Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 27 июля 2005 года Дело N Ф03-А04/05-2/1999
Резолютивная часть постановления от 20 июля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Амурской области на решение от 19.01.2005, постановление от 17.03.2005 по делу N А04-9514/03-5/1051 Арбитражного суда Амурской области по заявлению индивидуального предпринимателя Шапкина Алексея Владимировича к Межрайонной инспекции МНС России N 3 по Амурской области о признании недействительным уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
В Арбитражный суд Амурской области обратился индивидуальный предприниматель Шапкин Алексей Владимирович с заявлением о признании недействительным уведомления Межрайонной инспекции МНС России N 3 по Амурской области N 41 от 09.11.2004 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением от 19.01.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.03.2005, требования предпринимателя Шапкина А.В. удовлетворены полностью. Суд признал уведомление N 41 от 09.11.2004 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Амурской области недействительным, не соответствующим пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.
Принимая решение, суд исходил из того, что Шапкин А.В., являясь вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, не лишен права применять упрощенную систему налогообложения в текущем году согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ, при том, что заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано 28.10.2004, до истечения налогового периода.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС России N 3 по Амурской области предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований предпринимателю Шапкину А.В. отказать.
В обоснование жалобы заявитель указал, что в связи с принятием Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 01.01.2004 в соответствии с пунктом 3 статьи 83 Кодекса постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Следовательно, с 01.01.2004 организациями и индивидуальными предпринимателями заявление о постановке на учет в налоговом органе не подается.
Вновь зарегистрированные предприниматели могут не дожидаться общих сроков перехода на упрощенную систему налогообложения, а становиться пользователями этого спецрежима с момента государственной регистрации при условии, что заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подается в налоговую инспекцию вместе со всеми другими документами на регистрацию.
Вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, не заявивший при постановке на учет в налоговых органах о переходе на упрощенную систему налогообложения, должен будет применять общий режим налогообложения. Если в дальнейшем он изъявит желание применять упрощенную систему налогообложения, подача заявления о переходе осуществляется в общеустановленном порядке - в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на упрощенную систему налогообложения. Следовательно, в рассматриваемом случае налогоплательщик вправе перейти на упрощенную систему налогообложения лишь с 2005 года, а требование о применении упрощенной системы налогообложения с 2004 года, по мнению налогового органа, противоречит нормам налогового законодательства.
Отзыв на жалобу предприниматель Шапкин А.В. не представил. В заседании суда кассационной инстанции стороны не участвовали.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, и не нашел оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Как видно из материалов дела, Шапкин А.В. зарегистрирован Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Амурской области в качестве предпринимателя 14.10.2004, а заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подал в Межрайонную инспекции МНС РФ N 3 по Амурской области 28.10.2004.
Уведомлением N 41 от 09.11.2004 Межрайонная инспекция МНС РФ N 3 по Амурской области отказала заявителю в применении упрощенной системы налогообложения с 14.10.2004, так как заявление о переходе налогоплательщик представил спустя две недели после регистрации - 28.10.2004.
Согласно п. 3 ст. 83 НК РФ постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения".
Предприниматель в соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ не лишен права применять упрощенную систему налогообложения в текущем году и имеет право подать такое заявление одновременно с подачей заявления на учет в налоговом органе.
Согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают заявление в налоговый орган по месту своего нахождения в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В рассматриваемом случае заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения предпринимателем Шапкиным А.В. подано в налоговый орган не одновременно с постановкой на налоговый учет, а 28.10.2004, то есть в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого плательщики переходят на упрощенную систему налогообложения.
