Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.
судей Гиданкиной А.В., Николаева Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Канкуловой В.В.
при участии:
- от МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю: Турченко В.А. по доверенности от 03.02.2011 г. N 03-19/01046; Котельникова О.Л. по доверенности от 24.05.2011 г. N 03-19/05690; Адамова А.С. по доверенности от 25.01.2011 г. N 03-19/00763;
- от ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар": Кузьма Ю.В. по доверенности от 11.11.2010 г. N 481; Датов С.С. по доверенности от 11.01.2011 г. N 15; Кутьина С.А. по доверенности от 11.11.2010 г. N 626; Занкин Д.Б. по доверенности от 28.06.2011 г. N 177;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2011 по делу N А32-36745/2010
по заявлению ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар"
к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю
об обязании возвратить переплаченную сумму акциза в размере 40 928 256 руб.
принятое в составе судьи Хахалевой Н.В.
установил:
ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" (далее - общество, ранее ООО "Краснодаррегионгаз") обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю возвратить ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" из бюджета переплаченную в 2004-06 годах сумму акциза в размере 40 928 256 рублей.
Решением суда от 12.05.2011 г. МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю обязали возвратить ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" из бюджета переплаченную в 2004-2006 годах сумму акциза в размере 40 928 256 руб.
Решение мотивировано тем, что общество узнало о наличии у него переплаты по авансовому акцизу из письма ООО "Межрегионгаз" от 25.06.2010 г. N 04-02-16/4472.
Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение отменить.
Податель жалобы полагает, что обществом пропущен трехлетний срок, о сумме акциза обществу было известно в 2004-2006 гг. Суд первой инстанции не оценил условия договора, в частности п. 3.10.
В судебном заседании участвующие в деле лица повторили доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В судебном заседании 27.07.2011 г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 03.08.2011 г. 16 час. 10 мин., после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Краснодаррегионгаз" в 2004-2006 г.г. реализовывало потребителям природный газ, приобретаемый у ООО "Межрегионгаз".
ООО "Краснодаррегионгаз" как поставщик газа конечным потребителям было обязано исчислять и уплачивать акциз с реализации природного газа, добытого до 01.01.2004 года.
Договорами поставки природного газа от 09.12.2003 г. N К-5-25-0252, от 24.12.2004 г. N К-5-25-0127/05, от 16.12.2005 г. N К-5-25-007706, заключенными между ООО "Краснодаррегионгаз" и ООО "Межрегионгаз", было установлено следующее:
- В случае если поставка газа Регионгазу осуществляется из ресурсов газа, добытых до 01.01.2004 г., Поставщик в оперативном порядке доводит до Регионгаза информацию об объемах и виде газа (природных, сухой отбензиненный, нефтяной попутный и пр.) путем направления писем или факсограмм с обязательным подтверждением в получении. Стороны оформляют дополнительное соглашение с указанием вида газа и разбивкой по категории потребителей (Пункт 2.4.).
- В случае если поставка газа Регионгазу осуществлялась из ресурсов газа, добытого до 01.01.2004 года, Стороны отражают объемы этого газа в Сводном акте сдачи-приемки газа отдельной строкой с обязательной разбивкой по категориям потребителей и указанием вида газа и ОТС (Пункт 3.11.) (при этом данный акт подписывается Сторонами в последний день месяца в котором поставлялся газ).
- В случае если поставка газа Регионгазу осуществляется из ресурсов газа, добытого до 01.01.2004 года, цены на газ устанавливаются в дополнительных соглашениях (Пункт 5.1.).
Установлено, что ООО "Краснодаррегионгаз" заключало с потребителями договоры поставки газа на условиях предоплаты. В соответствии с ними покупатель обязан в срок до 25 числа месяца, предшествующего месяцу поставки, произвести 100% авансовый платеж за планируемый месячный объем потребления газа.
