Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 01.03.2004 N Ф04/1033-272/А27-2004

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 1 марта 2004 года Дело N Ф04/1033-272/А27-2004


Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь", г. Кемерово (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь"), обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области (далее - Инспекция) от 26.04.2003 N 28.
Решением арбитражного суда от 15.08.2003 заявленные требования удовлетворены. Арбитражный суд исходил из того, что ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" не может быть лишено права на льготное налогообложение, предусмотренное статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, налоговый орган не доказал факт применения налогоплательщиком льготного налогообложения в отношении сверхнормативных объемов полезных ископаемых.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.11.2003 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит изменить судебные акты и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 131077,12 руб., налоговой санкции в сумме 26215,42 руб., пеней в сумме 2673,97 руб.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" просит оставить без изменения судебные акты, а кассационную жалобу Инспекции без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Кассационная инстанция, в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность решения и постановления, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражении относительно жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной налоговой проверки представленной ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" налоговой декларации N 4943 по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2003 года Инспекцией установлено необоснованное применение налогоплательщиком льгот, предусмотренных подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, что привело к занижению налогооблагаемой базы и неуплате указанного налога в сумме 351074,88 руб. Решением Инспекции от 28.04.2003 N 28 ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20 процентов от неполно уплаченной суммы налога, что составило 70214,98 руб. Кроме того, начислены пени в сумме 7161,93 руб.
Арбитражный суд, удовлетворив заявленные требования ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" о признании недействительным указанного решения Инспекции, принял законный и обоснованный судебный акт.
Апелляционная инстанция, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, правомерно указала, что Инспекция при принятии решения о привлечении к налоговой ответственности ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" формально исходила из требований подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации. Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки местонахождения, утвержденные Постановлением Правительства России от 29.12.2001 N 921, не устанавливают сроки утверждения нормативов, порядок их направления на согласование. Из письма Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федерального горного и промышленного надзора России от 16.08.2002 N ПР-1946/4467 "О нормативах потерь твердых ископаемых на 2002 год" следует, что порядок утверждения нормативов потерь требует дополнительной доработки.




Ссылка Инспекции на распоряжение Министерства природных ресурсов России от 19.04.2002 N 224-р и Приказ этого Министерства от 29.11.2002 N 783 не может быть принята во внимание, поскольку они не утверждают порядок рассмотрения и перечень документов, необходимых для утверждения нормативов потерь и не регламентируют процедуру утверждения нормативов.
В нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Инспекция не представила доказательств, опровергающих правомерность использования ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" порядка утверждения нормативов потерь, определенного Инструкцией по согласованию планов развития горных работ, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 24 ноября 1999 г. N 85 и зарегистрированной в Министерстве юстиции России 10 декабря 1999 г. N 2000.
Следовательно, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обоснованно воспользовалось льготой, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом исследованных материалов дела и действующего законодательства арбитражный суд обоснованно сделал вывод о том, что ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" при представлении налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2003 года правомерно заявило льготу по нулевой ставке в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной норме налогообложение полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, производится по налоговой ставке 0 процентов.
В соответствии с пунктом 1 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, определение нормативов осуществляется Министерством природных ресурсов России по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
Однако на февраль 2003 года такие нормативы утверждены не были. Порядок их рассмотрения и утверждения Министерством природных ресурсов России не регламентирован.
Объем полезного ископаемого, подтверждающего обложение по нулевой налоговой ставке ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", рассчитан с учетом справки о добыче товарного угля, полученного в результате вскрышных (разубоживающих) пород за февраль 2003 года. Данная справка согласована с Беловским горнотехническим отделом Кузнецкого управления Госгортехнадзора России.
До возложения Правилами функций по определению нормативов содержания полезных ископаемых во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах на Министерство природных ресурсов России органом, осуществляющим согласование ежегодных планов горных работ и контроль за их выполнением, а также контроль за соблюдением нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, являлся Госгортехнадзор России.
Таким образом, использование ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" прежнего порядка утверждения нормативов потерь при применении нулевой ставки при налогообложении является правомерным.
Инспекция в соответствии с требованиями части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила бесспорных доказательств неправильного определения ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" объема угля, подлежащего налогообложению по нулевой налоговой ставке.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.08.2003 и постановление апелляционной инстанции этого же суда от 20.11.2003 по делу N А27-7316/2003-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 1 марта 2004 года Дело N Ф04/1033-272/А27-2004


Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь", г. Кемерово (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь"), обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области (далее - Инспекция) от 26.04.2003 N 28.
Решением арбитражного суда от 15.08.2003 заявленные требования удовлетворены. Арбитражный суд исходил из того, что ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" не может быть лишено права на льготное налогообложение, предусмотренное статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, налоговый орган не доказал факт применения налогоплательщиком льготного налогообложения в отношении сверхнормативных объемов полезных ископаемых.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.11.2003 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит изменить судебные акты и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 131077,12 руб., налоговой санкции в сумме 26215,42 руб., пеней в сумме 2673,97 руб.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" просит оставить без изменения судебные акты, а кассационную жалобу Инспекции без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Кассационная инстанция, в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность решения и постановления, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражении относительно жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной налоговой проверки представленной ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" налоговой декларации N 4943 по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2003 года Инспекцией установлено необоснованное применение налогоплательщиком льгот, предусмотренных подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, что привело к занижению налогооблагаемой базы и неуплате указанного налога в сумме 351074,88 руб. Решением Инспекции от 28.04.2003 N 28 ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20 процентов от неполно уплаченной суммы налога, что составило 70214,98 руб. Кроме того, начислены пени в сумме 7161,93 руб.
Арбитражный суд, удовлетворив заявленные требования ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" о признании недействительным указанного решения Инспекции, принял законный и обоснованный судебный акт.
Апелляционная инстанция, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, правомерно указала, что Инспекция при принятии решения о привлечении к налоговой ответственности ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" формально исходила из требований подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации. Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки местонахождения, утвержденные Постановлением Правительства России от 29.12.2001 N 921, не устанавливают сроки утверждения нормативов, порядок их направления на согласование. Из письма Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федерального горного и промышленного надзора России от 16.08.2002 N ПР-1946/4467 "О нормативах потерь твердых ископаемых на 2002 год" следует, что порядок утверждения нормативов потерь требует дополнительной доработки.




Ссылка Инспекции на распоряжение Министерства природных ресурсов России от 19.04.2002 N 224-р и Приказ этого Министерства от 29.11.2002 N 783 не может быть принята во внимание, поскольку они не утверждают порядок рассмотрения и перечень документов, необходимых для утверждения нормативов потерь и не регламентируют процедуру утверждения нормативов.
В нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Инспекция не представила доказательств, опровергающих правомерность использования ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" порядка утверждения нормативов потерь, определенного Инструкцией по согласованию планов развития горных работ, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 24 ноября 1999 г. N 85 и зарегистрированной в Министерстве юстиции России 10 декабря 1999 г. N 2000.
Следовательно, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обоснованно воспользовалось льготой, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом исследованных материалов дела и действующего законодательства арбитражный суд обоснованно сделал вывод о том, что ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" при представлении налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2003 года правомерно заявило льготу по нулевой ставке в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной норме налогообложение полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, производится по налоговой ставке 0 процентов.
В соответствии с пунктом 1 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, определение нормативов осуществляется Министерством природных ресурсов России по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
Однако на февраль 2003 года такие нормативы утверждены не были. Порядок их рассмотрения и утверждения Министерством природных ресурсов России не регламентирован.
Объем полезного ископаемого, подтверждающего обложение по нулевой налоговой ставке ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", рассчитан с учетом справки о добыче товарного угля, полученного в результате вскрышных (разубоживающих) пород за февраль 2003 года. Данная справка согласована с Беловским горнотехническим отделом Кузнецкого управления Госгортехнадзора России.
До возложения Правилами функций по определению нормативов содержания полезных ископаемых во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах на Министерство природных ресурсов России органом, осуществляющим согласование ежегодных планов горных работ и контроль за их выполнением, а также контроль за соблюдением нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, являлся Госгортехнадзор России.
Таким образом, использование ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" прежнего порядка утверждения нормативов потерь при применении нулевой ставки при налогообложении является правомерным.
Инспекция в соответствии с требованиями части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила бесспорных доказательств неправильного определения ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" объема угля, подлежащего налогообложению по нулевой налоговой ставке.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.08.2003 и постановление апелляционной инстанции этого же суда от 20.11.2003 по делу N А27-7316/2003-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)