Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 27 апреля 2004 года Дело N А65-17062/2003-СА2-34
Управление капитального строительства администрации г. Казани (далее - УКС) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции МНС Российской Федерации по Приволжскому району г. Казани (далее - Инспекция) о признании незаконным решения Инспекции N 18 от 15.08.2003.
Решением суда от 03.11.2003, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 12.02.2004, заявление удовлетворено частично. Решение Инспекции N 18 от 15.08.2003 признано незаконным за исключением налога на землю по 10-му объекту в сумме 1512 руб., пени, штрафа по ст. ст. 119, 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые судебные акты в части признания незаконным решения Инспекции и принять новый судебный акт. По мнению Инспекции, земельный налог обоснованно доначислен УКС, так как оно не является арендатором этих земель.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель УКС - возражения на них.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка УКС по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на землю за период с 2001 и 2002 гг. по объектам, расположенным в Приволжском районе г. Казани, о чем составлен акт N 18 от 10.07.2003.
В акте проверки Инспекция указала, что УКС в проверяемом периоде являлось землепользователем 10 объектов в Приволжском районе, но не уплачивало земельный налог. Сумма налога за 2001 г. составила 751861 руб., за 2002 г. - 1422231 руб. Кроме того, УКС в нарушение ст. 16 Закона РФ "О плате за землю" не представляло расчеты по земельному налогу в 2001 г. и в 2002 г.
По результатам проверки Инспекция приняла решение о привлечении УКС к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога за землю в виде штрафа в сумме 434818 руб., по п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации в течение более 180 дней в виде штрафа в сумме 3147615 руб. В связи с несвоевременной уплатой земельного налога начислены пени в сумме 735088,68 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, УКС обратилось в арбитражный суд.
Признавая данное решение незаконным, арбитражный суд исходил из того, что по 9 земельным участкам, в отношении которых по оспариваемому решению доначислен земельный налог, у УКС не возникает обязанности платить земельный налог, так как оно является арендатором.
Выводы суда являются правильными, основанными на действующем законодательстве и подтвержденными материалами дела.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 и Закону Республики Татарстан "О плате за землю" от 30.09.2002 ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Согласно п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления.
Как установлено арбитражным судом и подтверждено материалами дела, Администрация г. Казани в соответствии со ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации как уполномоченный орган местного самоуправления распорядилась в 1999 - 2001 гг. о передаче в аренду своему структурному подразделению - УКС при администрации г. Казани - 9 земельных участков для строительства объектов социально-культурного назначения. Трем из них земельные участки выделены для строительства программных объектов, финансируемых из государственного (городского) бюджета (объекты 1, 4, 8).
Арбитражным судом обоснованно не принят довод Инспекции о том, что поскольку договора аренды не заключены и не зарегистрированы в установленном порядке, то УКС является землепользователем указанных земельных участков и должен уплачивать земельный налог. Согласно ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения соответствующего органа местного самоуправления. По 9 объектам имеются Постановления Главы администрации г. Казани об отводе этих земель в аренду. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 269 Гражданского кодекса Российской Федерации пользование землей на праве постоянного пользования осуществляется в пределах, установленных актом о предоставлении участка в пользование, который согласно ст. ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ и Федеральному закону РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" также подлежит государственной регистрации.
Арбитражный суд правомерно указал на неисследованность Инспекцией вопроса о субъекте землепользования, поскольку в договорах подряда УКС выступает в роли заказчика и обязано своевременно в силу ст. 747 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставлять подрядчикам земельные участки. Кроме того, согласно положению "Об Управлении капитального строительства администрации г. Казани", утвержденному Постановлением Главы администрации г. Казани от 02.02.96 N 77, УКС является структурным подразделением Администрации г. Казани, органом государственного управления, обеспечивающим реализацию Программы комплексного экономического и социального развития города, проектов детальной планировки городских районов, подлежащих застройке, объектов жилищного строительства, социально-культурной сферы, коммунального и городского хозяйства. Для обеспечения выполнения указанных задач УКС, как основному заказчику по капитальному строительству в городе, Администрацией г. Казани отводятся земельные участки на период строительства программных объектов.
Довод Инспекции о том, что суд неправомерно признал довод УКС в части применения к землям, которые ему были предоставлены под строительство жилых зданий, ставок земельного налога как за городские земли, занятые жилищным фондом, является несостоятельным.
Согласно части пятой ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог на земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 руб. за квадратный метр.
В определении Конституционного Суда от 05.06.2003 N 276-О указано, что часть пятая ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусматривает 3% ставки налога, исходя из целевого назначения земли, и прямо не связывает право на нее со сроками сдачи дома в эксплуатацию и регистрацией его в качестве жилого фонда. В соответствии со ст. 3 названного Закона размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, ссылка же на ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР ошибочна, поскольку эта норма не является налоговой.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 12.02.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-17062/2003-СА2-34 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 27.04.2004 ПО ДЕЛУ N А65-17062/2003-СА2-34
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 27 апреля 2004 года Дело N А65-17062/2003-СА2-34
Управление капитального строительства администрации г. Казани (далее - УКС) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции МНС Российской Федерации по Приволжскому району г. Казани (далее - Инспекция) о признании незаконным решения Инспекции N 18 от 15.08.2003.
