Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 2 февраля 2005 года Дело N Ф04-5398/2004(8148-А46-33)
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по проверке законности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, и постановлений апелляционной инстанции, рассмотрев в судебном заседании без участия сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому административному округу г. Омска (ответчик) на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 20.10.2004 по делу N 10-544/03 (А-153/04) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Институт новых технологий и автоматизации" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому административному округу г. Омска,
30.06.2003 общество с ограниченной ответственностью "Институт новых технологий и автоматизации" (далее - институт) представило в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) сводную налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год, в соответствии с которой уплате подлежало 1133541 руб., в том числе 377847 руб. по сроку уплаты на 15.07.2003, 377847 руб. по сроку уплаты 15.09.2003, 377847 руб. по сроку уплаты 15.11.2003.
17.07.2003 институтом в налоговый орган представлена дополнительная декларация по земельному налогу за 2003 год, в которой заявлено об уменьшении налога на землю в сумме 1009607 рублей.
Уточнение подлежащей уплате суммы земельного налога налогоплательщик обосновывал применением ставки земельного налога, установленной статьей 13 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год" и Федеральным законом N 162-ФЗ от 28.10.98 "О ставках земельного налога в 1998 году" с учетом коэффициента 1,8, установленного Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 110-ФЗ от 24.07.2002).
В пояснительной записке, представленной к расчету земельного налога за 2003 год, институт указал, что ставка земельного налога в размере 2,952 руб. определена как произведение средней ставки, установленной приложением N 2 (таблица 1) к Закону Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю", и повышающих коэффициентов, предусмотренных федеральным законодательством в период до 1999 года.
По результатам камеральной проверки налогового органа размер ставки земельного налога в 2003 году для земельного участка, занимаемого институтом, определен в размере 15,12 руб. на основании норм, установленных решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298, Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", Федерального закона N 110-ФЗ от 24.07.2002.
По результатам рассмотрения уточненной налоговой декларации налоговой инспекцией вынесено решение N 04-27/8665 от 28.08.2003 о доначислении налогоплательщику земельного налога за 2003 год в сумме 510849 руб. и привлечении его к налоговой ответственности в виде штрафа за неполную уплату налога на землю в сумме 34056,60 руб.
Полагая, что оспариваемое решение налоговой инспекции не соответствует налоговому законодательству, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о защите нарушенного права.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.01.2004 заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены в полном объеме.
Арбитражный суд первой инстанции согласился с доводами заявителя о том, что поправочные коэффициенты, утверждаемые федеральными законами о федеральном бюджете на 1999 - 2002 годы, применяемые к ставкам земельного налога, устанавливаемым органами власти местного самоуправления, приняты с нарушением требований пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому указанные поправочные коэффициенты не подлежат применению.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 22.04.2004 решение суда первой инстанции от 05.01.2004 отменено и принято новое решение, в соответствии с которым размер доначисленного земельного налога, установленный решением налоговой инспекции N 04-27/8665 от 28.08.2003, снижен до 317391 руб., признано необоснованным привлечение института к налоговой ответственности в виде штрафа на сумму 34056,60 руб., суд обязал налоговый орган принять к исполнению уточненный расчет налога на землю за 2003 год, представленный налогоплательщиком, исходя из суммы налога 317391 руб.
Апелляционная инстанция руководствовалась тем, что поправочные коэффициенты, утверждаемые федеральными законами о федеральном бюджете на 1999 - 2002 годы, применяемые к ставкам земельного налога, устанавливаемым органами власти местного самоуправления, подлежат применению, так как федеральные законы о бюджете содержат нормы прямого действия. Введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, поправочные коэффициенты относятся не к ставкам земельного налога, а к порядку его исчисления.
Снижая размер земельного налога, уплаченного институтом в 2003 году, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии с предоставленными органам местного самоуправления Законом Российской Федерации "О плате за землю" полномочиями Омским городским Советом (представительным органом местного самоуправления) было принято решение N 298 от 20.09.2000, которым были утверждены оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы. Согласно описанию оценочных зон и генеральному плану города Омска по земельному участку, принадлежащему заявителю, ставка налога составила 4,2 руб. за квадратный метр.
Указанная дифференцированная ставка действовала на 01.01.2002 и подлежала применению при расчете налога на землю в 2003 году с учетом повышающего коэффициента 1,8, установленного Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002, но без применения повышающего коэффициента 2, установленного на предшествующий налоговый период Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год".