Вместе с тем при вынесении уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 09.11.2004 N 41 налоговым органом не учтено то обстоятельство, что на момент подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения у налогоплательщика еще не возникла обязанность исчислять и уплачивать налоги в общем режиме. Следовательно, неодновременная подача заявления о постановке на налоговый учет и заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в данном случае не влечет негативных последствий для бюджета и не может являться основанием для отказа заявителю в применении упрощенной системы налогообложения в текущем 2004 году, то есть с момента государственной регистрации.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой и апелляционной инстанций применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 19.01.2005, постановление апелляционной инстанции от 17.03.2005 по делу N А04-9514/03-5/1051 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 27 июля 2005 года Дело N Ф03-А04/05-2/1999
Резолютивная часть постановления от 20 июля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Амурской области на решение от 19.01.2005, постановление от 17.03.2005 по делу N А04-9514/03-5/1051 Арбитражного суда Амурской области по заявлению индивидуального предпринимателя Шапкина Алексея Владимировича к Межрайонной инспекции МНС России N 3 по Амурской области о признании недействительным уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
В Арбитражный суд Амурской области обратился индивидуальный предприниматель Шапкин Алексей Владимирович с заявлением о признании недействительным уведомления Межрайонной инспекции МНС России N 3 по Амурской области N 41 от 09.11.2004 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением от 19.01.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.03.2005, требования предпринимателя Шапкина А.В. удовлетворены полностью. Суд признал уведомление N 41 от 09.11.2004 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Амурской области недействительным, не соответствующим пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.
Принимая решение, суд исходил из того, что Шапкин А.В., являясь вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, не лишен права применять упрощенную систему налогообложения в текущем году согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ, при том, что заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано 28.10.2004, до истечения налогового периода.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС России N 3 по Амурской области предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований предпринимателю Шапкину А.В. отказать.
В обоснование жалобы заявитель указал, что в связи с принятием Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 01.01.2004 в соответствии с пунктом 3 статьи 83 Кодекса постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Следовательно, с 01.01.2004 организациями и индивидуальными предпринимателями заявление о постановке на учет в налоговом органе не подается.
Вновь зарегистрированные предприниматели могут не дожидаться общих сроков перехода на упрощенную систему налогообложения, а становиться пользователями этого спецрежима с момента государственной регистрации при условии, что заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подается в налоговую инспекцию вместе со всеми другими документами на регистрацию.
Вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, не заявивший при постановке на учет в налоговых органах о переходе на упрощенную систему налогообложения, должен будет применять общий режим налогообложения. Если в дальнейшем он изъявит желание применять упрощенную систему налогообложения, подача заявления о переходе осуществляется в общеустановленном порядке - в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на упрощенную систему налогообложения. Следовательно, в рассматриваемом случае налогоплательщик вправе перейти на упрощенную систему налогообложения лишь с 2005 года, а требование о применении упрощенной системы налогообложения с 2004 года, по мнению налогового органа, противоречит нормам налогового законодательства.
Отзыв на жалобу предприниматель Шапкин А.В. не представил. В заседании суда кассационной инстанции стороны не участвовали.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, и не нашел оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Как видно из материалов дела, Шапкин А.В. зарегистрирован Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Амурской области в качестве предпринимателя 14.10.2004, а заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подал в Межрайонную инспекции МНС РФ N 3 по Амурской области 28.10.2004.
Уведомлением N 41 от 09.11.2004 Межрайонная инспекция МНС РФ N 3 по Амурской области отказала заявителю в применении упрощенной системы налогообложения с 14.10.2004, так как заявление о переходе налогоплательщик представил спустя две недели после регистрации - 28.10.2004.
Согласно п. 3 ст. 83 НК РФ постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения".
Предприниматель в соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ не лишен права применять упрощенную систему налогообложения в текущем году и имеет право подать такое заявление одновременно с подачей заявления на учет в налоговом органе.
Согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают заявление в налоговый орган по месту своего нахождения в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В рассматриваемом случае заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения предпринимателем Шапкиным А.В. подано в налоговый орган не одновременно с постановкой на налоговый учет, а 28.10.2004, то есть в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого плательщики переходят на упрощенную систему налогообложения.
