О применении на территории Иркутской области упрощенной системы налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предусмотрено, что объектом налогообложения единым налогом для юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, устанавливается совокупный доход.
Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат по аренде помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов по уплате процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3%), оказанных субъекту малого предпринимательства услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
Принимая во внимание, что субъекты малого предпринимательства не являются плательщиками налога на добавленную стоимость в силу прямого указания на то в пункте 2 статьи 1 указанного Федерального закона, при реализации товаров они не должны увеличивать их цену на сумму налога на добавленную стоимость, как это предусмотрено для плательщиков этого налога.
Следовательно, в совокупный доход как объект налогообложения при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности не предусмотрено включение налога на добавленную стоимость.
Если же субъект малого предпринимательства реализует товары по цене, увеличенной на сумму налога на добавленную стоимость, подтверждением чему является выделение этого налога отдельной строкой в расчетных и первичных документах, это является нарушением вышеприведенных положений Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Суммы налога на добавленную стоимость, незаконно истребованные от покупателей именно как налог, не могут быть включены в совокупный доход, они подлежат отражению у их получателя так же, как налог на добавленную стоимость, и, соответственно, перечислению в бюджет.
Согласно ст. 168 главы 21 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) плательщики налога на добавленную стоимость обязаны увеличить цену реализуемых товаров (работ, услуг) на сумму этого налога. Сумма налога на добавленную стоимость должна быть выделена в расчетных документах, первичных учетных документах, счетах-фактурах на реализуемые товары (работы, услуги) отдельной строкой. Поскольку такая обязанность возложена только на плательщиков налога на добавленную стоимость, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе включать в стоимость своих товаров (работ, услуг) налог на добавленную стоимость.
В нарушение указанных норм ООО "Сибфорест" увеличивало стоимость своих товаров на сумму налога на добавленную стоимость и выставляло счета-фактуры покупателям с выделением суммы налога отдельной строкой.
Таким образом, общество, являющееся лицом, освобожденным от уплаты налога на добавленную стоимость в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения, не уплатив в бюджет полученный от покупателей в результате неправомерных действий налог на добавленную стоимость, совершило по неосторожности налоговое правонарушение и правомерно привлечено к ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ.
При вышеизложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
решение от 24.04.2003 по делу N А19-5296/03-5 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
от 25 июня 2003 г. Дело N А19-5296/03-5
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Дягилевой И.П.,
судей: Матининой Л.Н., Ибрагимовой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания,
при участии:
от истца: Хлебалова Р.А., Головоченко Н.Г.,
от ответчика: не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сибфорест" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24.04.2003 по делу N А19-5296/03-5, принятое Шульга Н.О. по иску ООО "Сибфорест" к МИМНС РФ N 2 по Иркутской области о признании недействительным решения,
ООО "Сибфорест" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к МИМНС РФ N 2 по Иркутской области о признании недействительным решения от 26.08.2002 N 01-11/319.
Решением суда первой инстанции от 24 апреля 2003 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Сибфорест" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что ООО "Сибфорест" является плательщиком единого налога с совокупного дохода, а так как в состав единого налога с совокупного дохода в силу ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" включен налог на добавленную стоимость, следовательно, у общества отсутствует обязанность уплачивать в бюджет НДС отдельно от единого налога.
Кроме того, в п. 5 ст. 173 НК РФ (действовавшего в проверяемом периоде) дан перечень налогоплательщиков, которые в случае выставления счетов-фактур с выделением суммы НДС исчисляют сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет. ООО "Сибфорест" к данным налогоплательщикам не относится.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (уведомление N 44616), в связи с чем дело рассматривается в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без участия ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, МИМНС РФ N 2 по Иркутской области проведена выездная налоговая проверка ООО "Сибфорест" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 31.12.2001.
По результатам проверки был составлен акт выездной налоговой проверки от 27.06.2002 N 01/11 112, которым установлена неуплата налога на добавленную стоимость за 2001 г. в сумме 89672 руб., в т.ч. за второй квартал в сумме 49323 руб. и четвертый квартал в сумме 40343 руб.
На основании данного акта руководителем налоговой инспекции принято решение от 26.08.2002 N 01-11/319 о привлечении ООО "Сибфорест" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 17934 руб.
Как следует из материалов проверки, с первого апреля 2001 г. обществом приобретено право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности на период с 01.04.2001 по 31.12.2001. В соответствии с Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности" предприятию выдан патент АА38685638.
