Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи Ю.М. Данилова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы ООО "Русджам-Уфа",
1. Законом Республики Башкортостан от 29 января 2009 года N 88-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2008 год" и отдельные законодательные акты Республики Башкортостан" в пункт 11 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" были внесены изменения: согласно данному пункту в новой редакции реализующие приоритетный инвестиционный проект коммерческие организации с иностранными инвестициями, в которых оплаченная доля иностранных инвестиций в уставном капитале составляет не менее 25 процентов, а доходы от осуществления собственной производственной деятельности превышают 70 процентов общей суммы доходов от реализованной ими продукции (работ, услуг), в течение пяти лет с момента их государственной регистрации освобождаются от налогообложения в части суммы налога на имущество, подлежащей зачислению в бюджет Республики Башкортостан (пункт 1 статьи 2). Закон Республики Башкортостан "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2008 год" и отдельные законодательные акты Республики Башкортостан", согласно пункту 2 его статьи 4, в указанной части вступил в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
ООО "Русджам-Уфа" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с требованием о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на имущество организаций за четвертый квартал 2009 года и первый квартал 2010 года, ссылаясь на то, что оно отвечает всем требованиям для предоставления указанной льготы, 4 октября 2004 года было зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, с учетом прежней редакции пункта 11 статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" в течение трех лет с момента государственной регистрации было освобождено от уплаты налога на имущество организаций, а по истечении в октябре 2007 года трехлетнего срока стало осуществлять уплату в бюджет указанного налога на общих основаниях.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 5 октября 2010 года, оставленным без изменения вышестоящим арбитражным судом, в удовлетворении требований ООО "Русджам-Уфа" было отказано со ссылкой, в частности, на то, что пятилетний срок освобождения от уплаты налога на имущество организаций для заявителя истек 3 октября 2009 года.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в определении от 25 апреля 2011 года об отказе в передаче дела заявителя для пересмотра в порядке надзора указал, что законодательные изменения, касающиеся установления пятилетнего срока действия налоговой льготы, не имеют обратной силы: они не распространяются на период, предшествующий 1 января 2009 года, для организаций, в отношении которых на указанную дату истек трехлетний, но не окончился пятилетний срок с момента государственной регистрации.
Полагая, что пункт 2 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2008 год" и отдельные законодательные акты Республики Башкортостан" носит неопределенный характер, ООО "Русджам-Уфа" обратилось с соответствующей жалобой в Конституционный Суд Республики Башкортостан, который, отказывая Определением от 6 марта 2012 года в принятии данной жалобы к рассмотрению, как не отвечающей требованиям Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Республики Башкортостан признается допустимой, вместе с тем указал, что оспариваемое законоположение имеет обратную силу и организации могут использовать налоговую льготу в течение пяти лет с момента государственной регистрации.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО "Русджам-Уфа" оспаривает конституционность пункта 2 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2008 год" и отдельные законодательные акты Республики Башкортостан".
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение носит неопределенный характер, в связи с чем возникает неясность в вопросе о том, вправе ли организации, которые до 1 января 2009 года использовали льготу по налогу на имущество организаций в течение трех лет с момента регистрации, пользоваться данной льготой дополнительно еще два года в связи с увеличением срока ее действия до пяти лет, и противоречит статьям 8, 18, 19, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку нарушает принципы равенства и справедливости налогообложения.
2. Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). Нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов, руководствуясь при этом конституционными принципами регулирования экономических отношений. При этом установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "и" части 1, Конституции Российской Федерации), по предметам которого в Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций относится к региональным налогам; при установлении данного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (пункт 2 статьи 372).
Освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения; льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 года N 5-П и от 28 марта 2000 года N 5-П).
2.1. Из Закона Республики Башкортостан от 20 июня 1991 года N ВС-6/35 "Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан" следует, что в Республике Башкортостан в целях привлечения в экономику иностранных инвестиций создается благоприятный налоговый режим для коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Указанные организации имеют налоговые льготы в части налога на имущество организаций и налога на прибыль организаций; льготное налогообложение распространяется на вновь создаваемые коммерческие организации с иностранными инвестициями, занимающимися производственной деятельностью (статья 6 данного Закона).
