Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 18 января 2001 года Дело N А29-81/00А
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Чигракова А.И., судей Базилевой Т.В., Масловой О.П., при участии ответчика: Сушковой К.Н. (паспорт), рассмотрев в заседании кассационную жалобу предпринимателя Сушковой Клавдии Никифоровны на решение от 11.05.2000 и постановление апелляционной инстанции от 02.10.2000 по делу N А29-81/00А Арбитражного суда Республики Коми, судьи Протащук В.Г., Леушина И.Б., Полицинский В.Н., Горбатов В.Н., Борлакова Р.А., Галаева Т.И.,
С учетом уточненных в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Усинску обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском к индивидуальному предпринимателю Сушковой Клавдии Никифоровне о взыскании недоимки, пеней, налоговых санкций по налогу с продаж в сумме 290726 рублей.
Предпринимателем Сушковой К.Н. заявлен встречный иск к налоговому органу о признании недействительным решения от 24.08.1999 N 65.
Решением от 11.05.2000 с предпринимателя Сушковой К.Н. в доход бюджета взысканы недоимка, пени, налоговые санкции по налогу с продаж в сумме 227762 рубля 27 копеек. В остальной части иска отказано.
Признано недействительным решение налоговой инспекции от 24.08.1999 N 65 в части взыскания с предпринимателя 63302 рублей 75 копеек. В остальной части встречного иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.10.2000 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятым постановлением, предприниматель Сушкова К.Н. обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт.
Заявитель считает, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно пункты 2, 3 статьи 3, статья 1, пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 5 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", подпункт 4 пункта 1 Положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога с продаж, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 26.10.1998 N 368.
По мнению заявителя, она не является плательщиком налога с продаж, поскольку имеет патент на право упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, а введение в действие нового Закона Республики Коми "О налоге с продаж" ухудшает ее положение как налогоплательщика, поэтому в течение 4 лет с момента регистрации она имела право производить оплату налогов в том же порядке, который действовал на момент ее регистрации.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Усинску отзыв на кассационную жалобу не представила, в судебное заседание не явилась, хотя надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, поэтому дело рассмотрено без ее участия.
Правильность применения Арбитражным судом Республики Коми норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Усинску проведена выездная налоговая проверка деятельности предпринимателя Сушковой К.Н. по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога с продаж за период с 01.01.1999 по 30.06.1999. В ходе проверки установлено, что предприниматель Сушкова К.Н. осуществляет торгово-закупочную деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации от 29.05.1995 N 2373, выданного администрацией г. Усинска.
Налогоплательщику выданы патенты на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности от 31.12.1998 АО 11 134843, от 30.08.1999 АО 11 134922.
Сушкова К.Н., являясь согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 30.04.1998 N 27-РЗ "О налоге с продаж" плательщиком налога с продаж, не представляла налоговые декларации по налогу с продаж и не уплачивала этот налог.
Всего за период с 01.01.1999 по 01.06.1999 недоимка по налогу с продаж составила 154764 рубля.
Данное нарушение отражено в акте проверки от 29.07.1999, на основании которого заместителем руководителя инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Усинску принято решение о взыскании с предпринимателя Сушковой К.Н. 154764 рублей налога с продаж, 12656 рублей пеней по этому налогу, штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога - 30953 рублей, штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный месяц или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, - 19892 рублей, штрафа в размере 15000 рублей за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения в течение более одного налогового периода в соответствии со статьями 31, 75, 101, пунктом 1 статьи 119, пунктом 2 статьи 120, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Республики Коми, удовлетворяя иск налогового органа, исходил из того, что согласно Закону Республики Коми "О налоге с продаж" предприниматель Сушкова К.Н. являлась плательщиком налога с продаж. Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает налогоплательщика от уплаты этого налога.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого постановления.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29.12.1995 N 222-ФЗ упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 1 этого Закона применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие настоящего Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов, то есть налогов и сборов, установленных статьями 19 - 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Пунктом 3 статьи 1 указанного Закона предусмотрено, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Из названных норм следует, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и уплата единого налога заменяет для организаций уплату совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов (за исключением таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды), а для предпринимателей - уплату подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 того же Закона уплачиваемая индивидуальными предпринимателями годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период. Следовательно, уплата стоимости патента освобождает индивидуального предпринимателя только от уплаты подоходного налога. Другие налоговые платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации, должны уплачиваться им в обычном порядке.