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.08.2004 постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 22.04.2004 по делу N 10-544/03 (А-153/04) было отменено и дело направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию этого же суда.
Суд кассационной инстанции посчитал, что, не исследовав необходимость применения решения Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 с учетом изменений, внесенных в него неотмененным и имеющим юридическую силу решением Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002, апелляционная инстанция Арбитражного суда Омской области приняла постановление на основании неполно исследованных материалов дела, что могло привести к принятию неправильного решения.
При новом рассмотрении дела апелляционная инстанция исходила из того, что в соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение N 298 от 20.09.2000, которым были утверждены оценочные зоны и подзоны территории г. Омска и их границы. Согласно описанию оценочных зон и генеральному плану г. Омска по земельному участку, принадлежащему заявителю, ставка налога составила 4,2 руб. за один квадратный метр земли.
Решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны, в которой расположен земельный участок заявителя, в размере 7,5 руб. за кв. м в год), которые в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ вступили в действие с 01.01.2003.
Между тем размер земельного налога, подлежащего уплате заявителем в 2003 году, определен налоговой инспекцией на основании ставок налога, установленных решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска" с применением коэффициентов 2 и 1,8, предусмотренных Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
При этом Конституционным Судом Российской Федерации в определении N 48-О от 06.02.2004 применительно к толкованию положений федеральных законов о бюджете, вводящих коэффициенты к ставкам земельного налога, отмечается, что закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался, тем самым действие федерального закона о бюджете ограничивается временными рамками.
С учетом изложенных норм права апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002, не могут быть применены к ставке земельного налога, вводимой в действие с 01.01.2003, поскольку коэффициенты 2 и 1,8 применяются согласно названным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах.
Учитывая, что применение коэффициента 1,8, установленного Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002, не предусмотрено к ставкам, действовавшим с 01.01.2003, то есть с даты вступления в силу решения Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска", данные выводы следует признать правомерными.
На основании данной правовой позиции суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что при исчислении земельного налога за 2003 год заявителем подлежат применению ставки, установленные решением Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей на землю на территории г. Омска" без учета коэффициентов, установленных Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002.
С учетом изложенного подлежащая уплате институтом сумма земельного налога за 2003 год должна составлять 314872,5 руб., тогда как по решению налогового органа сумма налога составила 634783 руб. Таким образом, сумма, излишне доначисленная инспекцией, к уплате составляет 319909,5 руб. (634783 - 314872,5).
Возражая против данных выводов апелляционной инстанции, налоговая инспекция в кассационной жалобе указала, что решение Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей на землю на территории г. Омска", которым были установлены новые ставки земельного налога, в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ, вступающие в действие с 01.01.2003, не подлежит применению в 2003 году, поскольку противоречит Федеральному закону N 110-ФЗ от 24.07.2002, являющемуся актом прямого действия, не требующим подтверждения нормативно-правовыми актами, в том числе актами органов местного самоуправления.
Следовательно, в 2003 году должны применяться ставки 2002 года, установленные решением Омского городского Совета N 298 от 20.09.2000, с коэффициентом 2, установленным Федеральным законом N 194-ФЗ от 30.12.2001, и коэффициентом 1.8, установленным Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002.
Данные доводы налогового органа кассационная инстанция не может признать состоятельными.
Полномочия местных представительных органов власти, к которым относится и Омский городской Совет, в области налогового регулирования определены действующими нормами главы 8 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю".
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Однако это не означает, что тем самым законодатель, не изменяя нормы других законодательных актов, ограничил полномочия местных представительных органов власти в области нормотворчества, в том числе и право Омского городского Совета на установление новых временных величин дифференцированных платежей на землю на территории г. Омска.
Решение Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей на землю на территории г. Омска" в установленном законом порядке как нормативный не оспорено, не отменено, а потому оно сохраняет свою юридическую силу и подлежит применению плательщиками налогов и сборов при расчете земельного налога на 2003 год.
