Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 24.08.2012 ПО ДЕЛУ N А35-6657/2011

Разделы:
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2012 г. по делу N А35-6657/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2012 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Панченко С.Ю.
судей Ермакова М.Н., Маргеловой Л.М.
При участии в заседании:
от УМП "Городской рынок"
307370, Курская область, г. Рыльск, ул. К.Либкнехта, д. 3 ОГРН 1024600744101 Рябцева В.Г. - адвоката, дов. от 20.01.2011 б/н
от Межрайонной ИФНС России N 1 по Курской области 307370, Курская область, г. Рыльск, ул. Советская площадь, д. 22 Быстрова В.А. - ведущего специалиста-эксперта, дов. от 12.01.2012 N 13
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 27.12.2011 (судья Лымарь Д.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2012 (судьи Михайлова Т.Л., Скрынников В.А., Протасов А.И.) по делу N А35-6657/2011,

установил:

унитарное муниципальное предприятие "Городской рынок" (далее - Предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Курской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 15.03.2011 N 09-08/5дсп в части доначисления ЕНВД в сумме 2 139 458 руб.; пени по ЕНВД в сумме 504 622 руб.; штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 42 789 руб. за неуплату ЕНВД; штрафа по ст. 119 НК РФ в размере 64 184 руб. за непредставление в установленном порядке налоговых деклараций по ЕНВД (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Курской области от 27.12.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
В отзыве на кассационную жалобу налогоплательщик просит кассационную коллегию отказать в ее удовлетворении, полагая, что доводы жалобы являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, опровергаются представленными в материалах дела доказательствами и положениями действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка УМП "Городской рынок" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджет налогов (сборов), в т.ч. ЕНВД за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, по результатам которой составлен акт от 18.01.2011 N 09-08/1дсп и вынесено решение от 15.03.2011 N 09-08/5дсп.
Названным решением, оставленным без изменения Управлением ФНС России по Курской области (решение от 24.05.2011 N 260) Предприятию, в числе прочего, начислены к уплате недоимка, пени и штраф по ЕНВД в оспариваемых налогоплательщиком суммах.
Полагая, что решение Инспекции от 15.03.2011 N 09-08/5дсп в рассматриваемой части не соответствует законодательству РФ о налогах и сборах, нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере экономической деятельности, Предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно руководствовался следующим.
На основании п. 1 ст. 346.28 НК РФ плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
К плательщикам ЕНВД пп. 14 п. 2 ст. 346.26 (в редакции Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ) с 2008 года отнесены организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.
С 01.01.2009 указанная норма действует в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ, предусматривающей перевод на уплату ЕНВД налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.
Одновременно Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ внесено дополнение в ст. 346.28 НК РФ, согласно которому на розничных рынках, образованных в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", налогоплательщиками в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных пп. пп. 13 и 14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, являются управляющие рынком компании (п. 4 ст. 346.28 НК РФ).
На основании Решения Представительного собрания Рыльского района Курской области от 16.11.2007 N 141 с 01.01.2008 осуществляемая на территории муниципального образования г. Рыльск предпринимательская деятельность по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей, либо земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, подпадала под систему налогообложения ЕНВД.
При этом, согласно положениям Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", осуществлять данные виды деятельности может только управляющая рынком компания, под которой названный закон понимает юридическое лицо, владеющее соответствующим имущественным комплексом - рынком, состоящее на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеющее разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством РФ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что видами деятельности УМП "Городской рынок", зарегистрированного в качестве юридического лица 24.03.2000, являются: деятельность по сдаче внаем собственного нежилого недвижимого имущества, оптовая и розничная торговля, организация точек общественного питания, коммерческо-посредническая и торгово-закупочная деятельность; оказание производственных, бытовых и посреднических услуг, иные виды деятельности.
Постановлением главы города Рыльска Рыльского района Курской области N 481 от 26.10.2001 принято решение предоставить УМП "Городской рынок" в постоянное пользование земельный участок площадью 6 900 кв. м для организации свободной торговли согласно приложению.
