Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 11 мая 2004 года Дело N Ф04/2483-377/А46-2004
Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому административному округу города Омска (далее - Инспекция МНС) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Юниторг" (далее - ООО "Юниторг") 962,2 руб. штрафа за неполную уплату земельного налога.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.01.2004 Инспекции МНС в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенный по делу судебный акт и принять новое решение - об удовлетворении заявленных требований в полном объеме - по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу ООО "Юниторг" не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Юниторг" представило в Инспекцию МНС налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год. По результатам ее камеральной проверки Инспекцией МНС вынесено решение N 166 от 30.07.2003 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - Налоговый кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 962,2 руб.
Основанием принятия указанного решения явилась неполная уплата налога в результате неправильного применения ставок земельного налога. По мнению Инспекции МНС, при исчислении налога на землю следует применять ставку, установленную решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 с учетом Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок налога на землю" и Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", а не ставку, установленную решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298.
В соответствии со статьей 104 Налогового кодекса путем направления требования от 31.07.2003 N 8225 ООО "Юниторг" предложено в срок до 05.08.2003 уплатить штраф. Неисполнение в добровольном порядке указанного требования послужило основанием для обращения Инспекции МНС в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая Инспекции МНС во взыскании с ООО "Юниторг" штрафных санкций, Арбитражный суд Омской области принял по существу правильное решение, однако неправильно применил нормы материального права. В связи с этим суд кассационной инстанции считает необходимым изменить мотивировочную часть решения от 05.01.2004, изложив ее в следующей редакции.
В соответствии со статьей 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 статьи 21 этого же Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таковым является Закон РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю". Согласно статье 8 названного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону. Этой же нормой органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение N 298 от 20.09.2000 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска", которым утверждены оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы. В соответствии с описанием оценочных зон и генеральным планом города Омска земельные участки, принадлежащие ООО "Юниторг", расположены в оценочной зоне 33 "Кировск-1 (северный)", ставка налога по которой в 2001 году составляет 4,08 руб. / кв. м в год, и в оценочной зоне 10 "Поселки", где ставка налога равна 4,2 руб. / кв. м в год.
Согласно статье 3 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные указанным Законом средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами, исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса РФ определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 уполномоченными органами на основе средних ставок.
При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федеральным законом от 14.12.2002 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действовавшие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Такая формулировка Законов позволяет сделать вывод, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Следовательно, применение налоговым органом при проведении камеральной проверки правомерности исчисления земельного налога поправочных коэффициентов к дифференцированным ставкам является обоснованным. Вместе с тем, поскольку согласно данным лицевого счета на 15.07.2003 и на день вынесения решения (30.07.2003) у ООО "Юниторг" недоимка отсутствует, привлечение его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, неправомерно.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Омской области по делу N 10-772/03 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому административному округу города Омска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 11 мая 2004 года Дело N Ф04/2483-377/А46-2004
Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому административному округу города Омска (далее - Инспекция МНС) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Юниторг" (далее - ООО "Юниторг") 962,2 руб. штрафа за неполную уплату земельного налога.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.01.2004 Инспекции МНС в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенный по делу судебный акт и принять новое решение - об удовлетворении заявленных требований в полном объеме - по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу ООО "Юниторг" не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Юниторг" представило в Инспекцию МНС налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год. По результатам ее камеральной проверки Инспекцией МНС вынесено решение N 166 от 30.07.2003 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - Налоговый кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 962,2 руб.
Основанием принятия указанного решения явилась неполная уплата налога в результате неправильного применения ставок земельного налога. По мнению Инспекции МНС, при исчислении налога на землю следует применять ставку, установленную решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 с учетом Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок налога на землю" и Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", а не ставку, установленную решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298.
В соответствии со статьей 104 Налогового кодекса путем направления требования от 31.07.2003 N 8225 ООО "Юниторг" предложено в срок до 05.08.2003 уплатить штраф. Неисполнение в добровольном порядке указанного требования послужило основанием для обращения Инспекции МНС в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая Инспекции МНС во взыскании с ООО "Юниторг" штрафных санкций, Арбитражный суд Омской области принял по существу правильное решение, однако неправильно применил нормы материального права. В связи с этим суд кассационной инстанции считает необходимым изменить мотивировочную часть решения от 05.01.2004, изложив ее в следующей редакции.
В соответствии со статьей 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 статьи 21 этого же Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таковым является Закон РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю". Согласно статье 8 названного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону. Этой же нормой органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение N 298 от 20.09.2000 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска", которым утверждены оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы. В соответствии с описанием оценочных зон и генеральным планом города Омска земельные участки, принадлежащие ООО "Юниторг", расположены в оценочной зоне 33 "Кировск-1 (северный)", ставка налога по которой в 2001 году составляет 4,08 руб. / кв. м в год, и в оценочной зоне 10 "Поселки", где ставка налога равна 4,2 руб. / кв. м в год.
Согласно статье 3 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные указанным Законом средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами, исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса РФ определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 уполномоченными органами на основе средних ставок.