Кассационная коллегия считает, что постановление апелляционной инстанции принято на основании достоверно установленных фактических обстоятельствах дела и с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены принятого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области законным и обоснованными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
Постановление апелляционной инстанции от 20.10.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-544/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 2 февраля 2005 года Дело N Ф04-5398/2004(8148-А46-33)
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по проверке законности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, и постановлений апелляционной инстанции, рассмотрев в судебном заседании без участия сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому административному округу г. Омска (ответчик) на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 20.10.2004 по делу N 10-544/03 (А-153/04) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Институт новых технологий и автоматизации" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому административному округу г. Омска,
30.06.2003 общество с ограниченной ответственностью "Институт новых технологий и автоматизации" (далее - институт) представило в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) сводную налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год, в соответствии с которой уплате подлежало 1133541 руб., в том числе 377847 руб. по сроку уплаты на 15.07.2003, 377847 руб. по сроку уплаты 15.09.2003, 377847 руб. по сроку уплаты 15.11.2003.
17.07.2003 институтом в налоговый орган представлена дополнительная декларация по земельному налогу за 2003 год, в которой заявлено об уменьшении налога на землю в сумме 1009607 рублей.
Уточнение подлежащей уплате суммы земельного налога налогоплательщик обосновывал применением ставки земельного налога, установленной статьей 13 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год" и Федеральным законом N 162-ФЗ от 28.10.98 "О ставках земельного налога в 1998 году" с учетом коэффициента 1,8, установленного Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 110-ФЗ от 24.07.2002).
В пояснительной записке, представленной к расчету земельного налога за 2003 год, институт указал, что ставка земельного налога в размере 2,952 руб. определена как произведение средней ставки, установленной приложением N 2 (таблица 1) к Закону Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю", и повышающих коэффициентов, предусмотренных федеральным законодательством в период до 1999 года.
По результатам камеральной проверки налогового органа размер ставки земельного налога в 2003 году для земельного участка, занимаемого институтом, определен в размере 15,12 руб. на основании норм, установленных решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298, Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", Федерального закона N 110-ФЗ от 24.07.2002.
По результатам рассмотрения уточненной налоговой декларации налоговой инспекцией вынесено решение N 04-27/8665 от 28.08.2003 о доначислении налогоплательщику земельного налога за 2003 год в сумме 510849 руб. и привлечении его к налоговой ответственности в виде штрафа за неполную уплату налога на землю в сумме 34056,60 руб.
Полагая, что оспариваемое решение налоговой инспекции не соответствует налоговому законодательству, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о защите нарушенного права.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.01.2004 заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены в полном объеме.
Арбитражный суд первой инстанции согласился с доводами заявителя о том, что поправочные коэффициенты, утверждаемые федеральными законами о федеральном бюджете на 1999 - 2002 годы, применяемые к ставкам земельного налога, устанавливаемым органами власти местного самоуправления, приняты с нарушением требований пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому указанные поправочные коэффициенты не подлежат применению.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 22.04.2004 решение суда первой инстанции от 05.01.2004 отменено и принято новое решение, в соответствии с которым размер доначисленного земельного налога, установленный решением налоговой инспекции N 04-27/8665 от 28.08.2003, снижен до 317391 руб., признано необоснованным привлечение института к налоговой ответственности в виде штрафа на сумму 34056,60 руб., суд обязал налоговый орган принять к исполнению уточненный расчет налога на землю за 2003 год, представленный налогоплательщиком, исходя из суммы налога 317391 руб.
Апелляционная инстанция руководствовалась тем, что поправочные коэффициенты, утверждаемые федеральными законами о федеральном бюджете на 1999 - 2002 годы, применяемые к ставкам земельного налога, устанавливаемым органами власти местного самоуправления, подлежат применению, так как федеральные законы о бюджете содержат нормы прямого действия. Введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, поправочные коэффициенты относятся не к ставкам земельного налога, а к порядку его исчисления.
Снижая размер земельного налога, уплаченного институтом в 2003 году, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии с предоставленными органам местного самоуправления Законом Российской Федерации "О плате за землю" полномочиями Омским городским Советом (представительным органом местного самоуправления) было принято решение N 298 от 20.09.2000, которым были утверждены оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы. Согласно описанию оценочных зон и генеральному плану города Омска по земельному участку, принадлежащему заявителю, ставка налога составила 4,2 руб. за квадратный метр.
Указанная дифференцированная ставка действовала на 01.01.2002 и подлежала применению при расчете налога на землю в 2003 году с учетом повышающего коэффициента 1,8, установленного Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002, но без применения повышающего коэффициента 2, установленного на предшествующий налоговый период Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год".