В материалах дела имеется постановление главы города Рыльска Рыльского района Курской области N 162 от 20.03.2003 "О перераспределении муниципального имущества", которым решено изъять из хозяйственного ведения УМП "Феникс" ЖКХ рыночную площадь до 1917 года ввода, площадью 3 240 кв. м, балансовой стоимостью 55 100 руб., и закрепить ее за УМП "Городской рынок", а также акт приема-передачи указанного имущества от 20.03.2003.
Кроме того, главой Рыльского района Курской области вынесено постановление от 15.05.2007 N 294, которым УМП "Городской рынок" предоставлен в аренду на срок с 01.01.2007 по 29.12.2007 земельный участок из земель населенных пунктов площадью 1 948 кв. м, расположенный по адресу (местоположение): Курская область, г. Рыльск, Советская площадь, для размещения площадки летней торговли.
На основании указанного постановления между администрацией Рыльского района Курской области в лице главы Рыльского района Курской области (арендодатель) и УМП "Городской рынок" (арендатор) заключен договор от 15.05.2007 N 110/2007-Ф аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с которым арендодатель обязался передать, а арендатор принять в аренду земельный участок из земель населенного пункта площадью 1 948 кв. м, расположенный по адресу: Курская область, г. Рыльск, Советская площадь, для размещения площадки летней торговли. Срок действия договора аренды установлен с 01.01.2007 по 29.12.2007. Передача указанного земельного участка от арендодателя к арендатору была оформлена актом приема-передачи земельного участка от 15.05.2007, подписанного сторонами.
Постановлением главы города Рыльска Рыльского района Курской области от 16.07.2007 N 359 на основании заявления, представленного УМП "Городской рынок", принято решение выдать Предприятию разрешение на право организации розничного рынка.
Администрацией города Рыльска выдано разрешение от 16.07.2007 N 2 "На право организации розничного рынка" сроком до 31.12.2009, в соответствии с которым администрация города Рыльска разрешила УМП "Городской рынок" организовать розничный рынок по адресу: 307370, Курская область, г. Рыльск, Советская площадь, д. 11-а.
В соответствии с постановлением главы Рыльского района Курской области N 472 от 08.08.2007 решено организовать проведение УМП "Городской рынок" ярмарок на территории Рыльского района по адресу: Курская область, г. Рыльск, по улицам Советская площадь - Луначарского в пределах площади земельного участка, арендуемого УМП "Городской рынок" на основании договора аренды от 15.05.2007 N 110.
Впоследствии постановлением администрации г. Рыльска N 845 от 18.11.2010 "О внесении изменений в постановление главы г. Рыльска N 359 от 16.07.2007 о выдаче разрешения на право организации розничного рынка" в указанное постановление были внесены изменения, в силу которых УМП "Городской рынок" выдано разрешение от 18.11.2010 N 1 на право организации ярмарочной торговли на срок до 31.12.2012 по адресу: Курская обл., г. Рыльск, Советская площадь (Торговые ряды). При этом действие указанного постановления распространено на правоотношения, возникшие с 16.07.2007.
Одновременно постановлением администрации г. Рыльска от 18.11.2010 N 846 уточнено местоположение земельного участка, предоставленного УМП "Городской рынок" постановлением от 20.03.2003 N 162, расположенного по адресу: г. Рыльск, Советская площадь, 11а, в результате чего данному земельному участку присвоен следующий почтовый адрес: Курская обл., г. Рыльск, Советская площадь (Торговые ряды).
По мнению проверяющих, в 2008 - 2009 г.г. Предприятие являлось управляющей рынком компанией и осуществляло деятельность по передаче во временное пользование предпринимателям вышеназванных земельных участков для размещения ими объектов нестационарной торговой сети, подпадающую под налогообложение ЕНВД.
Поскольку налогоплательщик фактически данный налог не исчислял и не уплачивал, налоговый орган оспариваемым решением доначислил ЕНВД в сумме 2 139 458 руб., а также соответствующие суммы пени и штрафа.
При этом, физические показатели, на основании которых был исчислен налог, определены Инспекцией на основании ежеквартально представлявшихся Предприятием списков предпринимателей, осуществлявших торговую деятельность на территории рынка, расположенного по улицам Советская площадь - Луначарского (земельный участок между ул. К.Либкнехта и ул. Луначарского), с которыми налогоплательщиком заключались договоры о предоставлении торговых мест.