При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федеральным законом от 14.12.2002 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действовавшие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Такая формулировка Законов позволяет сделать вывод, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Следовательно, применение налоговым органом при проведении камеральной проверки правомерности исчисления земельного налога поправочных коэффициентов к дифференцированным ставкам является обоснованным. Вместе с тем, поскольку согласно данным лицевого счета на 15.07.2003 и на день вынесения решения (30.07.2003) у ООО "Юниторг" недоимка отсутствует, привлечение его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, неправомерно.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Омской области по делу N 10-772/03 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому административному округу города Омска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 11.05.2004 N Ф04/2483-377/А46-2004
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 11 мая 2004 года Дело N Ф04/2483-377/А46-2004
Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому административному округу города Омска (далее - Инспекция МНС) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Юниторг" (далее - ООО "Юниторг") 962,2 руб. штрафа за неполную уплату земельного налога.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.01.2004 Инспекции МНС в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенный по делу судебный акт и принять новое решение - об удовлетворении заявленных требований в полном объеме - по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу ООО "Юниторг" не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Юниторг" представило в Инспекцию МНС налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год. По результатам ее камеральной проверки Инспекцией МНС вынесено решение N 166 от 30.07.2003 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - Налоговый кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 962,2 руб.
Основанием принятия указанного решения явилась неполная уплата налога в результате неправильного применения ставок земельного налога. По мнению Инспекции МНС, при исчислении налога на землю следует применять ставку, установленную решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 с учетом Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок налога на землю" и Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", а не ставку, установленную решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298.
В соответствии со статьей 104 Налогового кодекса путем направления требования от 31.07.2003 N 8225 ООО "Юниторг" предложено в срок до 05.08.2003 уплатить штраф. Неисполнение в добровольном порядке указанного требования послужило основанием для обращения Инспекции МНС в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая Инспекции МНС во взыскании с ООО "Юниторг" штрафных санкций, Арбитражный суд Омской области принял по существу правильное решение, однако неправильно применил нормы материального права. В связи с этим суд кассационной инстанции считает необходимым изменить мотивировочную часть решения от 05.01.2004, изложив ее в следующей редакции.
В соответствии со статьей 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 статьи 21 этого же Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таковым является Закон РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю". Согласно статье 8 названного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону. Этой же нормой органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение N 298 от 20.09.2000 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска", которым утверждены оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы. В соответствии с описанием оценочных зон и генеральным планом города Омска земельные участки, принадлежащие ООО "Юниторг", расположены в оценочной зоне 33 "Кировск-1 (северный)", ставка налога по которой в 2001 году составляет 4,08 руб. / кв. м в год, и в оценочной зоне 10 "Поселки", где ставка налога равна 4,2 руб. / кв. м в год.
Согласно статье 3 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные указанным Законом средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами, исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса РФ определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 уполномоченными органами на основе средних ставок.
При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федеральным законом от 14.12.2002 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действовавшие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Такая формулировка Законов позволяет сделать вывод, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Следовательно, применение налоговым органом при проведении камеральной проверки правомерности исчисления земельного налога поправочных коэффициентов к дифференцированным ставкам является обоснованным. Вместе с тем, поскольку согласно данным лицевого счета на 15.07.2003 и на день вынесения решения (30.07.2003) у ООО "Юниторг" недоимка отсутствует, привлечение его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, неправомерно.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области по делу N 10-772/03 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому административному округу города Омска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 11 мая 2004 года Дело N Ф04/2483-377/А46-2004
Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому административному округу города Омска (далее - Инспекция МНС) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Юниторг" (далее - ООО "Юниторг") 962,2 руб. штрафа за неполную уплату земельного налога.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.01.2004 Инспекции МНС в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенный по делу судебный акт и принять новое решение - об удовлетворении заявленных требований в полном объеме - по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу ООО "Юниторг" не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Юниторг" представило в Инспекцию МНС налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год. По результатам ее камеральной проверки Инспекцией МНС вынесено решение N 166 от 30.07.2003 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - Налоговый кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 962,2 руб.
Основанием принятия указанного решения явилась неполная уплата налога в результате неправильного применения ставок земельного налога. По мнению Инспекции МНС, при исчислении налога на землю следует применять ставку, установленную решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 с учетом Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок налога на землю" и Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", а не ставку, установленную решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298.
В соответствии со статьей 104 Налогового кодекса путем направления требования от 31.07.2003 N 8225 ООО "Юниторг" предложено в срок до 05.08.2003 уплатить штраф. Неисполнение в добровольном порядке указанного требования послужило основанием для обращения Инспекции МНС в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая Инспекции МНС во взыскании с ООО "Юниторг" штрафных санкций, Арбитражный суд Омской области принял по существу правильное решение, однако неправильно применил нормы материального права. В связи с этим суд кассационной инстанции считает необходимым изменить мотивировочную часть решения от 05.01.2004, изложив ее в следующей редакции.
В соответствии со статьей 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 статьи 21 этого же Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таковым является Закон РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю". Согласно статье 8 названного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону. Этой же нормой органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Омским городским Советом принято решение N 298 от 20.09.2000 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска", которым утверждены оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы. В соответствии с описанием оценочных зон и генеральным планом города Омска земельные участки, принадлежащие ООО "Юниторг", расположены в оценочной зоне 33 "Кировск-1 (северный)", ставка налога по которой в 2001 году составляет 4,08 руб. / кв. м в год, и в оценочной зоне 10 "Поселки", где ставка налога равна 4,2 руб. / кв. м в год.
Согласно статье 3 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные указанным Законом средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами, исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса РФ определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 уполномоченными органами на основе средних ставок.
При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федеральным законом от 14.12.2002 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действовавшие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Такая формулировка Законов позволяет сделать вывод, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Следовательно, применение налоговым органом при проведении камеральной проверки правомерности исчисления земельного налога поправочных коэффициентов к дифференцированным ставкам является обоснованным. Вместе с тем, поскольку согласно данным лицевого счета на 15.07.2003 и на день вынесения решения (30.07.2003) у ООО "Юниторг" недоимка отсутствует, привлечение его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, неправомерно.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области по делу N 10-772/03 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Кировскому административному округу города Омска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)