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.08.2004 постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 22.04.2004 по делу N 10-544/03 (А-153/04) было отменено и дело направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию этого же суда.
Суд кассационной инстанции посчитал, что, не исследовав необходимость применения решения Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 с учетом изменений, внесенных в него неотмененным и имеющим юридическую силу решением Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002, апелляционная инстанция Арбитражного суда Омской области приняла постановление на основании неполно исследованных материалов дела, что могло привести к принятию неправильного решения.
При новом рассмотрении дела апелляционная инстанция исходила из того, что в соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение N 298 от 20.09.2000, которым были утверждены оценочные зоны и подзоны территории г. Омска и их границы. Согласно описанию оценочных зон и генеральному плану г. Омска по земельному участку, принадлежащему заявителю, ставка налога составила 4,2 руб. за один квадратный метр земли.
Решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны, в которой расположен земельный участок заявителя, в размере 7,5 руб. за кв. м в год), которые в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ вступили в действие с 01.01.2003.
Между тем размер земельного налога, подлежащего уплате заявителем в 2003 году, определен налоговой инспекцией на основании ставок налога, установленных решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска" с применением коэффициентов 2 и 1,8, предусмотренных Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
При этом Конституционным Судом Российской Федерации в определении N 48-О от 06.02.2004 применительно к толкованию положений федеральных законов о бюджете, вводящих коэффициенты к ставкам земельного налога, отмечается, что закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался, тем самым действие федерального закона о бюджете ограничивается временными рамками.
С учетом изложенных норм права апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002, не могут быть применены к ставке земельного налога, вводимой в действие с 01.01.2003, поскольку коэффициенты 2 и 1,8 применяются согласно названным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах.
Учитывая, что применение коэффициента 1,8, установленного Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002, не предусмотрено к ставкам, действовавшим с 01.01.2003, то есть с даты вступления в силу решения Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска", данные выводы следует признать правомерными.
На основании данной правовой позиции суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что при исчислении земельного налога за 2003 год заявителем подлежат применению ставки, установленные решением Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей на землю на территории г. Омска" без учета коэффициентов, установленных Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002.
С учетом изложенного подлежащая уплате институтом сумма земельного налога за 2003 год должна составлять 314872,5 руб., тогда как по решению налогового органа сумма налога составила 634783 руб. Таким образом, сумма, излишне доначисленная инспекцией, к уплате составляет 319909,5 руб. (634783 - 314872,5).
Возражая против данных выводов апелляционной инстанции, налоговая инспекция в кассационной жалобе указала, что решение Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей на землю на территории г. Омска", которым были установлены новые ставки земельного налога, в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ, вступающие в действие с 01.01.2003, не подлежит применению в 2003 году, поскольку противоречит Федеральному закону N 110-ФЗ от 24.07.2002, являющемуся актом прямого действия, не требующим подтверждения нормативно-правовыми актами, в том числе актами органов местного самоуправления.
Следовательно, в 2003 году должны применяться ставки 2002 года, установленные решением Омского городского Совета N 298 от 20.09.2000, с коэффициентом 2, установленным Федеральным законом N 194-ФЗ от 30.12.2001, и коэффициентом 1.8, установленным Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002.
Данные доводы налогового органа кассационная инстанция не может признать состоятельными.
Полномочия местных представительных органов власти, к которым относится и Омский городской Совет, в области налогового регулирования определены действующими нормами главы 8 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю".
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Однако это не означает, что тем самым законодатель, не изменяя нормы других законодательных актов, ограничил полномочия местных представительных органов власти в области нормотворчества, в том числе и право Омского городского Совета на установление новых временных величин дифференцированных платежей на землю на территории г. Омска.
Решение Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей на землю на территории г. Омска" в установленном законом порядке как нормативный не оспорено, не отменено, а потому оно сохраняет свою юридическую силу и подлежит применению плательщиками налогов и сборов при расчете земельного налога на 2003 год.
