Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 23 июня 2011 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
судьи: Бедрацкой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цыдыповой А.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
ОАО "ТНК-Нягань"
к МИ ФНС России по КН N 1
об обязании начислить и уплатить проценты в размере 5316891,75 руб.
при участии:
от заявителя: Антоненко Ж.В. дов. N 019-с от 01.01.2011
от ответчика: Севериной И.Ю. дов. N 96 от 09.06.2011
установил:
ОАО "ТНК-Нягань" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИ ФНС России по КН N 1 об обязании начислить и уплатить проценты в размере 5337051,68 руб.
Заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил заявленные требования, просит обязать ответчика начислить и уплатить проценты в размере 5316891,75 руб.
Ответчик против заявленных требований возражал, по основаниям, изложенным в письменных пояснениях и отзыве, указал на то, что заявителем расчет процентов произведен неверно, сумма процентов составляет - 5163061 руб.
Оценив представленные по делу доказательства, заслушав мнение сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки ОАО "ТНК-Нягань" по вопросам соблюдения законодательства РФ о налогах и сборах за период с 01.01.2003 по 31.12.2005 гг. вынесено решение N 52/1659 от 06.08.2007 г. "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" по п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 123, п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафов в размере 6729037 руб. за неуплату (неполную уплату) в проверенном периоде сумм налогов, в соответствии с которым, обществу доначислены налог на прибыль в сумме 4706199 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 2483131 руб., налог на добычу полезных ископаемых в сумме 35187621 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 13692 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 273463 руб., пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 8735 281 руб.
ОАО "ТНК-Нягань" не согласившись с доводами налоговой инспекции в порядке ст. 137, 138 НК РФ обратилось в Федеральную налоговую службу с апелляционной жалобой на решение N 52/1659 от 06.08.2007 г. о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Федеральной налоговой службой по результатам рассмотрения апелляционной жалобы было вынесено решение N ММ-26-3/101С от 03.10.2008 г., которым решение N 52/1659 от 06.08.2007 г. изменено в части и принято новое решение о привлечении ОАО "ТНК-Нягань" к налоговой ответственности, за совершение налогового правонарушения путем отмены в резолютивной части решения, в п. 3.1.2 налога на прибыль, доначисленного по расходам на авиационное обслуживание; в пункте 3.1.2 НДС, доначисленного по расходам на авиационное обслуживание; в пункте 2.2 пени за несвоевременную уплату отмененных настоящим решением налогов; в пункте 1.2 подлежащих взысканию на неуплату налоговых санкций, начисленных на неотмененную часть вышеуказанных налогов. В остальной части решение N 52/1659 от 06.08.2007 г. за совершение налогового правонарушения вступило в силу с даты принятия решения Федеральной налоговой службой.
13.10.2008 г. и 14.10.2008 г. ответчиком в адрес ОАО "ТНК-Нягань" выставлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10.10.2008 г. и 14.10.2008 г. с установленным сроком уплаты до 23 - 24.10.2008 г. на доначисленные решением N 52/1659 от 06.08.2007 г. налоговые платежи.
Оплата данных сумм была произведена ОАО "ТНК-Нягань" платежными поручениями N 3522 от 23.10.2008 г. на сумму 41950 руб. (штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ); N 3523 от 23.10.2008 г. на сумму 5222468,51 руб. (пени по НДПИ в ФБ); N 3520 от 23.10.2008 г. на сумму 8735281 руб. (пени по НДПИ в ФБ); N 3521 от 12.10.2008 г. на сумму 5997996 руб. (штраф по НДПИ в ФБ); N 3519 от 23.10.2008 г. на сумму 34755176,99 руб. (НДПИ в ФБ); N 4698 от 01.11.2008 г. на сумму 12840 руб. (налог на прибыль в МБ).
