Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 08.08.2011 N ВАС-7838/11 ПО ДЕЛУ N А40-20122/09-109-69

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 августа 2011 г. N ВАС-7838/11

О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Зориной М.Г., судей Зарубиной Е.Н., Петровой С.М. рассмотрела в судебном заседании заявление Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 (129110, г. Москва, ул. Б. Переяславская, д. 66, стр. 1) от 23.05.2011 о пересмотре в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010 по делу N А40-20122/09-109-69 Арбитражного суда города Москвы и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.03.2011 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества "Сода" (453122, г. Стерлитамак, ул. Бабушкина, д. 7) к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 о признании недействительным решения от 26.08.2008 N 331.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральная налоговая служба, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Суд

установил:

открытое акционерное общество "Сода" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 (далее - инспекция) от 26.08.2008 N 331, которым обществу предложено уплатить 415 977 рублей налога на добычу полезных ископаемых, соответствующую сумму пеней и 83 195 рублей штрафа.
Основанием принятия оспариваемого решения послужил вывод инспекции о занижении обществом налоговой базы при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за январь 2008 года. По мнению инспекции, обществом неправомерно уменьшено количество добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению по налоговой ставке 5,5 процентов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.10.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010 решение суда первой инстанции от 30.10.2009 отменено. Решение инспекции признано недействительным.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 21.03.2011 постановление суда апелляционной инстанции от 02.12.2010 оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций инспекция просит их отменить, ссылаясь на нарушение арбитражными судами единообразия в толковании и применении взаимосвязанных положений пунктов 2 и 3 статьи 339 и подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Инспекция считает неправомерным вывод судов апелляционной и кассационной инстанций о том, что Кодекс не запрещает применение налоговой ставки 0 процентов в отношении добытых полезных ископаемых в части нормативных потерь при косвенном методе определения количества полезного ископаемого. В связи с этим инспекция полагает необоснованным применение обществом предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса налоговой ставки 0 процентов в части указанных потерь.
Рассмотрев доводы, приведенные в заявлении инспекции, изучив судебные акты и проверив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи настоящего дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 339 Кодекса количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методами, если иное не предусмотрено данной статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
Согласно пункту 3 упомянутой статьи Кодекса, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого. Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Как установлено судами и следует из материалов дела, разработка Яр-Бишкадакского месторождения каменной соли (Республика Башкортостан) осуществляется геотехнологическим способом методом подземного растворения через вертикальные скважины, пробуренные с поверхности, с последующей транспортировкой насыщенного хлоридно-натриевого рассола по технологическим колоннам на поверхность и по трубопроводам потребителю. При эксплуатации скважин проводятся звуколокационные съемки, позволяющие определить фактический объем камер растворения, их форму и размеры.
Согласно учетной политике общества на 2008 год определение количества добытой каменной соли на Яр-Бишкадакском месторождении осуществляется косвенным методом.
Потерями полезного ископаемого является часть балансовых запасов, не извлеченная из недр при разработке месторождения (в массиве и в растворенном состоянии), а также сброшенная с некондиционным рассолом в поглощающие горизонты, подземные выработки, поверхностные бассейны.
Эксплуатационные потери образуются как в выработанном пространстве камер с нерастворимыми включениями, так и в местах обрушений.
Нормативы эксплуатационных потерь при добыче каменной соли на Яр-Бишкадакском месторождении утверждены Минприроды России и Федеральным агентством по недропользованию на заседании Секции твердых полезных ископаемых Минприроды России и Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых (протокол от 05.08.2008, утвержденный Управлением по недропользованию по Республике Башкортостан 26.08.2008).
Арбитражный суд первой инстанции решением от 30.10.2009 отказал обществу в удовлетворении требования, поскольку согласился с доводом инспекции о том, что при косвенном методе определения количества добытого полезного ископаемого фактические потери включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье. По мнению суда, общество, применяя ставку 0 процентов к нормативам потерь, дважды учитывает технологические потери добытого полезного ископаемого и тем самым занижает налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых на объем нормативных потерь.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции постановлением от 02.12.2010, признал неправомерным довод инспекции о том, что при косвенном методе определения количества добытого полезного ископаемого фактические потери включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье. Удовлетворяя требование общества, суд также счел, что из положений главы 26 Кодекса не следует, что налогоплательщик вправе применять ставку налога 0 процентов в отношении добытых полезных ископаемых в части нормативных потерь только в случае определения количества добытого полезного ископаемого прямым методом.
Постановлением суда кассационной инстанции от 21.03.2011 постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
Таким образом, различное толкование судами взаимосвязанных положений пунктов 2 и 3 статьи 339 и подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса явилось основанием для принятия судами диаметрально противоположных судебных актов.
Анализ судебной арбитражной практики также показал отсутствие единообразия при рассмотрении судами аналогичных споров.
Так, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 09.08.2007 по делу N А29-6683/2006а Арбитражного суда Республики Коми указал, что учет фактических потерь полезного ископаемого при определении количества добытого полезного ископаемого косвенным методом нормами главы 26 Кодекса не предусмотрен. При косвенном методе фактические потери полезного ископаемого включены в расчетные данные его содержания в минеральном сырье. Суд пришел к выводу о недоказанности налогоплательщиком правомерности применения ставки 0 процентов в отношении добытых полезных ископаемых в части их нормативных потерь ввиду отсутствия доказательств проведения измерений фактических потерь полезных ископаемых, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.
Такое же толкование рассматриваемых положений содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.07.2008 по делу Арбитражного суда Ростовской области N А53-15881/2007-С5-22.
В частности, суд указал, что нормами главы 26 Кодекса учет фактических потерь добытого полезного ископаемого при определении его количества косвенным методом не предусмотрен.
Вместе с тем Федеральный арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 02.02.2009 по делу N А71-10092/07 Арбитражного суда Удмуртской Республики сделал вывод, что применение налоговой ставки 0 процентов в части нормативных потерь полезных ископаемых правомерно как при использовании налогоплательщиком прямого, так и косвенного методов учета количества добытого полезного ископаемого.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 18.02.2008 по делу N А75-3178/2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа придерживается той же позиции, что и Федеральный арбитражный суд Уральского округа.
При таких обстоятельствах дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как нарушающих единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А40-20122/09-109-69 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.03.2011 по тому же делу.
Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.
Предложить открытому акционерному обществу "Сода" представить отзыв на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора, обеспечив его поступление в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации до 30.09.2011.

Председательствующий судья
М.Г.ЗОРИНА

Судья
Е.Н.ЗАРУБИНА

Судья
С.М.ПЕТРОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)