Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Загараевой Л.П., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Куписок А.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Вацык А.В. по доверенности от 20.01.2011
от ответчика (должника): Мишенин А.В. по доверенности от 20.07.2012 N 18/13400
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12150/2012) Межрайонной ИФНС России N 23 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.05.2012 по делу N А56-615/2012 (судья Ю.Н.Звонарева, принятое
по заявлению ООО "Буманс"
к Межрайонной ИФНС России N 23 по Санкт-Петербургу
об оспаривании решения и об обязании произвести возврат сумм излишне уплаченных платежей, процентов
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Буманс" (ОГРН N 1025006171343, место нахождения: Московская область, Химкинский район, г. Химки, 74 км МКАД, владение 3, далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной ИФНС России N 23 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) об отказе в возврате переплаты N 1782 от 21.12.2009, N 105 от 27.01.2011 и обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возврата сумм излишне уплаченных налогов, штрафов и пеней в размере 733 242 руб. 57 коп. на расчетный счет и произвести Обществу возврат процентов, подлежащих уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата в период с 18.01.2010 по дату вынесения решения судом.
Решением суда первой инстанции от 02.05.2012 требования Общества удовлетворены частично.
Незаконными признаны решения налогового органа N 1782 от 21.12.2009 и N 105 от 27.01.2011.
На инспекцию возложена обязанность по возврату переплаты в сумме 733 242 руб. 57 коп. процентов, подлежащих уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата с суммы 708726 руб. 43 коп. в период с 22.01.2010 по 24.04.2012 и с суммы 24516 руб. 14 коп. в период с 15.02.2011 по 24.04.2012.
В остальной части заявление Общества оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда первой инстанции отменить и отказать Обществу в удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам. По мнению инспекции Обществом пропущен трехлетний срок для подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога. Кроме того, инспекция считает, что Обществом пропущен срок, установленный ст. 198 АПК РФ для обращения в суд с заявлением об оспаривании решений инспекции, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель инспекции доводы по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Общества с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Поскольку вывод арбитражного суда о частичном отказе в удовлетворении заявленных требований сторонами не оспаривается, в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, он не является предметом исследования и оценки апелляционного суда.
Как следует из материалов дела 17.12.2009 Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о зачете имеющейся переплаты по налогу на прибыль, пени и санкциям в счет погашения недоимки по ЕСН, страховым взносам на ОПС, транспортному налогу, налогу на имущество в общей сумме 26 658,58 рублей и возврате из бюджета переплаты по налогу на прибыль в сумме 708 726,43 рубля.
Решением инспекции, изложенным в письме N 1782 от 23.12.2009 отказано в возврате излишне уплаченного налога в сумме 729 873,76 рублей в связи с наличием у налогоплательщика недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество, страховым взносам на ОПС в общей сумме 21 147,33 рубля и невозможностью проведения зачета имеющейся переплаты в счет погашения данной недоимки.
Зачет переплаты по налогу на прибыль в счет погашения недоимки по ЕСН в сумме 4 511,24 рубля произведен.
Недоимка в сумме 21 147,33 рубля Обществом в соответствующие бюджеты уплачена в декабре 2010.
Согласно сверке расчетов, проведенной Обществом с инспекцией, по состоянию на 20.12.2010, у налогоплательщика имеется переплата по налогу на прибыль, пени и санкциям в общей сумме 733 242,57 рублей.
14.01.2011 Общество повторно обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль, пени и налоговых санкций.
Решением инспекции от 27.01.2011 N 105 Обществу отказано в осуществлении возврата излишне уплаченного налога ЕСН в сумме 10 246,34 рубля и налога на прибыль в сумме 537 743,76 рублей, в связи с истечением 3-х лет со дня уплаты налога.
Считая, что решения инспекции об отказе в возврате налога, пени и санкций, не соответствуют требованиям НК РФ и нарушают права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием об оспаривании ненормативных актов налогового органа и обязании возвратить излишне уплаченный налог, пени, санкции с начислением процентов.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, указал, что поскольку факт наличия переплаты в спорной сумме подтвержден материалами дела, на момент обращения Общества с заявлениями от 17.12.2009, от 14.01.2011, срок определенный ст. 78 НК РФ не пропущен, у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в возврате налога.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.
Зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты суммы налога (пункт 7 статьи 78 Кодекса).
В то же время данная норма применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.
Порядок исчисления налога на прибыль установлен статьей 286 Кодекса и предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода. По итогам же каждого отчетного периода, если иное не предусмотрено указанной статьей Кодекса, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Кроме того, в течение отчетного периода налогоплательщики производят исчисление суммы ежемесячного авансового платежа.
Уплата ежемесячных авансовых платежей, авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 Кодекса, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
Таким образом, указанные положения статьи 287 Кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.
Соответственно, в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.
Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в декларации, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 5 статьи 289 Кодекса).
Материалами дела установлено, что Общество своевременно, 28.03.2008, представило в инспекцию декларацию по налогу на прибыль за 2007 год, указав к уменьшению суммы налога на прибыль, ранее исчисленные и уплаченные в бюджеты по итогам отчетных периодов, что и повлекло возникновение у него переплаты в сумме 569 037 рублей, юридические основания для возврата которой по итогам его финансово-хозяйственной деятельности возникали с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
Таким образом, право на возврат излишне уплаченной суммы налога на прибыль по отчетным периодам, возникло 28.03.2008.
В связи с предоставлением декларации по налогу на прибыль за 2008 год и указанием к уменьшению суммы налога на прибыль, ранее исчисленной и уплаченной в бюджеты по итогам отчетных периодов, у Общества возникла переплата в сумме 160 229 рублей.
Право на возврат излишне уплаченной суммы налога на прибыль по отчетным периодам 2008 года, возникло 28.03.2009.
В связи с предоставлением декларации по налогу на прибыль за 2009 год и указанием к уменьшению суммы налога на прибыль, ранее исчисленной и уплаченной в бюджеты по итогам отчетных периодов, у Общества возникла переплата в сумме 1 607,76 рублей.
Право на возврат излишне уплаченной суммы налога на прибыль по отчетным периодам 2009 года, возникло 28.03.2010.
Переплата по пени по налогу на прибыль в сумме 41,81 рубль сложилась в результате перерасчета инспекцией налоговых обязательств при наличии факта уплаты пени по состоянию на 31.12.2009.
Переплата по налоговым санкциям в сумме 2 327 рублей сложилась в результате уплаты штрафа и перерасчета инспекцией налоговых обязательств по состоянию на 31.12.2008.
Таким образом, право на возврат переплаты по налогу на прибыль, пени и санкциям в сумме 733 242,57 рублей возникло:
- 596 037 рублей - 28.03.2008;
- 160 229 рублей - 28.03.2009;
- 1 607,76 рублей - 28.03.2010;
- 41,81 рубль - 31.12.2009;
- 2 327 рублей - 31.12.2008.
Соответственно, обращение 17.12.2009 в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль, обществом осуществлено с соблюдением трехлетнего срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Кодекса.
С учетом изложенных обстоятельств, отказ инспекции в возврате излишне уплаченного налога на прибыль, изложенный в решении N 1782 от 23.12.2009 противоречит положениям ст. 78 НК РФ.
Доводы налогового органа о невозможности возврата переплаты в сумме 729 873,76 рублей в связи с наличием у налогоплательщика недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество, страховым взносам на ОПС в общей сумме 21 147,33 рубля и невозможностью проведения зачета имеющейся переплаты в счет погашения данной недоимки, так же противоречит положениям налогового законодательства.
Зачет сумм излишне уплаченных налогов и авансовых платежей в бюджетную систему Российской Федерации производится в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78 Кодекса зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов производится по федеральным налогам, а также по пеням, начисленным по федеральным налогам.
Согласно ст. 13 Кодекса налог на прибыль организаций является федеральным налогом.
Транспортный налог и налог на имущество являются региональными налогами (ст. 14 НК РФ).
