Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 27.07.2005 N Ф03-А04/05-2/1999

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 27 июля 2005 года Дело N Ф03-А04/05-2/1999


Резолютивная часть постановления от 20 июля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Амурской области на решение от 19.01.2005, постановление от 17.03.2005 по делу N А04-9514/03-5/1051 Арбитражного суда Амурской области по заявлению индивидуального предпринимателя Шапкина Алексея Владимировича к Межрайонной инспекции МНС России N 3 по Амурской области о признании недействительным уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
В Арбитражный суд Амурской области обратился индивидуальный предприниматель Шапкин Алексей Владимирович с заявлением о признании недействительным уведомления Межрайонной инспекции МНС России N 3 по Амурской области N 41 от 09.11.2004 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением от 19.01.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.03.2005, требования предпринимателя Шапкина А.В. удовлетворены полностью. Суд признал уведомление N 41 от 09.11.2004 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Амурской области недействительным, не соответствующим пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.
Принимая решение, суд исходил из того, что Шапкин А.В., являясь вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, не лишен права применять упрощенную систему налогообложения в текущем году согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ, при том, что заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано 28.10.2004, до истечения налогового периода.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС России N 3 по Амурской области предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований предпринимателю Шапкину А.В. отказать.
В обоснование жалобы заявитель указал, что в связи с принятием Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 01.01.2004 в соответствии с пунктом 3 статьи 83 Кодекса постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Следовательно, с 01.01.2004 организациями и индивидуальными предпринимателями заявление о постановке на учет в налоговом органе не подается.
Вновь зарегистрированные предприниматели могут не дожидаться общих сроков перехода на упрощенную систему налогообложения, а становиться пользователями этого спецрежима с момента государственной регистрации при условии, что заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подается в налоговую инспекцию вместе со всеми другими документами на регистрацию.
Вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, не заявивший при постановке на учет в налоговых органах о переходе на упрощенную систему налогообложения, должен будет применять общий режим налогообложения. Если в дальнейшем он изъявит желание применять упрощенную систему налогообложения, подача заявления о переходе осуществляется в общеустановленном порядке - в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на упрощенную систему налогообложения. Следовательно, в рассматриваемом случае налогоплательщик вправе перейти на упрощенную систему налогообложения лишь с 2005 года, а требование о применении упрощенной системы налогообложения с 2004 года, по мнению налогового органа, противоречит нормам налогового законодательства.
Отзыв на жалобу предприниматель Шапкин А.В. не представил. В заседании суда кассационной инстанции стороны не участвовали.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, и не нашел оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Как видно из материалов дела, Шапкин А.В. зарегистрирован Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Амурской области в качестве предпринимателя 14.10.2004, а заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подал в Межрайонную инспекции МНС РФ N 3 по Амурской области 28.10.2004.
Уведомлением N 41 от 09.11.2004 Межрайонная инспекция МНС РФ N 3 по Амурской области отказала заявителю в применении упрощенной системы налогообложения с 14.10.2004, так как заявление о переходе налогоплательщик представил спустя две недели после регистрации - 28.10.2004.
Согласно п. 3 ст. 83 НК РФ постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения".
Предприниматель в соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ не лишен права применять упрощенную систему налогообложения в текущем году и имеет право подать такое заявление одновременно с подачей заявления на учет в налоговом органе.
Согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают заявление в налоговый орган по месту своего нахождения в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В рассматриваемом случае заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения предпринимателем Шапкиным А.В. подано в налоговый орган не одновременно с постановкой на налоговый учет, а 28.10.2004, то есть в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого плательщики переходят на упрощенную систему налогообложения.
Вместе с тем при вынесении уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 09.11.2004 N 41 налоговым органом не учтено то обстоятельство, что на момент подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения у налогоплательщика еще не возникла обязанность исчислять и уплачивать налоги в общем режиме. Следовательно, неодновременная подача заявления о постановке на налоговый учет и заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в данном случае не влечет негативных последствий для бюджета и не может являться основанием для отказа заявителю в применении упрощенной системы налогообложения в текущем 2004 году, то есть с момента государственной регистрации.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой и апелляционной инстанций применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.01.2005, постановление апелляционной инстанции от 17.03.2005 по делу N А04-9514/03-5/1051 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 27 июля 2005 года Дело N Ф03-А04/05-2/1999


