Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 31 мая 2005 года Дело N А55-10627/04-6
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Самары
на решение от 29.11.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 28.02.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-10627/04-6
по заявлению Самарской городской общественной организации инвалидов "Силк", г. Самара, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Самары о признании недействительным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Самарская городская общественная организация инвалидов "Силк" (далее - СГООИ "Силк"), г. Самара, обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Самары N 12-19/2170 от 26.07.2004 в части доначисления единого социального налога в размере 10434833 руб. 12 коп., взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 2057706 руб. 06 коп., налога на доходы физических лиц в размере 1926210 руб., привлечения к налоговой ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за неполную уплату налога на доходы физических лиц, по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц, по п. п. 1, 2 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление документов и сведений для осуществления налогового контроля и проверки. Также заявитель просит признать недействительным требование налогового органа N 1948 от 26.07.2004 об уплате недоимки в сумме 15877975 руб.
Решением от 29.11.2004 Арбитражного суда Самарской области заявленные требования удовлетворены частично. Решение налогового органа N 12-19/2170 от 26.07.2004 признано недействительным в части доначисления единого социального налога в сумме 10434833 руб. и штрафа по единому социальному налогу в сумме 4175933 руб. Судом также признано недействительным требование N 1948 от 26.07.2004 в части уплаты недоимки по единому социальному налогу.
В обоснование решения судом сделан вывод со ссылкой на ст. 238 и ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, где определены критерии компенсационных выплат, освобождаемых от уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование и налога на доходы физических лиц.
Постановлением от 28.02.2005 апелляционная инстанция того же суда указанное решение отменила в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Самары N 12-19/2170 от 26.07.2004 о доначислении суммы неуплаченного взноса на обязательное пенсионное страхование в размере 2057706 руб. и не удержанного налога на доходы физических лиц в сумме 1926210 руб., а также взыскании налоговых санкций по ст. ст. 122, 123, 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
В указанной части требования заявителя удовлетворены. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые судебные акты в части удовлетворения заявленных требований и принять новое решение.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения выездной налоговой проверки заявителя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на доходы физических лиц, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2003 по 31.12.2003 установлено неправомерное использование налогоплательщиком льготы по единому социальному налогу и нарушение при оплате и исчислении взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и налога на доходы физических лиц.
Указанные обстоятельства отражены в акте выездной налоговой проверки от 29.06.2004, на основании которого налоговым органом принято решение N 12-19/2170 от 26.07.2004 о доначислении заявителю суммы неуплаченного взноса на обязательное пенсионное страхование в размере 2057706 руб. и неудержанного налога на доходы физических лиц в сумме 1926210 руб. Кроме этого заявитель привлечен к ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 823082 руб. 04 коп. и в размере 583689 руб., по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 385242 руб., по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 206650 руб.
Основанием для принятия решения послужил вывод налогового органа о том, что компенсационные выплаты должны облагаться налогом на доходы физических лиц и с этой суммы должны быть произведены отчисления на обязательное пенсионное страхование.
Апелляционная инстанция Арбитражного суда Самарской области, признавая недействительным решение налогового органа относительно компенсационных выплат, признало его не соответствующим требованиям п. 3 ст. 217 и п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция выводы суда признает законными, так как в соответствии с актом независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности в СГООИ "Силк" от 28.02.2003, составленным объединенной профсоюзной инспекцией труда РОСТ, установлено наличие вредных условий труда, которые согласно ст. 4 Федерального закона N 181 от 17.07.99 "Об основах охраны труда в Российской Федерации" должны быть компенсированы в установленном законном порядке.
В соответствии с п/п. 2 п. 2 ст. 22 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" профессиональные союзы имеют право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации.
Коллективный договор СГООИ "Силк" на период 2003 - 2005 гг., который был 29.05.2003 зарегистрирован в отделе труда Советского района г. Самары Главного управления труда Администрации Самарской области, что свидетельствует о том, что Инспекция труда РОСТ при осуществлении своих полномочий взаимодействует с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работниками затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.