Поскольку, на момент поступления от покупателя авансового платежа ООО "Краснодаррегионгаз" не могло определить - какой вид природного газа (подакцизный или безакцизный) будет поставляться потребителю в счет поступившего аванса, то все поступившие от покупателей авансовые платежи ООО "Краснодаррегионгаз" квалифицировало как предоплату поставок подакцизного газа.
Обществом в 2004-2006 г.г. был фактически перечислен в бюджет акциз в сумме 366 400 000 рублей, за период с 2004-2008 г.г. 449 400 000 рублей. (платежные поручения т. 2 л.д. 1-28).
Обложив акцизом полученные авансы, общество приобрело право включить в дальнейшем указанные суммы акциза в налоговые декларации в качестве вычета в соответствии с п. 7 ст. 200 НК РФ.
Установлено, что ООО "Краснодаррегионгаз" производило уменьшение общей суммы акциза по природному газу, добытому до 01.01.2004 г. (подакцизному), на сумму акциза, исчисленного обществом с сумм авансовых платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок природного газа, добытого до 01.01.2004 г. (подакцизного).
В связи с длительным перерывом в поставке газа, добытого до 01.01.2004 г., ООО "Краснодаррегионгаз" 28.05.2010 г. направило в адрес ООО "Межрегионгаз" письмо о планируемой поставке газа, добытого до 01.01.2004 г.
Письмом ООО "Межрегионгаз" от 25.06.2010 г. N 04-02-16/4472 уведомило ООО "Краснодаррегионгаз", что поставка газа для последующей реализации конечным потребителям, добытого до 01.01.2004 г., не планируется, поскольку по состоянию на 01.03.2008 г. остаток газа, добытого до 01.01.2004 г. в газопроводах и ПХГ ОАО "Газпром" отсутствует.
ООО "Краснодаррегионгаз" на основании указанного письма ООО "Межрегионгаз" произвело корректировку налоговой базы по акцизу, исчисленному с поступающих авансовых платежей покупателей за природный газ за 2004-2006 г.г.
В результате проведенного ООО "Краснодаррегионгаз" перерасчета было установлено, что сумма излишне уплаченного в 2004-2006 г.г. акциза составила 40 928 256 руб.
В связи с чем, ООО "Краснодаррегионгаз" 27.09.2010 г. в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю направило заявление о возврате излишне уплаченного акциза в сумме 40 928 256 рублей.
Решением МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю от 08.10.2010 N 382 ООО "Краснодаррегионгаз" было отказано в возврате акциза со ссылкой на п. 8 ст. 78 НК РФ.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в суд в порядке ст. 137 - 138 НК РФ.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.
Зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 НК РФ).
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 г. N 173-О указано, что содержащаяся в п. 8 ст. 78 НК РФ норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года.
Согласно ч. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08 отмечено, что норма ст. 78 НК РФ применительно к пункту 3 статьи 79 НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08 разъяснено, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
При определении момента, с наступлением которого начинается течение срока для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, необходимо учитывать, что возврат сумм излишне уплаченного налога при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Как следует из материалов дела, общество выполнило требования названных положений НК РФ.
Суд первой инстанции правильно указал, что до получения письма ООО "Межрегионгаз" от 25.06.2010 г. N 04-02-16/4472 об окончании поставки природного газа для последующей реализации конечным потребителям, добытого до 01.01.2004 г., ООО "Краснодаррегионгаз" не могло установить точный размер переплаты по авансовому акцизу, а также направить заявление о возврате из бюджета указанного авансового акциза.
Доводы инспекции об обратном подлежат отклонению.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу указанного Федерального закона (то есть до 01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 189 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2004) налоговая база, определенная в соответствии со статьей 188 Кодекса, увеличивается на суммы, полученные за реализованное подакцизное минеральное сырье в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизного минерального сырья, дата реализации которых определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 195 Кодекса, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованного подакцизного минерального сырья.