Резолютивная часть постановления от 20 июля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Амурской области на решение от 19.01.2005, постановление от 17.03.2005 по делу N А04-9514/03-5/1051 Арбитражного суда Амурской области по заявлению индивидуального предпринимателя Шапкина Алексея Владимировича к Межрайонной инспекции МНС России N 3 по Амурской области о признании недействительным уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
В Арбитражный суд Амурской области обратился индивидуальный предприниматель Шапкин Алексей Владимирович с заявлением о признании недействительным уведомления Межрайонной инспекции МНС России N 3 по Амурской области N 41 от 09.11.2004 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением от 19.01.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.03.2005, требования предпринимателя Шапкина А.В. удовлетворены полностью. Суд признал уведомление N 41 от 09.11.2004 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Амурской области недействительным, не соответствующим пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.
Принимая решение, суд исходил из того, что Шапкин А.В., являясь вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, не лишен права применять упрощенную систему налогообложения в текущем году согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ, при том, что заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано 28.10.2004, до истечения налогового периода.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС России N 3 по Амурской области предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований предпринимателю Шапкину А.В. отказать.
В обоснование жалобы заявитель указал, что в связи с принятием Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 01.01.2004 в соответствии с пунктом 3 статьи 83 Кодекса постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Следовательно, с 01.01.2004 организациями и индивидуальными предпринимателями заявление о постановке на учет в налоговом органе не подается.
Вновь зарегистрированные предприниматели могут не дожидаться общих сроков перехода на упрощенную систему налогообложения, а становиться пользователями этого спецрежима с момента государственной регистрации при условии, что заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подается в налоговую инспекцию вместе со всеми другими документами на регистрацию.
Вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, не заявивший при постановке на учет в налоговых органах о переходе на упрощенную систему налогообложения, должен будет применять общий режим налогообложения. Если в дальнейшем он изъявит желание применять упрощенную систему налогообложения, подача заявления о переходе осуществляется в общеустановленном порядке - в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на упрощенную систему налогообложения. Следовательно, в рассматриваемом случае налогоплательщик вправе перейти на упрощенную систему налогообложения лишь с 2005 года, а требование о применении упрощенной системы налогообложения с 2004 года, по мнению налогового органа, противоречит нормам налогового законодательства.
Отзыв на жалобу предприниматель Шапкин А.В. не представил. В заседании суда кассационной инстанции стороны не участвовали.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, и не нашел оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Как видно из материалов дела, Шапкин А.В. зарегистрирован Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Амурской области в качестве предпринимателя 14.10.2004, а заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подал в Межрайонную инспекции МНС РФ N 3 по Амурской области 28.10.2004.
Уведомлением N 41 от 09.11.2004 Межрайонная инспекция МНС РФ N 3 по Амурской области отказала заявителю в применении упрощенной системы налогообложения с 14.10.2004, так как заявление о переходе налогоплательщик представил спустя две недели после регистрации - 28.10.2004.
Согласно п. 3 ст. 83 НК РФ постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения".
Предприниматель в соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ не лишен права применять упрощенную систему налогообложения в текущем году и имеет право подать такое заявление одновременно с подачей заявления на учет в налоговом органе.
Согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают заявление в налоговый орган по месту своего нахождения в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В рассматриваемом случае заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения предпринимателем Шапкиным А.В. подано в налоговый орган не одновременно с постановкой на налоговый учет, а 28.10.2004, то есть в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого плательщики переходят на упрощенную систему налогообложения.
Вместе с тем при вынесении уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 09.11.2004 N 41 налоговым органом не учтено то обстоятельство, что на момент подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения у налогоплательщика еще не возникла обязанность исчислять и уплачивать налоги в общем режиме. Следовательно, неодновременная подача заявления о постановке на налоговый учет и заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в данном случае не влечет негативных последствий для бюджета и не может являться основанием для отказа заявителю в применении упрощенной системы налогообложения в текущем 2004 году, то есть с момента государственной регистрации.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой и апелляционной инстанций применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.01.2005, постановление апелляционной инстанции от 17.03.2005 по делу N А04-9514/03-5/1051 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)