Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июня 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей Журавлевой В.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии:
от заявителя: Исмагилова М.Н., по доверенности от 21.01.2008 года
от ответчика: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 3 им. М.А. Подгорбунского", г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 25 марта 2008 года по делу N А27-2424/2008-6 (судья Дмитриева И.А.)
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, г. Кемерово
к Муниципальному учреждению здравоохранения "Городская клиническая больница N 3 им. М.А. Подгорбунского", г. Кемерово
о взыскании 295 733,95 руб.,
установил:
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее по тексту - Инспекция, налоговой орган) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Кемеровской области о взыскании с Муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 3 им. М.А. Подгорбунского" (далее по тексту - Учреждение) 295 733,95 руб., из которых: 280 332 - недоимка по налогу на имущество за 9 месяцев 2007 года и пени 15401,95 руб., начисленные в порядке ст. 75 Налогового кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.03.2008 года заявленные Инспекцией требования удовлетворены: взыскано с Учреждения в доход соответствующего бюджета налог на имущество организаций в сумме 280 332 руб., и пени по налогу на имущество организации в сумме 15 401,95 руб.; 7414,69 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Учреждение обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.03.2008 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Инспекцией требований, так как Учреждение является муниципальной организацией, в связи с чем субсидиарную ответственность по обязательствам налогоплательщика несет собственник его имущества.
Подробно доводы Учреждения изложены в апелляционной жалобе.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представила.
В судебном заседании представитель Инспекции доводы апелляционной жалобы не признал, полагая, что оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда первой инстанции, не имеется; отсутствие финансирования относится к последствиям исполнения судебного акта; субсидиарная ответственность не имеет отношения к предмету спора.
Учреждение, участвующее в деле, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.03.2008 года не подлежащим отмене по следующим основаниям
Как следует из материалов дела, Учреждение, являясь плательщиком налога на имущество организаций, представило в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2007 года, сумма налога по которой подлежащая уплате в бюджет составила 967 859 рублей, и уточненную налоговую декларацию на налогу на имущество за 9 месяцев 2007 года, согласно которой доначислен налог на имущество в размере 790 рублей.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 968 649 рублей.
08.11.2007 года платежным поручением N 841 налогоплательщиком произведена частичная уплата налога на имущество в размере 688 317 рублей. В результате чего образовалась недоимка в размере 280 332 руб.
За несвоевременную уплату налога на имущество организаций в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ налоговым органом Учреждению начислены пени в общем размере 15 401,95 рублей.
Так как, в установленный законодательством срок налогоплательщиком налог на имущество не был уплачен в полном размере, налоговый орган в адрес налогоплательщика направил требование N 194227 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 29.11.2007 г. с предложением в срок до 18.12.2007 года уплатить сумму недоимки по налогу на имущество и пени в добровольном порядке.
Неисполнение налогоплательщиком требования N 194227 в установленный срок послужило основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд с заявлением о взыскании неуплаченной суммы налога на имущество и пени в судебном порядке.
Принимая решение об удовлетворении заявленных Инспекцией требований, суд первой инстанции исходил из документального подтверждения и не оспаривания Учреждением факта неуплаты налога на имущество организаций в сумме 280 332 руб.: начисления пени и ее размера.
Выводы суда основаны на полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, соответствуют обстоятельствам дела.
С 01.01.2004 года налог на имущество организаций уплачивается в соответствии с гл. 30 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на имущество организаций", в ст. 372 которого установлено, что данный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций (далее в настоящей главе - налог) устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.
Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области "О налоге на имущество организаций" от 26.11.2003 г. с изменениями, внесенными законами Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 60-03, авансовые платежи по налогу на имущество организаций уплачиваются налогоплательщиком не позднее 30 дней, с даты окончания соответствующего отчетного периода.
Согласно ст. 2 вышеуказанного Закона, по итогам отчетных периодов налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу соответственно не позднее 30 апреля (за первый квартал), 30 июля (за полугодие), 30 октября (за девять месяцев) текущего налогового периода.
На основании ст. 23 и 44 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 2 ст. 45 Кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.
Наличие обязанности по уплате налога на имущество Учреждением не оспаривается.
В соответствии с п. 1 ст. 55 Кодекса РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Исходя из положений ст. 52 - 55 Кодекса РФ, налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода (а в случаях установленных законом - отчетного периода) на основе налоговой базы, то есть на основании финансовых результатов за данный налоговый период.
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, ст. 374 Кодекса РФ.
Из ст. 375 Кодекса РФ следует, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным учетной политике организации.
Согласно п. 4 ст. 376 Кодекса РФ среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
В соответствии со ст. 379 Кодекса РФ налоговым периодом по налогу имущество признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
На основании ст. 382 Кодекса РФ сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы определенной за налоговый период.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с п. 1 настоящей статьи, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.
Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчет периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки средней стоимости имущества, определенной за отчетный период в соответствии с п. 4 ст. 376 Кодекса РФ.
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу определены ст. 383 Кодекса РФ, согласно которой налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. При истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налог исчисленную в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 382 Кодекса РФ.
Из анализа указанных норм следует, что при расчете налога на имущество, как по результатам года, так и по результатам отчетных периодов - квартала, полугодия, девяти месяцев налоговая база определяется в одном установленном ими порядке.
Перерасчет налога на имущество по результатам налогового периода в соответствии со ст. 382 Кодекса РФ не устраняет обязанность налогоплательщика по уплате авансовых платежей по налогу на имущество по результатам отчетных периодов.
Согласно п. 1 ст. 23 Кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Эта обязанность в силу п. 1 ст. 45 Кодекса Российской Федерации должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик обязан уплатить пени в порядке, предусмотренном ст. 75 Кодекса Российской Федерации.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 Кодекса РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" разъяснил, что пеня - это компенсация потерь государства в результате недополучения налоговых сумм из-за задержки их уплаты. В налоговых отношениях обязанность по уплате налога считается выполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату налога (пункт 2 статьи 45 НК РФ).
Поскольку налогоплательщик своевременно не исполнил обязанность по уплате налога на имущество организаций, действия налогового органа по начислению пени являются правомерными, приведенный расчет пени является верным.
Из изложенного следует, что поскольку налогоплательщик обязан уплачивать авансовые платежи, исчисленные в вышеуказанном порядке, то у налогового органа есть право на взыскание этих платежей в случае их неуплаты в предусмотренные законом сроки.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно материалам дела, в требовании N 194227 об уплате налога по состоянию на 29.11.2007 г. указаны: вид налога, установленный срок его уплаты - 12.11.2007 г., сумма задолженности 280 332 руб., сумма начисленных пени - 15401,95 руб., срок уплаты задолженности до 18.12.2007 г., также указано, что в случае, если настоящее требование будет оставлено без исполнения в указанный срок, Инспекция примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах (ст. ст. 46, 47, 75, 76, 77 Кодекса РФ) меры принудительного взыскания налогов (сборов).
Факт неуплаты налога на имущество организаций в сумме 280 332 рублей подтвержден документально материалами дела и не оспаривается налогоплательщиком. Законность начисления пени и ее размер ответчиком не оспорена.
В соответствии с п. п. 1 - 3, 7 ст. 46 Кодекса Российской Федерации, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
С организации, у которой открыт лицевой счет (счет, открытый в органах Федерального казначейства в соответствии с бюджетным законодательством РФ) взыскание в силу требований п. 2 ст. 45 Кодекса Российской Федерации производится в судебном порядке.
Исходя из анализа выше приведенных норм в совокупности с материалами дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у Учреждения имеется бюджетный счет, поэтому обращение налогового органа с заявлением о взыскании в судебном порядке суммы недоимки по налогу на имущество и пени в общем размере 295 733,95 рублей является правомерным.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что Учреждение является муниципальной организацией, в связи с чем, субсидиарную ответственность по обязательствам налогоплательщика несет собственник его имущества, судом апелляционной инстанции признаются не обоснованными по следующим основаниям.
Согласно ст. 373 Налогового кодекса РФ, плательщиками налога на имущество являются российские организации, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Признание бюджетных организаций плательщиками налога на имущество производится на основании государственной регистрации в качестве юридического лица.
Таким образом, Учреждение является юридическим лицом, которое в соответствии со ст. 373 Кодекса РФ является плательщиком налога на имущество.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
На основании п. 3 ст. 2 данного Кодекса к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В соответствии с положениями ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения регулирует законодательство о налогах и сборах.
Главой 8 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено привлечение к субсидиарной (ответственности учредителей (участников) организации только в случае недостаточности для исполнения в полном объеме организацией обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, при ее ликвидации (пункт 2 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса РФ" разъяснено, что по долгам учреждения не может быть обращено взыскание на иное имущество, как закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
Следовательно, обстоятельство, что Учреждение является муниципальным учреждением здравоохранения и владеет находящимся у него имуществом на праве оперативного управление, не является основанием для освобождения организации от обязанности по уплате налога на имущество организации. При этом, Учреждением не представлено документальное подтверждение недостаточности денежных средств для уплаты задолженности по налога на имущество организаций.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, а доводы Учреждения, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку установленных арбитражным судом обстоятельств; нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 110, статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25 марта 2008 года по делу N А27-2424/2008-6 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий:
Л.И.ЖДАНОВА
Судьи:
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.06.2008 N 07АП-2848/08 ПО ДЕЛУ N А27-2424/2008-6
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2008 г. N 07АП-2848/08
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июня 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей Журавлевой В.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии:
от заявителя: Исмагилова М.Н., по доверенности от 21.01.2008 года
от ответчика: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 3 им. М.А. Подгорбунского", г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 25 марта 2008 года по делу N А27-2424/2008-6 (судья Дмитриева И.А.)
