Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 19.08.2011 ПО ДЕЛУ N А40-38607/11-20-165

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 августа 2011 г. по делу N А40-38607/11-20-165


Резолютивная часть решения объявлена 12 августа 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 19 августа 2011 г.
Арбитражный суд в составе:
Судьи Бедрацкой А.В.
протокол вела помощник судьи Цыдыпова А.В.
с участием от заявителя - Шимановской Ю.В., дов. N 2141 от 20.09.2010, от
ответчика - Ихсанова Р.М., дов. от 31.12.2010 N б/н, удост. <...>
рассмотрел дело по заявлению ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" (ОГРН 1025100652906, 184507, Мурманская область, г. Мончегорск - 7)
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (ОГРН 1047723039440, 129223, г. Москва, Проспект Мира, ВВЦ, стр. 164)
3-е лицо ИФНС России по г. Мончегорску Мурманской области (ИНН 5107010515; 184500, Мурманская обл., г. Мончегорск Ленина пр., 11а)
о признании незаконными действия, обязании
исключить задолженность

установил:

ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании незаконными, не соответствующими Налоговому кодексу РФ, действий Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5, выразившихся во включении в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" сведений о безнадежной к взысканию задолженности по пеням по НДПИ в размере 1639911,60 руб. и штрафным санкциям в размере 79050 руб., обязании МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Кольская горно-металлургическая компания", исключив задолженность по пеням по НДПИ в размере 1639911,60 руб. и штрафным санкциям в размере 79050 руб. как безнадежную к взысканию из карточки расчетов с бюджетом.
Заявление мотивировано тем, что действия ответчика нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Ответчик с требованиями заявителя не согласен по доводам, изложенным в отзыве.
3-е лицо в судебное заседание не явилось, в направленном в суд письменном ходатайстве просило провести судебное заседание в отсутствие представителя, против заявленных требований возражает по основаниям, указанным в представленном суду отзыве, по основаниям пропуска срока обращения с соответствующим заявлением в суд.
Суд, с учетом мнения заявителя и ответчика, считает возможным провести судебное заседание в отсутствие надлежащим образом извещенного 3-го лица в соответствии с ч. 2, 3 ст. 156 АПК РФ.
Оценив в совокупности представленные доказательства, выслушав представителей сторон, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с порядком налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, регламентированным абз. 3 п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ, ОАО "Кольская ГМК" с 01.08.2005 года состоит на учете в Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5. По месту своего нахождения Общество состоит на учете в ИФНС России по г. Мончегорску Мурманской области.
В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 11.07.2005 года N 85н "Об утверждении особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков", ведение карточек расчетов с бюджетом по налоговым платежам (лицевых счетов) Общества осуществляется Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5.
На основании запроса N 35500-2476 от 28.12.2010 года Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 направила ОАО "Кольская ГМК" справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам N 11837 по состоянию на 28.12.2010 года.
Согласно указанной справке по состоянию на 28.12.2010 года за Обществом числится задолженность по налоговым платежам в размере 1718961,60 руб., в том числе: 50 руб. - штраф по налогу на прибыль организаций, с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями; 1639911,60 руб. - пени по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых. В указанной справке недоимка по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых отражена в размере 1606912,76 руб., с учетом имеющейся у Общества переплаты в размере 32998,84 руб. (акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам прилагается); 79000 руб. - штраф по денежным взысканиям (штрафам).
Заявителем указано, что в январе - феврале 2005 года в ИФНС России по г. Мончегорску (налоговый администратор Общества до 01.08.2005 года) были предоставлены уточненные налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за 2002 - 2003 гг. к уменьшению на сумму 83809909 руб., в том числе:
- за 2002 год: по налогу на добычу прочих полезных ископаемых к уменьшению на сумму 66603439 руб.; по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых к доплате на сумму 4492451 руб.;
- за 2003 год: по налогу на добычу прочих полезных ископаемых к уменьшению на сумму 23449134 руб.; по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых к доплате на сумму 1750213 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки указанных уточненных налоговых деклараций ИФНС России по г. Мончегорску на сумму налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, подлежащую к доплате были начислены пени в размере 1639911,60 руб. (письмо ИФНС России по г. Мончегорску от 13.05.2005 года N 20 - 02/4521).
Вышеуказанные уточненные налоговые декларации были представлены Обществом 21.01.2005 года - за 2002 год и 07.02.2005 года - за 2003 год.
Суммы налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, подлежащих к доплате за 2002 - 2003 года по уточненным налоговым декларациям, были оплачены Обществом в бюджет платежными поручениями в январе и феврале 2005 года.
Заявителем указано, что в соответствии с положениями ст. ст. 70, 75 Налогового кодекса РФ, налоговый орган не направлял Обществу требование об уплате соответствующих сумм пени и не осуществлял мер по принудительному взысканию указанной задолженности в порядке ст. ст. 46 - 48 Налогового кодекса РФ.
Следовательно, на момент направления Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам N 11837 по состоянию на 28.12.2010 года, пресекательные сроки взыскания пени в размере 1639911,60 руб. истекли, что указывает на безнадежный характер их взыскания со стороны налогового органа.
В отношении налоговых санкций (штрафов) в размере 79050 руб., заявителем указано, что налоговым органом также утрачена возможность принудительного их взыскания в порядке ст. ст. 46 - 48, 103, 104 Налогового кодекса РФ.
Налоговый орган не направлял в адрес налогоплательщика предложение о добровольной уплате штрафных санкций, об основаниях и расчете штрафа. В принудительном порядке указанная задолженность по штрафным санкциям налоговым органом не взыскивалась, заявления о взыскании штрафных санкций в судебном порядке последним не направлялись.

