Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 13.09.2007 ПО ДЕЛУ N А57-4277/2007-35

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 13 сентября 2007 года Дело N А57-4277/2007-35

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, г. Саратов,
на решение от 17 мая 2007 г. Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-4277/2007-35
по заявлению Федерального государственного унитарного геологического предприятия "Нижневолжскгеология", г. Саратов, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, г. Саратов, о признании недействительными ненормативных актов налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное геологическое предприятие "Нижневолжскгеология" (далее - ФГУГП "Нижневолжскгеология", Предприятие), г. Саратов, обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит:
- - признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 01.03.2007 N 09-47/1619 об отказе в зачете излишне уплаченного в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость в размере 6121699 руб. 30 коп. в счет исполнения обязательств по уплате налога на добычу полезных ископаемых (нефть, газовый конденсат) в сумме 6121699 руб. 30 коп.;
- - признать недействительным требование Инспекции N 21 об уплате налога от 09.03.2007 в части предложения уплатить 6132234 руб. 40 коп., в том числе налога на добычу полезных ископаемых в сумме 6121699 руб. 30 коп. и пени в сумме 10535 руб. 10 коп.;
- - признать недействительным решение Инспекции N 20 от 29.03.2007 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика в банках в части взыскания 6132234 руб. 40 коп., в том числе налога в сумме 6121699 руб. 30 коп. и пени в сумме 10535 руб. 10 коп.;
- - признать недействительными: инкассовое поручение N 73 от 29.03.2007 в части взыскания 3802255 руб. 30 коп., инкассовое поручение N 74 от 29.03.2007 в части взыскания 2104 руб. 49 коп., инкассовое поручение N 75 от 29.03.2007 в части взыскания 2319444 руб., инкассовое поручение N 76 от 29.03.2007 в части взыскания 8430 руб. 61 коп.;
- - обязать налоговый орган произвести зачет суммы излишне уплаченного в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость в размере 6121699 руб. 30 коп. в счет исполнения обязанности по уплате налога на добычу полезных ископаемых за январь 2007 г. в указанной сумме.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.05.2007 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и отказать заявителю в удовлетворении его требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод суда об обязанности налогового органа зачесть излишне уплаченный налог на добавленную стоимость (НДС) в счет уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) лишь в части федерального бюджета противоречит п. 5 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и части 1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год".
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие, ссылаясь на ст. ст. 32, 78 НК РФ, считает, что непосредственное осуществление зачета излишне уплаченных сумм налога возложено на налоговые органы безотносительно к последующему распределению налога органами Федерального казначейства по разным уровням бюджетной системы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и видно из дела, по состоянию на 27.02.2007 у налогоплательщика имелась переплата по налогу на добавленную стоимость в сумме 25441688,34 руб., в связи с чем заявитель письмом за N 04/355 от 27.02.2007 обратился в налоговый орган с просьбой зачесть имеющуюся переплату по НДС в счет уплаты НДПИ (нефть) КБК 18210701011011000110 в сумме 4002374 руб. и в счет уплаты НДПИ (газовый конденсат) КБК 18210701013011000110 в сумме 2441520 руб. за январь 2007 г.
Письмом от 01.03.2007 N 09-47/1619 налоговый орган со ссылкой на ст. 78 НК РФ отказал налогоплательщику в проведении зачета по названным суммам на том основании, что налоги, предлагаемые налогоплательщиком к зачету, являются источниками формирования разных бюджетов. В адрес заявителя было выставлено требование N 21 об уплате НДПИ (нефть, газовый конденсат) по состоянию на 09.03.2007 в сумме 6491256 руб. и пени в сумме 11222 руб. 19 коп. со сроком исполнения до 28.03.2007.
В связи с тем, что налогоплательщик не исполнил названное требование в указанный срок, 29.03.2007 налоговым органом было вынесено решение N 20 о взыскании с ФГУГП "Нижневолжскгеология" 6502478 руб. 19 коп., в том числе НДПИ в сумме 6491256 руб. и пени в сумме 11222 руб. 19 коп. за счет денежных средств заявителя, а также в последующем были выставлены инкассовые поручения.
Удовлетворяя вышеназванное заявление Предприятия, арбитражный суд руководствовался ст. ст. 21, 32, п. п. 1, 3, 4 ст. 78 НК РФ, ст. 50, п. 2 ст. 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что налоговый орган был обязан произвести зачет излишне уплаченного НДС в счет уплаты налогоплательщиком НДПИ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, то есть в размере 95% от исчисленной суммы НДПИ за январь 2007 г., что в общей сумме составляет 6121699 руб.
Судебная коллегия считает выводы суда правильными.
Согласно п/п. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 32 НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно положениям п. п. 1, 3, 4 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном названной статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам производится налоговым органом самостоятельно.
В силу п. 5 ст. 78 НК РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная с налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Согласно ст. 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2007) в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов, в том числе: по НДС - по нормативу 100%; по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего) - по нормативу 95%.
Согласно п. 2 ст. 56 этого же Кодекса в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от НДПИ в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5%.
Поскольку НДС и НДПИ (за исключением газа горючего) направляются в соответствующей части в один и тот же бюджет, налоговый орган обязан был произвести зачет излишне оплаченного НДС в счет уплаты налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых (нефть, газовый конденсат) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, т.е. в размере 95% от исчисленной суммы НДПИ за январь 2007 года.
При таких обстоятельствах довод налогового органа о невозможности проведения зачета в силу того, что органами федерального казначейства денежные средства из федерального бюджета (НДС) будут зачтены по уровням бюджетов (НДПИ), обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что арбитражным судом правильно применены нормы материального права, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательства, оснований для отмены или изменения судебного решения не имеется.
Руководствуясь п. 1 части 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17 мая 2007 г. Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-4277/2007-35 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)