Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 9 февраля 2004 года Дело N А39-673/2003-54/10
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Шутиковой Т.В., судей Чигракова А.И., Базилевой Т.В., при участии представителей от заявителя: Батайкина И.И. (директора, приказ от 04.01.2002), Рубанова В.П. (доверенность от 02.02.2004 N 2, удостоверение от 27.12.2002 N 244), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - государственного унитарного предприятия Республики Мордовия "Инсарское автотранспортное предприятие" на решение от 26.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 21.10.2003 по делу N А39-673/2003-54/10 Арбитражного суда Республики Мордовия, принятые судьями Цыгановой Г.А., Савочкиным В.Н., Ситниковой В.И., Насакиной С.Н., по заявлению государственного унитарного предприятия Республики Мордовия "Инсарское автотранспортное предприятие" об обжаловании действий налогового органа, выразившихся в отказе налогоплательщику применить упрощенную систему налогообложения, и
Государственное унитарное предприятие Республики Мордовия "Инсарское автотранспортное предприятие" (далее - ГУП РМ "Инсарское АТП", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением об обжаловании действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Республике Мордовия (далее - Инспекция, налоговый орган), выразившихся в отказе налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 26.08.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.10.2003 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, ГУП РМ "Инсарское АТП" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты.
По мнению заявителя, суд неправильно применил пункт 2 статьи 11, подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Предприятие считает, что налоговый орган необоснованно отказал ему в применении упрощенной системы налогообложения. Положения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации на государственные унитарные предприятия не распространяются.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направила.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 09.02.2004.
Законность вынесенных Арбитражным судом Республики Мордовия судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.11.2002 ГУП РМ "Инсарское АТП" направило в Инспекцию заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Уведомлением от 17.02.2003 N НЛ-2-02/360 налоговый орган со ссылкой на подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации известил о невозможности применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что доля непосредственного участия другой организации - Правительства Республики Мордовия - в ГУП РМ "Инсарское АТП" превышает 25 процентов и составляет 100 процентов.
Предприятие обжаловало данное уведомление в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Республики Мордовия руководствовался статьями 11 и 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 2 и 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статьей 1 Закона Республики Мордовия "О Правительстве Республики Мордовия" и исходил из того, что предприятие не вправе применять упрощенную систему налогообложения, поскольку доля участия в нем субъекта Российской Федерации - Республики Мордовия составляет более 25 процентов.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 346.12 Кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном в настоящей главе.
В подпункте 14 пункта 3 названной статьи определено, что не вправе применять упрощенную систему организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.
Из пункта 1 статьи 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации следует, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В силу статей 48 и 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям).
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В пункте 3.1 устава ГУП РМ "Инсарское АТП" определено, что имущество Предприятия находится в государственной собственности Республики Мордовия, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками Предприятия, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.
В статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К этим субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Из положений названной нормы следует, что законодатель предоставляет субъектам Российской Федерации в гражданских правоотношениях равные права наряду с иными участниками, однако не отождествляет их с организациями.
Согласно пункту 1.4 устава учредителем ГУП РМ "Инсарское АТП" является Правительство Республики Мордовия.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Мордовия от 12.11.2001 N 42-З "О Правительстве Республики Мордовия" Правительство Республики Мордовия - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, обладающий правами юридического лица.
Из приведенных выше норм и устава Предприятия следует, что положения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, запрещающие применять упрощенную систему налогообложения организации, в которой доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, к ГУП РМ "Инсарское АТП" не применяются, так как Правительство Республики Мордовия лишь осуществляет права собственника имущества данного унитарного предприятия от имени субъекта Российской Федерации - Республики Мордовия.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Мордовия сделал ошибочный вывод об отсутствии у ГУП РМ "Инсарское АТП" права на применение упрощенной системы налогообложения.
С учетом изложенного решение и постановление Арбитражного суда Республики Мордовия подлежат отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, суд не допустил.
Инспекция на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" от уплаты государственной пошлины освобождена.
В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина с кассационной жалобы государственного унитарного предприятия Республики Мордовия "Инсарское автотранспортное предприятие" подлежит возврату из бюджета.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частями 1 и 2), 289 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение от 26.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 21.10.2003 Арбитражного суда Республики Мордовия по делу N А39-673/2003-54/10 отменить.
Кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Мордовия "Инсарское автотранспортное предприятие" удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Республике Мордовия, выразившиеся в отказе государственному унитарному предприятию Республики Мордовия "Инсарское автотранспортное предприятие" применять упрощенную систему налогообложения.
Арбитражному суду Республики Мордовия возвратить государственному унитарному предприятию Республики Мордовия "Инсарское автотранспортное предприятие" государственную пошлину в сумме 1500 рублей, уплаченную при подаче заявления и апелляционной жалобы.
