Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.03.2005, 29.03.2005 N 10АП-462/05-АК ПО ДЕЛУ N А41-К2-19390/04

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


22 марта 2005 г. Дело N 10АП-462/05-АК


Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2005 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2005 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ч., судей - К.А.М., М.Л.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Р.В., при участии в заседании: от истца (заявителя) - Г., дов. от 17.12.04, от ответчика - М.В.Л., дов. от 23.12.04 N 05-04/36173, Н.В.М., дов. от 14.11.03 МО-4N2660705, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Мясокомбинат "Клинский" на решение Арбитражного суда Московской области от 19 января 2005 г. по делу N А41-К2-19390/04, принятое судьей К.В.А., по иску ОАО "Мясокомбинат "Клинский" к Региональному отделению Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, акционеру Н.М.Л. о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерной общество "Мясокомбинат "Клинский" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения ФКЦБ России в Центральном федеральном округе о привлечении общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 января 2005 г. в удовлетворении заявления отказано.
ОАО "Мясокомбинат "Клинский" считает решение суда первой инстанции незаконным, подлежащим отмене по основаниям несоответствия выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.
В обоснование жалобы представитель ОАО "Мясокомбинат "Клинский" указал, что, определяя вину эмитента по ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ, суд, по мнению заявителя, не принял во внимание, что указанная норма в данном случае не может быть применена, поскольку акционер предъявил к обществу необоснованные требования, а именно обозначил срок высылки копий запрашиваемых документов, тогда как нормы Федерального закона "Об акционерных обществах" не устанавливают срок, в течение которого эти копии представляются.
В соответствии со ст. 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 настоящего Федерального закона. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества.
Документы, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, должны быть представлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества.
Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным п. 1 настоящей статьи, представить им копии указанных документов.
Плата, взимаемая обществом за представление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.
Таким образом, ст. 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" не установлен срок, в течение которого общество обязано представить акционеру документы, за исключением случая, когда документы представляются по требованию акционера для ознакомления в помещении исполнительного органа общества.
Из переписки акционера с обществом следует, что акционеру неоднократно предлагалось явиться в исполнительный орган общества для ознакомления с требуемыми документами.
ОАО "Мясокомбинат "Клинский" не согласно с доводами суда о том, что акционер имеет право доступа к документам бухгалтерского учета.
В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Основной составляющей этой системы является бухгалтерская отчетность - данные об имущественном и финансовом положении организации по результатам ее хозяйственного деятельности, составленные на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Согласно п. 4 ст. 10 Закона "О бухгалтерском учете" содержание документов бухгалтерского учета является коммерческой тайной.
В соответствии с п. 1 ст. 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" к документам бухгалтерского учета имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества.
В своем требовании от 01.06.2004 акционер Н.М.Л. не указала количество акций, которыми она располагает на праве собственности на момент предъявления требования.
На 01.06.2004 ОАО "Мясокомбинат "Клинский" располагало сведениями о том, что акционеру принадлежит 20 акций.
На письмо общества акционер Н.М.Л. не ответила и 24 июня 2004 г. и 28 июня 2004 г. направила в адрес общества заявление о выкупе принадлежащих ей 20 обыкновенных акций.
15.07.2004 ОАО "Мясокомбинат "Клинский" был направлен акционеру Н.М.Л. ответ с разъяснением процедуры получения документов в соответствии с нормами действующего законодательства.
Одновременно акционеру был направлен договор на выполнение работ обществом с предложением его подписания и оплаты услуг по изготовлению копий запрашиваемых документов. Ответа от акционера общество не получило.
Таким образом, ОАО "Мясокомбинат "Клинский" не препятствовало акционеру Н.М.Л. в получении информации, предусмотренной ФЗ "Об акционерных обществах".
Учитывая изложенные обстоятельства, ОАО "Мясокомбинат "Клинский" считает, что постановление Регионального отделения ФКЦБ России в Центральном федеральном округе от 26 августа 2004 г. о привлечении общества к административной ответственности по ст. 15.19 КоАП РФ вынесено незаконно и подлежит отмене. ОАО "Мясокомбинат "Клинский" просит отменить решение суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворить.