Решением суда от 03.11.2003, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 12.02.2004, заявление удовлетворено частично. Решение Инспекции N 18 от 15.08.2003 признано незаконным за исключением налога на землю по 10-му объекту в сумме 1512 руб., пени, штрафа по ст. ст. 119, 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые судебные акты в части признания незаконным решения Инспекции и принять новый судебный акт. По мнению Инспекции, земельный налог обоснованно доначислен УКС, так как оно не является арендатором этих земель.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель УКС - возражения на них.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка УКС по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на землю за период с 2001 и 2002 гг. по объектам, расположенным в Приволжском районе г. Казани, о чем составлен акт N 18 от 10.07.2003.
В акте проверки Инспекция указала, что УКС в проверяемом периоде являлось землепользователем 10 объектов в Приволжском районе, но не уплачивало земельный налог. Сумма налога за 2001 г. составила 751861 руб., за 2002 г. - 1422231 руб. Кроме того, УКС в нарушение ст. 16 Закона РФ "О плате за землю" не представляло расчеты по земельному налогу в 2001 г. и в 2002 г.
По результатам проверки Инспекция приняла решение о привлечении УКС к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога за землю в виде штрафа в сумме 434818 руб., по п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации в течение более 180 дней в виде штрафа в сумме 3147615 руб. В связи с несвоевременной уплатой земельного налога начислены пени в сумме 735088,68 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, УКС обратилось в арбитражный суд.
Признавая данное решение незаконным, арбитражный суд исходил из того, что по 9 земельным участкам, в отношении которых по оспариваемому решению доначислен земельный налог, у УКС не возникает обязанности платить земельный налог, так как оно является арендатором.
Выводы суда являются правильными, основанными на действующем законодательстве и подтвержденными материалами дела.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 и Закону Республики Татарстан "О плате за землю" от 30.09.2002 ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Согласно п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления.
Как установлено арбитражным судом и подтверждено материалами дела, Администрация г. Казани в соответствии со ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации как уполномоченный орган местного самоуправления распорядилась в 1999 - 2001 гг. о передаче в аренду своему структурному подразделению - УКС при администрации г. Казани - 9 земельных участков для строительства объектов социально-культурного назначения. Трем из них земельные участки выделены для строительства программных объектов, финансируемых из государственного (городского) бюджета (объекты 1, 4, 8).
Арбитражным судом обоснованно не принят довод Инспекции о том, что поскольку договора аренды не заключены и не зарегистрированы в установленном порядке, то УКС является землепользователем указанных земельных участков и должен уплачивать земельный налог. Согласно ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения соответствующего органа местного самоуправления. По 9 объектам имеются Постановления Главы администрации г. Казани об отводе этих земель в аренду. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 269 Гражданского кодекса Российской Федерации пользование землей на праве постоянного пользования осуществляется в пределах, установленных актом о предоставлении участка в пользование, который согласно ст. ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ и Федеральному закону РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" также подлежит государственной регистрации.
Арбитражный суд правомерно указал на неисследованность Инспекцией вопроса о субъекте землепользования, поскольку в договорах подряда УКС выступает в роли заказчика и обязано своевременно в силу ст. 747 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставлять подрядчикам земельные участки. Кроме того, согласно положению "Об Управлении капитального строительства администрации г. Казани", утвержденному Постановлением Главы администрации г. Казани от 02.02.96 N 77, УКС является структурным подразделением Администрации г. Казани, органом государственного управления, обеспечивающим реализацию Программы комплексного экономического и социального развития города, проектов детальной планировки городских районов, подлежащих застройке, объектов жилищного строительства, социально-культурной сферы, коммунального и городского хозяйства. Для обеспечения выполнения указанных задач УКС, как основному заказчику по капитальному строительству в городе, Администрацией г. Казани отводятся земельные участки на период строительства программных объектов.
Довод Инспекции о том, что суд неправомерно признал довод УКС в части применения к землям, которые ему были предоставлены под строительство жилых зданий, ставок земельного налога как за городские земли, занятые жилищным фондом, является несостоятельным.
Согласно части пятой ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог на земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 руб. за квадратный метр.
В определении Конституционного Суда от 05.06.2003 N 276-О указано, что часть пятая ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусматривает 3% ставки налога, исходя из целевого назначения земли, и прямо не связывает право на нее со сроками сдачи дома в эксплуатацию и регистрацией его в качестве жилого фонда. В соответствии со ст. 3 названного Закона размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, ссылка же на ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР ошибочна, поскольку эта норма не является налоговой.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 286, п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 12.02.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-17062/2003-СА2-34 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)