Кассационная коллегия считает, что постановление апелляционной инстанции принято на основании достоверно установленных фактических обстоятельствах дела и с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены принятого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области законным и обоснованными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
Постановление апелляционной инстанции от 20.10.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-544/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 02.02.2005 N Ф04-5398/2004(8148-А46-33)
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 2 февраля 2005 года Дело N Ф04-5398/2004(8148-А46-33)
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по проверке законности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, и постановлений апелляционной инстанции, рассмотрев в судебном заседании без участия сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому административному округу г. Омска (ответчик) на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 20.10.2004 по делу N 10-544/03 (А-153/04) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Институт новых технологий и автоматизации" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому административному округу г. Омска,
УСТАНОВИЛА:
30.06.2003 общество с ограниченной ответственностью "Институт новых технологий и автоматизации" (далее - институт) представило в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) сводную налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год, в соответствии с которой уплате подлежало 1133541 руб., в том числе 377847 руб. по сроку уплаты на 15.07.2003, 377847 руб. по сроку уплаты 15.09.2003, 377847 руб. по сроку уплаты 15.11.2003.
17.07.2003 институтом в налоговый орган представлена дополнительная декларация по земельному налогу за 2003 год, в которой заявлено об уменьшении налога на землю в сумме 1009607 рублей.
Уточнение подлежащей уплате суммы земельного налога налогоплательщик обосновывал применением ставки земельного налога, установленной статьей 13 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год" и Федеральным законом N 162-ФЗ от 28.10.98 "О ставках земельного налога в 1998 году" с учетом коэффициента 1,8, установленного Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 110-ФЗ от 24.07.2002).
В пояснительной записке, представленной к расчету земельного налога за 2003 год, институт указал, что ставка земельного налога в размере 2,952 руб. определена как произведение средней ставки, установленной приложением N 2 (таблица 1) к Закону Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю", и повышающих коэффициентов, предусмотренных федеральным законодательством в период до 1999 года.
По результатам камеральной проверки налогового органа размер ставки земельного налога в 2003 году для земельного участка, занимаемого институтом, определен в размере 15,12 руб. на основании норм, установленных решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298, Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", Федерального закона N 110-ФЗ от 24.07.2002.
По результатам рассмотрения уточненной налоговой декларации налоговой инспекцией вынесено решение N 04-27/8665 от 28.08.2003 о доначислении налогоплательщику земельного налога за 2003 год в сумме 510849 руб. и привлечении его к налоговой ответственности в виде штрафа за неполную уплату налога на землю в сумме 34056,60 руб.
Полагая, что оспариваемое решение налоговой инспекции не соответствует налоговому законодательству, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о защите нарушенного права.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.01.2004 заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены в полном объеме.
Арбитражный суд первой инстанции согласился с доводами заявителя о том, что поправочные коэффициенты, утверждаемые федеральными законами о федеральном бюджете на 1999 - 2002 годы, применяемые к ставкам земельного налога, устанавливаемым органами власти местного самоуправления, приняты с нарушением требований пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому указанные поправочные коэффициенты не подлежат применению.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 22.04.2004 решение суда первой инстанции от 05.01.2004 отменено и принято новое решение, в соответствии с которым размер доначисленного земельного налога, установленный решением налоговой инспекции N 04-27/8665 от 28.08.2003, снижен до 317391 руб., признано необоснованным привлечение института к налоговой ответственности в виде штрафа на сумму 34056,60 руб., суд обязал налоговый орган принять к исполнению уточненный расчет налога на землю за 2003 год, представленный налогоплательщиком, исходя из суммы налога 317391 руб.
Апелляционная инстанция руководствовалась тем, что поправочные коэффициенты, утверждаемые федеральными законами о федеральном бюджете на 1999 - 2002 годы, применяемые к ставкам земельного налога, устанавливаемым органами власти местного самоуправления, подлежат применению, так как федеральные законы о бюджете содержат нормы прямого действия. Введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, поправочные коэффициенты относятся не к ставкам земельного налога, а к порядку его исчисления.
Снижая размер земельного налога, уплаченного институтом в 2003 году, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии с предоставленными органам местного самоуправления Законом Российской Федерации "О плате за землю" полномочиями Омским городским Советом (представительным органом местного самоуправления) было принято решение N 298 от 20.09.2000, которым были утверждены оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы. Согласно описанию оценочных зон и генеральному плану города Омска по земельному участку, принадлежащему заявителю, ставка налога составила 4,2 руб. за квадратный метр.
Указанная дифференцированная ставка действовала на 01.01.2002 и подлежала применению при расчете налога на землю в 2003 году с учетом повышающего коэффициента 1,8, установленного Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002, но без применения повышающего коэффициента 2, установленного на предшествующий налоговый период Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год".
