Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Митичева О.П., судей Костина В.Ю., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.08.2007 по делу N А76-6502/2007 (судья Каюров С.Б.), при участии: от закрытого акционерного общества "Южуралзолото" Чепель М.В. (доверенность от 24.05.2007), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области Волковой Т.А. (доверенность N 04-50-40 от 01.10.2007),
закрытое акционерное общество "Южуралзолото" (далее - ЗАО "Южуралзолото", заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области (далее - МРИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области, инспекция, налоговый орган) от 04.05.2007 N 24/178 о предложении уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за январь 2006 года в сумме 631 460 руб.
Также заявитель обратился в арбитражный суд со следующими заявлениями: о признании недействительными решения налогового органа N 30/187, 35/192, 27/184, 26/183, 34/191, 32/189 от 04.05.2007.
Налогоплательщиком заявлено письменное ходатайство об объединении 12 однородных дел об оспаривании вышеуказанных решений инспекции, которые являются связанными между собой по основаниям возникновения.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 26.06.2007, от 13.07.2007 дела, по указанным заявлениям объединены в одно производство, которому присвоен N А76-6502/2007.
Решением арбитражного суда первой инстанции требования общества были удовлетворены.
Налоговый орган, не согласившись с данным решением суда, в апелляционной жалобе ссылается на то, что у ЗАО "Южуралзолото" имеется промышленная технология извлечения полезных ископаемых, в связи с чем, пп. 5 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) не подходит по своему буквальному содержанию к налогоплательщику. Оборотная вода, в которой содержаться полезные ископаемые, а именно, золото, не указана в п. 1 ст. 342 НК РФ, соответственно, не может облагаться по ставке 0%.
По мнению подателя апелляционной жалобы, образование отходов при разработке месторождения полезного ископаемого не дает оснований для применения налоговой ставки 0% на основании утвержденных Федеральным агентством по недропользованию нормативов содержания золота в отходах перерабатывающего производства для целей исчисления налога на добычу полезных ископаемых.
Полезные ископаемые, которые недропользователь извлекает из собственных отходов (потерь) добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, в качестве объекта налогообложения не рассматривается. При этом обязательным условием освобождения от уплаты НДПИ в данном случае является подтверждение факта, что ранее с полезных ископаемых, которые извлекаются из отходов (потерь), НДПИ был уже уплачен.
Источником сточных и оборотных вод на обогатительных фабриках являются сливы обезвоживающих, обесшламливающих, промывочных аппаратов и хвосты обогащения. Схемы очистки сточных вод и кондиционирования оборотных вод зависят от вида обогащаемых полезных ископаемых, применяемых методов и схем обогащения и обезвоживания, токсичности применяемых реагентов.
Налогоплательщик производит добычу золота из оборотной воды жидкой фазы отвальных хвостов, которая, согласно письму Ростехнадзора N 11-3340 от 29.09.2006, и является добычей из отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производства.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведены камеральные налоговые проверки заявителя корректирующих налоговых деклараций по уплате НДПИ за январь, март, апрель, июль, сентябрь, ноябрь, декабрь 2006 года, по результатам которых составлены акты.
В качестве приложения к актам проверок приобщены документы, являющиеся объектом камеральной налоговой проверки: письмо Ростехнадзору от 29.09.2006 N 11-3340, справка налогоплательщика о переработке руды на фабриках законченного цикла обработки (далее - ФЗЦО) за январь, март, апрель, июль, сентябрь, ноябрь, декабрь 2006 года, счета-фактуры по реализации золота в слитках за январь, март, апрель, июль, сентябрь, ноябрь, декабрь 2006 года.
На основании материалов проведенной проверки инспекцией вынесены оспариваемые решения, которым налогоплательщику предложено уплатить в бюджет НДПИ за январь, март, апрель, июль, сентябрь, ноябрь, декабрь 2006 года в сумме 631 460 руб., 847 719 руб., 833 329 руб., 861 385 руб., 751 693 руб., 646 262 руб., 627 232 руб., соответственно.