Статьей 200 Кодекса определено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму акциза по подакцизному минеральному сырью, определенную в соответствии со статьями 188 Кодекса, на сумму акциза, исчисленную налогоплательщиком с сумм авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизного минерального сырья. При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 201 Кодекса налоговые вычеты, указанные в пункте 7 статьи 200 Кодекса, производятся после отражения в учете операций по реализации подакцизного минерального сырья.
Таким образом, поскольку, начиная с расчетов за январь 2004 года, акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет только по подакцизному минеральному сырью, добытому до 01.01.2004, налоговые вычеты, указанные в пункте 7 статьи 200 Кодекса, по расчетам 2004 года производятся после отражения в учете операций по реализации природного газа (в том числе отбензиненного сухого газа), добытого только до указанной даты.
В письме МНС РФ от 29.03.2004 N 03-5-09/847/54 "О порядке проведения налоговых вычетов" разъяснено следующее:
Налоговые вычеты по акцизу, исчисленному с авансовых платежей в 2003 году, по природному газу, добытому и отгруженному в 2004 году, не производятся.
По состоянию на 01.03.2004 отчет по форме N 1-НМ по ряду регионов содержит отрицательные величины начисленных сумм акциза на природный газ. По сообщению УМНС России по субъектам Российской Федерации данные показатели сложились в результате отражения налогоплательщиками в декларациях по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) налоговых вычетов сумм акциза, исчисленных ранее с сумм авансовых платежей в счет предстоящих поставок природного газа.
Вместе с тем налоговые вычеты сумм акциза, исчисленных с авансовых платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок природного газа, отражаются в декларациях по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) с одновременным отражением в ней операций по его реализации за один и тот же налоговый период.
В результате отрицательных величин сумм акциза на природный газ, начисленных к уплате с учетом налоговых вычетов, не возникает.
Иными словами, установленный законодателем порядок заявления налоговых вычетов по акцизу, исчисленному с авансовых платежей, предусматривал, что налогоплательщик должен располагать информацией о том, когда именно была осуществлена добыча газа (до или после 01.01.2004 г.), а вычет авансированного акциза заявляется при реализации данного газа.
Как следует из материалов дела, ООО "Краснодаррегионгаз" до получения письма от 25.06.2010 г. N 04-02-16/4472 не располагало информацией о том, будет ли еще поставляться газ, добытый до 01.01.2004 г.
Ссылки инспекции на то, что о сумме акциза обществу было известно в 2004-2006 гг., не принимаются во внимание.
Во-первых, необходимо учитывать, что Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ были внесены изменения в ст. 181 НК РФ, в соответствии с которыми с 01.01.04 операции по реализации природного газа исключены из объекта обложения акцизом, т.е. имело место изменение законодательства.
Во-вторых, инспекция не учла специфику деятельности, не учла, что общество просило произвести возврат излишне уплаченного акциза, исчисленного из авансовых платежей покупателей.
Процесс поставки и потребления газа и расчеты за него носят постоянный непрерывный характер, в каждом текущем месяце поставки от потребителей поступают платежи за поставку следующего месяца.
При этом, акциз при отсутствии объекта налогообложения перечисляется в счет возникновения будущего налогового обязательства, объем и сроки возникновения которого неизвестны, т.е. доводы налогового органа о том, что ООО "Краснодаррегионгаз" узнавало о сумме переплаты акциза непосредственно в месяце, следующем за месяцем поставки, несостоятельны.
В результате в бюджете формируется авансированный акциз, то есть акциз, начисленный в счет будущей реализации (объекта налога) с суммы увеличения налоговой базы на величину поступивших авансов от покупателей в порядке статьи 189 НК РФ. Авансированный акциз используется путем получения вычета в случае реализации подакцизного газа, иной порядок возмещения его из бюджета законодательством не предусмотрен.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов. В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и тем самым освобождающим последнего от налоговой ответственности.