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.08.2004 постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 22.04.2004 по делу N 10-544/03 (А-153/04) было отменено и дело направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию этого же суда.
Суд кассационной инстанции посчитал, что, не исследовав необходимость применения решения Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 с учетом изменений, внесенных в него неотмененным и имеющим юридическую силу решением Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002, апелляционная инстанция Арбитражного суда Омской области приняла постановление на основании неполно исследованных материалов дела, что могло привести к принятию неправильного решения.
При новом рассмотрении дела апелляционная инстанция исходила из того, что в соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение N 298 от 20.09.2000, которым были утверждены оценочные зоны и подзоны территории г. Омска и их границы. Согласно описанию оценочных зон и генеральному плану г. Омска по земельному участку, принадлежащему заявителю, ставка налога составила 4,2 руб. за один квадратный метр земли.
Решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны, в которой расположен земельный участок заявителя, в размере 7,5 руб. за кв. м в год), которые в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ вступили в действие с 01.01.2003.
Между тем размер земельного налога, подлежащего уплате заявителем в 2003 году, определен налоговой инспекцией на основании ставок налога, установленных решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска" с применением коэффициентов 2 и 1,8, предусмотренных Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
При этом Конституционным Судом Российской Федерации в определении N 48-О от 06.02.2004 применительно к толкованию положений федеральных законов о бюджете, вводящих коэффициенты к ставкам земельного налога, отмечается, что закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался, тем самым действие федерального закона о бюджете ограничивается временными рамками.
С учетом изложенных норм права апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002, не могут быть применены к ставке земельного налога, вводимой в действие с 01.01.2003, поскольку коэффициенты 2 и 1,8 применяются согласно названным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах.
Учитывая, что применение коэффициента 1,8, установленного Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002, не предусмотрено к ставкам, действовавшим с 01.01.2003, то есть с даты вступления в силу решения Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска", данные выводы следует признать правомерными.
На основании данной правовой позиции суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что при исчислении земельного налога за 2003 год заявителем подлежат применению ставки, установленные решением Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей на землю на территории г. Омска" без учета коэффициентов, установленных Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002.
С учетом изложенного подлежащая уплате институтом сумма земельного налога за 2003 год должна составлять 314872,5 руб., тогда как по решению налогового органа сумма налога составила 634783 руб. Таким образом, сумма, излишне доначисленная инспекцией, к уплате составляет 319909,5 руб. (634783 - 314872,5).
Возражая против данных выводов апелляционной инстанции, налоговая инспекция в кассационной жалобе указала, что решение Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей на землю на территории г. Омска", которым были установлены новые ставки земельного налога, в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ, вступающие в действие с 01.01.2003, не подлежит применению в 2003 году, поскольку противоречит Федеральному закону N 110-ФЗ от 24.07.2002, являющемуся актом прямого действия, не требующим подтверждения нормативно-правовыми актами, в том числе актами органов местного самоуправления.
Следовательно, в 2003 году должны применяться ставки 2002 года, установленные решением Омского городского Совета N 298 от 20.09.2000, с коэффициентом 2, установленным Федеральным законом N 194-ФЗ от 30.12.2001, и коэффициентом 1.8, установленным Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002.
Данные доводы налогового органа кассационная инстанция не может признать состоятельными.
Полномочия местных представительных органов власти, к которым относится и Омский городской Совет, в области налогового регулирования определены действующими нормами главы 8 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю".
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Однако это не означает, что тем самым законодатель, не изменяя нормы других законодательных актов, ограничил полномочия местных представительных органов власти в области нормотворчества, в том числе и право Омского городского Совета на установление новых временных величин дифференцированных платежей на землю на территории г. Омска.
Решение Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей на землю на территории г. Омска" в установленном законом порядке как нормативный не оспорено, не отменено, а потому оно сохраняет свою юридическую силу и подлежит применению плательщиками налогов и сборов при расчете земельного налога на 2003 год.