Федеральным законом от 31.07.1998 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введен налог с продаж.
Согласно пункту 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 150-ФЗ) плательщиками налога с продаж признаются индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 1 Закона Республики Коми о налоге с продаж определено, что плательщиками налога с продаж на территории Республики Коми являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.
Пунктом 4 статьи 1 Положения "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога с продаж", утвержденного Указом Главы Республики Коми от 26.10.1998 N 368, установлено, что от уплаты налога с продаж освобождены только субъекты малого предпринимательства - организации, применяющие упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, действовавшее в спорном периоде законодательство не предусматривало освобождение индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога с продаж.
Учитывая изложенное, Арбитражный суд Республики Коми сделал правильный вывод о том, что предприниматель Сушкова К.Н. являлась плательщиком налога с продаж.
Доводы заявителя о том, что налог с продаж носит дискриминационный характер и для нее создаются менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, не могут быть приняты кассационной инстанцией во внимание, поскольку уплата данного налога предусмотрена федеральным и республиканским законодательством. До настоящего времени неконституционной уплата этого налога не признана. Все индивидуальные предприниматели уплачивают налог с продаж, поэтому нет оснований считать, что заявитель находится в менее благоприятных условиях налогообложения, чем другие предприниматели.
В соответствии со статьей 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе следует отнести на предпринимателя Сушкову К.Н.
Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановление апелляционной инстанции от 02.10.2000 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-81/00А оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Сушковой Клавдии Никифоровны - без удовлетворения.
Расходы по делу отнести на заявителя.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 18.01.2001 N А29-81/00А
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 18 января 2001 года Дело N А29-81/00А
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Чигракова А.И., судей Базилевой Т.В., Масловой О.П., при участии ответчика: Сушковой К.Н. (паспорт), рассмотрев в заседании кассационную жалобу предпринимателя Сушковой Клавдии Никифоровны на решение от 11.05.2000 и постановление апелляционной инстанции от 02.10.2000 по делу N А29-81/00А Арбитражного суда Республики Коми, судьи Протащук В.Г., Леушина И.Б., Полицинский В.Н., Горбатов В.Н., Борлакова Р.А., Галаева Т.И.,
УСТАНОВИЛ:
С учетом уточненных в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Усинску обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском к индивидуальному предпринимателю Сушковой Клавдии Никифоровне о взыскании недоимки, пеней, налоговых санкций по налогу с продаж в сумме 290726 рублей.
Предпринимателем Сушковой К.Н. заявлен встречный иск к налоговому органу о признании недействительным решения от 24.08.1999 N 65.
Решением от 11.05.2000 с предпринимателя Сушковой К.Н. в доход бюджета взысканы недоимка, пени, налоговые санкции по налогу с продаж в сумме 227762 рубля 27 копеек. В остальной части иска отказано.
Признано недействительным решение налоговой инспекции от 24.08.1999 N 65 в части взыскания с предпринимателя 63302 рублей 75 копеек. В остальной части встречного иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.10.2000 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятым постановлением, предприниматель Сушкова К.Н. обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт.
Заявитель считает, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно пункты 2, 3 статьи 3, статья 1, пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 5 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", подпункт 4 пункта 1 Положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога с продаж, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 26.10.1998 N 368.
По мнению заявителя, она не является плательщиком налога с продаж, поскольку имеет патент на право упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, а введение в действие нового Закона Республики Коми "О налоге с продаж" ухудшает ее положение как налогоплательщика, поэтому в течение 4 лет с момента регистрации она имела право производить оплату налогов в том же порядке, который действовал на момент ее регистрации.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Усинску отзыв на кассационную жалобу не представила, в судебное заседание не явилась, хотя надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, поэтому дело рассмотрено без ее участия.