Разъяснения о порядке исчисления и уплаты акцизов были даны в письме МНС РФ от 29.03.2004 N 03-5-09/847/54 "О порядке проведения налоговых вычетов", ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" действовал в соответствии с данными разъяснениями.
В результате применения указанного порядка в бюджете образовался авансированный акциз в сумме 40 928 256 руб., подлежащий вычету в случае получения от ООО "Межрегионгаз" и последующей продажи подакцизного природного газа конечным потребителям.
Получив письмо от 25.06.2010 г. N 04-02-16/4472 ООО "Краснодаррегионгаз" узнало, что зачет указанных переплаченных в бюджет сумм акциза невозможен ввиду исчерпания запасов природного газа, добытого до 01.01.2004 г.
Указанное обстоятельство послужило основанием для корректировки налоговой базы по акцизу, исчисленному в 2004 - 2006 г.г.
Согласно материалам дела величина акциза, начисленного с полного объема реализованного природного газа, добытого до 01.01.2004 г., и подлежащая уплате в бюджет составила 353 608 824,84 руб. ООО "Краснодаррегионгаз" перечислило за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2008 г. 449 400 000 руб.
Разница между величиной начисленного с реализации акциза и оплаченного акциза за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2008 г. составила 95 791 175,16 руб., при этом: 39 000 000 руб. переплата акциза за 2007-2009, возвращена инспекцией 16.07.2010 г.; 15 657 082,66 руб. - сумма акциза нереальная ко взысканию; 205 836,50 руб. - сальдо по акту совместной сверки расчетов по состоянию на 06.07.2011 г.; 40 928 256 руб. - излишне уплаченный акциз в 2004-2006 гг.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно обязал МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю возвратить ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" из бюджета переплаченную в 2004-2006 годах сумму акциза в размере 40 928 256 руб.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2011 по делу N А32-36745/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.ШИМБАРЕВА
Судьи
А.В.ГИДАНКИНА
Д.В.НИКОЛАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.08.2011 N 15АП-7209/2011 ПО ДЕЛУ N А32-36745/2010
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2011 г. N 15АП-7209/2011
Дело N А32-36745/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.
судей Гиданкиной А.В., Николаева Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Канкуловой В.В.
при участии:
- от МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю: Турченко В.А. по доверенности от 03.02.2011 г. N 03-19/01046; Котельникова О.Л. по доверенности от 24.05.2011 г. N 03-19/05690; Адамова А.С. по доверенности от 25.01.2011 г. N 03-19/00763;
- от ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар": Кузьма Ю.В. по доверенности от 11.11.2010 г. N 481; Датов С.С. по доверенности от 11.01.2011 г. N 15; Кутьина С.А. по доверенности от 11.11.2010 г. N 626; Занкин Д.Б. по доверенности от 28.06.2011 г. N 177;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2011 по делу N А32-36745/2010
по заявлению ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар"
к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю
об обязании возвратить переплаченную сумму акциза в размере 40 928 256 руб.
принятое в составе судьи Хахалевой Н.В.
установил:
ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" (далее - общество, ранее ООО "Краснодаррегионгаз") обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю возвратить ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" из бюджета переплаченную в 2004-06 годах сумму акциза в размере 40 928 256 рублей.
Решением суда от 12.05.2011 г. МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю обязали возвратить ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" из бюджета переплаченную в 2004-2006 годах сумму акциза в размере 40 928 256 руб.
Решение мотивировано тем, что общество узнало о наличии у него переплаты по авансовому акцизу из письма ООО "Межрегионгаз" от 25.06.2010 г. N 04-02-16/4472.
Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение отменить.
Податель жалобы полагает, что обществом пропущен трехлетний срок, о сумме акциза обществу было известно в 2004-2006 гг. Суд первой инстанции не оценил условия договора, в частности п. 3.10.
В судебном заседании участвующие в деле лица повторили доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В судебном заседании 27.07.2011 г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 03.08.2011 г. 16 час. 10 мин., после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Краснодаррегионгаз" в 2004-2006 г.г. реализовывало потребителям природный газ, приобретаемый у ООО "Межрегионгаз".