Статьи 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации определяют, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными условиями труда производится в повышенном размере, по сравнению с тарифными ставками.
Перечень тяжелых работ, работ с вредными условиями труда определяется Правительством Российской Федерации. Повышение заработной платы производится по результатам аттестации рабочих мест.
Конкретные размеры повышения заработной платы устанавливаются работодателем с учетом коллективного договора.
Обязанность выплаты компенсационных выплат отражена в п. п. 4.14, 4.22 коллективного договора организации; порядок и размер начисления компенсационных выплат отражен в п. 2.3 Соглашения по охране труда (приложение N 1 к Коллективному договору), в п. 3.3 акта независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников организации комиссии Объединенной профсоюзной инспекции труда РОСТ от 28.02.2003, временной методикой расчета компенсационных выплат работникам, занятых на рабочих местах с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, которая также согласована с уполномоченной структурой Министерства труда и социального развития Российской Федерации 19.06.2001.
В соответствии с п/п. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 28.02.2005 по делу N А55-10627/04-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 31 мая 2005 года Дело N А55-10627/04-6
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Самары
на решение от 29.11.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 28.02.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-10627/04-6
по заявлению Самарской городской общественной организации инвалидов "Силк", г. Самара, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Самары о признании недействительным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Самарская городская общественная организация инвалидов "Силк" (далее - СГООИ "Силк"), г. Самара, обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Самары N 12-19/2170 от 26.07.2004 в части доначисления единого социального налога в размере 10434833 руб. 12 коп., взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 2057706 руб. 06 коп., налога на доходы физических лиц в размере 1926210 руб., привлечения к налоговой ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за неполную уплату налога на доходы физических лиц, по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц, по п. п. 1, 2 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление документов и сведений для осуществления налогового контроля и проверки. Также заявитель просит признать недействительным требование налогового органа N 1948 от 26.07.2004 об уплате недоимки в сумме 15877975 руб.
Решением от 29.11.2004 Арбитражного суда Самарской области заявленные требования удовлетворены частично. Решение налогового органа N 12-19/2170 от 26.07.2004 признано недействительным в части доначисления единого социального налога в сумме 10434833 руб. и штрафа по единому социальному налогу в сумме 4175933 руб. Судом также признано недействительным требование N 1948 от 26.07.2004 в части уплаты недоимки по единому социальному налогу.
В обоснование решения судом сделан вывод со ссылкой на ст. 238 и ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, где определены критерии компенсационных выплат, освобождаемых от уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование и налога на доходы физических лиц.
Постановлением от 28.02.2005 апелляционная инстанция того же суда указанное решение отменила в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Самары N 12-19/2170 от 26.07.2004 о доначислении суммы неуплаченного взноса на обязательное пенсионное страхование в размере 2057706 руб. и не удержанного налога на доходы физических лиц в сумме 1926210 руб., а также взыскании налоговых санкций по ст. ст. 122, 123, 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
В указанной части требования заявителя удовлетворены. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые судебные акты в части удовлетворения заявленных требований и принять новое решение.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения выездной налоговой проверки заявителя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на доходы физических лиц, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2003 по 31.12.2003 установлено неправомерное использование налогоплательщиком льготы по единому социальному налогу и нарушение при оплате и исчислении взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и налога на доходы физических лиц.
Указанные обстоятельства отражены в акте выездной налоговой проверки от 29.06.2004, на основании которого налоговым органом принято решение N 12-19/2170 от 26.07.2004 о доначислении заявителю суммы неуплаченного взноса на обязательное пенсионное страхование в размере 2057706 руб. и неудержанного налога на доходы физических лиц в сумме 1926210 руб. Кроме этого заявитель привлечен к ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 823082 руб. 04 коп. и в размере 583689 руб., по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 385242 руб., по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 206650 руб.
Основанием для принятия решения послужил вывод налогового органа о том, что компенсационные выплаты должны облагаться налогом на доходы физических лиц и с этой суммы должны быть произведены отчисления на обязательное пенсионное страхование.