Правильность применения Арбитражным судом Республики Коми норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Усинску проведена выездная налоговая проверка деятельности предпринимателя Сушковой К.Н. по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога с продаж за период с 01.01.1999 по 30.06.1999. В ходе проверки установлено, что предприниматель Сушкова К.Н. осуществляет торгово-закупочную деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации от 29.05.1995 N 2373, выданного администрацией г. Усинска.
Налогоплательщику выданы патенты на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности от 31.12.1998 АО 11 134843, от 30.08.1999 АО 11 134922.
Сушкова К.Н., являясь согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 30.04.1998 N 27-РЗ "О налоге с продаж" плательщиком налога с продаж, не представляла налоговые декларации по налогу с продаж и не уплачивала этот налог.
Всего за период с 01.01.1999 по 01.06.1999 недоимка по налогу с продаж составила 154764 рубля.
Данное нарушение отражено в акте проверки от 29.07.1999, на основании которого заместителем руководителя инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Усинску принято решение о взыскании с предпринимателя Сушковой К.Н. 154764 рублей налога с продаж, 12656 рублей пеней по этому налогу, штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога - 30953 рублей, штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный месяц или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, - 19892 рублей, штрафа в размере 15000 рублей за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения в течение более одного налогового периода в соответствии со статьями 31, 75, 101, пунктом 1 статьи 119, пунктом 2 статьи 120, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Республики Коми, удовлетворяя иск налогового органа, исходил из того, что согласно Закону Республики Коми "О налоге с продаж" предприниматель Сушкова К.Н. являлась плательщиком налога с продаж. Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает налогоплательщика от уплаты этого налога.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого постановления.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29.12.1995 N 222-ФЗ упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 1 этого Закона применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие настоящего Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов, то есть налогов и сборов, установленных статьями 19 - 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Пунктом 3 статьи 1 указанного Закона предусмотрено, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Из названных норм следует, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и уплата единого налога заменяет для организаций уплату совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов (за исключением таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды), а для предпринимателей - уплату подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 того же Закона уплачиваемая индивидуальными предпринимателями годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период. Следовательно, уплата стоимости патента освобождает индивидуального предпринимателя только от уплаты подоходного налога. Другие налоговые платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации, должны уплачиваться им в обычном порядке.
Федеральным законом от 31.07.1998 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введен налог с продаж.
Согласно пункту 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 150-ФЗ) плательщиками налога с продаж признаются индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 1 Закона Республики Коми о налоге с продаж определено, что плательщиками налога с продаж на территории Республики Коми являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.
Пунктом 4 статьи 1 Положения "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога с продаж", утвержденного Указом Главы Республики Коми от 26.10.1998 N 368, установлено, что от уплаты налога с продаж освобождены только субъекты малого предпринимательства - организации, применяющие упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, действовавшее в спорном периоде законодательство не предусматривало освобождение индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога с продаж.
Учитывая изложенное, Арбитражный суд Республики Коми сделал правильный вывод о том, что предприниматель Сушкова К.Н. являлась плательщиком налога с продаж.
Доводы заявителя о том, что налог с продаж носит дискриминационный характер и для нее создаются менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, не могут быть приняты кассационной инстанцией во внимание, поскольку уплата данного налога предусмотрена федеральным и республиканским законодательством. До настоящего времени неконституционной уплата этого налога не признана. Все индивидуальные предприниматели уплачивают налог с продаж, поэтому нет оснований считать, что заявитель находится в менее благоприятных условиях налогообложения, чем другие предприниматели.
В соответствии со статьей 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе следует отнести на предпринимателя Сушкову К.Н.
Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции от 02.10.2000 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-81/00А оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Сушковой Клавдии Никифоровны - без удовлетворения.
Расходы по делу отнести на заявителя.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
ЧИГРАКОВ А.И.
Судьи
БАЗИЛЕВА Т.В.
МАСЛОВА О.П.
ЧИГРАКОВ А.И.
Судьи
БАЗИЛЕВА Т.В.
МАСЛОВА О.П.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)