Кассационная коллегия считает, что постановление апелляционной инстанции принято на основании достоверно установленных фактических обстоятельствах дела и с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены принятого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области законным и обоснованными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Постановление апелляционной инстанции от 20.10.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-544/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 2 февраля 2005 года Дело N Ф04-5398/2004(8148-А46-33)
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по проверке законности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, и постановлений апелляционной инстанции, рассмотрев в судебном заседании без участия сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому административному округу г. Омска (ответчик) на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 20.10.2004 по делу N 10-544/03 (А-153/04) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Институт новых технологий и автоматизации" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому административному округу г. Омска,
УСТАНОВИЛА:
30.06.2003 общество с ограниченной ответственностью "Институт новых технологий и автоматизации" (далее - институт) представило в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) сводную налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год, в соответствии с которой уплате подлежало 1133541 руб., в том числе 377847 руб. по сроку уплаты на 15.07.2003, 377847 руб. по сроку уплаты 15.09.2003, 377847 руб. по сроку уплаты 15.11.2003.
17.07.2003 институтом в налоговый орган представлена дополнительная декларация по земельному налогу за 2003 год, в которой заявлено об уменьшении налога на землю в сумме 1009607 рублей.
Уточнение подлежащей уплате суммы земельного налога налогоплательщик обосновывал применением ставки земельного налога, установленной статьей 13 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год" и Федеральным законом N 162-ФЗ от 28.10.98 "О ставках земельного налога в 1998 году" с учетом коэффициента 1,8, установленного Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 110-ФЗ от 24.07.2002).
В пояснительной записке, представленной к расчету земельного налога за 2003 год, институт указал, что ставка земельного налога в размере 2,952 руб. определена как произведение средней ставки, установленной приложением N 2 (таблица 1) к Закону Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю", и повышающих коэффициентов, предусмотренных федеральным законодательством в период до 1999 года.
По результатам камеральной проверки налогового органа размер ставки земельного налога в 2003 году для земельного участка, занимаемого институтом, определен в размере 15,12 руб. на основании норм, установленных решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298, Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", Федерального закона N 110-ФЗ от 24.07.2002.
По результатам рассмотрения уточненной налоговой декларации налоговой инспекцией вынесено решение N 04-27/8665 от 28.08.2003 о доначислении налогоплательщику земельного налога за 2003 год в сумме 510849 руб. и привлечении его к налоговой ответственности в виде штрафа за неполную уплату налога на землю в сумме 34056,60 руб.
Полагая, что оспариваемое решение налоговой инспекции не соответствует налоговому законодательству, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о защите нарушенного права.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.01.2004 заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены в полном объеме.
Арбитражный суд первой инстанции согласился с доводами заявителя о том, что поправочные коэффициенты, утверждаемые федеральными законами о федеральном бюджете на 1999 - 2002 годы, применяемые к ставкам земельного налога, устанавливаемым органами власти местного самоуправления, приняты с нарушением требований пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому указанные поправочные коэффициенты не подлежат применению.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 22.04.2004 решение суда первой инстанции от 05.01.2004 отменено и принято новое решение, в соответствии с которым размер доначисленного земельного налога, установленный решением налоговой инспекции N 04-27/8665 от 28.08.2003, снижен до 317391 руб., признано необоснованным привлечение института к налоговой ответственности в виде штрафа на сумму 34056,60 руб., суд обязал налоговый орган принять к исполнению уточненный расчет налога на землю за 2003 год, представленный налогоплательщиком, исходя из суммы налога 317391 руб.
Апелляционная инстанция руководствовалась тем, что поправочные коэффициенты, утверждаемые федеральными законами о федеральном бюджете на 1999 - 2002 годы, применяемые к ставкам земельного налога, устанавливаемым органами власти местного самоуправления, подлежат применению, так как федеральные законы о бюджете содержат нормы прямого действия. Введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, поправочные коэффициенты относятся не к ставкам земельного налога, а к порядку его исчисления.
Снижая размер земельного налога, уплаченного институтом в 2003 году, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии с предоставленными органам местного самоуправления Законом Российской Федерации "О плате за землю" полномочиями Омским городским Советом (представительным органом местного самоуправления) было принято решение N 298 от 20.09.2000, которым были утверждены оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы. Согласно описанию оценочных зон и генеральному плану города Омска по земельному участку, принадлежащему заявителю, ставка налога составила 4,2 руб. за квадратный метр.
Указанная дифференцированная ставка действовала на 01.01.2002 и подлежала применению при расчете налога на землю в 2003 году с учетом повышающего коэффициента 1,8, установленного Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002, но без применения повышающего коэффициента 2, установленного на предшествующий налоговый период Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год".