Оплата доначисления суммы налога на прибыль организаций, зачисляемой в ФБ в сумме 38520 руб., суммы налога на прибыль организаций, по НДПИ в ФБ 102720 руб., суммы налога на добычу полезных ископаемых, зачисляемой в ФБ в сумме 432444,01 руб., пени по налогу на прибыль, зачисляемой в бюджет ФБ в сумме 89 руб., пени по налогу на прибыль, зачисляемых в бюджет субъекта РФ в сумме 446 руб. была произведена путем зачета 13.10.2008 г.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения инспекции N 52/1659 от 06.08.2007 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2009 г. по делу N А40-2225/09-4-9 решение инспекции N 52/1659 от 06.08.2007 г. "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в редакции решения Федеральной налоговой службы от 03.10.2007 г. N ММ-26-3/101С признано недействительным в следующей части,
- привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) - в виде взыскания штрафа:
- - по налогу на прибыль - в сумме 30816 руб.;
- - по налогу на добычу полезных ископаемых - в сумме 5997996 руб.;
- - привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ - за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений - в виде взыскания штрафа в сумме 20975 руб.;
- - предложения уплатить недоимку:
- - по налогу на прибыль сумму 154080 руб. и соответствующую часть пени;
- - по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 35187621 руб. и пени 8735281 руб.
- предложений: уплатить штрафы; внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета - в отношении части решения, признанного недействительным.
Постановлением от 08.06.2009 г. Девятый арбитражный апелляционный суд решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Постановлением от 22.09.2009 Федеральный арбитражный суд Московского округа отменил решение Арбитражного суда г. Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда в части признания недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 06.08.2007 г. N 52/1659 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в отношении ОАО "ТНК-Нягань" по п. 1 ст. 122 НК РФ по налогу на прибыль в сумме 30816 руб. В указанной части в удовлетворении требований обществу отказано, в остальной части судебные акты оставлены без изменения.
В связи с признанием решения налогового органа частично недействительным, налоговый орган возвратил суммы излишне взысканных налогов, пеней и штрафов, а именно,
- - 31.07.2009 г. сумму 35187621 руб. путем перечисления денежных средств на счет (налог на добычу полезных ископаемых в ФБ);
- - 03.08.2009 г. сумму 8735281 руб. путем перечисления денежных средств на счет (пени по налогу на добычу полезных ископаемых в ФБ);
- - 31.07.2009 г. сумму 5222468,51 руб. путем перечисления денежных средств на счет (пени по налогу на добычу полезных ископаемых в ФБ);
- - 31.07.2009 г. сумму 5997996 руб. путем перечисления денежных средств на счет (штраф по налогу на добычу полезных ископаемых в ФБ);
- - 01.09.2009 г. сумму 20975 руб. путем перечисления денежных средств на счет (штраф по налогу на прибыль в ФБ);
- - 01.09.2009 г. сумму 102720 руб. путем перечисления денежных средств на счет (налог на прибыль в ФБ);
- - 02.09.2009 г. сумму 446 руб. путем перечисления денежных средств на счет (пени на прибыль бюджет субъекта РФ);
- -01.09.2009 г. сумму 38520 руб. путем перечисления денежных средств на счет (налог на прибыль в ФБ);
- - 01.09.2009 г. сумму 76 руб. (пени на прибыль в ФБ);
- - 18.03.2009 г. сумму 13 руб. (пени на прибыль в ФБ);
- - 02.09.2009 г. сумму 12 867 руб. (налог на прибыль в МБ).
Согласно п. 5 ст. 79 НК РФ, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
В пункте 9 ст. 79 НК РФ указано, что правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
При возврате суммы излишне взысканных налогов, штрафов и пеней, налоговый орган не перечислил сумму процентов.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Судом признается необоснованным довод инспекции о том, что ОАО "ТНК-Нягань" добровольно уплатило налоги, пени и штрафы, указанные в требованиях от 13.10.2008 г. N 732 и от 14.10.2008 г. N 346, выставленных на основании решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 06.08.2007 N 52/1659 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", соответственно к рассматриваемым правоотношениям не применяются положения статьи 79 НК РФ, предусматривающей начисление процентов на суммы излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 13592/04 от 29.03.2005 г. направление налоговым органом в адрес налогоплательщика требования об уплате налога, пеней и налоговых санкций знаменует собой начало процедуры принудительного исполнения налоговой обязанности. Поэтому выполнение налогоплательщиком (в том числе и добровольное) требования об уплате налога, пеней, штрафа представляет собой принудительное взыскание налоговым органом соответствующих сумм. Следовательно, отношения по возврату сумм уплаченных на основании требования об уплате штрафа, регулируются положениями ст. 79 НК РФ (возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа).
Согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О, из положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что требование налогового органа об уплате налога является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения (обращение взыскания на денежные средства и иное имущество налогоплательщика, приостановление операций по его счетам в банке).
Субъект налоговых правоотношений, добровольно исполнивший решения налоговых органов и (или) судов, как законопослушный участник этих правоотношений, не может быть поставлен в условия худшие, нежели субъект, решения налоговых органов и (или) судов в отношении которого исполняются принудительно, иное противоречило бы духу и букве Конституции Российской Федерации, провозгласившей Россию правовым государством, а также вытекающему из Конституции Российской Федерации принципу справедливого баланса частных и публичных интересов, предполагающего взаимную ответственность государства, с одной стороны, и граждан и их объединений - с другой.
Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации указывается исчисленная налоговым органом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, при том, что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральных налоговых проверок или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (часть пятая статьи 88, пункт 4 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога и, соответственно, статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации применена быть не может.
Следовательно, положение абзаца первого пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами.
ОАО "ТНК-Нягань" заявлено требование о начислении и взыскании процентов на суммы излишне взысканных налогов, пеней, штрафов, уплаченных по требованиям, выставленным на основании признанного недействительным решения налогового органа от 06.08.2007 N 52/1659 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Кроме того, судом признается необоснованным довод ответчика о том, что начисление процентов на сумму штрафных санкций и пеней в порядке ст. 79 НК РФ, уплаченных обществом в полном объеме путем проведения зачетов из имеющейся у налогоплательщика переплаты не соответствует действующему законодательству.
Законодательство РФ о налогах и сборах не ставит наличие/отсутствие обязанности налогового органа вернуть излишне взысканный налог с начисленными на него процентами за их несвоевременный возврат в зависимость от того, каким именно способом (т.е. путем перечисления денежных средств или путем осуществления зачета из имеющейся переплаты) налогоплательщиком была исполнена обязанность по уплате налога, пени, штрафа.
Мерой принудительного характера в порядке статьи 79 НК РФ рассматривается не способ исполнения требования, а сам факт выставления налоговым органом требования об уплате налога (пеней, штрафов).
То обстоятельство, что суммы налога, пени были незаконно взысканы с налогоплательщика, само по себе является основанием для ее возврата и начисления на нее процентов в порядке статьи 79 НК РФ.
В связи с тем, что зачет имеющейся переплаты по налогам был произведен в счет погашения неправомерно доначисленных штрафных санкций и пеней, то такой зачет не может рассматриваться иначе как излишнее взыскание (истребование) налоговых платежей.
Зачет (удержание) излишне уплаченного налога является формой взыскания задолженности.
Законодательство о налогах и сборах нацелено на соблюдение баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и увязывает начисление процентов с незаконной задержкой возврата налоговым органом сумм, причитающихся налогоплательщику в качестве налоговой выгоды.
Предусмотренное Кодексом начисление процентов является компенсацией материальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды. Отказ инспекции выплатить проценты в качестве компенсации за просрочку причитающихся платежей нарушает справедливый баланс, который надлежит поддерживать между интересами частных лиц (налогоплательщиков) и интересами общества.
Как следует из п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 г. N 381-О-П, суд прямо указывает на то, что в случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата произведена при отсутствии законного на то основания <...>. В случае, если сумма переплаты превысила сумму задолженности, налогоплательщик вправе по своему усмотрению распорядиться образовавшейся разницей, то есть подать заявление на возврат этой суммы или ее зачет в счет предстоящих платежей. Таким образом, зачет фактически является разновидностью (формой) уплаты налога.
Таким образом, проведение налоговым органом зачета переплаты по налогам в счет уплаты пени по налогу на прибыль и в счет уплаты единого социального налога, приводит к тому, что налогоплательщик теряет право распоряжения суммой зачтенной переплаты. Соответственно зачет является формой уплаты налога и пени, которая, по сути, не отличается от иных разновидностей (форм) ее уплаты (например, перечисления указанной суммы платежным поручением и т.п.), указанная сумма фактически перешла в доход бюджета с момента проведения зачета.
Право налогоплательщика на выплату ему по ст. 79 НК РФ суммы процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, не может ставиться в зависимость от того, в какой форме было восстановлено имущественное положение налогоплательщика (путем осуществления возврата или зачета).
По своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.