Поскольку зачет переплаты по федеральному налогу в силу ст. 78 НК РФ в счет погашения недоимки по региональным налогам недопустим, инспекция правомерно отказала в проведении зачета по транспортному налогу и налогу на имущество (недоимка составила 1 388,99 рублей).
Под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей природе не являются налогами или сборами, понятие которых определено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с указанными обстоятельствами переплата по федеральному налогу не может быть зачтена в счет недоимки по страховым взносам. Недоимка по страховым взносам на ОПС составляла 20 758,34 рубля.
Согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 78 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения (недоимки) задолженности.
Следовательно, переплата по налогу на прибыль (федеральному налогу) подлежит зачету в счет погашения недоимки по иным федеральным налогам, а при отсутствии недоимки по федеральным налогам - возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.
Материалами дела установлено, что по состоянию на 17.12.2009 (дата подачи заявления налогоплательщиком о зачете/возврате переплаты) у Общества имелась недоимка по федеральному налогу - ЕСН в сумме 4 511,24 рубля, которая была зачтена в счет переплаты по налогу на прибыль.
Иная недоимка по федеральным налогам у налогоплательщика отсутствовала.
При таких обстоятельствах отказ инспекции в возврате переплаты по налогу на прибыль, в связи с наличием недоимки по региональным налогам и страховым взносам по ОПС противоречит положениям ст. 78 НК РФ.
Кроме того, следует отметить, что сумма переплаты, в возврате которой Обществу отказано (729 873,76 рублей) в несколько раз превышает сумму недоимки по региональным налогам и страховым взносам (22 147,33 рубля).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование налогоплательщика, признав недействительным решение инспекции N 1782 от 21.12.2009 об отказе в возврате переплаты по налогу на прибыль.
По состоянию на 17.12.2010 между налогоплательщиком и налоговым органом произведена сверка расчетов, которой подтверждено наличие переплаты по налогу на прибыль в спорной сумме.
В связи с уплатой недоимки по региональным налогам и страховым взносам, а также подписанием акта сверки, Общество 14.01.2011 повторно обратилось в инспекцию с заявлением о возврате переплаты по налогу на прибыль, пени и штрафам.
Учитывая дату возникновения переплаты, повторное заявление Общества о возврате налога, пени, штрафа представлено в инспекцию в пределах срока, установленного ст. 78 НК РФ.
В связи с указанными обстоятельствами решение инспекции N 105 от 27.01.2011 об отказе в возврате переплаты в связи с истечением 3-летнего срока правомерно признано недействительным.
При рассмотрении в суде первой инстанции установлено, что по заявлению Общества от 14.01.2011 инспекцией приняты два решения N 105 от 27.01.2011 (л.д. 8, л.д. 61) содержания которых являются взаимоисключающими.
Так, согласно решению N 105 от 27.01.2011 (л.д. 8 т. 1) Обществу отказано в возврате переплаты в связи с истечением 3-летнего срока.
По решению N 105 от 27.01.2011 (л.д. 61 т. 1) Обществу отказано в возврате переплаты в связи с предоставлением декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2009 с ошибками. Налогоплательщику предложено представить уточненную декларацию, провести сверку по налогам и подать новое заявление.
При этом, сверка по налогам с инспекцией проведена по состоянию на 17.12.2010, которая подтвердила факт наличия переплаты в спорной сумме.
При рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции инспекцией не представлено доказательств наличия ошибок в декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2009, и обоснованности требований о представлении уточненной декларации с проведением сверки.
Кроме того, налоговым органом не обоснован факт принятия по одному заявлению налогоплательщика двух решений с одним и тем же номером и датой, но с разным содержанием.