Согласно данным ИФНС России по г. Мончегорску, на момент постановки на учет ОАО "Кольская ГМК" в качестве крупного налогоплательщика в Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (01.08.2005 года), за ним числилась задолженность по штрафным санкциям в вышеуказанном размере.
Таким образом, сведения о состоянии расчетов ОАО "Кольская ГМК" с бюджетом, отраженные в оформленной Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам N 11837 по состоянию на 28.12.2010 года, являются недостоверными и, не могут служить подтверждением наличия у налогоплательщика соответствующих налоговых обязательств.
Также заявителем указано, что наличие в справке о расчетах с бюджетом документально не подтвержденных сведений, а также сведений о задолженности, возможность взыскания которой налоговым органом утрачена, нарушает права налогоплательщика, поскольку указанная информация будет препятствовать получению им справки об отсутствии задолженности, что необходимо для получения банковских кредитов, оформления документов о награждении своих сотрудников государственными наградами, возврата излишне уплаченных налоговых платежей и т.п., то есть в целом негативным образом влияет на осуществление им нормальной финансово - хозяйственной деятельности. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную и объективную информацию, необходимую ему для реализации своих прав и законных интересов, в том числе в сфере предпринимательской и (или) иной экономической деятельности (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.09.2009 года N 4381/09).
Вместе с тем, судом установлено следующее.
В соответствии со ст. 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также Правительством РФ.
Статья 59 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 229-ФЗ устанавливает строго определенный перечень оснований для списания безнадежной задолженности в случаях: ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации; признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника; смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации; принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Вместе с тем, указанная редакция ст. 59 НК РФ вступила в силу 02.09.2010 г. и распространяется на правоотношения, возникшие после вступления в силу данной статьи. Инспекция отмечает, что задолженность Общества перед бюджетом по пеням и штрафам возникла ранее, то есть до вступления в законную силу настоящих положений.
Порядок списания безнадежной ко взысканию задолженности предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 г. N 100.
При этом данное Постановление не предусматривает такого основания для списания безнадежной задолженности как принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В Постановлениях Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 г. N 16504/04 и N 16507/04 указано, что сведения, которые содержатся в лицевых счетах (КРСБ), сами по себе не нарушают прав и законных интересов налогоплательщиков.
Форма справки N 39-1 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам" утверждена Приказом ФНС России от 04.04.2005 г. N САЭ-3-01/138@.
В соответствии с Методическими указаниями по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1, утвержденными Приказом от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@, Справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N 39-1 по всем КБК.
В графе 1 указывается наименование налога, сбора, страхового взноса на обязательное пенсионное страхование.
В графе 2 указывается код бюджетной классификации. В графе 3 указывается код по ОКАТО.
В графе 4 отражается итоговое сальдо расчетов по налогу (переплата "+" или недоимка "-").
В графах 5 и 6 отражаются отсроченные, рассроченные и приостановленные к взысканию суммы налогов (сборов), в том числе в порядке реструктуризации, сумма и дата.
В графе 7 указывается итоговое сальдо расчетов по пени (переплата "+" или задолженность "-").
В графах 8 и 9 отражаются отсроченные, рассроченные и приостановленные к взысканию суммы пени, в том числе в порядке реструктуризации, сумма и дата.
В графе 10 указывается итоговое сальдо расчетов по налоговым санкциям (переплата "+" или задолженность "-").
В графах 11 и 12 отражаются отсроченные, рассроченные и приостановленные к взысканию суммы налоговых санкций, в том числе в порядке реструктуризации, сумма и дата.
В графе 13 отражается итоговое сальдо расчетов по процентам за пользование бюджетными средствами (переплата "+" или задолженность "-").
Таким образом, согласно Методическим указаниям по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1, утвержденным Приказом форма справки о состоянии расчетов не содержит отдельной графы, в которой бы указывалась задолженность, возможность взыскания по которой утрачена, следовательно, в случае удовлетворения требований заявителя по настоящему делу данный факт приведет к невозможности исполнения решения суда.