ООО "Краснодаррегионгаз" как поставщик газа конечным потребителям было обязано исчислять и уплачивать акциз с реализации природного газа, добытого до 01.01.2004 года.
Договорами поставки природного газа от 09.12.2003 г. N К-5-25-0252, от 24.12.2004 г. N К-5-25-0127/05, от 16.12.2005 г. N К-5-25-007706, заключенными между ООО "Краснодаррегионгаз" и ООО "Межрегионгаз", было установлено следующее:
- В случае если поставка газа Регионгазу осуществляется из ресурсов газа, добытых до 01.01.2004 г., Поставщик в оперативном порядке доводит до Регионгаза информацию об объемах и виде газа (природных, сухой отбензиненный, нефтяной попутный и пр.) путем направления писем или факсограмм с обязательным подтверждением в получении. Стороны оформляют дополнительное соглашение с указанием вида газа и разбивкой по категории потребителей (Пункт 2.4.).
- В случае если поставка газа Регионгазу осуществлялась из ресурсов газа, добытого до 01.01.2004 года, Стороны отражают объемы этого газа в Сводном акте сдачи-приемки газа отдельной строкой с обязательной разбивкой по категориям потребителей и указанием вида газа и ОТС (Пункт 3.11.) (при этом данный акт подписывается Сторонами в последний день месяца в котором поставлялся газ).
- В случае если поставка газа Регионгазу осуществляется из ресурсов газа, добытого до 01.01.2004 года, цены на газ устанавливаются в дополнительных соглашениях (Пункт 5.1.).
Установлено, что ООО "Краснодаррегионгаз" заключало с потребителями договоры поставки газа на условиях предоплаты. В соответствии с ними покупатель обязан в срок до 25 числа месяца, предшествующего месяцу поставки, произвести 100% авансовый платеж за планируемый месячный объем потребления газа.
Поскольку, на момент поступления от покупателя авансового платежа ООО "Краснодаррегионгаз" не могло определить - какой вид природного газа (подакцизный или безакцизный) будет поставляться потребителю в счет поступившего аванса, то все поступившие от покупателей авансовые платежи ООО "Краснодаррегионгаз" квалифицировало как предоплату поставок подакцизного газа.
Обществом в 2004-2006 г.г. был фактически перечислен в бюджет акциз в сумме 366 400 000 рублей, за период с 2004-2008 г.г. 449 400 000 рублей. (платежные поручения т. 2 л.д. 1-28).
Обложив акцизом полученные авансы, общество приобрело право включить в дальнейшем указанные суммы акциза в налоговые декларации в качестве вычета в соответствии с п. 7 ст. 200 НК РФ.
Установлено, что ООО "Краснодаррегионгаз" производило уменьшение общей суммы акциза по природному газу, добытому до 01.01.2004 г. (подакцизному), на сумму акциза, исчисленного обществом с сумм авансовых платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок природного газа, добытого до 01.01.2004 г. (подакцизного).
В связи с длительным перерывом в поставке газа, добытого до 01.01.2004 г., ООО "Краснодаррегионгаз" 28.05.2010 г. направило в адрес ООО "Межрегионгаз" письмо о планируемой поставке газа, добытого до 01.01.2004 г.
Письмом ООО "Межрегионгаз" от 25.06.2010 г. N 04-02-16/4472 уведомило ООО "Краснодаррегионгаз", что поставка газа для последующей реализации конечным потребителям, добытого до 01.01.2004 г., не планируется, поскольку по состоянию на 01.03.2008 г. остаток газа, добытого до 01.01.2004 г. в газопроводах и ПХГ ОАО "Газпром" отсутствует.
ООО "Краснодаррегионгаз" на основании указанного письма ООО "Межрегионгаз" произвело корректировку налоговой базы по акцизу, исчисленному с поступающих авансовых платежей покупателей за природный газ за 2004-2006 г.г.