Апелляционная инстанция Арбитражного суда Самарской области, признавая недействительным решение налогового органа относительно компенсационных выплат, признало его не соответствующим требованиям п. 3 ст. 217 и п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция выводы суда признает законными, так как в соответствии с актом независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности в СГООИ "Силк" от 28.02.2003, составленным объединенной профсоюзной инспекцией труда РОСТ, установлено наличие вредных условий труда, которые согласно ст. 4 Федерального закона N 181 от 17.07.99 "Об основах охраны труда в Российской Федерации" должны быть компенсированы в установленном законном порядке.
В соответствии с п/п. 2 п. 2 ст. 22 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" профессиональные союзы имеют право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации.
Коллективный договор СГООИ "Силк" на период 2003 - 2005 гг., который был 29.05.2003 зарегистрирован в отделе труда Советского района г. Самары Главного управления труда Администрации Самарской области, что свидетельствует о том, что Инспекция труда РОСТ при осуществлении своих полномочий взаимодействует с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работниками затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.
Статьи 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации определяют, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными условиями труда производится в повышенном размере, по сравнению с тарифными ставками.
Перечень тяжелых работ, работ с вредными условиями труда определяется Правительством Российской Федерации. Повышение заработной платы производится по результатам аттестации рабочих мест.
Конкретные размеры повышения заработной платы устанавливаются работодателем с учетом коллективного договора.
Обязанность выплаты компенсационных выплат отражена в п. п. 4.14, 4.22 коллективного договора организации; порядок и размер начисления компенсационных выплат отражен в п. 2.3 Соглашения по охране труда (приложение N 1 к Коллективному договору), в п. 3.3 акта независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников организации комиссии Объединенной профсоюзной инспекции труда РОСТ от 28.02.2003, временной методикой расчета компенсационных выплат работникам, занятых на рабочих местах с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, которая также согласована с уполномоченной структурой Министерства труда и социального развития Российской Федерации 19.06.2001.
В соответствии с п/п. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 28.02.2005 по делу N А55-10627/04-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 31.05.2005 N А55-10627/04-6
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 31 мая 2005 года Дело N А55-10627/04-6
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Самары
на решение от 29.11.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 28.02.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-10627/04-6
по заявлению Самарской городской общественной организации инвалидов "Силк", г. Самара, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Самары о признании недействительным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Самарская городская общественная организация инвалидов "Силк" (далее - СГООИ "Силк"), г. Самара, обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Самары N 12-19/2170 от 26.07.2004 в части доначисления единого социального налога в размере 10434833 руб. 12 коп., взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 2057706 руб. 06 коп., налога на доходы физических лиц в размере 1926210 руб., привлечения к налоговой ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за неполную уплату налога на доходы физических лиц, по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц, по п. п. 1, 2 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление документов и сведений для осуществления налогового контроля и проверки. Также заявитель просит признать недействительным требование налогового органа N 1948 от 26.07.2004 об уплате недоимки в сумме 15877975 руб.
Решением от 29.11.2004 Арбитражного суда Самарской области заявленные требования удовлетворены частично. Решение налогового органа N 12-19/2170 от 26.07.2004 признано недействительным в части доначисления единого социального налога в сумме 10434833 руб. и штрафа по единому социальному налогу в сумме 4175933 руб. Судом также признано недействительным требование N 1948 от 26.07.2004 в части уплаты недоимки по единому социальному налогу.
В обоснование решения судом сделан вывод со ссылкой на ст. 238 и ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, где определены критерии компенсационных выплат, освобождаемых от уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование и налога на доходы физических лиц.
Постановлением от 28.02.2005 апелляционная инстанция того же суда указанное решение отменила в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Самары N 12-19/2170 от 26.07.2004 о доначислении суммы неуплаченного взноса на обязательное пенсионное страхование в размере 2057706 руб. и не удержанного налога на доходы физических лиц в сумме 1926210 руб., а также взыскании налоговых санкций по ст. ст. 122, 123, 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
В указанной части требования заявителя удовлетворены. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые судебные акты в части удовлетворения заявленных требований и принять новое решение.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения выездной налоговой проверки заявителя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на доходы физических лиц, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2003 по 31.12.2003 установлено неправомерное использование налогоплательщиком льготы по единому социальному налогу и нарушение при оплате и исчислении взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и налога на доходы физических лиц.
