Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 25 августа 2004 г. Дело N КА-А41/7280-04
Государственное учреждение Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Инспекции МНС России по г. Солнечногорску о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного в 2000 - 2003 годах земельного налога в размере 145873 руб.
Решением суда от 09 марта 2004 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14 мая 2004 г., требования заявителя удовлетворены полностью. При этом суд исходил из того, что, во-первых, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, являясь государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органов власти и управления, а, во-вторых, в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным учреждениям, осуществляющим социальную защиту населения. На основании изложенного суд сделал вывод о том, что согласно п. 14 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы не являются плательщиками земельного налога.
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган просит отменить решение первой и постановление апелляционной инстанций, ссылаясь на неправильное применение судом в спорной ситуации норм материального права, в том числе п. 14 ст. 12 Закона "О плате за землю", поскольку, по мнению Инспекции, Пенсионный фонд и его региональные органы не являются органами государственной власти и управления и, следовательно, должны уплачивать земельный налог в общем порядке.
Представитель налогового органа в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержал, представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в судебных актах и отзыве на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела согласно определению ФАС МО от 23 августа 2004 года.
Как усматривается из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ГУ УПФ Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области в период с 2000 по 2003 годы перечислило в бюджет земельный налог и пени в сумме 145873 руб. 54 коп., что подтверждается платежными поручениями (л. д. 6 - 11) и не оспаривается налоговым органом.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации, полагая, что к нему применима льгота, предусмотренная п. 14 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", обратилось к налоговому органу с заявлением о возврате спорной суммы уплаченного ранее земельного налога (л. д. 18 - 19).
Письмом от 11.12.2003 (л. д. 21 - 22) налоговый орган отказал Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в предоставлении льготы и возврате перечисленной ранее суммы земельного налога со ссылкой на то, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации не относятся к органам исполнительной власти, не имеют права на льготу, установленную п. 14 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", и должны уплачивать земельный налог в общеустановленном порядке.
Суд кассационной инстанции, отклоняя довод Инспекции о неприменении в спорной ситуации льготы по земельному налогу, полагает, что принимая решение по данному делу, судебными инстанциями со ссылкой на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 25.06.2001 N 9-П сделаны правильные выводы о том, что согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Положением (части первая и вторая пункта 1); Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности, следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, и такие полномочия по смыслу Конституции Российской Федерации относятся к сфере функционирования исполнительной власти; Пенсионный фонд Российской Федерации, образуя единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, осуществляет свои полномочия на местах через территориальные управления.
Кроме того, статьями 143, 144 БК РФ определено, что Пенсионный фонд Российской Федерации относится к государственным внебюджетным фондам, управляемым органами государственной власти Российской Федерации и предназначенными для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности и т.д.
В соответствии со ст. 161 БК РФ Пенсионный фонд относится к бюджетным учреждениям. Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации финансируется из государственного фонда, относящегося, в силу ст. 10 БК РФ, к бюджету 1-го уровня как и федеральный бюджет.
Поскольку в п. 14 ст. 12 Закона "О плате за землю" указано, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, вывод судебных инстанций о том, что на Управление Пенсионного фонда распространяется действие указанной нормы является правомерным.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание Письмо МНС России от 30.03.2004 N ОС-15-21/212 по вопросу уплаты земельного налога, представленное заявителем жалобы в суд кассационной инстанции, в котором прямо указано, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы имеют право на применение льготы, предусмотренной п. 14 ст. 12 Закона "О плате за землю", суд кассационной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьями 286 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Московской области.
Суд кассационной инстанции на основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 284 - 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09 марта 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 14 мая 2004 года Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-2878/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИМНС РФ по г. Солнечногорску - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 25.08.2004 N КА-А41/7280-04
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 25 августа 2004 г. Дело N КА-А41/7280-04
Государственное учреждение Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Инспекции МНС России по г. Солнечногорску о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного в 2000 - 2003 годах земельного налога в размере 145873 руб.
Решением суда от 09 марта 2004 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14 мая 2004 г., требования заявителя удовлетворены полностью. При этом суд исходил из того, что, во-первых, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, являясь государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органов власти и управления, а, во-вторых, в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным учреждениям, осуществляющим социальную защиту населения. На основании изложенного суд сделал вывод о том, что согласно п. 14 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы не являются плательщиками земельного налога.
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган просит отменить решение первой и постановление апелляционной инстанций, ссылаясь на неправильное применение судом в спорной ситуации норм материального права, в том числе п. 14 ст. 12 Закона "О плате за землю", поскольку, по мнению Инспекции, Пенсионный фонд и его региональные органы не являются органами государственной власти и управления и, следовательно, должны уплачивать земельный налог в общем порядке.
Представитель налогового органа в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержал, представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в судебных актах и отзыве на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела согласно определению ФАС МО от 23 августа 2004 года.
Как усматривается из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ГУ УПФ Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области в период с 2000 по 2003 годы перечислило в бюджет земельный налог и пени в сумме 145873 руб. 54 коп., что подтверждается платежными поручениями (л. д. 6 - 11) и не оспаривается налоговым органом.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации, полагая, что к нему применима льгота, предусмотренная п. 14 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", обратилось к налоговому органу с заявлением о возврате спорной суммы уплаченного ранее земельного налога (л. д. 18 - 19).
Письмом от 11.12.2003 (л. д. 21 - 22) налоговый орган отказал Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в предоставлении льготы и возврате перечисленной ранее суммы земельного налога со ссылкой на то, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации не относятся к органам исполнительной власти, не имеют права на льготу, установленную п. 14 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", и должны уплачивать земельный налог в общеустановленном порядке.
Суд кассационной инстанции, отклоняя довод Инспекции о неприменении в спорной ситуации льготы по земельному налогу, полагает, что принимая решение по данному делу, судебными инстанциями со ссылкой на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 25.06.2001 N 9-П сделаны правильные выводы о том, что согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Положением (части первая и вторая пункта 1); Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности, следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, и такие полномочия по смыслу Конституции Российской Федерации относятся к сфере функционирования исполнительной власти; Пенсионный фонд Российской Федерации, образуя единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, осуществляет свои полномочия на местах через территориальные управления.
Кроме того, статьями 143, 144 БК РФ определено, что Пенсионный фонд Российской Федерации относится к государственным внебюджетным фондам, управляемым органами государственной власти Российской Федерации и предназначенными для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности и т.д.
В соответствии со ст. 161 БК РФ Пенсионный фонд относится к бюджетным учреждениям. Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации финансируется из государственного фонда, относящегося, в силу ст. 10 БК РФ, к бюджету 1-го уровня как и федеральный бюджет.
Поскольку в п. 14 ст. 12 Закона "О плате за землю" указано, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, вывод судебных инстанций о том, что на Управление Пенсионного фонда распространяется действие указанной нормы является правомерным.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание Письмо МНС России от 30.03.2004 N ОС-15-21/212 по вопросу уплаты земельного налога, представленное заявителем жалобы в суд кассационной инстанции, в котором прямо указано, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы имеют право на применение льготы, предусмотренной п. 14 ст. 12 Закона "О плате за землю", суд кассационной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьями 286 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Московской области.
Суд кассационной инстанции на основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 284 - 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09 марта 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 14 мая 2004 года Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-2878/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИМНС РФ по г. Солнечногорску - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)