Высший Арбитражный Суд в своем Определении N 15129/08 от 24.11.2008 г. указал, что поскольку правовая природа зачета и возврата сходная, проценты, предусмотренные статьей 79 НК РФ, начисляются как при возврате, так и при зачете необоснованно взысканных инспекцией сумм.
Вопрос о наличии у общества права на уплату в его пользу процентов, начисляемых на излишне взысканную сумму налога со дня, следующего за днем взыскания, не может разрешаться по-разному в зависимости от того, было ли осуществлено восстановление имущественного положения налогоплательщика путем возврата соответствующей суммы либо путем ее зачета в счет текущих платежей.
Таким образом, общая сумма процентов, подлежащих начислению и уплате, составляет - 5316891 руб. 75 коп.
Учитывая изложенное, суд признает обоснованным начисление процентов, начисленных в соответствии со ст. 79 НК РФ, в сумме 5316891 руб. 75 коп.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, признает обоснованными требования, заявленные ОАО "ТНК-Нягань" к МИ ФНС России по КН N 1.
Уплаченная заявителем при подаче заявления госпошлина в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежит взысканию с ответчика за счет средств федерального бюджета.
Излишне уплаченная в связи с уменьшением исковых требований госпошлина подлежит возврату из средств федерального бюджета.
На основании ст. 79 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 65, 75, 110, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, суд
решил:
Обязать Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 начислить и уплатить ОАО "ТНК-Нягань" проценты на суммы излишне взысканных налогов, штрафов, пеней в сумме 5316891 (Пять миллионов триста шестнадцать тысяч восемьсот девяносто один) руб. 75 коп.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО "ТНК-Нягань" госпошлину в размере 49584 (Сорок девять тысяч пятьсот восемьдесят четыре) руб. 46 коп., уплаченную платежным поручением N 01235 от 04.02.2011, подлежащую уплате за счет средств федерального бюджета.
Возвратить ОАО "ТНК-Нягань" из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в размере 100 руб. 80 коп.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия решения и в суд кассационной инстанции в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Судья
А.В.БЕДРАЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 23.06.2011 ПО ДЕЛУ N А40-22307/11-20-103
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 июня 2011 г. по делу N А40-22307/11-20-103
Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 23 июня 2011 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
судьи: Бедрацкой А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цыдыповой А.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
ОАО "ТНК-Нягань"
к МИ ФНС России по КН N 1
об обязании начислить и уплатить проценты в размере 5316891,75 руб.
при участии:
от заявителя: Антоненко Ж.В. дов. N 019-с от 01.01.2011
от ответчика: Севериной И.Ю. дов. N 96 от 09.06.2011
установил:
ОАО "ТНК-Нягань" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИ ФНС России по КН N 1 об обязании начислить и уплатить проценты в размере 5337051,68 руб.
Заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил заявленные требования, просит обязать ответчика начислить и уплатить проценты в размере 5316891,75 руб.
Ответчик против заявленных требований возражал, по основаниям, изложенным в письменных пояснениях и отзыве, указал на то, что заявителем расчет процентов произведен неверно, сумма процентов составляет - 5163061 руб.
Оценив представленные по делу доказательства, заслушав мнение сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки ОАО "ТНК-Нягань" по вопросам соблюдения законодательства РФ о налогах и сборах за период с 01.01.2003 по 31.12.2005 гг. вынесено решение N 52/1659 от 06.08.2007 г. "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" по п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 123, п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафов в размере 6729037 руб. за неуплату (неполную уплату) в проверенном периоде сумм налогов, в соответствии с которым, обществу доначислены налог на прибыль в сумме 4706199 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 2483131 руб., налог на добычу полезных ископаемых в сумме 35187621 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 13692 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 273463 руб., пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 8735 281 руб.