Поскольку, основания отказа в возврате сумм переплаты, изложенным в решении N 105 от 27.01.2011 (л.д. 61 т. 1) так же не соответствуют требованиям действующего законодательства, доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Поскольку инспекцией неправомерно отказано в возврате переплаты по налогу на прибыль, пени и санкциям, факт наличия переплаты подтвержден материалами дела и не оспаривается инспекцией, учитывая то обстоятельство, что как первоначальное, так и повторное заявление о возврате представлено Обществом в инспекцию в пределах трехлетнего срока, суд первой инстанции правомерно обязал инспекцию осуществить возврат переплаты в сумме 733 242,57 рублей с начислением процентов в порядке ст. 78 НК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске Обществом срока на обращение в суд с требованием об оспаривании решений инспекции подлежат отклонению.
Отказ инспекции, оформленный решениями N 1782 от 21.12.2009, N 105 от 27.01.2011, противоречит положениям действующего налогового законодательства, что позволяло обществу обратиться в суд за защитой своего нарушенного права предусмотренными законом способами: как с требованием об оспаривании ненормативного правового акта, так и имущественным требованием о возврате излишне уплаченных сумм налога.
В этом случае срок на обращение в суд должен исчисляться с момента нарушения прав и законных интересов общества, своевременно предпринявшего попытку досудебного урегулирования спора с инспекцией.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемые решения получены Общество в октябре - ноябре 2011 года.
В материалы дела инспекцией представлен список заказных писем, направленных 01.02.2010, согласно которого в адрес Общества направлено решение N 1782 от 23.12.2009. При этом, как следует из списка указанное решение направлено в адрес филиала, а не в адрес предприятия, находящегося в г. Химки, Московской области.
Согласно списку почтовых отправлений от 02.03.2011 в адрес филиала Общества направлено решение N 105 от 27.01.2011.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства направления оспариваемых решений в адрес организации (юридического лица), а доводы Общества о получении юридическим лицом оспариваемых решений в октябре - ноябре 2011 инспекцией не опровергнуты, судом первой инстанции сделан правильный вывод о соблюдении налогоплательщиком срока, установленного ст. 198 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.05.2012 по делу N А56-615/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.ГОРБАЧЕВА
Судьи
Л.П.ЗАГАРАЕВА
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.08.2012 ПО ДЕЛУ N А56-615/2012
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2012 г. по делу N А56-615/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Загараевой Л.П., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Куписок А.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Вацык А.В. по доверенности от 20.01.2011
от ответчика (должника): Мишенин А.В. по доверенности от 20.07.2012 N 18/13400
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12150/2012) Межрайонной ИФНС России N 23 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.05.2012 по делу N А56-615/2012 (судья Ю.Н.Звонарева, принятое
по заявлению ООО "Буманс"
к Межрайонной ИФНС России N 23 по Санкт-Петербургу
об оспаривании решения и об обязании произвести возврат сумм излишне уплаченных платежей, процентов
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Буманс" (ОГРН N 1025006171343, место нахождения: Московская область, Химкинский район, г. Химки, 74 км МКАД, владение 3, далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной ИФНС России N 23 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) об отказе в возврате переплаты N 1782 от 21.12.2009, N 105 от 27.01.2011 и обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возврата сумм излишне уплаченных налогов, штрафов и пеней в размере 733 242 руб. 57 коп. на расчетный счет и произвести Обществу возврат процентов, подлежащих уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата в период с 18.01.2010 по дату вынесения решения судом.
Решением суда первой инстанции от 02.05.2012 требования Общества удовлетворены частично.
Незаконными признаны решения налогового органа N 1782 от 21.12.2009 и N 105 от 27.01.2011.
На инспекцию возложена обязанность по возврату переплаты в сумме 733 242 руб. 57 коп. процентов, подлежащих уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата с суммы 708726 руб. 43 коп. в период с 22.01.2010 по 24.04.2012 и с суммы 24516 руб. 14 коп. в период с 15.02.2011 по 24.04.2012.
В остальной части заявление Общества оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда первой инстанции отменить и отказать Обществу в удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам. По мнению инспекции Обществом пропущен трехлетний срок для подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога. Кроме того, инспекция считает, что Обществом пропущен срок, установленный ст. 198 АПК РФ для обращения в суд с заявлением об оспаривании решений инспекции, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель инспекции доводы по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Общества с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Поскольку вывод арбитражного суда о частичном отказе в удовлетворении заявленных требований сторонами не оспаривается, в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, он не является предметом исследования и оценки апелляционного суда.
