Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 12.04.2006, 05.04.2006 N Ф03-А51/06-2/774 ПО ДЕЛУ N А51-19377/04-8-763/71

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 12 апреля 2006 года Дело N Ф03-А51/06-2/774

Резолютивная часть постановления объявлена 5 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мадест" на решение от 12.10.2005, постановление от 14.12.2005 по делу N А51-19377/04-8-763/71 Арбитражного суда Приморского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мадест" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока о признании недействительным решения от 09.11.2004 N 11/3712 в части.
Общество с ограниченной ответственностью "Мадест" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее - Инспекция; налоговый орган) от 09.11.2004 N 11/3712 в части взыскания земельного налога за 2001 - 2002 годы в сумме 2987 руб., соответствующих пеней и налоговых санкций по пункту 2 статьи 119 и пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Решением суда от 12.10.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.12.2005, в удовлетворении требований Общества отказано, поскольку последнее, являясь землепользователем, в нарушение Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон РФ "О плате за землю") и статьи 23 НК РФ налог в бюджет не уплатило и налоговые декларации в Инспекцию по месту постановки на налоговый учет не представило.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Мадест" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. В обоснование своих доводов заявитель указывает на то, что исчисление земельного налога за 2001 и 2002 годы на основании ставок, установленных постановлениями Администрации г. Владивостока от 13.06.2001 N 865 и от 17.01.2002 N 19, незаконно, так как указанные постановления судебными актами Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 05.07.2002 и от 04.07.2002 признаны недействующими. Не подлежит применению к спорным правоотношениям, по мнению заявителя жалобы, и постановление Администрации г. Владивостока от 11.02.2000 N 193 "Об установлении ставок земельного налога и арендной платы за землю на 2000 год", поскольку оно было опубликовано только 10.01.2003. Общество также возражает против начисления пени с 15.11.2001, учитывая, что названные выше нормативные правовые акты в 2001 году не действовали.
Общество извещено надлежаще о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако его представители в суд кассационной инстанции не явились.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и ее представители в судебном заседании кассационной инстанции против отмены состоявшихся по делу судебных актов возражают, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и уплаты ООО "Мадест" в 2001 - 2003 годах земельного налога. По результатам проверки составлен акт от 06.10.2004 N 11/3170, на основании которого, с учетом возражений налогоплательщика, принято решение от 09.11.2004 N 11/3712 о привлечении ООО "Мадест" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 1087 руб. за неуплату земельного налога и по пункту 2 статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 881 руб. за непредставление налоговой декларации за 2001 год, в сумме 6800 руб. - налоговой декларации за 2002 год и 3182 руб. - налоговой декларации за 2003 год.
Указанным решением Обществу доначислен земельный налог в общей сумме 5435 руб., в том числе за 2001 год - 267 руб., за 2002 год - 2720 руб. и за 2003 год - 2446 руб., а также пени в соответствии со статьей 75 НК РФ за период с 15.11.2001 по 09.11.2004 в сумме 1731 руб.
Основанием для доначисления указанного налога, как следует из акта проверки и решения, послужило то, что Общество, являясь собственником одноэтажных зданий, расположенных по адресу: г. Владивосток, Железнодорожный переулок, 3, площадью 286,3 кв. м и, соответственно, пользователем земельного участка, в нарушение статей 16, 17 Закона РФ "О плате за землю", действующего в период возникновения спорных правоотношений, земельный налог не уплачивало.
Факт неуплаты названного выше налога в проверяемый период Обществом не оспаривается, последнее, возражая против начисления земельного налога за 2001 - 2002 годы, ссылается на отсутствие установленных представительным органом муниципального образования ставок земельного налога.
Как установлено судом, земельный налог за 2001 год исчислен налоговым органом по ставке 4,75 руб. за кв. м, что соответствует ставкам, установленным постановлением главы Администрации г. Владивостока от 11.02.2000 N 193 "Об утверждении ставок земельного налога и арендной платы за землю на 2000 год", с учетом Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", а за 2002 год - по ставке 9,5 руб. за кв. м, с учетом Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога".
Согласно статье 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Законом РФ "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога, которые, согласно статье 2 упомянутого выше Закона N 22-ФЗ, подлежали ежегодному индексированию Правительством РФ, исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Отклоняя доводы налогоплательщика, суд правомерно исходил из того, что использование земли в Российской Федерации, согласно статье 1 Закона РФ "О плате за землю", действующего в период возникновения спорных правоотношений, является платным, а на юридических лицах, собственниках либо пользователях земельных участков в силу статьи 16 названного Закона лежит обязанность по исчислению и уплате этого налога.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что постановление главы Администрации г. Владивостока N 193 от 11.02.2000 "Об утверждении ставок земельного налога и арендной платы за землю на 2000 год" как опубликованное в средствах массовой информации - газете "Владивосток" N 2 за 10.01.2003 - не может иметь обратную силу и применяться к правоотношениям по исчислению земельного налога за 2001 и 2002 годы.
Вместе с тем следует признать правильными выводы суда апелляционной инстанции о том, что налогоплательщик, исходя из конституционной обязанности каждого уплачивать законно установленные налоги, при исчислении налога в 2001 и 2002 годах мог руководствоваться ставками, установленными Законом РФ "О плате за землю", для Дальневосточного региона.
Как установлено судом апелляционной инстанции и не опровергнуто заявителем кассационной жалобы, средняя ставка земельного налога для Дальневосточного региона с индексацией, с учетом действующего в проверяемый период законодательства, регулирующего указанные правоотношения, в частности, статьи 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год"; статьи 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога"; статьи 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", в 2001 году подлежала применению ставка земельного налога в размере 3283 руб. за кв. м и в 2002 году - 6566 руб. за кв. м.
Таким образом, ставки, установленные Законом РФ "О плате за землю", увеличенные на поправочный коэффициент, составят сумму большую, чем применил налоговый орган в оспариваемом решении, поэтому суд, учитывая изложенные выше обстоятельства, признал применение Инспекцией при исчислении земельного налога за 2001 год ставки 4,75 руб. за кв. м и за 2002 год - по ставке 9,5 руб. за кв. м на основании постановления главы Администрации г. Владивостока от 11.02.2000 N 193 "Об утверждении ставок земельного налога и арендной платы за землю на 2000 год", которое было официально опубликовано на момент проверки, правомерным. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что применение таких ставок при исчислении спорного налога не повлекло нарушений прав и законных интересов ООО "Мадест".
Принимая во внимание, что в силу статьи 45 НК РФ Общество обязано самостоятельно исполнить обязанность по уплате земельного налога, исходя из установленных законодательно средних ставок земельного налога и поправочных коэффициентов, однако оно в 2001 и 2002 годах налог не уплатило, то суд обоснованно отклонил доводы налогоплательщика о неправомерном привлечении последнего к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 и пункту 2 статьи 119 НК РФ.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие правовых оснований для начисления пени с 15.11.2001 несостоятельна.
Налоговым периодом по земельному налогу является год. В силу статьи 17 Закона РФ "О плате за землю" начисление налога производится ежегодно по состоянию на 1 июля. Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в срок начисляются пени в размере, установленном федеральным законодательством.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.10.2005, постановление апелляционной инстанции от 14.12.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-19377/04-8-763/71 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)