Региональное отделение в Центральном федеральном округе Федеральной службы по финансовым рынкам в судебное заседание явилось, с апелляционной жалобой не согласно, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
В обоснование возражений представитель РО ФСФР в ЦФО указал, что 20.07.2004 в административный орган поступило заявление акционера ОАО "Мясокомбинат "Клинский" Н.М.Л. о привлечении общества к административной ответственности за непредставление акционеру доступа к документам общества.
По заявлению акционера Н.М.Л. была проведена проверка, в результате которой установлено, что акционером было направлено в адрес общества требование о представлении ей копий документов, рассматриваемых на общем годовом собрании акционеров общества 12.05.2004, а именно: годовой баланс, отчет о прибылях и убытках общества за 2003 г., отчет о распределении прибыли и убытков общества по результатам 2003 финансового года, Устав общества в новой редакции, положение о Совете директоров, положение о Единоличном исполнительном органе общества, договор о передаче полномочий Единовременного исполнительного органа общества управляющей организации, протокол избрания членов Совета директоров общества, протокол счетной комиссии по итогам голосования на годовом общем собрании акционеров, решение (протокол) годового общего собрания акционеров от 12.05.2004.
Согласно уведомлению о вручении почтового отправления данное требование было получено обществом 02.06.2004.
Копии запрошенных документов акционеру Н.М.Л. представлены не были.
15.07.2004 ОАО "Мясокомбинат "Клинский" был направлен ответ акционеру Н.М.Л. с разъяснениями процедуры ознакомления документов, приложен договор N 2 от 15.07.2004 на выполнение работ с предложением его подписания и оплаты услуг по изготовлению копий запрашиваемых документов.
Акционером Н.М.Л. договор на выполнение работ N 2 от 15.07.2004 не был подписан.
Однако требование акционера Н.М.Л. о представлении копий документов, а именно: годового баланса, отчета о прибылях и убытках общества за 2003 г., отчета о распределении прибыли и убытков общества по результатам 2003 финансового года, Устава общества в новой редакции, положения о Совете директоров, положения о Единоличном исполнительном органе общества, договора о передаче полномочий Единовременного исполнительного органа общества управляющей организации, протокола избрания членов Совета директоров общества, протокола счетной комиссии по итогам голосования на годовом общем собрании акционеров, решения (протокол) годового общего собрания акционеров от 12.05.2004, исполнено не было.
Указанными действиями ОАО "Мясокомбинат "Клинский" были нарушены требования п. 1 ст. 6 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", ст. 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ.
Ст. 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" ограничено право доступа акционеров только к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа (право доступа к этим документам имеют акционеры, имеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества). В отношении других документов, указанных в п. 1 ст. 89 Федерального закона "Об акционерных обществах", доступ акционеров не ограничен и не зависит от процента принадлежащих им голосующих акций общества.
Согласно Закону "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. К бухгалтерскому учету относятся оправдательные документальные на все хозяйственные операции, проводимые организацией, кассовые и банковские документы, регистры.
Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, аудиторского заключения, пояснительной записки.
Акционером были затребованы у общества документы не бухгалтерского учета, а бухгалтерской отчетности.
ОАО "Мясокомбинат "Клинский" в соответствии со ст. 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" обязано было предоставить акционеру доступ к документам бухгалтерской отчетности.
В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 62 Федерального закона "Об акционерных обществах" протокол об итогах голосования подлежит приобщению к протоколу общего собрания акционеров, а итоги голосования доводят не позднее 10 дней после составления протокола об итогах голосования в форме отчета до сведения лиц, включенных в список имеющих право на участие в общем собрании акционеров в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания акционеров.
Таким образом, протокол об итогах голосования является неотъемлемой частью протокола общего собрания акционеров, представление которого предусмотрено п. 4 ст. 62, п. 1 ст. 89 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Представитель акционера Н.М.Л. в судебное заседание явился, с апелляционной жалобой не согласен, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
В обоснование возражений представитель Н.М.Л. указал, что в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" акционеру предоставляется право выбора ознакомления с документами общества и получения их копий за плату, не превышающую затрат на их изготовление.
Статья 52 Федерального закона "Об акционерных обществах" не ограничивает права акционера на получение информации об итогах проведения общего собрания независимо от количества принадлежащих акций.