Как следует из материалов дела 17.12.2009 Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о зачете имеющейся переплаты по налогу на прибыль, пени и санкциям в счет погашения недоимки по ЕСН, страховым взносам на ОПС, транспортному налогу, налогу на имущество в общей сумме 26 658,58 рублей и возврате из бюджета переплаты по налогу на прибыль в сумме 708 726,43 рубля.
Решением инспекции, изложенным в письме N 1782 от 23.12.2009 отказано в возврате излишне уплаченного налога в сумме 729 873,76 рублей в связи с наличием у налогоплательщика недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество, страховым взносам на ОПС в общей сумме 21 147,33 рубля и невозможностью проведения зачета имеющейся переплаты в счет погашения данной недоимки.
Зачет переплаты по налогу на прибыль в счет погашения недоимки по ЕСН в сумме 4 511,24 рубля произведен.
Недоимка в сумме 21 147,33 рубля Обществом в соответствующие бюджеты уплачена в декабре 2010.
Согласно сверке расчетов, проведенной Обществом с инспекцией, по состоянию на 20.12.2010, у налогоплательщика имеется переплата по налогу на прибыль, пени и санкциям в общей сумме 733 242,57 рублей.
14.01.2011 Общество повторно обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль, пени и налоговых санкций.
Решением инспекции от 27.01.2011 N 105 Обществу отказано в осуществлении возврата излишне уплаченного налога ЕСН в сумме 10 246,34 рубля и налога на прибыль в сумме 537 743,76 рублей, в связи с истечением 3-х лет со дня уплаты налога.
Считая, что решения инспекции об отказе в возврате налога, пени и санкций, не соответствуют требованиям НК РФ и нарушают права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием об оспаривании ненормативных актов налогового органа и обязании возвратить излишне уплаченный налог, пени, санкции с начислением процентов.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, указал, что поскольку факт наличия переплаты в спорной сумме подтвержден материалами дела, на момент обращения Общества с заявлениями от 17.12.2009, от 14.01.2011, срок определенный ст. 78 НК РФ не пропущен, у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в возврате налога.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.
Зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты суммы налога (пункт 7 статьи 78 Кодекса).
В то же время данная норма применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.
Порядок исчисления налога на прибыль установлен статьей 286 Кодекса и предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода. По итогам же каждого отчетного периода, если иное не предусмотрено указанной статьей Кодекса, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Кроме того, в течение отчетного периода налогоплательщики производят исчисление суммы ежемесячного авансового платежа.
Уплата ежемесячных авансовых платежей, авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 Кодекса, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
Таким образом, указанные положения статьи 287 Кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.
Соответственно, в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.
Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в декларации, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 5 статьи 289 Кодекса).
Материалами дела установлено, что Общество своевременно, 28.03.2008, представило в инспекцию декларацию по налогу на прибыль за 2007 год, указав к уменьшению суммы налога на прибыль, ранее исчисленные и уплаченные в бюджеты по итогам отчетных периодов, что и повлекло возникновение у него переплаты в сумме 569 037 рублей, юридические основания для возврата которой по итогам его финансово-хозяйственной деятельности возникали с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
Таким образом, право на возврат излишне уплаченной суммы налога на прибыль по отчетным периодам, возникло 28.03.2008.
В связи с предоставлением декларации по налогу на прибыль за 2008 год и указанием к уменьшению суммы налога на прибыль, ранее исчисленной и уплаченной в бюджеты по итогам отчетных периодов, у Общества возникла переплата в сумме 160 229 рублей.
Право на возврат излишне уплаченной суммы налога на прибыль по отчетным периодам 2008 года, возникло 28.03.2009.
В связи с предоставлением декларации по налогу на прибыль за 2009 год и указанием к уменьшению суммы налога на прибыль, ранее исчисленной и уплаченной в бюджеты по итогам отчетных периодов, у Общества возникла переплата в сумме 1 607,76 рублей.