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.08.2004 постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 22.04.2004 по делу N 10-544/03 (А-153/04) было отменено и дело направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию этого же суда.
Суд кассационной инстанции посчитал, что, не исследовав необходимость применения решения Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 с учетом изменений, внесенных в него неотмененным и имеющим юридическую силу решением Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002, апелляционная инстанция Арбитражного суда Омской области приняла постановление на основании неполно исследованных материалов дела, что могло привести к принятию неправильного решения.
При новом рассмотрении дела апелляционная инстанция исходила из того, что в соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение N 298 от 20.09.2000, которым были утверждены оценочные зоны и подзоны территории г. Омска и их границы. Согласно описанию оценочных зон и генеральному плану г. Омска по земельному участку, принадлежащему заявителю, ставка налога составила 4,2 руб. за один квадратный метр земли.
Решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны, в которой расположен земельный участок заявителя, в размере 7,5 руб. за кв. м в год), которые в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ вступили в действие с 01.01.2003.
Между тем размер земельного налога, подлежащего уплате заявителем в 2003 году, определен налоговой инспекцией на основании ставок налога, установленных решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска" с применением коэффициентов 2 и 1,8, предусмотренных Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
При этом Конституционным Судом Российской Федерации в определении N 48-О от 06.02.2004 применительно к толкованию положений федеральных законов о бюджете, вводящих коэффициенты к ставкам земельного налога, отмечается, что закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался, тем самым действие федерального закона о бюджете ограничивается временными рамками.
С учетом изложенных норм права апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002, не могут быть применены к ставке земельного налога, вводимой в действие с 01.01.2003, поскольку коэффициенты 2 и 1,8 применяются согласно названным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах.
Учитывая, что применение коэффициента 1,8, установленного Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002, не предусмотрено к ставкам, действовавшим с 01.01.2003, то есть с даты вступления в силу решения Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 (в редакции от 27.12.2000) "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска", данные выводы следует признать правомерными.
На основании данной правовой позиции суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что при исчислении земельного налога за 2003 год заявителем подлежат применению ставки, установленные решением Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей на землю на территории г. Омска" без учета коэффициентов, установленных Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002.
С учетом изложенного подлежащая уплате институтом сумма земельного налога за 2003 год должна составлять 314872,5 руб., тогда как по решению налогового органа сумма налога составила 634783 руб. Таким образом, сумма, излишне доначисленная инспекцией, к уплате составляет 319909,5 руб. (634783 - 314872,5).
Возражая против данных выводов апелляционной инстанции, налоговая инспекция в кассационной жалобе указала, что решение Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей на землю на территории г. Омска", которым были установлены новые ставки земельного налога, в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ, вступающие в действие с 01.01.2003, не подлежит применению в 2003 году, поскольку противоречит Федеральному закону N 110-ФЗ от 24.07.2002, являющемуся актом прямого действия, не требующим подтверждения нормативно-правовыми актами, в том числе актами органов местного самоуправления.
Следовательно, в 2003 году должны применяться ставки 2002 года, установленные решением Омского городского Совета N 298 от 20.09.2000, с коэффициентом 2, установленным Федеральным законом N 194-ФЗ от 30.12.2001, и коэффициентом 1.8, установленным Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002.
Данные доводы налогового органа кассационная инстанция не может признать состоятельными.
Полномочия местных представительных органов власти, к которым относится и Омский городской Совет, в области налогового регулирования определены действующими нормами главы 8 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю".
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Однако это не означает, что тем самым законодатель, не изменяя нормы других законодательных актов, ограничил полномочия местных представительных органов власти в области нормотворчества, в том числе и право Омского городского Совета на установление новых временных величин дифференцированных платежей на землю на территории г. Омска.
Решение Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей на землю на территории г. Омска" в установленном законом порядке как нормативный не оспорено, не отменено, а потому оно сохраняет свою юридическую силу и подлежит применению плательщиками налогов и сборов при расчете земельного налога на 2003 год.
Кассационная коллегия считает, что постановление апелляционной инстанции принято на основании достоверно установленных фактических обстоятельствах дела и с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены принятого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области законным и обоснованными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Постановление апелляционной инстанции от 20.10.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-544/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)