Акционер Н.М.Л. обратилась в ОАО "Мясокомбинат "Клинский" с требованием о представлении документов бухгалтерской отчетности, а не бухгалтерского учета.
Исчерпывающий перечень документов, которые относятся к бухгалтерской отчетности перечислены в Федеральном законе "О бухгалтерском учете". К документам бухгалтерской отчетности относится бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к отчету о прибылях и убытках, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, пояснительная записка.
На основании изложенного Н.М.Л. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Мясокомбинат "Клинский" - без удовлетворения.
Выслушав доводы апелляционной жалобы, возражения Регионального отделения в Центральном федеральном округе Федеральной службы по финансовым рынкам, акционера Н.М.Л., проверив материалы дела, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что 26 августа 2004 г. Региональным отделением в Центральном федеральном округе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг вынесено постановление о привлечении ОАО "Мясокомбинат "Клинский" к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг (л. д. 109 - 110, т. 1).
Объектом правонарушения являются требования законодательства относительно предоставлениями раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Объективная сторона правонарушения выражается в непредставлении эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо в предоставлении недостоверной информации.
Закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (ст. 8) предоставляет право инвестору в связи с приобретением или отчуждением ценных бумаг потребовать у профессионального участника или эмитента предоставить информацию и нести риск последствий непредъявления такого требования.
Согласно ст. 6 указанного Закона профессиональный участник вправе потребовать от инвестора за предоставленную ему в письменной форме информацию, указанную в п. п. 3 и 4 настоящей статьи, плату в размере, не превышающем затраты на ее копирование.
Контроль за обоснованностью размеров платы за предоставление информации, взимаемой профессиональными участниками или эмитентами, возлагается на федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В судебном заседании установлено, что акционер ОАО "Мясокомбинат "Клинский" Н.М.Л. обратилась 28.04.2004 к обществу с требованием о представлении ей копий документов, предусмотренных ст. 91 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (л. д. 11, 12, т. 1).
В письме от 07.04.2004 (исх. N 358) ОАО "Мясокомбинат "Клинский" предложило акционеру явиться в помещение исполнительного органа общества по адресу: Московская область, г. Клин, ул. Дурыманова, д. 12, для ознакомления с информацией к годовому общему собранию акционеров, которая будет предоставлена в объеме, соответствующем требованиям Закона "Об акционерных обществах" (л. д. 13 - 15, т. 1).
В судебном заседании установлено, что 01.06.2004 акционер ОАО "Мясокомбинат "Клинский" Н.М.Л. направила в адрес общества требование о представлении ей копий документов, рассматриваемых на общем годовом собрании акционеров общества 12.05.2004, предусмотренных ст. 91 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", а именно: годовой баланс, в том числе отчет о прибылях и убытках общества за 2003 г., отчет о распределении прибыли и убытков общества по результатам 2003 финансового года, Устав общества в новой редакции, положения о Совете директоров общества в новой редакции, положение о единоличном исполнительном органе общества в новой редакции, договор о передаче полномочий Единоличного исполнительного органа общества управляющей организации, протокол избрания членов Совета директоров общества, протокол счетной комиссии по итогам голосования на годовом общем собрании акционеров, годового решения (протокола) общего собрания акционеров от 12.05.2004 (л. д. 16, т. 1).
Согласно уведомлению о вручении почтового отправления данное требование было получено обществом 02.06.2004.
Запрашиваемые акционером документы представлены не были.
ОАО "Мясокомбинат "Клинский" было направлено акционеру письмо от 15.06.2004 с просьбой представить документы, подтверждающие право собственности на акции (л. д. 18, т. 1).
По мнению ОАО "Мясокомбинат "Клинский", акционер требовала представить документы, на доступ к которым согласно ст. 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" имеют право акционеры, имеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества.
7 июля 2004 г. акционер Н.М.Л., гарантируя оплату изготовления копий, обратилась к ОАО "Мясокомбинат "Клинский" с требованием о представлении ей решения внеочередного общего собрания акционеров общества, состоявшегося 28.05.2004, и протокола счетной комиссии по итогам голосования внеочередного общего собрания акционеров по повестке дня, проводимого путем заочного голосования 28.05.2004.