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действовавшей до 1 января 2009 года) освобождаются от налогообложения коммерческие организации с иностранными инвестициями, в которых доля иностранных инвестиций в уставном капитале составляет не менее 25 процентов, а доходы от осуществления собственной производственной деятельности превышают 70 процентов общей суммы доходов от реализованной ими продукции (работ, услуг), в течение трех лет с момента их государственной регистрации в части суммы налога, подлежащей зачислению в бюджет Республики Башкортостан.
Законом Республики Башкортостан "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2008 год" и отдельные законодательные акты Республики Башкортостан" приведенная норма была изменена следующим образом: организации, указанные в абзаце первом данного пункта и реализующие приоритетный инвестиционный проект, получили право на освобождение от налогообложения в течение пяти лет с момента их государственной регистрации (а не в течение трех лет, как это было предусмотрено ранее). Тем самым законодатель Республики Башкортостан, действуя в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий в этой сфере, в 2009 году установил освобождение от уплаты налога на имущество организаций сроком на пять лет с момента государственной регистрации для организаций с иностранными инвестициями, реализующими приоритетный инвестиционный проект в Республике Башкортостан.
2.2. По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, применительно к актам законодательства о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5). Данное правовое регулирование воспроизводит общий принцип действия налоговых норм во времени, в соответствии с которым действие закона распространяется на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе придать закону обратную силу, т.е. распространить его нормы на правоотношения, которые возникли до введения его в действие.
Пунктом 2 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" предусмотрено, что вносимые в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" изменения вступают в силу со дня официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. Правоотношение - урегулированное правом общественное отношение между его участниками - возникает при наступлении предусмотренных законом юридических фактов. Для исчисления льготного налогового режима, предусмотренного пунктом 11 статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", в качестве юридически значимого факта законодатель определил момент государственной регистрации юридического лица. Именно с этого момента возникают правоотношения, на которые распространяется оспариваемое правовое регулирование, предусматривающее освобождение организаций с иностранными инвестициями, реализующих инвестиционные проекты в Республике Башкортостан, от уплаты налога на имущество организаций.
Таким образом, пункт 2 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" определил следующее правило действия во времени рассматриваемой налоговой льготы: эта льгота не распространяется на период, предшествующий 1 января 2009 года. Указанный подход законодателя к регулированию данного вопроса прослеживается и в более поздних изменениях льготного режима взыскания налога на имущество организаций. Так, в соответствии со статьей 2 Закона Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года N 455-з "О внесении изменения в статью 3 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" данный Закон вступает в силу с 1 января 2012 года и применяется к правоотношениям, возникшим из инвестиционных соглашений об условиях реализации приоритетных инвестиционных проектов, заключенных с Правительством Республики Башкортостан после вступления в силу этого Закона.
2.3. Разрешая вопрос о принятии обращения к рассмотрению, Конституционный Суд Российской Федерации с учетом требований части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" должен проверить, имеется ли в действительности неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации оспариваемой нормы.
