Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 26.11.2004 N А56-8390/04

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 26 ноября 2004 года Дело N А56-8390/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Блиновой Л.В., Ветошкиной О.В., при участии от открытого акционерного общества "Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат" Никулина В.М. (доверенность от 05.01.04 N 33/17-2), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области Воиновой А.С. (доверенность от 05.01.04 N 03-04/14), рассмотрев 22.11.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат" на решение от 20.05.04 (судья Жбанов В.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 17.08.04 (судьи Градусов А.Е., Дроздов А.Г., Спецакова Т.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8390/04,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 15.12.03 N 11-07/18145 в части требования уплатить 2469484 руб. земельного налога за 2000 - 2002 годы.
Решением суда от 20.05.04 обществу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.08.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. По мнению подателя жалобы, повышающие коэффициенты не являются элементом налоговой ставки и не влияют на ее размер, в связи с чем у налогоплательщика отсутствует обязанность последовательно применять указанные коэффициенты при расчете подлежащего уплате земельного налога в каждом последующем налоговом периоде.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель налоговой инспекции возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что общество уплатило в 2000 - 2002 годах земельный налог, последовательно применяя каждый из ежегодно вводимых соответствующими нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти поправочных коэффициентов к налоговым ставкам, предусмотренным нормативными актами Ленинградской области.
Считая, что применение поправочных коэффициентов к ставкам земельного налога ограничивается соответствующим налоговым периодом, общество произвело перерасчет подлежащего уплате в 2000 - 2002 годах земельного налога. Согласно уточненным декларациям подлежащий уплате земельный налог исчислен по ставкам, установленным Законом Ленинградской области от 27.07.94 N 4-ОЗ "О ставках земельного налога в Ленинградской области" и постановлением Правительства Ленинградской области от 19.06.96 N 268 "О ставках земельного налога в Ленинградской области в 1996 году", с применением коэффициентов "1,2" и "2" в 2000 и 2002 годах соответственно.
По итогам камеральной проверки представленных заявителем уточненных налоговых деклараций налоговая инспекция приняла решение от 15.12.03 N 11-07/18145 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации. В решении заявителю предложено уплатить 2469484 руб. земельного налога за 2000 - 2002 годы.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В силу статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Повышающие коэффициенты "2" и "1,5" введены соответственно постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 и от 03.04.96 N 378. Коэффициенты "2", "2", "1,2" введены федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год от 26.02.97 N 29-ФЗ, от 22.02.99 N 36-ФЗ и от 31.12.99 N 227-ФЗ соответственно. Статьей 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2".
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога в Ленинградской области, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную нормативным правовым актом Ленинградской области, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, доводы кассационной жалобы следует признать несостоятельными.
Вместе с тем оспариваемым решением налоговой инспекции заявителю предложено уплатить недоимку по земельному налогу. На основании решения налоговый орган выставил требование об уплате налога, то есть инициировал процедуру его принудительного взыскания. Однако суд не исследовал вопрос о сумме земельного налога, уплаченного по первоначальным декларациям, не установил наличие либо отсутствие недоимки по земельному налогу за спорный период.
Суд апелляционной инстанции ошибочно сослался на положения Закона Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", поскольку принадлежащие заявителю земельные участки расположены в Ленинградской области.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует установить, в какой сумме заявителем уплачен земельный налог за 2000 - 2002 годы, соответствует ли эта сумма действительной обязанности налогоплательщика, и в зависимости от указанных обстоятельств решить вопрос о наличии либо отсутствии недоимки по земельному налогу, а следовательно, об обоснованности предложения налоговой инспекции уплатить сумму доначисленного земельного налога.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.05.04 и постановление апелляционной инстанции от 17.08.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8390/04 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
ХОХЛОВ Д.В.

Судьи
БЛИНОВА Л.В.
ВЕТОШКИНА О.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)