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, г. Кемерово
к Муниципальному учреждению здравоохранения "Городская клиническая больница N 3 им. М.А. Подгорбунского", г. Кемерово
о взыскании 295 733,95 руб.,
установил:
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее по тексту - Инспекция, налоговой орган) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Кемеровской области о взыскании с Муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 3 им. М.А. Подгорбунского" (далее по тексту - Учреждение) 295 733,95 руб., из которых: 280 332 - недоимка по налогу на имущество за 9 месяцев 2007 года и пени 15401,95 руб., начисленные в порядке ст. 75 Налогового кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.03.2008 года заявленные Инспекцией требования удовлетворены: взыскано с Учреждения в доход соответствующего бюджета налог на имущество организаций в сумме 280 332 руб., и пени по налогу на имущество организации в сумме 15 401,95 руб.; 7414,69 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Учреждение обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.03.2008 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Инспекцией требований, так как Учреждение является муниципальной организацией, в связи с чем субсидиарную ответственность по обязательствам налогоплательщика несет собственник его имущества.
Подробно доводы Учреждения изложены в апелляционной жалобе.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представила.
В судебном заседании представитель Инспекции доводы апелляционной жалобы не признал, полагая, что оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда первой инстанции, не имеется; отсутствие финансирования относится к последствиям исполнения судебного акта; субсидиарная ответственность не имеет отношения к предмету спора.
Учреждение, участвующее в деле, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.03.2008 года не подлежащим отмене по следующим основаниям
Как следует из материалов дела, Учреждение, являясь плательщиком налога на имущество организаций, представило в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2007 года, сумма налога по которой подлежащая уплате в бюджет составила 967 859 рублей, и уточненную налоговую декларацию на налогу на имущество за 9 месяцев 2007 года, согласно которой доначислен налог на имущество в размере 790 рублей.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 968 649 рублей.
08.11.2007 года платежным поручением N 841 налогоплательщиком произведена частичная уплата налога на имущество в размере 688 317 рублей. В результате чего образовалась недоимка в размере 280 332 руб.
За несвоевременную уплату налога на имущество организаций в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ налоговым органом Учреждению начислены пени в общем размере 15 401,95 рублей.
Так как, в установленный законодательством срок налогоплательщиком налог на имущество не был уплачен в полном размере, налоговый орган в адрес налогоплательщика направил требование N 194227 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 29.11.2007 г. с предложением в срок до 18.12.2007 года уплатить сумму недоимки по налогу на имущество и пени в добровольном порядке.
Неисполнение налогоплательщиком требования N 194227 в установленный срок послужило основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд с заявлением о взыскании неуплаченной суммы налога на имущество и пени в судебном порядке.
Принимая решение об удовлетворении заявленных Инспекцией требований, суд первой инстанции исходил из документального подтверждения и не оспаривания Учреждением факта неуплаты налога на имущество организаций в сумме 280 332 руб.: начисления пени и ее размера.
Выводы суда основаны на полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, соответствуют обстоятельствам дела.
С 01.01.2004 года налог на имущество организаций уплачивается в соответствии с гл. 30 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на имущество организаций", в ст. 372 которого установлено, что данный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций (далее в настоящей главе - налог) устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.
Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области "О налоге на имущество организаций" от 26.11.2003 г. с изменениями, внесенными законами Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 60-03, авансовые платежи по налогу на имущество организаций уплачиваются налогоплательщиком не позднее 30 дней, с даты окончания соответствующего отчетного периода.
Согласно ст. 2 вышеуказанного Закона, по итогам отчетных периодов налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу соответственно не позднее 30 апреля (за первый квартал), 30 июля (за полугодие), 30 октября (за девять месяцев) текущего налогового периода.
На основании ст. 23 и 44 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 2 ст. 45 Кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.
Наличие обязанности по уплате налога на имущество Учреждением не оспаривается.
В соответствии с п. 1 ст. 55 Кодекса РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Исходя из положений ст. 52 - 55 Кодекса РФ, налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода (а в случаях установленных законом - отчетного периода) на основе налоговой базы, то есть на основании финансовых результатов за данный налоговый период.
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, ст. 374 Кодекса РФ.
Из ст. 375 Кодекса РФ следует, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным учетной политике организации.