Возвратить государственному унитарному предприятию Республики Мордовия "Инсарское автотранспортное предприятие" из федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины с кассационной жалобы.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 09.02.2004 ПО ДЕЛУ N А39-673/2003-54/10
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 9 февраля 2004 года Дело N А39-673/2003-54/10
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Шутиковой Т.В., судей Чигракова А.И., Базилевой Т.В., при участии представителей от заявителя: Батайкина И.И. (директора, приказ от 04.01.2002), Рубанова В.П. (доверенность от 02.02.2004 N 2, удостоверение от 27.12.2002 N 244), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - государственного унитарного предприятия Республики Мордовия "Инсарское автотранспортное предприятие" на решение от 26.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 21.10.2003 по делу N А39-673/2003-54/10 Арбитражного суда Республики Мордовия, принятые судьями Цыгановой Г.А., Савочкиным В.Н., Ситниковой В.И., Насакиной С.Н., по заявлению государственного унитарного предприятия Республики Мордовия "Инсарское автотранспортное предприятие" об обжаловании действий налогового органа, выразившихся в отказе налогоплательщику применить упрощенную систему налогообложения, и
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Мордовия "Инсарское автотранспортное предприятие" (далее - ГУП РМ "Инсарское АТП", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением об обжаловании действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Республике Мордовия (далее - Инспекция, налоговый орган), выразившихся в отказе налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 26.08.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.10.2003 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, ГУП РМ "Инсарское АТП" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты.
По мнению заявителя, суд неправильно применил пункт 2 статьи 11, подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Предприятие считает, что налоговый орган необоснованно отказал ему в применении упрощенной системы налогообложения. Положения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации на государственные унитарные предприятия не распространяются.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направила.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 09.02.2004.
Законность вынесенных Арбитражным судом Республики Мордовия судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.11.2002 ГУП РМ "Инсарское АТП" направило в Инспекцию заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Уведомлением от 17.02.2003 N НЛ-2-02/360 налоговый орган со ссылкой на подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации известил о невозможности применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что доля непосредственного участия другой организации - Правительства Республики Мордовия - в ГУП РМ "Инсарское АТП" превышает 25 процентов и составляет 100 процентов.
Предприятие обжаловало данное уведомление в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Республики Мордовия руководствовался статьями 11 и 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 2 и 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статьей 1 Закона Республики Мордовия "О Правительстве Республики Мордовия" и исходил из того, что предприятие не вправе применять упрощенную систему налогообложения, поскольку доля участия в нем субъекта Российской Федерации - Республики Мордовия составляет более 25 процентов.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 346.12 Кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном в настоящей главе.
В подпункте 14 пункта 3 названной статьи определено, что не вправе применять упрощенную систему организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.
Из пункта 1 статьи 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации следует, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В силу статей 48 и 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям).
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В пункте 3.1 устава ГУП РМ "Инсарское АТП" определено, что имущество Предприятия находится в государственной собственности Республики Мордовия, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками Предприятия, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.
В статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К этим субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Из положений названной нормы следует, что законодатель предоставляет субъектам Российской Федерации в гражданских правоотношениях равные права наряду с иными участниками, однако не отождествляет их с организациями.
Согласно пункту 1.4 устава учредителем ГУП РМ "Инсарское АТП" является Правительство Республики Мордовия.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Мордовия от 12.11.2001 N 42-З "О Правительстве Республики Мордовия" Правительство Республики Мордовия - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия, обладающий правами юридического лица.
Из приведенных выше норм и устава Предприятия следует, что положения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, запрещающие применять упрощенную систему налогообложения организации, в которой доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, к ГУП РМ "Инсарское АТП" не применяются, так как Правительство Республики Мордовия лишь осуществляет права собственника имущества данного унитарного предприятия от имени субъекта Российской Федерации - Республики Мордовия.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Мордовия сделал ошибочный вывод об отсутствии у ГУП РМ "Инсарское АТП" права на применение упрощенной системы налогообложения.
С учетом изложенного решение и постановление Арбитражного суда Республики Мордовия подлежат отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, суд не допустил.
Инспекция на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" от уплаты государственной пошлины освобождена.
В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина с кассационной жалобы государственного унитарного предприятия Республики Мордовия "Инсарское автотранспортное предприятие" подлежит возврату из бюджета.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частями 1 и 2), 289 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 21.10.2003 Арбитражного суда Республики Мордовия по делу N А39-673/2003-54/10 отменить.
Кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Мордовия "Инсарское автотранспортное предприятие" удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Республике Мордовия, выразившиеся в отказе государственному унитарному предприятию Республики Мордовия "Инсарское автотранспортное предприятие" применять упрощенную систему налогообложения.
Арбитражному суду Республики Мордовия возвратить государственному унитарному предприятию Республики Мордовия "Инсарское автотранспортное предприятие" государственную пошлину в сумме 1500 рублей, уплаченную при подаче заявления и апелляционной жалобы.
Возвратить государственному унитарному предприятию Республики Мордовия "Инсарское автотранспортное предприятие" из федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины с кассационной жалобы.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
ШУТИКОВА Т.В.
ШУТИКОВА Т.В.
Судьи
ЧИГРАКОВ А.И.
БАЗИЛЕВА Т.В.
ЧИГРАКОВ А.И.
БАЗИЛЕВА Т.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)