Вместе с тем при вынесении уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 09.11.2004 N 41 налоговым органом не учтено то обстоятельство, что на момент подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения у налогоплательщика еще не возникла обязанность исчислять и уплачивать налоги в общем режиме. Следовательно, неодновременная подача заявления о постановке на налоговый учет и заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в данном случае не влечет негативных последствий для бюджета и не может являться основанием для отказа заявителю в применении упрощенной системы налогообложения в текущем 2004 году, то есть с момента государственной регистрации.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой и апелляционной инстанций применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 19.01.2005, постановление апелляционной инстанции от 17.03.2005 по делу N А04-9514/03-5/1051 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 27.07.2005 N Ф03-А04/05-2/1999
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 27 июля 2005 года Дело N Ф03-А04/05-2/1999
Резолютивная часть постановления от 20 июля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Амурской области на решение от 19.01.2005, постановление от 17.03.2005 по делу N А04-9514/03-5/1051 Арбитражного суда Амурской области по заявлению индивидуального предпринимателя Шапкина Алексея Владимировича к Межрайонной инспекции МНС России N 3 по Амурской области о признании недействительным уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
В Арбитражный суд Амурской области обратился индивидуальный предприниматель Шапкин Алексей Владимирович с заявлением о признании недействительным уведомления Межрайонной инспекции МНС России N 3 по Амурской области N 41 от 09.11.2004 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением от 19.01.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.03.2005, требования предпринимателя Шапкина А.В. удовлетворены полностью. Суд признал уведомление N 41 от 09.11.2004 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Амурской области недействительным, не соответствующим пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.
Принимая решение, суд исходил из того, что Шапкин А.В., являясь вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, не лишен права применять упрощенную систему налогообложения в текущем году согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ, при том, что заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано 28.10.2004, до истечения налогового периода.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС России N 3 по Амурской области предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований предпринимателю Шапкину А.В. отказать.
В обоснование жалобы заявитель указал, что в связи с принятием Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 01.01.2004 в соответствии с пунктом 3 статьи 83 Кодекса постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Следовательно, с 01.01.2004 организациями и индивидуальными предпринимателями заявление о постановке на учет в налоговом органе не подается.
Вновь зарегистрированные предприниматели могут не дожидаться общих сроков перехода на упрощенную систему налогообложения, а становиться пользователями этого спецрежима с момента государственной регистрации при условии, что заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подается в налоговую инспекцию вместе со всеми другими документами на регистрацию.
Вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, не заявивший при постановке на учет в налоговых органах о переходе на упрощенную систему налогообложения, должен будет применять общий режим налогообложения. Если в дальнейшем он изъявит желание применять упрощенную систему налогообложения, подача заявления о переходе осуществляется в общеустановленном порядке - в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на упрощенную систему налогообложения. Следовательно, в рассматриваемом случае налогоплательщик вправе перейти на упрощенную систему налогообложения лишь с 2005 года, а требование о применении упрощенной системы налогообложения с 2004 года, по мнению налогового органа, противоречит нормам налогового законодательства.
Отзыв на жалобу предприниматель Шапкин А.В. не представил. В заседании суда кассационной инстанции стороны не участвовали.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, и не нашел оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Как видно из материалов дела, Шапкин А.В. зарегистрирован Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Амурской области в качестве предпринимателя 14.10.2004, а заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подал в Межрайонную инспекции МНС РФ N 3 по Амурской области 28.10.2004.
Уведомлением N 41 от 09.11.2004 Межрайонная инспекция МНС РФ N 3 по Амурской области отказала заявителю в применении упрощенной системы налогообложения с 14.10.2004, так как заявление о переходе налогоплательщик представил спустя две недели после регистрации - 28.10.2004.
Согласно п. 3 ст. 83 НК РФ постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения".
Предприниматель в соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ не лишен права применять упрощенную систему налогообложения в текущем году и имеет право подать такое заявление одновременно с подачей заявления на учет в налоговом органе.
Согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают заявление в налоговый орган по месту своего нахождения в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В рассматриваемом случае заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения предпринимателем Шапкиным А.В. подано в налоговый орган не одновременно с постановкой на налоговый учет, а 28.10.2004, то есть в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого плательщики переходят на упрощенную систему налогообложения.
