Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 17.02.2003 N Ф04/694-120/А45-2003

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 17 февраля 2003 года Дело N Ф04/694-120/А45-2003


ОАО "Сибтранснефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с иском о признании незаконным бездействия Межрайонной ИМНС РФ N 8 по Новосибирской области, выразившегося в отказе возврата сумм по земельному налогу за 1999 - 2001 годы.
Заявленное требование обосновывает тем, что исчисление и уплата земельного налога за 1999 - 2001 годы им произведены неправильно. По мнению истца, применение повышающих коэффициентов признается изменением ставки налога, что является основанием отнесения федеральных законов о бюджете к актам законодательства о налогах, вступление в силу которых должно производиться с учетом статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Считает, что земельный налог за 1999 - 2001 годы должен уплачиваться без учета повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете на соответствующий год, так как они введены с нарушением установленного порядка.
Суд первой инстанции, согласившись с доводами ОАО "Сибтранснефтепродукт", решением от 08.10.2002 иск удовлетворил, признал бездействие Межрайонной ИМНС Российской Федерации N 8 по Новосибирской области, выразившееся в отказе возврата сумм по земельному налогу ОАО "Сибтранснефтепродукт", незаконным.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.12.2002 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение от 08.10.2002. По существу, ответчик обжалует решение и постановление. Полагает, что судом при принятии судебных актов были допущены нарушения норм материального права, выразившиеся в неприменении поправочных коэффициентов, установленных к ставкам земельного налога законами о федеральном бюджете на 1999 - 2001 годы. По мнению заявителя, названные законы являются актами бюджетного законодательства, следовательно, на них не распространяются положения статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу открытое акционерное общество "Сибтранснефтепродукт" просит оставить решение без изменения.
В судебном заседании представитель поддержала доводы возражений.
Кассационная коллегия, проверив в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, считает решение и постановление законными, жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сибтранснефтепродукт" обратилось в Межрайонную ИМНС РФ N 8 по Новосибирской области с заявлением произвести перерасчет начисленного земельного налога за 1999 - 2001 годы и осуществить возврат излишне перечисленных в уплату налога денежных средств в суммах 118373,65 руб. за 1999 год, 164107,18 за 2000 год и 163861,39 руб. за 2001 год.
Письмом N 2649 от 24.06.2002 Межрайонной ИМНС РФ N 8 по Новосибирской области в возврате сумм по земельному налогу за 1999 - 2001 годы было отказано в связи с тем, что обществом за указанный период земельный налог исчислялся и уплачивался правильно, так как федеральный закон "О федеральном бюджете" является не актом о налогах, а финансовым документом, который принимается в целом на текущий год и действует независимо от даты его опубликования. Индексация ставок земельного налога осуществляется Правительством РФ в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О плате за землю" от 09.08.94 N 22-ФЗ и не нарушает положений статьи 5 Налогового кодекса РФ.
Кассационная инстанция полагает вывод суда о неправомерности отказа налоговым органом в возврате истцу излишне перечисленных в уплату земельного налога денежных средств за 1999 - 2001 годы по ставке с учетом повышающего коэффициента, установленного федеральными законами о бюджетах на соответствующие годы, обоснованным.
Из текста части 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодатель разделяет понятия "налоговая ставка" и "порядок исчисления налога", относя их к самостоятельным элементам налогообложения. Относительно земельного налога такое разделение проведено законодателем в приложениях N 1 и N 2 к Закону РФ "О плате за землю". Следовательно, при введении коэффициента исчисления земельного налога федеральными законами о бюджетах РФ сама ставка налога не изменяется, так как ее установление относится к компетенции органов местного самоуправления (подпункт "б" части 1 статьи 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", часть 2 статьи 53 Налогового кодекса РФ).
Устанавливаемые повышающие коэффициенты увеличивают сумму налога без изменения ставки и объекта налогообложения.




Учитывая общий порядок вступления в силу федеральных законов, предусмотренный Законом Российской Федерации от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", Закон Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год" вступил в силу с момента его опубликования, т.е. с 25.02.99 (статья 143), Закон Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" - с 05.01.2000 (статья 163), а Закон Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" - с 28.12.2001 (статья 139).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах, повышающие ставки налогов, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Таким образом, отказ Межрайонной ИМНС РФ N 8 по Новосибирской области возвратить суммы излишне уплаченного земельного налога за 1999 - 2001 годы является незаконным.
На основании изложенного жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 274, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 18 октября 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 3 декабря 2002 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16678/02-СА2/462 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)