ОАО "ТНК-Нягань" не согласившись с доводами налоговой инспекции в порядке ст. 137, 138 НК РФ обратилось в Федеральную налоговую службу с апелляционной жалобой на решение N 52/1659 от 06.08.2007 г. о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Федеральной налоговой службой по результатам рассмотрения апелляционной жалобы было вынесено решение N ММ-26-3/101С от 03.10.2008 г., которым решение N 52/1659 от 06.08.2007 г. изменено в части и принято новое решение о привлечении ОАО "ТНК-Нягань" к налоговой ответственности, за совершение налогового правонарушения путем отмены в резолютивной части решения, в п. 3.1.2 налога на прибыль, доначисленного по расходам на авиационное обслуживание; в пункте 3.1.2 НДС, доначисленного по расходам на авиационное обслуживание; в пункте 2.2 пени за несвоевременную уплату отмененных настоящим решением налогов; в пункте 1.2 подлежащих взысканию на неуплату налоговых санкций, начисленных на неотмененную часть вышеуказанных налогов. В остальной части решение N 52/1659 от 06.08.2007 г. за совершение налогового правонарушения вступило в силу с даты принятия решения Федеральной налоговой службой.
13.10.2008 г. и 14.10.2008 г. ответчиком в адрес ОАО "ТНК-Нягань" выставлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10.10.2008 г. и 14.10.2008 г. с установленным сроком уплаты до 23 - 24.10.2008 г. на доначисленные решением N 52/1659 от 06.08.2007 г. налоговые платежи.
Оплата данных сумм была произведена ОАО "ТНК-Нягань" платежными поручениями N 3522 от 23.10.2008 г. на сумму 41950 руб. (штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ); N 3523 от 23.10.2008 г. на сумму 5222468,51 руб. (пени по НДПИ в ФБ); N 3520 от 23.10.2008 г. на сумму 8735281 руб. (пени по НДПИ в ФБ); N 3521 от 12.10.2008 г. на сумму 5997996 руб. (штраф по НДПИ в ФБ); N 3519 от 23.10.2008 г. на сумму 34755176,99 руб. (НДПИ в ФБ); N 4698 от 01.11.2008 г. на сумму 12840 руб. (налог на прибыль в МБ).
Оплата доначисления суммы налога на прибыль организаций, зачисляемой в ФБ в сумме 38520 руб., суммы налога на прибыль организаций, по НДПИ в ФБ 102720 руб., суммы налога на добычу полезных ископаемых, зачисляемой в ФБ в сумме 432444,01 руб., пени по налогу на прибыль, зачисляемой в бюджет ФБ в сумме 89 руб., пени по налогу на прибыль, зачисляемых в бюджет субъекта РФ в сумме 446 руб. была произведена путем зачета 13.10.2008 г.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения инспекции N 52/1659 от 06.08.2007 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2009 г. по делу N А40-2225/09-4-9 решение инспекции N 52/1659 от 06.08.2007 г. "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в редакции решения Федеральной налоговой службы от 03.10.2007 г. N ММ-26-3/101С признано недействительным в следующей части,
- привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) - в виде взыскания штрафа:
- - по налогу на прибыль - в сумме 30816 руб.;
- - по налогу на добычу полезных ископаемых - в сумме 5997996 руб.;
- - привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ - за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений - в виде взыскания штрафа в сумме 20975 руб.;
- - предложения уплатить недоимку:
- - по налогу на прибыль сумму 154080 руб. и соответствующую часть пени;
- - по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 35187621 руб. и пени 8735281 руб.
- предложений: уплатить штрафы; внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета - в отношении части решения, признанного недействительным.
Постановлением от 08.06.2009 г. Девятый арбитражный апелляционный суд решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Постановлением от 22.09.2009 Федеральный арбитражный суд Московского округа отменил решение Арбитражного суда г. Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда в части признания недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 06.08.2007 г. N 52/1659 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в отношении ОАО "ТНК-Нягань" по п. 1 ст. 122 НК РФ по налогу на прибыль в сумме 30816 руб. В указанной части в удовлетворении требований обществу отказано, в остальной части судебные акты оставлены без изменения.