В результате проведенного ООО "Краснодаррегионгаз" перерасчета было установлено, что сумма излишне уплаченного в 2004-2006 г.г. акциза составила 40 928 256 руб.
В связи с чем, ООО "Краснодаррегионгаз" 27.09.2010 г. в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю направило заявление о возврате излишне уплаченного акциза в сумме 40 928 256 рублей.
Решением МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю от 08.10.2010 N 382 ООО "Краснодаррегионгаз" было отказано в возврате акциза со ссылкой на п. 8 ст. 78 НК РФ.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в суд в порядке ст. 137 - 138 НК РФ.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.
Зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 НК РФ).
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 г. N 173-О указано, что содержащаяся в п. 8 ст. 78 НК РФ норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года.
Согласно ч. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08 отмечено, что норма ст. 78 НК РФ применительно к пункту 3 статьи 79 НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08 разъяснено, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
При определении момента, с наступлением которого начинается течение срока для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, необходимо учитывать, что возврат сумм излишне уплаченного налога при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Как следует из материалов дела, общество выполнило требования названных положений НК РФ.
Суд первой инстанции правильно указал, что до получения письма ООО "Межрегионгаз" от 25.06.2010 г. N 04-02-16/4472 об окончании поставки природного газа для последующей реализации конечным потребителям, добытого до 01.01.2004 г., ООО "Краснодаррегионгаз" не могло установить точный размер переплаты по авансовому акцизу, а также направить заявление о возврате из бюджета указанного авансового акциза.
Доводы инспекции об обратном подлежат отклонению.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу указанного Федерального закона (то есть до 01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 189 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2004) налоговая база, определенная в соответствии со статьей 188 Кодекса, увеличивается на суммы, полученные за реализованное подакцизное минеральное сырье в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизного минерального сырья, дата реализации которых определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 195 Кодекса, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованного подакцизного минерального сырья.
Статьей 200 Кодекса определено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму акциза по подакцизному минеральному сырью, определенную в соответствии со статьями 188 Кодекса, на сумму акциза, исчисленную налогоплательщиком с сумм авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизного минерального сырья. При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 201 Кодекса налоговые вычеты, указанные в пункте 7 статьи 200 Кодекса, производятся после отражения в учете операций по реализации подакцизного минерального сырья.
Таким образом, поскольку, начиная с расчетов за январь 2004 года, акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет только по подакцизному минеральному сырью, добытому до 01.01.2004, налоговые вычеты, указанные в пункте 7 статьи 200 Кодекса, по расчетам 2004 года производятся после отражения в учете операций по реализации природного газа (в том числе отбензиненного сухого газа), добытого только до указанной даты.
В письме МНС РФ от 29.03.2004 N 03-5-09/847/54 "О порядке проведения налоговых вычетов" разъяснено следующее:
Налоговые вычеты по акцизу, исчисленному с авансовых платежей в 2003 году, по природному газу, добытому и отгруженному в 2004 году, не производятся.
По состоянию на 01.03.2004 отчет по форме N 1-НМ по ряду регионов содержит отрицательные величины начисленных сумм акциза на природный газ. По сообщению УМНС России по субъектам Российской Федерации данные показатели сложились в результате отражения налогоплательщиками в декларациях по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) налоговых вычетов сумм акциза, исчисленных ранее с сумм авансовых платежей в счет предстоящих поставок природного газа.
Вместе с тем налоговые вычеты сумм акциза, исчисленных с авансовых платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок природного газа, отражаются в декларациях по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) с одновременным отражением в ней операций по его реализации за один и тот же налоговый период.
В результате отрицательных величин сумм акциза на природный газ, начисленных к уплате с учетом налоговых вычетов, не возникает.