Поскольку неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации пункт 2 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2008 год" и отдельные законодательные акты Республики Башкортостан", отсутствует, жалоба ООО "Русджам-Уфа" не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Настаивая на неконституционности оспариваемого законоположения, заявитель ссылается на то, что им излишне уплачен налог на имущество организаций за период 2009 года и авансовый платеж по данному налогу за первый квартал 2010 года. Таким образом, заявитель, по существу, выражает несогласие с решениями арбитражных судов при рассмотрении его дела. Между тем оценка законности и обоснованности указанных решений, требующая установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела заявителя, равно как и разрешение вопроса о периодах излишней уплаты им налога на имущество организаций и суммах переплаты не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Русджам-Уфа", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 28.06.2012 N 1250-О
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июня 2012 г. N 1250-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
"РУСДЖАМ-УФА" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ И СВОБОД ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 4 ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
"О БЮДЖЕТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2008 ГОД"
И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи Ю.М. Данилова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы ООО "Русджам-Уфа",
установил:
1. Законом Республики Башкортостан от 29 января 2009 года N 88-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2008 год" и отдельные законодательные акты Республики Башкортостан" в пункт 11 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" были внесены изменения: согласно данному пункту в новой редакции реализующие приоритетный инвестиционный проект коммерческие организации с иностранными инвестициями, в которых оплаченная доля иностранных инвестиций в уставном капитале составляет не менее 25 процентов, а доходы от осуществления собственной производственной деятельности превышают 70 процентов общей суммы доходов от реализованной ими продукции (работ, услуг), в течение пяти лет с момента их государственной регистрации освобождаются от налогообложения в части суммы налога на имущество, подлежащей зачислению в бюджет Республики Башкортостан (пункт 1 статьи 2). Закон Республики Башкортостан "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2008 год" и отдельные законодательные акты Республики Башкортостан", согласно пункту 2 его статьи 4, в указанной части вступил в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
ООО "Русджам-Уфа" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с требованием о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на имущество организаций за четвертый квартал 2009 года и первый квартал 2010 года, ссылаясь на то, что оно отвечает всем требованиям для предоставления указанной льготы, 4 октября 2004 года было зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, с учетом прежней редакции пункта 11 статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" в течение трех лет с момента государственной регистрации было освобождено от уплаты налога на имущество организаций, а по истечении в октябре 2007 года трехлетнего срока стало осуществлять уплату в бюджет указанного налога на общих основаниях.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 5 октября 2010 года, оставленным без изменения вышестоящим арбитражным судом, в удовлетворении требований ООО "Русджам-Уфа" было отказано со ссылкой, в частности, на то, что пятилетний срок освобождения от уплаты налога на имущество организаций для заявителя истек 3 октября 2009 года.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в определении от 25 апреля 2011 года об отказе в передаче дела заявителя для пересмотра в порядке надзора указал, что законодательные изменения, касающиеся установления пятилетнего срока действия налоговой льготы, не имеют обратной силы: они не распространяются на период, предшествующий 1 января 2009 года, для организаций, в отношении которых на указанную дату истек трехлетний, но не окончился пятилетний срок с момента государственной регистрации.
Полагая, что пункт 2 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2008 год" и отдельные законодательные акты Республики Башкортостан" носит неопределенный характер, ООО "Русджам-Уфа" обратилось с соответствующей жалобой в Конституционный Суд Республики Башкортостан, который, отказывая Определением от 6 марта 2012 года в принятии данной жалобы к рассмотрению, как не отвечающей требованиям Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Республики Башкортостан признается допустимой, вместе с тем указал, что оспариваемое законоположение имеет обратную силу и организации могут использовать налоговую льготу в течение пяти лет с момента государственной регистрации.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО "Русджам-Уфа" оспаривает конституционность пункта 2 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2008 год" и отдельные законодательные акты Республики Башкортостан".
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение носит неопределенный характер, в связи с чем возникает неясность в вопросе о том, вправе ли организации, которые до 1 января 2009 года использовали льготу по налогу на имущество организаций в течение трех лет с момента регистрации, пользоваться данной льготой дополнительно еще два года в связи с увеличением срока ее действия до пяти лет, и противоречит статьям 8, 18, 19, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку нарушает принципы равенства и справедливости налогообложения.
2. Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). Нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов, руководствуясь при этом конституционными принципами регулирования экономических отношений. При этом установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "и" части 1, Конституции Российской Федерации), по предметам которого в Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций относится к региональным налогам; при установлении данного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (пункт 2 статьи 372).
Освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения; льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 года N 5-П и от 28 марта 2000 года N 5-П).