В отношении земельных участков, на которых осуществлялась свободная торговля (ярмарка), расположенных по адресу: Советская площадь (земельный участок между ул. К.Либкнехта и Луначарского, вдоль верхней части здания торговых рядов, напротив дома детского творчества и земельный участок между ул. К.Либкнехта и ул. Дзержинского, обратной стороны здания нового торгового центра) общей площадью 1 948 кв. м и 3 240 кв. м, Инспекция, сделав вывод о том, что на них Предприятием также осуществлялась деятельность по предоставлению земельных участков для организации торговли, подпадающая под налогообложение ЕНВД, доначисление налога не производила, указав на невозможность определения налоговой базы для доначисления налога в связи с отсутствием соответствующих документов.
Признавая вышеуказанные выводы налогового органа несостоятельными, суд правомерно указал, что, исходя из норм ст. ст. 113, 131, 216, 294 - 296, 299 ГК РФ, ст. ст. 11.1, 25 ЗК РФ, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действовавшего в проверяемый период), условием возникновения у унитарного предприятия прав на недвижимое имущество (в том числе на земельный участок) является принятие собственником этого имущества соответствующего распорядительного акта с указанием вида соответствующего права (право хозяйственного ведения или право оперативного управления) и осуществление государственной регистрации соответствующего права с выдачей соответствующего правоудостоверяющего документа. Отсутствие указанных документов исключает возможность возникновения у унитарного предприятия каких-либо прав на объект недвижимого имущества, а, соответственно, и возможность распоряжения таким объектом.
В материалах рассматриваемого дела отсутствуют доказательства возникновения у УМП "Городской рынок" в проверяемый период прав на объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговым органом сделан вывод об использовании их Предприятием в предпринимательской деятельности, подпадающей под налогообложение ЕНВД.
Из пояснений, содержащихся в письме администрации Рыльского района Курской области от 18.11.2010 N 2328, направленном в адрес налогового органа, следует, что земельный участок для организации свободной торговли площадью 6 900 кв. м, расположенный по адресу: Курская обл., г. Рыльск, улицы Советская площадь (четная сторона) - Луначарского - Советская площадь (нечетная сторона), указанный в постановлении главы г. Рыльска N 481 от 26.10.2001, состоит из земельных участков, указанных в постановлении главы г. Рыльска N 162 от 20.03.2003 (площадь - 3 240 кв. м) и постановлении главы Рыльского района от 15.05.2007 N 294 (площадь - 1 948 кв. м). Впоследствии этот участок был уменьшен до площади 2 855 кв.м.
Однако, как следует из материалов дела, схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории кадастрового квартала 46:20:270207 земельного участка площадью 2 855 кв. м по адресу: Курская обл., г. Рыльск, Советская площадь, была утверждена только постановлением администрации Рыльского района от 08.10.2009 N 790, после чего на основании заявления администрации Рыльского района от 24.05.2010 земельный участок площадью 2 855 кв. м + - 19 кв. м, расположенный по адресу: Курская область, г. Рыльск, Советская площадь, был поставлен на государственный кадастровый учет 01.06.2010 с присвоением кадастрового номера 46620:270207:166, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 01.06.2010 N 4620/201/10-1159.
После этого администрацией Рыльского района Курской области вынесено постановление от 02.07.2010 N 469 "О предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, УМП "Городской рынок" с указанием точной площади передаваемого в аренду земельного участка (2 855 кв. м) и его кадастрового номера (46620:270207:166), на основании которого между администрацией Рыльского района Курской области и УМП "Городской рынок" 02.07.2010 заключен договор N 2/2010-Ю аренды земельного участка на срок с 29.06.2010 по 27.06.2011.
Согласно письму Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Курской области от 30.08.2011 (исх. N 8207) земельный участок, расположенный по адресу: Курская область, Рыльский район, г. Рыльск, Советская площадь, площадью 2 855 м 2, разрешенное использование - для размещения площадки летней торговли, поставлен на кадастровый учет 01.06.2010 с кадастровым номером 46:20:270207:166 как вновь образованный участок; сведения о ранее имевшихся правах на него отсутствуют.