Иными словами, установленный законодателем порядок заявления налоговых вычетов по акцизу, исчисленному с авансовых платежей, предусматривал, что налогоплательщик должен располагать информацией о том, когда именно была осуществлена добыча газа (до или после 01.01.2004 г.), а вычет авансированного акциза заявляется при реализации данного газа.
Как следует из материалов дела, ООО "Краснодаррегионгаз" до получения письма от 25.06.2010 г. N 04-02-16/4472 не располагало информацией о том, будет ли еще поставляться газ, добытый до 01.01.2004 г.
Ссылки инспекции на то, что о сумме акциза обществу было известно в 2004-2006 гг., не принимаются во внимание.
Во-первых, необходимо учитывать, что Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ были внесены изменения в ст. 181 НК РФ, в соответствии с которыми с 01.01.04 операции по реализации природного газа исключены из объекта обложения акцизом, т.е. имело место изменение законодательства.
Во-вторых, инспекция не учла специфику деятельности, не учла, что общество просило произвести возврат излишне уплаченного акциза, исчисленного из авансовых платежей покупателей.
Процесс поставки и потребления газа и расчеты за него носят постоянный непрерывный характер, в каждом текущем месяце поставки от потребителей поступают платежи за поставку следующего месяца.
При этом, акциз при отсутствии объекта налогообложения перечисляется в счет возникновения будущего налогового обязательства, объем и сроки возникновения которого неизвестны, т.е. доводы налогового органа о том, что ООО "Краснодаррегионгаз" узнавало о сумме переплаты акциза непосредственно в месяце, следующем за месяцем поставки, несостоятельны.
В результате в бюджете формируется авансированный акциз, то есть акциз, начисленный в счет будущей реализации (объекта налога) с суммы увеличения налоговой базы на величину поступивших авансов от покупателей в порядке статьи 189 НК РФ. Авансированный акциз используется путем получения вычета в случае реализации подакцизного газа, иной порядок возмещения его из бюджета законодательством не предусмотрен.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов. В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и тем самым освобождающим последнего от налоговой ответственности.
Разъяснения о порядке исчисления и уплаты акцизов были даны в письме МНС РФ от 29.03.2004 N 03-5-09/847/54 "О порядке проведения налоговых вычетов", ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" действовал в соответствии с данными разъяснениями.
В результате применения указанного порядка в бюджете образовался авансированный акциз в сумме 40 928 256 руб., подлежащий вычету в случае получения от ООО "Межрегионгаз" и последующей продажи подакцизного природного газа конечным потребителям.
Получив письмо от 25.06.2010 г. N 04-02-16/4472 ООО "Краснодаррегионгаз" узнало, что зачет указанных переплаченных в бюджет сумм акциза невозможен ввиду исчерпания запасов природного газа, добытого до 01.01.2004 г.
Указанное обстоятельство послужило основанием для корректировки налоговой базы по акцизу, исчисленному в 2004 - 2006 г.г.
Согласно материалам дела величина акциза, начисленного с полного объема реализованного природного газа, добытого до 01.01.2004 г., и подлежащая уплате в бюджет составила 353 608 824,84 руб. ООО "Краснодаррегионгаз" перечислило за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2008 г. 449 400 000 руб.
Разница между величиной начисленного с реализации акциза и оплаченного акциза за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2008 г. составила 95 791 175,16 руб., при этом: 39 000 000 руб. переплата акциза за 2007-2009, возвращена инспекцией 16.07.2010 г.; 15 657 082,66 руб. - сумма акциза нереальная ко взысканию; 205 836,50 руб. - сальдо по акту совместной сверки расчетов по состоянию на 06.07.2011 г.; 40 928 256 руб. - излишне уплаченный акциз в 2004-2006 гг.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно обязал МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю возвратить ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" из бюджета переплаченную в 2004-2006 годах сумму акциза в размере 40 928 256 руб.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2011 по делу N А32-36745/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.ШИМБАРЕВА
Судьи
А.В.ГИДАНКИНА
Д.В.НИКОЛАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)