Основанием для вынесения налоговым органом оспариваемого решения послужил вывод инспекции о том, что полезное ископаемое, добытое из оборотной воды, не может облагаться ставкой 0%, соответственно у налогоплательщика возникла недоимка по НДПИ за январь, март, апрель, июль, сентябрь, ноябрь, декабрь 2006 года в соответствующей сумме.
Общество, не согласившись с решением налогового органа, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При этом, согласно п. 1 ст. 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятии).
В соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 337 НК РФ видами добытого полезного ископаемого являются концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы, получаемые при добыче драгоценных металлов, т.е. извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных) россыпных и техногенных месторождений.
Как установлено п. 4 ст. 339 НК РФ, при извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, из протоколов совещания при заместителе руководителя Федерального агентства по недропользованию ЗАО "Южуралзолото" специализируется на добыче, переработке и реализации рудного золота, т.е. занимается добычей и переработкой золотых руд Кочкарского и Светлинского месторождений соответственно подземным и открытым способами на основании лицензии на пользование недрами ЧЕЛ 00483 БЭ и ЧЕЛ 00482 БЭ, сроком действия до 28.02.2013.
Подземные горные работы на Центральном рудном поле Кочкарского месторождения ведутся шахтой "Центральная" по 15 жилам на горизонтах 512, 550, 600 метров. Добытая руда перерабатывается на ФЗЦО. Переработка руды осуществляется на золотоизвлекательной фабрике (ЗИФ) и опытно-промышленной установке кучного выщелачивания.
Протоколами совещания при заместителе руководителя Федерального агентства по недропользованию от 25.09.2006 N ВБ-04-18/596-пр, N ВБ-04-18/598-пр, от 24.08.2006 N 18/538-пр., часть запасов Кочкарского, Западный Куросан, Светлинского месторождений отнесены к некондиционным и утверждены нормативы содержания золота во вмещающих (разубоживающих) породах на период действия утвержденных кондиций. Объемы добычи в 2006 году из разубоживающих пород и из некондиционных запасов подтверждены данными геолого-маркшейдерской документации и в соответствии с требованиями п. 13 "Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятия по добыче полезных ископаемых" отделом охраны недр согласованы.
Добыча золота из оборотной воды жидкой фазы отвальных хвостов является добычей из отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производства. В соответствии с требованиями п. 5 "Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности" и ст. 339 НК РФ недропользователь обязан самостоятельно вести учет добычи драгоценных металлов на всех стадиях, в том числе и из отходов.
Согласно ст. 342 НК РФ при добыче из отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производства налогообложение производится по налоговой ставке 0%.
Согласно справкам налогоплательщика о переработке руды, технологических потерях и добыче из отходов за январь, март, апрель, июль, сентябрь, ноябрь, декабрь 2006 года, добыча золота и серебра не превышает установленные нормативы МПР.
Процесс извлечения драгоценных металлов из оборотной воды производится из отходов горнодобывающего производства с помощью применения дополнительных технологий.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из прямого толкования пп. 5 п. 1 ст. 342 НК РФ, в соответствии с которой при добыче полезных ископаемых из отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, налоговая база определяется по ставке 0%, соответственно, вывод арбитражного суда первой инстанции о правомерности применения обществом ставки 0%, является верным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции также считает, что налогоплательщиком обоснованно применен косвенный метод определения количества добытых полезных ископаемых, а также, сославшись на пп. 5 п. 1 ст. 342 НК РФ, подтверждена правомерность применения налоговой ставки 0% при добыче полезных ископаемых из оборотной воды.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. В целях главы 26 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 342 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 0% производится при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемым из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Нормативы содержания полезных компонентов в отходах переработки руд по указанным выше месторождениям, со ссылками на технологические регламенты переработки руды приведены в письмах Федерального агентства по недропользованию, имеющимся в материалах дела и также содержатся в протоколе технического совещания Управления Челябинского округа Госгортехнадзора России.
Помимо изложенного, письмом Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области от 29.09.2006 N 11-3340, направленному налоговому органу в ответ на запрос последнего, подтвержден факт отнесения к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания золота во вмещающих (разубоживающих) породах в соответствии с данными геолого-маркшейдерской документации и согласования данных, с отделом охраны недр, равно как подтверждено, что добыча золота из оборотной воды жидкой фазы отвальных хвостов является добычей из отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производства.