Указанные обстоятельства отражены в акте выездной налоговой проверки от 29.06.2004, на основании которого налоговым органом принято решение N 12-19/2170 от 26.07.2004 о доначислении заявителю суммы неуплаченного взноса на обязательное пенсионное страхование в размере 2057706 руб. и неудержанного налога на доходы физических лиц в сумме 1926210 руб. Кроме этого заявитель привлечен к ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 823082 руб. 04 коп. и в размере 583689 руб., по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 385242 руб., по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 206650 руб.
Основанием для принятия решения послужил вывод налогового органа о том, что компенсационные выплаты должны облагаться налогом на доходы физических лиц и с этой суммы должны быть произведены отчисления на обязательное пенсионное страхование.
Апелляционная инстанция Арбитражного суда Самарской области, признавая недействительным решение налогового органа относительно компенсационных выплат, признало его не соответствующим требованиям п. 3 ст. 217 и п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция выводы суда признает законными, так как в соответствии с актом независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности в СГООИ "Силк" от 28.02.2003, составленным объединенной профсоюзной инспекцией труда РОСТ, установлено наличие вредных условий труда, которые согласно ст. 4 Федерального закона N 181 от 17.07.99 "Об основах охраны труда в Российской Федерации" должны быть компенсированы в установленном законном порядке.
В соответствии с п/п. 2 п. 2 ст. 22 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" профессиональные союзы имеют право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации.
Коллективный договор СГООИ "Силк" на период 2003 - 2005 гг., который был 29.05.2003 зарегистрирован в отделе труда Советского района г. Самары Главного управления труда Администрации Самарской области, что свидетельствует о том, что Инспекция труда РОСТ при осуществлении своих полномочий взаимодействует с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работниками затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.
Статьи 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации определяют, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными условиями труда производится в повышенном размере, по сравнению с тарифными ставками.
Перечень тяжелых работ, работ с вредными условиями труда определяется Правительством Российской Федерации. Повышение заработной платы производится по результатам аттестации рабочих мест.
Конкретные размеры повышения заработной платы устанавливаются работодателем с учетом коллективного договора.
Обязанность выплаты компенсационных выплат отражена в п. п. 4.14, 4.22 коллективного договора организации; порядок и размер начисления компенсационных выплат отражен в п. 2.3 Соглашения по охране труда (приложение N 1 к Коллективному договору), в п. 3.3 акта независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников организации комиссии Объединенной профсоюзной инспекции труда РОСТ от 28.02.2003, временной методикой расчета компенсационных выплат работникам, занятых на рабочих местах с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, которая также согласована с уполномоченной структурой Министерства труда и социального развития Российской Федерации 19.06.2001.
В соответствии с п/п. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 28.02.2005 по делу N А55-10627/04-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 31 мая 2005 года Дело N А55-10627/04-6
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Самары
на решение от 29.11.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 28.02.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-10627/04-6
по заявлению Самарской городской общественной организации инвалидов "Силк", г. Самара, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Самары о признании недействительным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Самарская городская общественная организация инвалидов "Силк" (далее - СГООИ "Силк"), г. Самара, обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Самары N 12-19/2170 от 26.07.2004 в части доначисления единого социального налога в размере 10434833 руб. 12 коп., взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 2057706 руб. 06 коп., налога на доходы физических лиц в размере 1926210 руб., привлечения к налоговой ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за неполную уплату налога на доходы физических лиц, по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц, по п. п. 1, 2 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление документов и сведений для осуществления налогового контроля и проверки. Также заявитель просит признать недействительным требование налогового органа N 1948 от 26.07.2004 об уплате недоимки в сумме 15877975 руб.