Таким образом, с 01.04.2001 по 31.12.2001 ООО "Сибфорест" не является плательщиком налога на прибыль, НДС, налога на имущество, налога с продаж, платежей в дорожные фонды, местных налогов и сборов.
При отгрузке леса покупателям ООО "Сибфорест" выписывало счета-фактуры с выделением в них сумм налога на добавленную стоимость. Так, при отгрузке лесопродукции в адрес ООО "Дружба" выписаны счета-фактуры N 3 от 16.04.2001 с выделением НДС в сумме 3108 руб., N 11 от 28.12.2001 с выделением НДС в сумме 4753 руб. При отгрузке лесопродукции Балаганскому РТП выписывались счета-фактуры б/н от 28.12.2001 с выделением НДС в сумме 20338 руб., N 8 от 26.11.2001 с выделением НДС в сумме 12328 руб., ООО "Роил" выписывались счета-фактуры N 6 от 0410.2001 с выделением НДС в сумме 2924 руб.; N 4а от 26.04.2001 с выделением НДС в сумме 6460 руб.; N 4 от 25.04.2001 с выделением НДС в сумме 39761 руб.
Полученный от покупателей НДС включался в доходы, принимаемые для расчета единого налога с совокупного дохода. Данный факт не отрицается заявителем. Согласно статье 18 НК РФ упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства относится к специальным налоговым режимам, которые представляют собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенная система налогообложения, учета и отчетности применяется наряду с общепринятой системой налогообложения, учета и отчетности.
Право выбора системы предоставляется самим субъектам малого предпринимательства.
В пункте 2 статьи 1 названного Закона указано, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
То есть субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не являются плательщиками вышеперечисленных налогов и сборов, за исключением налогов и сборов, указанных в пункте 2 статьи 1 Федерального закона N 222-ФЗ.
Как следует из статьи 3 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", объектом обложения единым налогом организаций при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 2 Закона Иркутской области "О применении на территории Иркутской области упрощенной системы налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предусмотрено, что объектом налогообложения единым налогом для юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, устанавливается совокупный доход.
Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат по аренде помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов по уплате процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3%), оказанных субъекту малого предпринимательства услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
Принимая во внимание, что субъекты малого предпринимательства не являются плательщиками налога на добавленную стоимость в силу прямого указания на то в пункте 2 статьи 1 указанного Федерального закона, при реализации товаров они не должны увеличивать их цену на сумму налога на добавленную стоимость, как это предусмотрено для плательщиков этого налога.
Следовательно, в совокупный доход как объект налогообложения при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности не предусмотрено включение налога на добавленную стоимость.
Если же субъект малого предпринимательства реализует товары по цене, увеличенной на сумму налога на добавленную стоимость, подтверждением чему является выделение этого налога отдельной строкой в расчетных и первичных документах, это является нарушением вышеприведенных положений Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Суммы налога на добавленную стоимость, незаконно истребованные от покупателей именно как налог, не могут быть включены в совокупный доход, они подлежат отражению у их получателя так же, как налог на добавленную стоимость, и, соответственно, перечислению в бюджет.
Согласно ст. 168 главы 21 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) плательщики налога на добавленную стоимость обязаны увеличить цену реализуемых товаров (работ, услуг) на сумму этого налога. Сумма налога на добавленную стоимость должна быть выделена в расчетных документах, первичных учетных документах, счетах-фактурах на реализуемые товары (работы, услуги) отдельной строкой. Поскольку такая обязанность возложена только на плательщиков налога на добавленную стоимость, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе включать в стоимость своих товаров (работ, услуг) налог на добавленную стоимость.
В нарушение указанных норм ООО "Сибфорест" увеличивало стоимость своих товаров на сумму налога на добавленную стоимость и выставляло счета-фактуры покупателям с выделением суммы налога отдельной строкой.
Таким образом, общество, являющееся лицом, освобожденным от уплаты налога на добавленную стоимость в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения, не уплатив в бюджет полученный от покупателей в результате неправомерных действий налог на добавленную стоимость, совершило по неосторожности налоговое правонарушение и правомерно привлечено к ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ.
При вышеизложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
решение от 24.04.2003 по делу N А19-5296/03-5 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.06.2003 ПО ДЕЛУ N А19-5296/03-5
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
от 25 июня 2003 г. Дело N А19-5296/03-5
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Дягилевой И.П.,
судей: Матининой Л.Н., Ибрагимовой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания,
при участии:
от истца: Хлебалова Р.А., Головоченко Н.Г.,
от ответчика: не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сибфорест" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24.04.2003 по делу N А19-5296/03-5, принятое Шульга Н.О. по иску ООО "Сибфорест" к МИМНС РФ N 2 по Иркутской области о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Сибфорест" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к МИМНС РФ N 2 по Иркутской области о признании недействительным решения от 26.08.2002 N 01-11/319.
Решением суда первой инстанции от 24 апреля 2003 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Сибфорест" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что ООО "Сибфорест" является плательщиком единого налога с совокупного дохода, а так как в состав единого налога с совокупного дохода в силу ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" включен налог на добавленную стоимость, следовательно, у общества отсутствует обязанность уплачивать в бюджет НДС отдельно от единого налога.
Кроме того, в п. 5 ст. 173 НК РФ (действовавшего в проверяемом периоде) дан перечень налогоплательщиков, которые в случае выставления счетов-фактур с выделением суммы НДС исчисляют сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет. ООО "Сибфорест" к данным налогоплательщикам не относится.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (уведомление N 44616), в связи с чем дело рассматривается в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без участия ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, МИМНС РФ N 2 по Иркутской области проведена выездная налоговая проверка ООО "Сибфорест" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 31.12.2001.
По результатам проверки был составлен акт выездной налоговой проверки от 27.06.2002 N 01/11 112, которым установлена неуплата налога на добавленную стоимость за 2001 г. в сумме 89672 руб., в т.ч. за второй квартал в сумме 49323 руб. и четвертый квартал в сумме 40343 руб.
На основании данного акта руководителем налоговой инспекции принято решение от 26.08.2002 N 01-11/319 о привлечении ООО "Сибфорест" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 17934 руб.
Как следует из материалов проверки, с первого апреля 2001 г. обществом приобретено право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности на период с 01.04.2001 по 31.12.2001. В соответствии с Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности" предприятию выдан патент АА38685638.
Таким образом, с 01.04.2001 по 31.12.2001 ООО "Сибфорест" не является плательщиком налога на прибыль, НДС, налога на имущество, налога с продаж, платежей в дорожные фонды, местных налогов и сборов.
При отгрузке леса покупателям ООО "Сибфорест" выписывало счета-фактуры с выделением в них сумм налога на добавленную стоимость. Так, при отгрузке лесопродукции в адрес ООО "Дружба" выписаны счета-фактуры N 3 от 16.04.2001 с выделением НДС в сумме 3108 руб., N 11 от 28.12.2001 с выделением НДС в сумме 4753 руб. При отгрузке лесопродукции Балаганскому РТП выписывались счета-фактуры б/н от 28.12.2001 с выделением НДС в сумме 20338 руб., N 8 от 26.11.2001 с выделением НДС в сумме 12328 руб., ООО "Роил" выписывались счета-фактуры N 6 от 0410.2001 с выделением НДС в сумме 2924 руб.; N 4а от 26.04.2001 с выделением НДС в сумме 6460 руб.; N 4 от 25.04.2001 с выделением НДС в сумме 39761 руб.
Полученный от покупателей НДС включался в доходы, принимаемые для расчета единого налога с совокупного дохода. Данный факт не отрицается заявителем. Согласно статье 18 НК РФ упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства относится к специальным налоговым режимам, которые представляют собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенная система налогообложения, учета и отчетности применяется наряду с общепринятой системой налогообложения, учета и отчетности.
Право выбора системы предоставляется самим субъектам малого предпринимательства.
В пункте 2 статьи 1 названного Закона указано, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
То есть субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не являются плательщиками вышеперечисленных налогов и сборов, за исключением налогов и сборов, указанных в пункте 2 статьи 1 Федерального закона N 222-ФЗ.
Как следует из статьи 3 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", объектом обложения единым налогом организаций при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 2 Закона Иркутской области "О применении на территории Иркутской области упрощенной системы налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предусмотрено, что объектом налогообложения единым налогом для юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, устанавливается совокупный доход.
Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат по аренде помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов по уплате процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3%), оказанных субъекту малого предпринимательства услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
Принимая во внимание, что субъекты малого предпринимательства не являются плательщиками налога на добавленную стоимость в силу прямого указания на то в пункте 2 статьи 1 указанного Федерального закона, при реализации товаров они не должны увеличивать их цену на сумму налога на добавленную стоимость, как это предусмотрено для плательщиков этого налога.
Следовательно, в совокупный доход как объект налогообложения при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности не предусмотрено включение налога на добавленную стоимость.
Если же субъект малого предпринимательства реализует товары по цене, увеличенной на сумму налога на добавленную стоимость, подтверждением чему является выделение этого налога отдельной строкой в расчетных и первичных документах, это является нарушением вышеприведенных положений Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Суммы налога на добавленную стоимость, незаконно истребованные от покупателей именно как налог, не могут быть включены в совокупный доход, они подлежат отражению у их получателя так же, как налог на добавленную стоимость, и, соответственно, перечислению в бюджет.
Согласно ст. 168 главы 21 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) плательщики налога на добавленную стоимость обязаны увеличить цену реализуемых товаров (работ, услуг) на сумму этого налога. Сумма налога на добавленную стоимость должна быть выделена в расчетных документах, первичных учетных документах, счетах-фактурах на реализуемые товары (работы, услуги) отдельной строкой. Поскольку такая обязанность возложена только на плательщиков налога на добавленную стоимость, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе включать в стоимость своих товаров (работ, услуг) налог на добавленную стоимость.
В нарушение указанных норм ООО "Сибфорест" увеличивало стоимость своих товаров на сумму налога на добавленную стоимость и выставляло счета-фактуры покупателям с выделением суммы налога отдельной строкой.
Таким образом, общество, являющееся лицом, освобожденным от уплаты налога на добавленную стоимость в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения, не уплатив в бюджет полученный от покупателей в результате неправомерных действий налог на добавленную стоимость, совершило по неосторожности налоговое правонарушение и правомерно привлечено к ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ.
При вышеизложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.04.2003 по делу N А19-5296/03-5 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
И.П.ДЯГИЛЕВА
И.П.ДЯГИЛЕВА
Судьи:
Л.Н.МАТИНИНА
С.Ю.ИБРАГИМОВА
Л.Н.МАТИНИНА
С.Ю.ИБРАГИМОВА
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
от 25 июня 2003 г. Дело N А19-5296/03-5
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Дягилевой И.П.,
судей: Матининой Л.Н., Ибрагимовой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания,
при участии:
от истца: Хлебалова Р.А., Головоченко Н.Г.,
от ответчика: не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сибфорест" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24.04.2003 по делу N А19-5296/03-5, принятое Шульга Н.О. по иску ООО "Сибфорест" к МИМНС РФ N 2 по Иркутской области о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Сибфорест" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к МИМНС РФ N 2 по Иркутской области о признании недействительным решения от 26.08.2002 N 01-11/319.
Решением суда первой инстанции от 24 апреля 2003 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Сибфорест" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что ООО "Сибфорест" является плательщиком единого налога с совокупного дохода, а так как в состав единого налога с совокупного дохода в силу ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" включен налог на добавленную стоимость, следовательно, у общества отсутствует обязанность уплачивать в бюджет НДС отдельно от единого налога.
Кроме того, в п. 5 ст. 173 НК РФ (действовавшего в проверяемом периоде) дан перечень налогоплательщиков, которые в случае выставления счетов-фактур с выделением суммы НДС исчисляют сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет. ООО "Сибфорест" к данным налогоплательщикам не относится.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (уведомление N 44616), в связи с чем дело рассматривается в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без участия ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, МИМНС РФ N 2 по Иркутской области проведена выездная налоговая проверка ООО "Сибфорест" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 31.12.2001.
По результатам проверки был составлен акт выездной налоговой проверки от 27.06.2002 N 01/11 112, которым установлена неуплата налога на добавленную стоимость за 2001 г. в сумме 89672 руб., в т.ч. за второй квартал в сумме 49323 руб. и четвертый квартал в сумме 40343 руб.
На основании данного акта руководителем налоговой инспекции принято решение от 26.08.2002 N 01-11/319 о привлечении ООО "Сибфорест" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 17934 руб.
Как следует из материалов проверки, с первого апреля 2001 г. обществом приобретено право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности на период с 01.04.2001 по 31.12.2001. В соответствии с Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности" предприятию выдан патент АА38685638.