Согласно п. 1 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасами утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, а также в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, осуществляется Минприроды России по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведывательных запасов. Пунктом 12 Правил установлено, что соответствующие нормативы определяются на основании проектной документации горнодобывающего производства.
Кроме того, в силу условий п. 30 Методических рекомендаций по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-21/170, количество добытого полезного ископаемого определяется по данным геолого-маркшейдерского учета, а также учета, ведущегося в соответствии с отраслевыми методическими указаниями по учету добычи полезного ископаемого.
Что же касается доводов налогового органа о том, что оборотная вода не может быть признана отходами горного производства, то данные доводы, помимо того, что опровергнуты вышеупомянутым письмом Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области, опровергаются также нормативными правовыми актами, относящими оборотную воду именно к отходам производства (Приказ МЧС России и Федерального горного и промышленного надзора России от 15.08.2003 N 482/175а (п. 4.12), Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 70 (п. 12)).
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В силу п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 2 ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налогового правонарушения, выявленного в ходе проверки.
В силу п. 3 ст. 101 НК РФ излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, ссылки на первичные учетные документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает то, что материалы проверки не содержат изложения обстоятельств и доказательств виновности действий налогоплательщика, не представлены доказательства исследования в ходе налоговой проверки технологического процесса добычи полезных ископаемых, не представлена методика определения спорного количества добытого из оборотной воды золота, отсутствует анализ оснований доначисления НДПИ за январь, март, апрель, июль, сентябрь, ноябрь, декабрь 2006 года, между тем, перечень реквизитов акта налоговой проверки установлен Кодексом, а значит является обязательным для исполнения.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции и отклоняются арбитражным судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения правильно применил нормы материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем, апелляционная жалоба инспекции удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.08.2007 по делу N А76-6502/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.11.2007 N 18АП-7048/2007 ПО ДЕЛУ N А76-6502/2007
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2007 г. N 18АП-7048/2007
Дело N А76-6502/2007
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Митичева О.П., судей Костина В.Ю., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.08.2007 по делу N А76-6502/2007 (судья Каюров С.Б.), при участии: от закрытого акционерного общества "Южуралзолото" Чепель М.В. (доверенность от 24.05.2007), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области Волковой Т.А. (доверенность N 04-50-40 от 01.10.2007),
установил:
закрытое акционерное общество "Южуралзолото" (далее - ЗАО "Южуралзолото", заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области (далее - МРИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области, инспекция, налоговый орган) от 04.05.2007 N 24/178 о предложении уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за январь 2006 года в сумме 631 460 руб.
Также заявитель обратился в арбитражный суд со следующими заявлениями: о признании недействительными решения налогового органа N 30/187, 35/192, 27/184, 26/183, 34/191, 32/189 от 04.05.2007.
Налогоплательщиком заявлено письменное ходатайство об объединении 12 однородных дел об оспаривании вышеуказанных решений инспекции, которые являются связанными между собой по основаниям возникновения.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 26.06.2007, от 13.07.2007 дела, по указанным заявлениям объединены в одно производство, которому присвоен N А76-6502/2007.
Решением арбитражного суда первой инстанции требования общества были удовлетворены.
Налоговый орган, не согласившись с данным решением суда, в апелляционной жалобе ссылается на то, что у ЗАО "Южуралзолото" имеется промышленная технология извлечения полезных ископаемых, в связи с чем, пп. 5 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) не подходит по своему буквальному содержанию к налогоплательщику. Оборотная вода, в которой содержаться полезные ископаемые, а именно, золото, не указана в п. 1 ст. 342 НК РФ, соответственно, не может облагаться по ставке 0%.
По мнению подателя апелляционной жалобы, образование отходов при разработке месторождения полезного ископаемого не дает оснований для применения налоговой ставки 0% на основании утвержденных Федеральным агентством по недропользованию нормативов содержания золота в отходах перерабатывающего производства для целей исчисления налога на добычу полезных ископаемых.