Решением от 29.11.2004 Арбитражного суда Самарской области заявленные требования удовлетворены частично. Решение налогового органа N 12-19/2170 от 26.07.2004 признано недействительным в части доначисления единого социального налога в сумме 10434833 руб. и штрафа по единому социальному налогу в сумме 4175933 руб. Судом также признано недействительным требование N 1948 от 26.07.2004 в части уплаты недоимки по единому социальному налогу.
В обоснование решения судом сделан вывод со ссылкой на ст. 238 и ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, где определены критерии компенсационных выплат, освобождаемых от уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование и налога на доходы физических лиц.
Постановлением от 28.02.2005 апелляционная инстанция того же суда указанное решение отменила в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Самары N 12-19/2170 от 26.07.2004 о доначислении суммы неуплаченного взноса на обязательное пенсионное страхование в размере 2057706 руб. и не удержанного налога на доходы физических лиц в сумме 1926210 руб., а также взыскании налоговых санкций по ст. ст. 122, 123, 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
В указанной части требования заявителя удовлетворены. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые судебные акты в части удовлетворения заявленных требований и принять новое решение.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения выездной налоговой проверки заявителя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на доходы физических лиц, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2003 по 31.12.2003 установлено неправомерное использование налогоплательщиком льготы по единому социальному налогу и нарушение при оплате и исчислении взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и налога на доходы физических лиц.
Указанные обстоятельства отражены в акте выездной налоговой проверки от 29.06.2004, на основании которого налоговым органом принято решение N 12-19/2170 от 26.07.2004 о доначислении заявителю суммы неуплаченного взноса на обязательное пенсионное страхование в размере 2057706 руб. и неудержанного налога на доходы физических лиц в сумме 1926210 руб. Кроме этого заявитель привлечен к ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 823082 руб. 04 коп. и в размере 583689 руб., по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 385242 руб., по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 206650 руб.
Основанием для принятия решения послужил вывод налогового органа о том, что компенсационные выплаты должны облагаться налогом на доходы физических лиц и с этой суммы должны быть произведены отчисления на обязательное пенсионное страхование.
Апелляционная инстанция Арбитражного суда Самарской области, признавая недействительным решение налогового органа относительно компенсационных выплат, признало его не соответствующим требованиям п. 3 ст. 217 и п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция выводы суда признает законными, так как в соответствии с актом независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности в СГООИ "Силк" от 28.02.2003, составленным объединенной профсоюзной инспекцией труда РОСТ, установлено наличие вредных условий труда, которые согласно ст. 4 Федерального закона N 181 от 17.07.99 "Об основах охраны труда в Российской Федерации" должны быть компенсированы в установленном законном порядке.
В соответствии с п/п. 2 п. 2 ст. 22 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" профессиональные союзы имеют право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации.
Коллективный договор СГООИ "Силк" на период 2003 - 2005 гг., который был 29.05.2003 зарегистрирован в отделе труда Советского района г. Самары Главного управления труда Администрации Самарской области, что свидетельствует о том, что Инспекция труда РОСТ при осуществлении своих полномочий взаимодействует с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работниками затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.
Статьи 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации определяют, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными условиями труда производится в повышенном размере, по сравнению с тарифными ставками.
Перечень тяжелых работ, работ с вредными условиями труда определяется Правительством Российской Федерации. Повышение заработной платы производится по результатам аттестации рабочих мест.
Конкретные размеры повышения заработной платы устанавливаются работодателем с учетом коллективного договора.
Обязанность выплаты компенсационных выплат отражена в п. п. 4.14, 4.22 коллективного договора организации; порядок и размер начисления компенсационных выплат отражен в п. 2.3 Соглашения по охране труда (приложение N 1 к Коллективному договору), в п. 3.3 акта независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников организации комиссии Объединенной профсоюзной инспекции труда РОСТ от 28.02.2003, временной методикой расчета компенсационных выплат работникам, занятых на рабочих местах с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, которая также согласована с уполномоченной структурой Министерства труда и социального развития Российской Федерации 19.06.2001.
В соответствии с п/п. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 28.02.2005 по делу N А55-10627/04-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)