Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 9 августа 2006 года Дело N А05-2733/2006-13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Малышевой Н.Н., Михайловской Е.А., рассмотрев 09.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.04.2006 по делу N А05-2733/2006-13 (судья Сметанин К.А.),
Закрытое акционерное общество "Территориально-производственное объединение "Леспром" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция) от 20.01.2006 N 1787 о привлечении общества к налоговой ответственности в виде взыскания 2167 руб. штрафа, на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение срока представления декларации по земельному налогу за 2005 год.
Решением от 14.04.2006 суд удовлетворил заявленные требования.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, юридические лица - арендаторы лесного фонда, осуществляющие пользование лесными землями без наличия документа о праве пользования землей, являются плательщиками земельного налога с земель лесного фонда и обязаны представлять декларации по налогу в установленный Законом "О плате за землю" срок.
В отзыве общество, указывая на законность судебного акта, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, на основании договоров аренды участков лесного фонда от 20.01.2003 N 1 и от 22.04.2004 N 6 Пуксоозерский лесхоз и общество 09.03.05 составили протоколы согласования арендной платы на 2005 год. Согласно указанным протоколам в состав арендной платы входит арендная плата в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, (включая налог на земли) и арендная плата в части, превышающей минимальные ставки. Расчет арендной платы на 2005 год был представлен лесхозом в налоговый орган 12.04.2005.
Требованием от 19.09.2005 N 05/41/2606 инспекция уведомила общество о необходимости представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по земельному налогу по вновь отведенным земельным участкам в течение месяца с момента их предоставления.
В ходе камеральной проверки представленной обществом декларации по земельному налогу за 2005 год инспекция установила, что при сроке представления такой декларации не позднее 09.04.2005 фактически декларация была направлена в адрес инспекции 08.10.2005, то есть с пропуском установленного срока, о чем была составлена справка от 09.12.2005 N 4990.
Общество 27.12.2005 представило в инспекцию возражения, указав на отсутствие у него вновь отведенных земельных участков. Кроме того, заявитель пояснил, что в силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон от 11.10.1991 N 1738-1) арендаторы не включены в перечень плательщиков земельного налога.
По результатам рассмотрения разногласий (протокол от 20.01.2006 N 05-89/253дсп) инспекция признала отсутствие у заявителя вновь отведенных земельных участков, однако, по мнению налогового органа, общество в соответствии с положениями статьи 16 Закона от 11.10.1991 N 1738-1 обязано ежегодно не позднее первого июля представлять в инспекцию декларацию по земельному налогу.
Решением от 20.01.2006 N 1787 инспекция привлекла общество к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде взыскания 2167 руб. штрафа за несвоевременное представление декларации по земельному налогу за 2005 год.
Посчитав решение налогового органа незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 22 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях аренды. К правам пользования участками лесного фонда применяются положения гражданского, а также земельного законодательства Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Статьей 31 ЛК РФ установлено, что аренда участков лесного фонда регулируется гражданским законодательством.
Согласно статье 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендная плата является платой за пользование имуществом. Это определение согласуется с нормами статьи 103 ЛК РФ, согласно которой арендная плата является одним из видов платежей за пользование лесным фондом. Ее размер, порядок, условия и сроки внесения определяются договором аренды участка лесного фонда (статья 105 названного Кодекса).
Также статьей 103 ЛК РФ установлено, что лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом, а также лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством освобождаются от внесения платы за землю.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, арендная плата за пользование лесным фондом не является налогом. Обязанность арендатора вносить арендные платежи предусмотрена договором аренды.
Кроме того, согласно абзацу второму пункта 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, положениями статьи 80 НК РФ обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков налога.
Федеральным законом Российской Федерации от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ) с 01.01.2005 введена в действие глава 31 "Земельный налог".
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Таким образом в 2005 году на территории тех муниципальных образований, где представительные органы муниципальных образований не приняли нормативные правовые акты о введении с 01.01.2005 земельного налога в соответствии с главой 31 "Земельный налог" НК РФ, применяется Закон от 11.10.1991 N 1738-1 и принятые в соответствии с ним нормативно-правовые акты местного уровня (статья 3 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона от 11.10.1991 N 1738-1 ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.
Поскольку общество, являясь арендатором, не является плательщиком земельного налога, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у общества обязанности по представлению в инспекцию декларации по земельному налогу за 2005 год.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции не имеется оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы инспекции.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.04.2006 по делу N А05-2733/2006-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий
ЗУБАРЕВА Н.А.
Судьи
МАЛЫШЕВА Н.Н.
МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 09.08.2006 ПО ДЕЛУ N А05-2733/2006-13
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2006 года Дело N А05-2733/2006-13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Малышевой Н.Н., Михайловской Е.А., рассмотрев 09.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.04.2006 по делу N А05-2733/2006-13 (судья Сметанин К.А.),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Территориально-производственное объединение "Леспром" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция) от 20.01.2006 N 1787 о привлечении общества к налоговой ответственности в виде взыскания 2167 руб. штрафа, на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение срока представления декларации по земельному налогу за 2005 год.
Решением от 14.04.2006 суд удовлетворил заявленные требования.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, юридические лица - арендаторы лесного фонда, осуществляющие пользование лесными землями без наличия документа о праве пользования землей, являются плательщиками земельного налога с земель лесного фонда и обязаны представлять декларации по налогу в установленный Законом "О плате за землю" срок.
В отзыве общество, указывая на законность судебного акта, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, на основании договоров аренды участков лесного фонда от 20.01.2003 N 1 и от 22.04.2004 N 6 Пуксоозерский лесхоз и общество 09.03.05 составили протоколы согласования арендной платы на 2005 год. Согласно указанным протоколам в состав арендной платы входит арендная плата в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, (включая налог на земли) и арендная плата в части, превышающей минимальные ставки. Расчет арендной платы на 2005 год был представлен лесхозом в налоговый орган 12.04.2005.
Требованием от 19.09.2005 N 05/41/2606 инспекция уведомила общество о необходимости представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по земельному налогу по вновь отведенным земельным участкам в течение месяца с момента их предоставления.
В ходе камеральной проверки представленной обществом декларации по земельному налогу за 2005 год инспекция установила, что при сроке представления такой декларации не позднее 09.04.2005 фактически декларация была направлена в адрес инспекции 08.10.2005, то есть с пропуском установленного срока, о чем была составлена справка от 09.12.2005 N 4990.
Общество 27.12.2005 представило в инспекцию возражения, указав на отсутствие у него вновь отведенных земельных участков. Кроме того, заявитель пояснил, что в силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон от 11.10.1991 N 1738-1) арендаторы не включены в перечень плательщиков земельного налога.
По результатам рассмотрения разногласий (протокол от 20.01.2006 N 05-89/253дсп) инспекция признала отсутствие у заявителя вновь отведенных земельных участков, однако, по мнению налогового органа, общество в соответствии с положениями статьи 16 Закона от 11.10.1991 N 1738-1 обязано ежегодно не позднее первого июля представлять в инспекцию декларацию по земельному налогу.
Решением от 20.01.2006 N 1787 инспекция привлекла общество к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде взыскания 2167 руб. штрафа за несвоевременное представление декларации по земельному налогу за 2005 год.
Посчитав решение налогового органа незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 22 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях аренды. К правам пользования участками лесного фонда применяются положения гражданского, а также земельного законодательства Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Статьей 31 ЛК РФ установлено, что аренда участков лесного фонда регулируется гражданским законодательством.
Согласно статье 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендная плата является платой за пользование имуществом. Это определение согласуется с нормами статьи 103 ЛК РФ, согласно которой арендная плата является одним из видов платежей за пользование лесным фондом. Ее размер, порядок, условия и сроки внесения определяются договором аренды участка лесного фонда (статья 105 названного Кодекса).
Также статьей 103 ЛК РФ установлено, что лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом, а также лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством освобождаются от внесения платы за землю.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, арендная плата за пользование лесным фондом не является налогом. Обязанность арендатора вносить арендные платежи предусмотрена договором аренды.
Кроме того, согласно абзацу второму пункта 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, положениями статьи 80 НК РФ обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков налога.
Федеральным законом Российской Федерации от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ) с 01.01.2005 введена в действие глава 31 "Земельный налог".
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Таким образом в 2005 году на территории тех муниципальных образований, где представительные органы муниципальных образований не приняли нормативные правовые акты о введении с 01.01.2005 земельного налога в соответствии с главой 31 "Земельный налог" НК РФ, применяется Закон от 11.10.1991 N 1738-1 и принятые в соответствии с ним нормативно-правовые акты местного уровня (статья 3 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона от 11.10.1991 N 1738-1 ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.
Поскольку общество, являясь арендатором, не является плательщиком земельного налога, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у общества обязанности по представлению в инспекцию декларации по земельному налогу за 2005 год.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции не имеется оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы инспекции.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.04.2006 по делу N А05-2733/2006-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий
ЗУБАРЕВА Н.А.
Судьи
МАЛЫШЕВА Н.Н.
МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)