Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 09.10.2007 ПО ДЕЛУ N А41-К2-7106/07

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 октября 2007 г. по делу N А41-К2-7106/07


Резолютивная часть решения объявлена "02" октября 2007 г.
Решение в полном объеме изготовлено "09" октября 2007 г.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего: судьи З.
судей (заседателей)
протокол судебного заседания вел З.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ФКП "ГкНИПАС"
к ИФНС РФ по г. Воскресенску Московской области
о признании частично недействительными решения, требования и инкассовых поручений
при участии в заседании - от заявителя - нач. юр. отд. К., дов. N 009/55 от 11.01.2007 г.
От ответчика - гл. спец. Д., дов. N 12-05/0016 от 16.01.2007 г., вед. спец.-эксперт Ж., дов. N 12-05/1315 от 29.12.2006 г.
установил:

федеральное казенное предприятие "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем" (далее - ФКП "ГкНИПАС") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Воскресенску Московской области (далее - ИФНС РФ по г. Воскресенску Московской области) об отмене штрафных санкций в размере 40.719 руб. 57 коп. и пени в размере 1.287.625 руб. 11 коп. исходя из принципа соразмерности наказания допущенному нарушению.
В процессе рассмотрения дела заявителем был изменен предмет спора, согласно которого он заявил отказ от требований о признании недействительным решения ИФНС РФ по г. Воскресенску Московской области от 26.02.2007 г. N 34 в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 40.719 руб. 57 коп. и просит арбитражный суд признать недействительными: решение ИФНС РФ по г. Воскресенску Московской области от 26.02.2007 г. N 34 в части начисления пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 3.930 руб. 19 коп., по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 338.606 руб. 80 коп. и по единому социальному налогу (далее - ЕСН) в размере 945.088 руб. 12 коп., требование N 2769 в части уплаты пени в размере 1.283.694 руб. 92 коп. и инкассовые поручения от 17.04.2007 г. N 2352, N 2353, N 2354, N 2355, N 2356.
Изменения предмета спора арбитражным судом в порядке ст. 49 АПК РФ приняты.
Поскольку отказ заявителя от части заявленных требований не затрагивает прав и законных интересов других лиц, арбитражный суд полагает возможным принять отказ и производство по делу по требованиям о признании недействительным решения ИФНС РФ по г. Воскресенску Московской области от 26.02.2007 г. N 34 в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 40.719 руб. 57 коп. прекратить в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Заявитель - ФКП "ГкНИПАС" - в судебном заседании заявленные требования с учетом принятых судом изменений предмета спора и частичного отказа от заявленных требований поддержал.
Ответчик - ИФНС РФ по г. Воскресенску Московской области - в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 70 - 80, т. 1).
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению с учетом принятых судом изменений предмета спора и частичного отказа от заявленных требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИФНС РФ по г. Воскресенску Московской области была проведена выездная налоговая проверка ФКП "ГкНИПАС" по вопросам соблюдения налогового законодательства правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления НДФЛ в качестве налогового агента за период с 01.02.2004 г. по 01.10.2006 г., своевременности, полноты и достоверности представления сведений по форме N 2-НДФЛ за 2004 г., 2005 г., правильности определения налоговой базы, правильности применения налоговых ставок, правомерности применения налоговых льгот и вычетов при исчислении ЕСН в качестве лица, производящего выплаты физическим лицам за период с 01.01.2004 г. по 01.01.2006 г., соблюдения страхователем законодательства об обязательном пенсионном страховании за 2005 г. и иных вопросов, касающихся соблюдения трудового законодательства, о чем был составлен акт N 7 от 15.01.2007 г. (л.д. 86 - 96, т. 1).
В результате проверки было установлена неполная уплата НДФЛ в размере 3.694 руб., ЕСН в размере 142.796 руб. 76 коп. и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 57.107 руб. 10 коп., а также невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению в бюджет сумм НДФЛ в размере 3.694 руб.