В связи с признанием решения налогового органа частично недействительным, налоговый орган возвратил суммы излишне взысканных налогов, пеней и штрафов, а именно,
- - 31.07.2009 г. сумму 35187621 руб. путем перечисления денежных средств на счет (налог на добычу полезных ископаемых в ФБ);
- - 03.08.2009 г. сумму 8735281 руб. путем перечисления денежных средств на счет (пени по налогу на добычу полезных ископаемых в ФБ);
- - 31.07.2009 г. сумму 5222468,51 руб. путем перечисления денежных средств на счет (пени по налогу на добычу полезных ископаемых в ФБ);
- - 31.07.2009 г. сумму 5997996 руб. путем перечисления денежных средств на счет (штраф по налогу на добычу полезных ископаемых в ФБ);
- - 01.09.2009 г. сумму 20975 руб. путем перечисления денежных средств на счет (штраф по налогу на прибыль в ФБ);
- - 01.09.2009 г. сумму 102720 руб. путем перечисления денежных средств на счет (налог на прибыль в ФБ);
- - 02.09.2009 г. сумму 446 руб. путем перечисления денежных средств на счет (пени на прибыль бюджет субъекта РФ);
- -01.09.2009 г. сумму 38520 руб. путем перечисления денежных средств на счет (налог на прибыль в ФБ);
- - 01.09.2009 г. сумму 76 руб. (пени на прибыль в ФБ);
- - 18.03.2009 г. сумму 13 руб. (пени на прибыль в ФБ);
- - 02.09.2009 г. сумму 12 867 руб. (налог на прибыль в МБ).
Согласно п. 5 ст. 79 НК РФ, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
В пункте 9 ст. 79 НК РФ указано, что правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
При возврате суммы излишне взысканных налогов, штрафов и пеней, налоговый орган не перечислил сумму процентов.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Судом признается необоснованным довод инспекции о том, что ОАО "ТНК-Нягань" добровольно уплатило налоги, пени и штрафы, указанные в требованиях от 13.10.2008 г. N 732 и от 14.10.2008 г. N 346, выставленных на основании решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 06.08.2007 N 52/1659 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", соответственно к рассматриваемым правоотношениям не применяются положения статьи 79 НК РФ, предусматривающей начисление процентов на суммы излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 13592/04 от 29.03.2005 г. направление налоговым органом в адрес налогоплательщика требования об уплате налога, пеней и налоговых санкций знаменует собой начало процедуры принудительного исполнения налоговой обязанности. Поэтому выполнение налогоплательщиком (в том числе и добровольное) требования об уплате налога, пеней, штрафа представляет собой принудительное взыскание налоговым органом соответствующих сумм. Следовательно, отношения по возврату сумм уплаченных на основании требования об уплате штрафа, регулируются положениями ст. 79 НК РФ (возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа).
Согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О, из положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что требование налогового органа об уплате налога является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения (обращение взыскания на денежные средства и иное имущество налогоплательщика, приостановление операций по его счетам в банке).
Субъект налоговых правоотношений, добровольно исполнивший решения налоговых органов и (или) судов, как законопослушный участник этих правоотношений, не может быть поставлен в условия худшие, нежели субъект, решения налоговых органов и (или) судов в отношении которого исполняются принудительно, иное противоречило бы духу и букве Конституции Российской Федерации, провозгласившей Россию правовым государством, а также вытекающему из Конституции Российской Федерации принципу справедливого баланса частных и публичных интересов, предполагающего взаимную ответственность государства, с одной стороны, и граждан и их объединений - с другой.
Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации указывается исчисленная налоговым органом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, при том, что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральных налоговых проверок или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (часть пятая статьи 88, пункт 4 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога и, соответственно, статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации применена быть не может.
Следовательно, положение абзаца первого пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами.
ОАО "ТНК-Нягань" заявлено требование о начислении и взыскании процентов на суммы излишне взысканных налогов, пеней, штрафов, уплаченных по требованиям, выставленным на основании признанного недействительным решения налогового органа от 06.08.2007 N 52/1659 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Кроме того, судом признается необоснованным довод ответчика о том, что начисление процентов на сумму штрафных санкций и пеней в порядке ст. 79 НК РФ, уплаченных обществом в полном объеме путем проведения зачетов из имеющейся у налогоплательщика переплаты не соответствует действующему законодательству.
Законодательство РФ о налогах и сборах не ставит наличие/отсутствие обязанности налогового органа вернуть излишне взысканный налог с начисленными на него процентами за их несвоевременный возврат в зависимость от того, каким именно способом (т.е. путем перечисления денежных средств или путем осуществления зачета из имеющейся переплаты) налогоплательщиком была исполнена обязанность по уплате налога, пени, штрафа.
Мерой принудительного характера в порядке статьи 79 НК РФ рассматривается не способ исполнения требования, а сам факт выставления налоговым органом требования об уплате налога (пеней, штрафов).