Согласно п. 4 ст. 376 Кодекса РФ среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
В соответствии со ст. 379 Кодекса РФ налоговым периодом по налогу имущество признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
На основании ст. 382 Кодекса РФ сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы определенной за налоговый период.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с п. 1 настоящей статьи, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.
Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчет периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки средней стоимости имущества, определенной за отчетный период в соответствии с п. 4 ст. 376 Кодекса РФ.
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу определены ст. 383 Кодекса РФ, согласно которой налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. При истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налог исчисленную в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 382 Кодекса РФ.
Из анализа указанных норм следует, что при расчете налога на имущество, как по результатам года, так и по результатам отчетных периодов - квартала, полугодия, девяти месяцев налоговая база определяется в одном установленном ими порядке.
Перерасчет налога на имущество по результатам налогового периода в соответствии со ст. 382 Кодекса РФ не устраняет обязанность налогоплательщика по уплате авансовых платежей по налогу на имущество по результатам отчетных периодов.
Согласно п. 1 ст. 23 Кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Эта обязанность в силу п. 1 ст. 45 Кодекса Российской Федерации должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик обязан уплатить пени в порядке, предусмотренном ст. 75 Кодекса Российской Федерации.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 Кодекса РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" разъяснил, что пеня - это компенсация потерь государства в результате недополучения налоговых сумм из-за задержки их уплаты. В налоговых отношениях обязанность по уплате налога считается выполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату налога (пункт 2 статьи 45 НК РФ).
Поскольку налогоплательщик своевременно не исполнил обязанность по уплате налога на имущество организаций, действия налогового органа по начислению пени являются правомерными, приведенный расчет пени является верным.
Из изложенного следует, что поскольку налогоплательщик обязан уплачивать авансовые платежи, исчисленные в вышеуказанном порядке, то у налогового органа есть право на взыскание этих платежей в случае их неуплаты в предусмотренные законом сроки.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно материалам дела, в требовании N 194227 об уплате налога по состоянию на 29.11.2007 г. указаны: вид налога, установленный срок его уплаты - 12.11.2007 г., сумма задолженности 280 332 руб., сумма начисленных пени - 15401,95 руб., срок уплаты задолженности до 18.12.2007 г., также указано, что в случае, если настоящее требование будет оставлено без исполнения в указанный срок, Инспекция примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах (ст. ст. 46, 47, 75, 76, 77 Кодекса РФ) меры принудительного взыскания налогов (сборов).
Факт неуплаты налога на имущество организаций в сумме 280 332 рублей подтвержден документально материалами дела и не оспаривается налогоплательщиком. Законность начисления пени и ее размер ответчиком не оспорена.
В соответствии с п. п. 1 - 3, 7 ст. 46 Кодекса Российской Федерации, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
С организации, у которой открыт лицевой счет (счет, открытый в органах Федерального казначейства в соответствии с бюджетным законодательством РФ) взыскание в силу требований п. 2 ст. 45 Кодекса Российской Федерации производится в судебном порядке.
Исходя из анализа выше приведенных норм в совокупности с материалами дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у Учреждения имеется бюджетный счет, поэтому обращение налогового органа с заявлением о взыскании в судебном порядке суммы недоимки по налогу на имущество и пени в общем размере 295 733,95 рублей является правомерным.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что Учреждение является муниципальной организацией, в связи с чем, субсидиарную ответственность по обязательствам налогоплательщика несет собственник его имущества, судом апелляционной инстанции признаются не обоснованными по следующим основаниям.
Согласно ст. 373 Налогового кодекса РФ, плательщиками налога на имущество являются российские организации, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Признание бюджетных организаций плательщиками налога на имущество производится на основании государственной регистрации в качестве юридического лица.
Таким образом, Учреждение является юридическим лицом, которое в соответствии со ст. 373 Кодекса РФ является плательщиком налога на имущество.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
На основании п. 3 ст. 2 данного Кодекса к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В соответствии с положениями ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения регулирует законодательство о налогах и сборах.
Главой 8 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено привлечение к субсидиарной (ответственности учредителей (участников) организации только в случае недостаточности для исполнения в полном объеме организацией обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, при ее ликвидации (пункт 2 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса РФ" разъяснено, что по долгам учреждения не может быть обращено взыскание на иное имущество, как закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
Следовательно, обстоятельство, что Учреждение является муниципальным учреждением здравоохранения и владеет находящимся у него имуществом на праве оперативного управление, не является основанием для освобождения организации от обязанности по уплате налога на имущество организации. При этом, Учреждением не представлено документальное подтверждение недостаточности денежных средств для уплаты задолженности по налога на имущество организаций.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, а доводы Учреждения, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку установленных арбитражным судом обстоятельств; нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 110, статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25 марта 2008 года по делу N А27-2424/2008-6 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий:
Л.И.ЖДАНОВА
Судьи:
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)