По результатам проверки ИФНС РФ по г. Воскресенску Московской области 26.02.2007 г. было вынесено решение N 34 о привлечении ФКП "ГкНИПАС" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению в бюджет сумм НДФЛ в размере 3.694 руб. в виде штрафа в размере 20% от указанной суммы, что составило 738 руб. 80 коп., п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату сумм НДФЛ и ЕСН в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы, что составило 28.559 руб. 35 коп., а также п. 2 ст. 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" за неполную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм страховых взносов, что составило 11.421 руб. 42 коп., всего налоговых санкций - 40.719 руб. 57 коп. (л.д. 4 - 16, т. 1).
Кроме того, указанным решением заявителю были доначислены НДФЛ в сумме 3.694 руб., ЕСН в сумме 142.796 руб. 76 коп. и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 57.107 руб. 10 коп., и начислены пени за несвоевременную уплату указанных налогов, в частности по НДФЛ - 338.606 руб. 80 коп., по ЕСН - 945.088 руб. 12 коп. и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии - 3.930 руб. 19 коп.
На основании указанного решения заявителю налоговым органом было направлено требование N 2769 об уплате налога по состоянию на 22.03.2007 г. с указанием об уплате недоимки по НДФЛ и ЕСН, а также соответствующих пеней (л.д. 48, т. 1).
17.04.2007 г. ИФНС РФ по г. Воскресенску Московской области были направлены инкассовые поручения о списании с заявителя пеней по НДФЛ в сумме 338.606 руб. 80 коп. N 2356 (л.д. 64, т. 1), по ЕСН в сумме 942.059 руб. 84 коп. N 2352 (л.д. 63, т. 1), в сумме 1.986 руб. 95 коп. N 2355 (л.д. 65, т. 1), в сумме 920 руб. 47 коп. N 2353 (л.д. 66, т. 1), в сумме 120 руб. 86 коп. N 2354 (л.д. 67, т. 1).
Заявитель, не согласившись с решением ИФНС РФ по г. Воскресенску Московской области от 26.02.2007 г. N 34 в части начисления пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 3.930 руб. 19 коп., по НДФЛ в размере 338.606 руб. 80 коп. и по ЕСН в размере 945.088 руб. 12 коп., требованием N 2769 в части уплаты пени в размере 1.283.694 руб. 92 коп. и инкассовыми поручениями от 17.04.2007 г. N 2352, N 2353, N 2354, N 2355, N 2356, оспаривает их и просит признать их недействительными в указанной части.
Арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Налоговый орган оспариваемым решением начисляет заявителю пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 3.930 руб. 19 коп. в соответствии с положениями Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Арбитражный суд не может согласиться с указанным доводом налогового органа по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, сумма соответствующих пеней уплачиваются помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании.
Согласно п. 4 ст. 26 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пени начисляются в процентах от неуплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней производится органами Пенсионного фонда в судебном порядке.
Исходя из изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия по начислению страхователям пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные функции осуществляют органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений.
Пунктом 5 ст. 200 АПК РФ определено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.
Доказательств необоснованности заявленных ФКП "ГкНИПАС" требований в указанной части, арбитражному суду не представлено.
На основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемые ненормативные правовые акты органов местного самоуправления, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, арбитражный суд не может признать законным и обоснованным решение от 26.02.2007 г. N 34 в части начисления ФКП "ГкНИПАС" пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 3.930 руб. 19 коп., в связи с чем, решение в указанной части подлежит признанию недействительным.
В остальной части заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Налоговый орган оспариваемым решением начисляет заявителю пени за несвоевременную уплату НДФЛ и ЕСН в размере соответственно 338.606 руб. 80 коп. и 945.088 руб. 12 коп.
Заявитель в судебном заседании признал, что налоговым органом правомерно ему были доначислены НДФЛ 3.694 руб. и ЕСН в сумме 142.796 руб. 76 коп., поскольку неуплата произошла в связи с недофинансированием полигона со стороны государства и убыточностью производства.