2.1. Из Закона Республики Башкортостан от 20 июня 1991 года N ВС-6/35 "Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан" следует, что в Республике Башкортостан в целях привлечения в экономику иностранных инвестиций создается благоприятный налоговый режим для коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Указанные организации имеют налоговые льготы в части налога на имущество организаций и налога на прибыль организаций; льготное налогообложение распространяется на вновь создаваемые коммерческие организации с иностранными инвестициями, занимающимися производственной деятельностью (статья 6 данного Закона).
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действовавшей до 1 января 2009 года) освобождаются от налогообложения коммерческие организации с иностранными инвестициями, в которых доля иностранных инвестиций в уставном капитале составляет не менее 25 процентов, а доходы от осуществления собственной производственной деятельности превышают 70 процентов общей суммы доходов от реализованной ими продукции (работ, услуг), в течение трех лет с момента их государственной регистрации в части суммы налога, подлежащей зачислению в бюджет Республики Башкортостан.
Законом Республики Башкортостан "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2008 год" и отдельные законодательные акты Республики Башкортостан" приведенная норма была изменена следующим образом: организации, указанные в абзаце первом данного пункта и реализующие приоритетный инвестиционный проект, получили право на освобождение от налогообложения в течение пяти лет с момента их государственной регистрации (а не в течение трех лет, как это было предусмотрено ранее). Тем самым законодатель Республики Башкортостан, действуя в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий в этой сфере, в 2009 году установил освобождение от уплаты налога на имущество организаций сроком на пять лет с момента государственной регистрации для организаций с иностранными инвестициями, реализующими приоритетный инвестиционный проект в Республике Башкортостан.
2.2. По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, применительно к актам законодательства о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5). Данное правовое регулирование воспроизводит общий принцип действия налоговых норм во времени, в соответствии с которым действие закона распространяется на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе придать закону обратную силу, т.е. распространить его нормы на правоотношения, которые возникли до введения его в действие.
Пунктом 2 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" предусмотрено, что вносимые в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" изменения вступают в силу со дня официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. Правоотношение - урегулированное правом общественное отношение между его участниками - возникает при наступлении предусмотренных законом юридических фактов. Для исчисления льготного налогового режима, предусмотренного пунктом 11 статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", в качестве юридически значимого факта законодатель определил момент государственной регистрации юридического лица. Именно с этого момента возникают правоотношения, на которые распространяется оспариваемое правовое регулирование, предусматривающее освобождение организаций с иностранными инвестициями, реализующих инвестиционные проекты в Республике Башкортостан, от уплаты налога на имущество организаций.
Таким образом, пункт 2 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" определил следующее правило действия во времени рассматриваемой налоговой льготы: эта льгота не распространяется на период, предшествующий 1 января 2009 года. Указанный подход законодателя к регулированию данного вопроса прослеживается и в более поздних изменениях льготного режима взыскания налога на имущество организаций. Так, в соответствии со статьей 2 Закона Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года N 455-з "О внесении изменения в статью 3 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" данный Закон вступает в силу с 1 января 2012 года и применяется к правоотношениям, возникшим из инвестиционных соглашений об условиях реализации приоритетных инвестиционных проектов, заключенных с Правительством Республики Башкортостан после вступления в силу этого Закона.
2.3. Разрешая вопрос о принятии обращения к рассмотрению, Конституционный Суд Российской Федерации с учетом требований части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" должен проверить, имеется ли в действительности неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации оспариваемой нормы.
Поскольку неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации пункт 2 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2008 год" и отдельные законодательные акты Республики Башкортостан", отсутствует, жалоба ООО "Русджам-Уфа" не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Настаивая на неконституционности оспариваемого законоположения, заявитель ссылается на то, что им излишне уплачен налог на имущество организаций за период 2009 года и авансовый платеж по данному налогу за первый квартал 2010 года. Таким образом, заявитель, по существу, выражает несогласие с решениями арбитражных судов при рассмотрении его дела. Между тем оценка законности и обоснованности указанных решений, требующая установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела заявителя, равно как и разрешение вопроса о периодах излишней уплаты им налога на имущество организаций и суммах переплаты не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Русджам-Уфа", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)