На основании представленных в деле доказательств суд установил, что земельный участок с кадастровым номером 46:20:270207:166 имеет L-образную форму и фактически представляет собой проезжие части автомобильных дорог вокруг рыночной (бутовой) площади 17 века площадью 3 240 кв. м, представлявшейся муниципальному предприятию "Городской рынок" для организации рынка в 2001 году.
Согласно выписке из реестра собственности муниципального образования город Рыльск N 2190 от 12.10.2011 асфальтовые покрытия дорог, в том числе, по Советской площади от перекрестка улиц К.Либкнехта до перекрестка с улицей Р.Люксембург (от ларька "Ключи" до здания налоговой инспекции) и участок дороги по улице Р. Люксембург от здания налоговой инспекции и вниз по улице (напротив территории городского рынка) находятся в муниципальной собственности муниципального образования город Рыльск и закреплены в хозяйственном ведении МУП ЖКХ города Рыльска под номером 19.
Таким образом, право аренды земельного участка площадью 2 855 кв. м с кадастровым номером 46620:270207:166 возникло у УМП "Городской рынок" лишь 29.06.2010. До указанного момента никаких иных прав на этот участок, находящийся в хозяйственном ведении другого юридического лица, у Предприятия не было.
Поскольку Инспекцией не представлено доказательств того, что земельные участки площадью 6 900 кв. м, 3 240 кв. м, 1 948 кв. м были сформированы в установленном земельным законодательством порядке, права на них были зарегистрированы в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и они были представлены Предприятию в порядке, установленном гражданским законодательством, суд пришел к правомерному выводу о том, что все названные земельные участки в течение 2008 - 2009 г.г. являлись муниципальной собственностью, не были закреплены за УМП "Городской рынок" на каком-либо вещном праве и не находились в его пользовании или распоряжении.
С учетом изложенного, Предприятие не может быть признано плательщиком ЕНВД по вменяемому ему Инспекцией виду деятельности, поскольку у него отсутствовал объект налогообложения в понимании ст. ст. 38, 346.29 НК РФ.
Кассационная коллегия полагает необходимым согласиться также с выводом суда апелляционной инстанции о том, что указывая в акте выездной налоговой проверки от 18.01.2011 N 09-08/1 дсп и в оспариваемом решении конкретные физические показатели, на основании которых исчислен ЕНВД, как применительно к количеству переданных земельных участков, так и применительно к их площади, налоговый орган не приводит сведения, на основании которых им установлены эти данные.
Из содержания ст. ст. 100 и 101 НК РФ следует, что решение о привлечении к налоговой ответственности, как и решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности, должны быть основаны на фактических обстоятельствах, выявленных налоговым органом при проведении проверки и зафиксированных соответствующим актом проверки. В том числе, к таким обстоятельствам относится определение фактической налоговой обязанности налогоплательщика и установление наличия недоимки по налогам.
Поскольку возлагаемые на налогоплательщиков налоговые обязанности не могут носить произвольного характера, а из акта выездной налоговой проверки и решения по нему не представляется возможным установить, какой именно метод доначисления налога (расчетный или документальный) применен налоговым органом и какими документами подтверждаются физические показатели, использованные Инспекцией в рассматриваемом случае для доначисления ЕНВД, произведенные налоговым органом доначисления налога не могут быть признаны правомерными и экономически обоснованными, что является самостоятельным основанием для признания решения от 15.03.2011 N 09-08/5дсп недействительным в оспариваемой налогоплательщиком части.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Доводы кассационной жалобы Инспекции основаны на ином понимании вышеуказанных законодательных норм и направлены на переоценку выводов судов, подтвержденных соответствующими доказательствами. Названные доводы являлись обоснованием позиции налогового органа по делу в ходе рассмотрения спора судом первой инстанции, а также апелляционной жалобы Инспекции и правомерно отклонены как несостоятельные.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 27.12.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2012 по делу N А35-6657/2011 оставить без изменений, а кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
С.Ю.ПАНЧЕНКО

Судьи
М.Н.ЕРМАКОВ
Л.М.МАРГЕЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)