Вместе с тем при вынесении уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 09.11.2004 N 41 налоговым органом не учтено то обстоятельство, что на момент подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения у налогоплательщика еще не возникла обязанность исчислять и уплачивать налоги в общем режиме. Следовательно, неодновременная подача заявления о постановке на налоговый учет и заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в данном случае не влечет негативных последствий для бюджета и не может являться основанием для отказа заявителю в применении упрощенной системы налогообложения в текущем 2004 году, то есть с момента государственной регистрации.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой и апелляционной инстанций применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.01.2005, постановление апелляционной инстанции от 17.03.2005 по делу N А04-9514/03-5/1051 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 27 июля 2005 года Дело N Ф03-А04/05-2/1999
Резолютивная часть постановления от 20 июля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Амурской области на решение от 19.01.2005, постановление от 17.03.2005 по делу N А04-9514/03-5/1051 Арбитражного суда Амурской области по заявлению индивидуального предпринимателя Шапкина Алексея Владимировича к Межрайонной инспекции МНС России N 3 по Амурской области о признании недействительным уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
В Арбитражный суд Амурской области обратился индивидуальный предприниматель Шапкин Алексей Владимирович с заявлением о признании недействительным уведомления Межрайонной инспекции МНС России N 3 по Амурской области N 41 от 09.11.2004 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением от 19.01.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.03.2005, требования предпринимателя Шапкина А.В. удовлетворены полностью. Суд признал уведомление N 41 от 09.11.2004 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Амурской области недействительным, не соответствующим пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.
Принимая решение, суд исходил из того, что Шапкин А.В., являясь вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, не лишен права применять упрощенную систему налогообложения в текущем году согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ, при том, что заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано 28.10.2004, до истечения налогового периода.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС России N 3 по Амурской области предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований предпринимателю Шапкину А.В. отказать.
В обоснование жалобы заявитель указал, что в связи с принятием Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 01.01.2004 в соответствии с пунктом 3 статьи 83 Кодекса постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Следовательно, с 01.01.2004 организациями и индивидуальными предпринимателями заявление о постановке на учет в налоговом органе не подается.
Вновь зарегистрированные предприниматели могут не дожидаться общих сроков перехода на упрощенную систему налогообложения, а становиться пользователями этого спецрежима с момента государственной регистрации при условии, что заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подается в налоговую инспекцию вместе со всеми другими документами на регистрацию.
Вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, не заявивший при постановке на учет в налоговых органах о переходе на упрощенную систему налогообложения, должен будет применять общий режим налогообложения. Если в дальнейшем он изъявит желание применять упрощенную систему налогообложения, подача заявления о переходе осуществляется в общеустановленном порядке - в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на упрощенную систему налогообложения. Следовательно, в рассматриваемом случае налогоплательщик вправе перейти на упрощенную систему налогообложения лишь с 2005 года, а требование о применении упрощенной системы налогообложения с 2004 года, по мнению налогового органа, противоречит нормам налогового законодательства.
Отзыв на жалобу предприниматель Шапкин А.В. не представил. В заседании суда кассационной инстанции стороны не участвовали.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, и не нашел оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Как видно из материалов дела, Шапкин А.В. зарегистрирован Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Амурской области в качестве предпринимателя 14.10.2004, а заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подал в Межрайонную инспекции МНС РФ N 3 по Амурской области 28.10.2004.
Уведомлением N 41 от 09.11.2004 Межрайонная инспекция МНС РФ N 3 по Амурской области отказала заявителю в применении упрощенной системы налогообложения с 14.10.2004, так как заявление о переходе налогоплательщик представил спустя две недели после регистрации - 28.10.2004.
Согласно п. 3 ст. 83 НК РФ постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения".
Предприниматель в соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ не лишен права применять упрощенную систему налогообложения в текущем году и имеет право подать такое заявление одновременно с подачей заявления на учет в налоговом органе.
Согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают заявление в налоговый орган по месту своего нахождения в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В рассматриваемом случае заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения предпринимателем Шапкиным А.В. подано в налоговый орган не одновременно с постановкой на налоговый учет, а 28.10.2004, то есть в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого плательщики переходят на упрощенную систему налогообложения.
Вместе с тем при вынесении уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 09.11.2004 N 41 налоговым органом не учтено то обстоятельство, что на момент подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения у налогоплательщика еще не возникла обязанность исчислять и уплачивать налоги в общем режиме. Следовательно, неодновременная подача заявления о постановке на налоговый учет и заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в данном случае не влечет негативных последствий для бюджета и не может являться основанием для отказа заявителю в применении упрощенной системы налогообложения в текущем 2004 году, то есть с момента государственной регистрации.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой и апелляционной инстанций применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.01.2005, постановление апелляционной инстанции от 17.03.2005 по делу N А04-9514/03-5/1051 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)