Заявитель считает, что уплата начисленных пени за несвоевременную уплату налогов может существенно затруднить дальнейшую деятельность полигона и увеличить бремя содержания государством своего казенного предприятия, поэтому просит арбитражный суд применить ст. 333 ГК РФ и снизить сумму пени исходя из принципа соразмерности наказания допущенному нарушению.
Арбитражный суд не может согласиться с указанным доводом налогоплательщика по следующим основаниям.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Налоговый кодекс РФ не регламентирует порядок снижения суммы пени.
Таким образом, ссылка заявителя на ст. 333 ГК РФ, предусматривающая уменьшение неустойки, не может быть применена в налоговых правоотношениях.
Тяжелое финансовое положение заявителя может служить основанием не к освобождению от уплаты пеней, а к предоставлению ему отсрочки или рассрочки в уплате начисленных пеней.
Из материалов дела следует, что у заявителя на момент проведения проверки была недоимка по НДФЛ и ЕСН, поэтому начисление пеней налоговым органом является правомерным, в связи с чем оспариваемое решение в части начисления пени по НДФЛ и ЕСН является законным и обоснованным и признанию недействительным в указанной части не подлежит.
Исходя из изложенного, у арбитражного суда не имеется оснований и для признания недействительными требования N 2769 в части уплаты пени в размере 1.283.694 руб. 92 коп. и инкассовых поручений от 17.04.2007 г. N 2352, N 2353, N 2354, N 2355, N 2356 на ту же сумму, поскольку они вынесены в рамках законного и обоснованного решения налогового органа в указанной части.
Арбитражный суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что оспариваемое требование не соответствует по форме и содержанию, поскольку оно вынесено правомерно и соответствует ст. 69 НК РФ.
Процессуальных нарушений при проведении выездной налоговой проверки арбитражным судом не установлено.
Исследовав представленные доказательства, оценив допустимость, достоверность каждого из них в отдельности и в совокупности, арбитражный суд пришел к выводу о том, что решение N 34 от 26.02.2007 г. в части начисления ФКП "ГкНИПАС" пени по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу в размере 1.283.694 руб. 92 коп., требование N 2769 в части уплаты пени в размере 1.283.694 руб. 92 коп. и инкассовые поручения от 17.04.2007 г. N 2352, N 2353, N 2354, N 2355, N 2356 соответствуют указанным выше нормам налогового законодательства, в связи с чем, в указанной части заявителю следует отказать.
Согласно п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25-3 Налогового кодекса Российской Федерации" при возмещении расходов по уплате госпошлины, понесенных по делу об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа (органа местного самоуправления), с 01.01.2007 г. подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
В связи с частичным удовлетворением заявленных требований, с налогового органа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2.000 руб., уплаченная заявителем при подаче заявления в арбитражный суд по платежному поручению N 424 от 18.04.2007 г.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 150, ст. 151, ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 181, 197 - 201 АПК РФ, арбитражный суд
решил:

производство по делу в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Воскресенску Московской области от 26.02.2007 г. N 34 в части привлечения ФКП "ГкНИПАС" к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 40.719 руб. 57 коп. прекратить.
В остальной части заявленные требования с учетом принятых изменений предмета спора удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Воскресенску Московской области от 26.02.2007 г. N 34 в части начисления ФКП "ГкНИПАС" пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 3.930 руб. 19 коп., как не соответствующее требованиям налогового законодательства.
В удовлетворении заявленных требований о признания недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Воскресенску Московской области от 26.02.2007 г. N 34 в части начисления ФКП "ГкНИПАС" пени по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу в размере 1.283.694 руб. 92 коп., требования N 2769 в части уплаты пени в размере 1.283.694 руб. 92 коп. и инкассовых поручений от 17.04.2007 г. N 2352, N 2353, N 2354, N 2355, N 2356 отказать.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Воскресенску Московской области в пользу ФКП "ГкНИПАС" возврат государственной пошлины в размере 2.000 руб.
Выдать исполнительный лист в порядке ст. 319 АПК РФ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение 1 месяца.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)