Кроме того, акционер напомнила о требовании от 01.06.2004. Право требования указанных ею документов Н.М.Л. обосновала включением ее в список лиц, имеющих право на голосование (л. д. 25).
15.07.2004 обществом был направлен ответ акционеру Н.М.Л. с разъяснением процедуры получения документов, приложен договор N 2 от 15.07.2004 на выполнение работ с предложением его подписания и оплаты услуг по изготовлению копий запрашиваемых документов.
Согласно приложению N 1 к вышеуказанному договору общество предложило оплатить изготовление копий следующих документов: протокол N 3 годового общего собрания акционеров ОАО "Мясокомбинат "Клинский" от 12.05.2004, Устав ОАО "Мясокомбинат "Клинский" в действующей редакции с приложением; протокол внеочередного собрания акционеров ОАО "Мясокомбинат "Клинский" от 28.05.2004, положение о Совете директоров ОАО "Мясокомбинат "Клинский", положение об общем собрании общества ОАО "Мясокомбинат "Клинский", протокол N 5 Совета директоров от 09.02.2004 (л. д. 30 - 33, т. 1).
Акционером Н.М.Л. договор на выполнение работ N 2 от 15.07.2004 не был подписан.
Требование акционера Н.М.Л. в части представления годового баланса, в том числе отчета о прибылях и убытках за 2003 финансовый год, договора о передаче полномочий Единоличного исполнительного органа общества управляющей организации, протокола избрания членов Совета директоров общества, протокола счетной комиссии по итогам голосования годового общего собрания акционеров по повестке дня 12.05.2004 исполнено не было, в связи с чем Н.М.Л. обратилась в РО ФКЦБ в ЦФО с заявлением о привлечении ОАО "Мясокомбинат "Клинский" к административной ответственности.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, апелляционный суд считает, что ОАО "Мясокомбинат "Клинский" правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 настоящего Закона. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества.
Документы, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, должны быть представлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным п. 1 настоящей статьи, представить им копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за представление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.
Из содержания указанной нормы следует, что документы, которые общество обязано представить по требованию акционеров, делятся на документы, доступ к которым общество обязано обеспечить всем акционерам (документы, предусмотренные п. 1 ст. 89 Закона об акционерных обществах), документы, доступ к которым имеют исключительно акционеры, владеющие не менее 25% голосующих акций общества.
В соответствии со ст. 91, п. 1 ст. 89 Федерального закона "Об акционерных обществах" общество обязано представить акционеру документы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23 июля 1998 г. N 123-ФЗ) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Бухгалтерский учет ведется на основании первичных учетных документах. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами (ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете").
Бухгалтерская отчетность, в соответствии со ст. 13 указанного Закона, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных объединений и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности, состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с Федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
д) пояснительной записки.
Акционер Н.М.Л. требовала представить ей не документы бухгалтерского учета, а документы бухгалтерской отчетности.
Из содержания ст. 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" следует, что право выбора того или иного способа предоставления информации принадлежит акционеру.
В соответствии с п. 1 ст. 89 Федерального закона "Об акционерных обществах" акционер имеет право требовать представления ему как протоколов годовых общих собраний акционеров, так и внеочередных.
Согласно п. п. 3, 4 ст. 62 Федерального закона "Об акционерных обществах" протокол об итогах голосования подлежит к приобщению к протоколу общего собрания акционеров.
Проверяя, не нарушены ли административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальные требования, апелляционный суд установил, что в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении 30 июля 2004 г. составлен в отсутствие законного представителя ОАО "Мясокомбинат "Клинский".
3 августа 2004 г. протокол об административном правонарушении был направлен в ОАО "Мясокомбинат "Клинский", одновременно было направлено определение о дате рассмотрения дела об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении было рассмотрено 26 августа 2004 г. с участием законного представителя ОАО "Мясокомбинат "Клинский", что подтвердил в судебном заседании заявитель.
Учитывая, что допущенные нарушения не повлекли последствий и не препятствовали всесторонне и полно рассмотреть дело, апелляционный суд считает постановление по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "Мясокомбинат "Клинский" законным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 266, 269, п. 2, ст. 270, п. 4 ст. 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 19 января 2005 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Мясокомбинат Клинский" - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)