Таким образом, с 01.04.2001 по 31.12.2001 ООО "Сибфорест" не является плательщиком налога на прибыль, НДС, налога на имущество, налога с продаж, платежей в дорожные фонды, местных налогов и сборов.
При отгрузке леса покупателям ООО "Сибфорест" выписывало счета-фактуры с выделением в них сумм налога на добавленную стоимость. Так, при отгрузке лесопродукции в адрес ООО "Дружба" выписаны счета-фактуры N 3 от 16.04.2001 с выделением НДС в сумме 3108 руб., N 11 от 28.12.2001 с выделением НДС в сумме 4753 руб. При отгрузке лесопродукции Балаганскому РТП выписывались счета-фактуры б/н от 28.12.2001 с выделением НДС в сумме 20338 руб., N 8 от 26.11.2001 с выделением НДС в сумме 12328 руб., ООО "Роил" выписывались счета-фактуры N 6 от 0410.2001 с выделением НДС в сумме 2924 руб.; N 4а от 26.04.2001 с выделением НДС в сумме 6460 руб.; N 4 от 25.04.2001 с выделением НДС в сумме 39761 руб.
Полученный от покупателей НДС включался в доходы, принимаемые для расчета единого налога с совокупного дохода. Данный факт не отрицается заявителем. Согласно статье 18 НК РФ упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства относится к специальным налоговым режимам, которые представляют собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенная система налогообложения, учета и отчетности применяется наряду с общепринятой системой налогообложения, учета и отчетности.
Право выбора системы предоставляется самим субъектам малого предпринимательства.
В пункте 2 статьи 1 названного Закона указано, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
То есть субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не являются плательщиками вышеперечисленных налогов и сборов, за исключением налогов и сборов, указанных в пункте 2 статьи 1 Федерального закона N 222-ФЗ.
Как следует из статьи 3 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", объектом обложения единым налогом организаций при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 2 Закона Иркутской области "О применении на территории Иркутской области упрощенной системы налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предусмотрено, что объектом налогообложения единым налогом для юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, устанавливается совокупный доход.
Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат по аренде помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов по уплате процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3%), оказанных субъекту малого предпринимательства услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
Принимая во внимание, что субъекты малого предпринимательства не являются плательщиками налога на добавленную стоимость в силу прямого указания на то в пункте 2 статьи 1 указанного Федерального закона, при реализации товаров они не должны увеличивать их цену на сумму налога на добавленную стоимость, как это предусмотрено для плательщиков этого налога.
Следовательно, в совокупный доход как объект налогообложения при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности не предусмотрено включение налога на добавленную стоимость.
Если же субъект малого предпринимательства реализует товары по цене, увеличенной на сумму налога на добавленную стоимость, подтверждением чему является выделение этого налога отдельной строкой в расчетных и первичных документах, это является нарушением вышеприведенных положений Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Суммы налога на добавленную стоимость, незаконно истребованные от покупателей именно как налог, не могут быть включены в совокупный доход, они подлежат отражению у их получателя так же, как налог на добавленную стоимость, и, соответственно, перечислению в бюджет.
Согласно ст. 168 главы 21 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) плательщики налога на добавленную стоимость обязаны увеличить цену реализуемых товаров (работ, услуг) на сумму этого налога. Сумма налога на добавленную стоимость должна быть выделена в расчетных документах, первичных учетных документах, счетах-фактурах на реализуемые товары (работы, услуги) отдельной строкой. Поскольку такая обязанность возложена только на плательщиков налога на добавленную стоимость, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе включать в стоимость своих товаров (работ, услуг) налог на добавленную стоимость.
В нарушение указанных норм ООО "Сибфорест" увеличивало стоимость своих товаров на сумму налога на добавленную стоимость и выставляло счета-фактуры покупателям с выделением суммы налога отдельной строкой.
Таким образом, общество, являющееся лицом, освобожденным от уплаты налога на добавленную стоимость в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения, не уплатив в бюджет полученный от покупателей в результате неправомерных действий налог на добавленную стоимость, совершило по неосторожности налоговое правонарушение и правомерно привлечено к ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ.
При вышеизложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.04.2003 по делу N А19-5296/03-5 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
И.П.ДЯГИЛЕВА
И.П.ДЯГИЛЕВА
Судьи:
Л.Н.МАТИНИНА
С.Ю.ИБРАГИМОВА
Л.Н.МАТИНИНА
С.Ю.ИБРАГИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)