Право на возврат излишне уплаченной суммы налога на прибыль по отчетным периодам 2009 года, возникло 28.03.2010.
Переплата по пени по налогу на прибыль в сумме 41,81 рубль сложилась в результате перерасчета инспекцией налоговых обязательств при наличии факта уплаты пени по состоянию на 31.12.2009.
Переплата по налоговым санкциям в сумме 2 327 рублей сложилась в результате уплаты штрафа и перерасчета инспекцией налоговых обязательств по состоянию на 31.12.2008.
Таким образом, право на возврат переплаты по налогу на прибыль, пени и санкциям в сумме 733 242,57 рублей возникло:
- 596 037 рублей - 28.03.2008;
- 160 229 рублей - 28.03.2009;
- 1 607,76 рублей - 28.03.2010;
- 41,81 рубль - 31.12.2009;
- 2 327 рублей - 31.12.2008.
Соответственно, обращение 17.12.2009 в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль, обществом осуществлено с соблюдением трехлетнего срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Кодекса.
С учетом изложенных обстоятельств, отказ инспекции в возврате излишне уплаченного налога на прибыль, изложенный в решении N 1782 от 23.12.2009 противоречит положениям ст. 78 НК РФ.
Доводы налогового органа о невозможности возврата переплаты в сумме 729 873,76 рублей в связи с наличием у налогоплательщика недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество, страховым взносам на ОПС в общей сумме 21 147,33 рубля и невозможностью проведения зачета имеющейся переплаты в счет погашения данной недоимки, так же противоречит положениям налогового законодательства.
Зачет сумм излишне уплаченных налогов и авансовых платежей в бюджетную систему Российской Федерации производится в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78 Кодекса зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов производится по федеральным налогам, а также по пеням, начисленным по федеральным налогам.
Согласно ст. 13 Кодекса налог на прибыль организаций является федеральным налогом.
Транспортный налог и налог на имущество являются региональными налогами (ст. 14 НК РФ).
Поскольку зачет переплаты по федеральному налогу в силу ст. 78 НК РФ в счет погашения недоимки по региональным налогам недопустим, инспекция правомерно отказала в проведении зачета по транспортному налогу и налогу на имущество (недоимка составила 1 388,99 рублей).
Под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей природе не являются налогами или сборами, понятие которых определено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с указанными обстоятельствами переплата по федеральному налогу не может быть зачтена в счет недоимки по страховым взносам. Недоимка по страховым взносам на ОПС составляла 20 758,34 рубля.
Согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 78 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения (недоимки) задолженности.
Следовательно, переплата по налогу на прибыль (федеральному налогу) подлежит зачету в счет погашения недоимки по иным федеральным налогам, а при отсутствии недоимки по федеральным налогам - возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.
Материалами дела установлено, что по состоянию на 17.12.2009 (дата подачи заявления налогоплательщиком о зачете/возврате переплаты) у Общества имелась недоимка по федеральному налогу - ЕСН в сумме 4 511,24 рубля, которая была зачтена в счет переплаты по налогу на прибыль.
Иная недоимка по федеральным налогам у налогоплательщика отсутствовала.
При таких обстоятельствах отказ инспекции в возврате переплаты по налогу на прибыль, в связи с наличием недоимки по региональным налогам и страховым взносам по ОПС противоречит положениям ст. 78 НК РФ.
Кроме того, следует отметить, что сумма переплаты, в возврате которой Обществу отказано (729 873,76 рублей) в несколько раз превышает сумму недоимки по региональным налогам и страховым взносам (22 147,33 рубля).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование налогоплательщика, признав недействительным решение инспекции N 1782 от 21.12.2009 об отказе в возврате переплаты по налогу на прибыль.
По состоянию на 17.12.2010 между налогоплательщиком и налоговым органом произведена сверка расчетов, которой подтверждено наличие переплаты по налогу на прибыль в спорной сумме.