Следовательно, у налогового органа отсутствуют правовые основания для выдачи справки о состоянии расчетов по налогам и сборам по форме N 39-1, не содержащей сведений о наличии задолженности, возможность взыскания по которой утрачена.
Налоговым законодательством четко определен порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих эти обстоятельства.
Законом определен орган, в компетенцию которого входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании: это налоговый орган по месту учета налогоплательщика (пп. 2 п. 2 ст. 59 НК РФ).
Поэтому признанными безнадежными ко взысканию могут быть недоимки и задолженности только при условии соблюдения установленного законом порядка, наличии решения, принятого уполномоченным органом, которым является налоговый орган.
Так, согласно п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанным безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пени, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам" утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию.
Согласно п. 3 Приказа ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ решение о признании указанной в пункте 1 Порядка задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается (приложение N 1 к Порядку) руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.5 Порядка.
Согласно Приложению N 2 Приказа ФНС РФ от 19.08.2001 N ЯК-7-8/393@ при наличии основания, указанного в пункте 2.4 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию налогоплательщик должен приложить к заявлению: копию вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пени, штрафам и процентам, заверенные гербовой печатью соответствующего суда; справку налогового органа по месту учета организации (месту жительства физического лица) о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (приложение N 2 к Порядку).
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела заявитель не представлял доказательств соблюдения приведенного порядка, предусмотренного положениями статьи 59 НК РФ, а также доказательств обращения в Инспекцию с заявлением о признании суммы безнадежной к взысканию. Указанная позиция подтверждается постановлением ФАС МО от 29.06.2011 N КА-А41/6317-11, ДААС от 20.06.2011 N 09АП-12553/2011-АК.
Таким образом, поскольку задолженность ОАО "Кольская ГМК" перед бюджетом по пеням по НДПИ в размере 1639911,60 руб. и штрафным санкциям в размере 79050 руб. до настоящее время в установленном порядке безнадежными ко взысканию не признаны, Инспекция правомерно включила в спорную справку (N 11837 от 28.12.2010) о состоянии расчетов по налогам и сборам по форме N 39-1, содержащую сведения о наличии у общества указанной задолженности перед бюджетом.
Довод о нарушении заявителем срока на обращение в суд с заявлением судом не принимается, поскольку заявителем установленный порядок для обращения в суд с указанным требованием не соблюден, налоговым органом не предпринимались какие-либо действия (бездействия), которые могли бы повлечь нарушение законных прав и интересов заявителя и послужили основанием для начала исчисления соответствующего срока.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, признает необоснованными требования, заявленные ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 169, 170, 198, 201 АПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" (ОГРН 1025100652906, 184507, Мурманская область, г. Мончегорск - 7) о признании незаконными, не соответствующими Налоговому кодексу РФ, действий Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (ОГРН 1047723039440, 129223, г. Москва, Проспект Мира, ВВЦ, стр. 164) выразившихся во включении в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" (ОГРН 1025100652906, 184507, Мурманская область, г. Мончегорск - 7) сведений о безнадежной к взысканию задолженности по пеням по НДПИ в размере 1639911,60 руб. и штрафным санкциям в размере 79050 руб., обязании МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (ОГРН 1047723039440, 129223, г. Москва, Проспект Мира, ВВЦ, стр. 164) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" (ОГРН 1025100652906, 184507, Мурманская область, г. Мончегорск - 7), исключив задолженность по пеням по НДПИ в размере 1639911,60 руб. и штрафным санкциям в размере 79050 руб. как безнадежную к взысканию из карточки расчетов с бюджетом, отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия решения и в суд кассационной инстанции в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Судья
А.В.БЕДРАЦКАЯ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)