Полезные ископаемые, которые недропользователь извлекает из собственных отходов (потерь) добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, в качестве объекта налогообложения не рассматривается. При этом обязательным условием освобождения от уплаты НДПИ в данном случае является подтверждение факта, что ранее с полезных ископаемых, которые извлекаются из отходов (потерь), НДПИ был уже уплачен.
Источником сточных и оборотных вод на обогатительных фабриках являются сливы обезвоживающих, обесшламливающих, промывочных аппаратов и хвосты обогащения. Схемы очистки сточных вод и кондиционирования оборотных вод зависят от вида обогащаемых полезных ископаемых, применяемых методов и схем обогащения и обезвоживания, токсичности применяемых реагентов.
Налогоплательщик производит добычу золота из оборотной воды жидкой фазы отвальных хвостов, которая, согласно письму Ростехнадзора N 11-3340 от 29.09.2006, и является добычей из отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производства.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведены камеральные налоговые проверки заявителя корректирующих налоговых деклараций по уплате НДПИ за январь, март, апрель, июль, сентябрь, ноябрь, декабрь 2006 года, по результатам которых составлены акты.
В качестве приложения к актам проверок приобщены документы, являющиеся объектом камеральной налоговой проверки: письмо Ростехнадзору от 29.09.2006 N 11-3340, справка налогоплательщика о переработке руды на фабриках законченного цикла обработки (далее - ФЗЦО) за январь, март, апрель, июль, сентябрь, ноябрь, декабрь 2006 года, счета-фактуры по реализации золота в слитках за январь, март, апрель, июль, сентябрь, ноябрь, декабрь 2006 года.
На основании материалов проведенной проверки инспекцией вынесены оспариваемые решения, которым налогоплательщику предложено уплатить в бюджет НДПИ за январь, март, апрель, июль, сентябрь, ноябрь, декабрь 2006 года в сумме 631 460 руб., 847 719 руб., 833 329 руб., 861 385 руб., 751 693 руб., 646 262 руб., 627 232 руб., соответственно.
Основанием для вынесения налоговым органом оспариваемого решения послужил вывод инспекции о том, что полезное ископаемое, добытое из оборотной воды, не может облагаться ставкой 0%, соответственно у налогоплательщика возникла недоимка по НДПИ за январь, март, апрель, июль, сентябрь, ноябрь, декабрь 2006 года в соответствующей сумме.
Общество, не согласившись с решением налогового органа, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При этом, согласно п. 1 ст. 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятии).
В соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 337 НК РФ видами добытого полезного ископаемого являются концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы, получаемые при добыче драгоценных металлов, т.е. извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных) россыпных и техногенных месторождений.
Как установлено п. 4 ст. 339 НК РФ, при извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, из протоколов совещания при заместителе руководителя Федерального агентства по недропользованию ЗАО "Южуралзолото" специализируется на добыче, переработке и реализации рудного золота, т.е. занимается добычей и переработкой золотых руд Кочкарского и Светлинского месторождений соответственно подземным и открытым способами на основании лицензии на пользование недрами ЧЕЛ 00483 БЭ и ЧЕЛ 00482 БЭ, сроком действия до 28.02.2013.
Подземные горные работы на Центральном рудном поле Кочкарского месторождения ведутся шахтой "Центральная" по 15 жилам на горизонтах 512, 550, 600 метров. Добытая руда перерабатывается на ФЗЦО. Переработка руды осуществляется на золотоизвлекательной фабрике (ЗИФ) и опытно-промышленной установке кучного выщелачивания.
Протоколами совещания при заместителе руководителя Федерального агентства по недропользованию от 25.09.2006 N ВБ-04-18/596-пр, N ВБ-04-18/598-пр, от 24.08.2006 N 18/538-пр., часть запасов Кочкарского, Западный Куросан, Светлинского месторождений отнесены к некондиционным и утверждены нормативы содержания золота во вмещающих (разубоживающих) породах на период действия утвержденных кондиций. Объемы добычи в 2006 году из разубоживающих пород и из некондиционных запасов подтверждены данными геолого-маркшейдерской документации и в соответствии с требованиями п. 13 "Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятия по добыче полезных ископаемых" отделом охраны недр согласованы.