В связи с уплатой недоимки по региональным налогам и страховым взносам, а также подписанием акта сверки, Общество 14.01.2011 повторно обратилось в инспекцию с заявлением о возврате переплаты по налогу на прибыль, пени и штрафам.
Учитывая дату возникновения переплаты, повторное заявление Общества о возврате налога, пени, штрафа представлено в инспекцию в пределах срока, установленного ст. 78 НК РФ.
В связи с указанными обстоятельствами решение инспекции N 105 от 27.01.2011 об отказе в возврате переплаты в связи с истечением 3-летнего срока правомерно признано недействительным.
При рассмотрении в суде первой инстанции установлено, что по заявлению Общества от 14.01.2011 инспекцией приняты два решения N 105 от 27.01.2011 (л.д. 8, л.д. 61) содержания которых являются взаимоисключающими.
Так, согласно решению N 105 от 27.01.2011 (л.д. 8 т. 1) Обществу отказано в возврате переплаты в связи с истечением 3-летнего срока.
По решению N 105 от 27.01.2011 (л.д. 61 т. 1) Обществу отказано в возврате переплаты в связи с предоставлением декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2009 с ошибками. Налогоплательщику предложено представить уточненную декларацию, провести сверку по налогам и подать новое заявление.
При этом, сверка по налогам с инспекцией проведена по состоянию на 17.12.2010, которая подтвердила факт наличия переплаты в спорной сумме.
При рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции инспекцией не представлено доказательств наличия ошибок в декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2009, и обоснованности требований о представлении уточненной декларации с проведением сверки.
Кроме того, налоговым органом не обоснован факт принятия по одному заявлению налогоплательщика двух решений с одним и тем же номером и датой, но с разным содержанием.
Поскольку, основания отказа в возврате сумм переплаты, изложенным в решении N 105 от 27.01.2011 (л.д. 61 т. 1) так же не соответствуют требованиям действующего законодательства, доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Поскольку инспекцией неправомерно отказано в возврате переплаты по налогу на прибыль, пени и санкциям, факт наличия переплаты подтвержден материалами дела и не оспаривается инспекцией, учитывая то обстоятельство, что как первоначальное, так и повторное заявление о возврате представлено Обществом в инспекцию в пределах трехлетнего срока, суд первой инстанции правомерно обязал инспекцию осуществить возврат переплаты в сумме 733 242,57 рублей с начислением процентов в порядке ст. 78 НК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске Обществом срока на обращение в суд с требованием об оспаривании решений инспекции подлежат отклонению.
Отказ инспекции, оформленный решениями N 1782 от 21.12.2009, N 105 от 27.01.2011, противоречит положениям действующего налогового законодательства, что позволяло обществу обратиться в суд за защитой своего нарушенного права предусмотренными законом способами: как с требованием об оспаривании ненормативного правового акта, так и имущественным требованием о возврате излишне уплаченных сумм налога.
В этом случае срок на обращение в суд должен исчисляться с момента нарушения прав и законных интересов общества, своевременно предпринявшего попытку досудебного урегулирования спора с инспекцией.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемые решения получены Общество в октябре - ноябре 2011 года.
В материалы дела инспекцией представлен список заказных писем, направленных 01.02.2010, согласно которого в адрес Общества направлено решение N 1782 от 23.12.2009. При этом, как следует из списка указанное решение направлено в адрес филиала, а не в адрес предприятия, находящегося в г. Химки, Московской области.
Согласно списку почтовых отправлений от 02.03.2011 в адрес филиала Общества направлено решение N 105 от 27.01.2011.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства направления оспариваемых решений в адрес организации (юридического лица), а доводы Общества о получении юридическим лицом оспариваемых решений в октябре - ноябре 2011 инспекцией не опровергнуты, судом первой инстанции сделан правильный вывод о соблюдении налогоплательщиком срока, установленного ст. 198 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.05.2012 по делу N А56-615/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.ГОРБАЧЕВА
Судьи
Л.П.ЗАГАРАЕВА
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)