То обстоятельство, что суммы налога, пени были незаконно взысканы с налогоплательщика, само по себе является основанием для ее возврата и начисления на нее процентов в порядке статьи 79 НК РФ.
В связи с тем, что зачет имеющейся переплаты по налогам был произведен в счет погашения неправомерно доначисленных штрафных санкций и пеней, то такой зачет не может рассматриваться иначе как излишнее взыскание (истребование) налоговых платежей.
Зачет (удержание) излишне уплаченного налога является формой взыскания задолженности.
Законодательство о налогах и сборах нацелено на соблюдение баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и увязывает начисление процентов с незаконной задержкой возврата налоговым органом сумм, причитающихся налогоплательщику в качестве налоговой выгоды.
Предусмотренное Кодексом начисление процентов является компенсацией материальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды. Отказ инспекции выплатить проценты в качестве компенсации за просрочку причитающихся платежей нарушает справедливый баланс, который надлежит поддерживать между интересами частных лиц (налогоплательщиков) и интересами общества.
Как следует из п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 г. N 381-О-П, суд прямо указывает на то, что в случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата произведена при отсутствии законного на то основания <...>. В случае, если сумма переплаты превысила сумму задолженности, налогоплательщик вправе по своему усмотрению распорядиться образовавшейся разницей, то есть подать заявление на возврат этой суммы или ее зачет в счет предстоящих платежей. Таким образом, зачет фактически является разновидностью (формой) уплаты налога.
Таким образом, проведение налоговым органом зачета переплаты по налогам в счет уплаты пени по налогу на прибыль и в счет уплаты единого социального налога, приводит к тому, что налогоплательщик теряет право распоряжения суммой зачтенной переплаты. Соответственно зачет является формой уплаты налога и пени, которая, по сути, не отличается от иных разновидностей (форм) ее уплаты (например, перечисления указанной суммы платежным поручением и т.п.), указанная сумма фактически перешла в доход бюджета с момента проведения зачета.
Право налогоплательщика на выплату ему по ст. 79 НК РФ суммы процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, не может ставиться в зависимость от того, в какой форме было восстановлено имущественное положение налогоплательщика (путем осуществления возврата или зачета).
По своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.
Высший Арбитражный Суд в своем Определении N 15129/08 от 24.11.2008 г. указал, что поскольку правовая природа зачета и возврата сходная, проценты, предусмотренные статьей 79 НК РФ, начисляются как при возврате, так и при зачете необоснованно взысканных инспекцией сумм.
Вопрос о наличии у общества права на уплату в его пользу процентов, начисляемых на излишне взысканную сумму налога со дня, следующего за днем взыскания, не может разрешаться по-разному в зависимости от того, было ли осуществлено восстановление имущественного положения налогоплательщика путем возврата соответствующей суммы либо путем ее зачета в счет текущих платежей.
Таким образом, общая сумма процентов, подлежащих начислению и уплате, составляет - 5316891 руб. 75 коп.
Учитывая изложенное, суд признает обоснованным начисление процентов, начисленных в соответствии со ст. 79 НК РФ, в сумме 5316891 руб. 75 коп.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, признает обоснованными требования, заявленные ОАО "ТНК-Нягань" к МИ ФНС России по КН N 1.
Уплаченная заявителем при подаче заявления госпошлина в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежит взысканию с ответчика за счет средств федерального бюджета.
Излишне уплаченная в связи с уменьшением исковых требований госпошлина подлежит возврату из средств федерального бюджета.
На основании ст. 79 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 65, 75, 110, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, суд
решил:
Обязать Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 начислить и уплатить ОАО "ТНК-Нягань" проценты на суммы излишне взысканных налогов, штрафов, пеней в сумме 5316891 (Пять миллионов триста шестнадцать тысяч восемьсот девяносто один) руб. 75 коп.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО "ТНК-Нягань" госпошлину в размере 49584 (Сорок девять тысяч пятьсот восемьдесят четыре) руб. 46 коп., уплаченную платежным поручением N 01235 от 04.02.2011, подлежащую уплате за счет средств федерального бюджета.
Возвратить ОАО "ТНК-Нягань" из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в размере 100 руб. 80 коп.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия решения и в суд кассационной инстанции в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Судья
А.В.БЕДРАЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)