Добыча золота из оборотной воды жидкой фазы отвальных хвостов является добычей из отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производства. В соответствии с требованиями п. 5 "Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности" и ст. 339 НК РФ недропользователь обязан самостоятельно вести учет добычи драгоценных металлов на всех стадиях, в том числе и из отходов.
Согласно ст. 342 НК РФ при добыче из отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производства налогообложение производится по налоговой ставке 0%.
Согласно справкам налогоплательщика о переработке руды, технологических потерях и добыче из отходов за январь, март, апрель, июль, сентябрь, ноябрь, декабрь 2006 года, добыча золота и серебра не превышает установленные нормативы МПР.
Процесс извлечения драгоценных металлов из оборотной воды производится из отходов горнодобывающего производства с помощью применения дополнительных технологий.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из прямого толкования пп. 5 п. 1 ст. 342 НК РФ, в соответствии с которой при добыче полезных ископаемых из отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, налоговая база определяется по ставке 0%, соответственно, вывод арбитражного суда первой инстанции о правомерности применения обществом ставки 0%, является верным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции также считает, что налогоплательщиком обоснованно применен косвенный метод определения количества добытых полезных ископаемых, а также, сославшись на пп. 5 п. 1 ст. 342 НК РФ, подтверждена правомерность применения налоговой ставки 0% при добыче полезных ископаемых из оборотной воды.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. В целях главы 26 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 342 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 0% производится при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемым из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Нормативы содержания полезных компонентов в отходах переработки руд по указанным выше месторождениям, со ссылками на технологические регламенты переработки руды приведены в письмах Федерального агентства по недропользованию, имеющимся в материалах дела и также содержатся в протоколе технического совещания Управления Челябинского округа Госгортехнадзора России.
Помимо изложенного, письмом Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области от 29.09.2006 N 11-3340, направленному налоговому органу в ответ на запрос последнего, подтвержден факт отнесения к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания золота во вмещающих (разубоживающих) породах в соответствии с данными геолого-маркшейдерской документации и согласования данных, с отделом охраны недр, равно как подтверждено, что добыча золота из оборотной воды жидкой фазы отвальных хвостов является добычей из отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производства.
Согласно п. 1 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасами утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, а также в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, осуществляется Минприроды России по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведывательных запасов. Пунктом 12 Правил установлено, что соответствующие нормативы определяются на основании проектной документации горнодобывающего производства.
Кроме того, в силу условий п. 30 Методических рекомендаций по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-21/170, количество добытого полезного ископаемого определяется по данным геолого-маркшейдерского учета, а также учета, ведущегося в соответствии с отраслевыми методическими указаниями по учету добычи полезного ископаемого.
Что же касается доводов налогового органа о том, что оборотная вода не может быть признана отходами горного производства, то данные доводы, помимо того, что опровергнуты вышеупомянутым письмом Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области, опровергаются также нормативными правовыми актами, относящими оборотную воду именно к отходам производства (Приказ МЧС России и Федерального горного и промышленного надзора России от 15.08.2003 N 482/175а (п. 4.12), Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 70 (п. 12)).
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В силу п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 2 ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налогового правонарушения, выявленного в ходе проверки.
В силу п. 3 ст. 101 НК РФ излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, ссылки на первичные учетные документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает то, что материалы проверки не содержат изложения обстоятельств и доказательств виновности действий налогоплательщика, не представлены доказательства исследования в ходе налоговой проверки технологического процесса добычи полезных ископаемых, не представлена методика определения спорного количества добытого из оборотной воды золота, отсутствует анализ оснований доначисления НДПИ за январь, март, апрель, июль, сентябрь, ноябрь, декабрь 2006 года, между тем, перечень реквизитов акта налоговой проверки установлен Кодексом, а значит является обязательным для исполнения.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции и отклоняются арбитражным судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения правильно применил нормы материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем, апелляционная жалоба инспекции удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.08.2007 по делу N А76-6502/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
О.П.МИТИЧЕВ
О.П.МИТИЧЕВ
Судьи:
В.Ю.КОСТИН
М.Б.МАЛЫШЕВ
В.Ю.КОСТИН
М.Б.МАЛЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)