Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 09 марта 2005 года Дело N Ф03-А16/04-2/4603
Резолютивная часть постановления от 02.03.2005. Мотивированное постановление изготовлено 09.03.2005.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Биробиджану Еврейской автономной области на постановление от 25.10.2004 по делу N А16-1071/2004-3 Арбитражного суда Еврейской автономной области по заявлению индивидуального предпринимателя Струкова Эдуарда Вячеславовича к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Биробиджану Еврейской автономной области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в применении упрощенной системы налогообложения.
Индивидуальный предприниматель Струков Эдуард Вячеславович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Биробиджану (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Биробиджану ЕАО, далее - инспекция, налоговый орган), выразившихся в отказе в применении упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 09.09.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд исходил из того, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения вновь создаваемый субъект предпринимательской деятельности обязан подавать в налоговый орган одновременно с заявлением о его государственной регистрации. В этой связи суд признал действия инспекции законными.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.10.2004 судебный акт первой инстанции отменен и требования предпринимателя удовлетворены в полном объеме. Суд второй инстанции признал действия налогового органа незаконными, поскольку подача заявления на применение упрощенной системы налогообложения одновременно с заявлением о государственной регистрации является правом, а не обязанностью налогоплательщика.
Не согласившись постановлением апелляционной инстанции, налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, суд второй инстанции, признавая неправомерность действий инспекции по налогам и сборам, не учел, что применение упрощенной системы налогообложения вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя возможно в случае одновременной подачи заявления о его государственной регистрации и заявления на применение такой системы налогообложения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия не принимали.
Рассмотрев дело в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
Из материалов дела установлено, что с 16.06.2004 Струков Э.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем внесена запись в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и последнему выдано свидетельство о регистрации.
21.06.2004 в налоговый орган поступило заявление от индивидуального предпринимателя Струкова Э.В. о переходе на упрощенную систему налогообложения.
24.06.2004 инспекция по налогам и сборам уведомила предпринимателя о невозможности применения вышеназванной системы налогообложения в связи с несоблюдением порядка подачи данного заявления, которое выразилось в несвоевременной его подаче.
Не согласившись с действиями налогового органа, предприниматель обжаловал их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований предпринимателя, суд первой инстанции исходил из того, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения подается одновременно с заявлением о регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке суд второй инстанции отменил решение суда, обоснованно указав, что подача заявления на применение упрощенной системы налогообложения одновременно с заявлением о государственной регистрации не является обязанностью налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. В этом случае индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
Пунктом 3 статьи 83 НК РФ, регламентирующей порядок и условия постановки организации на налоговый учет, предусмотрено, что заявление о постановке на налоговый учет подается организациями в налоговый орган в течение 10 дней после их государственной регистрации.
В связи с принятием Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 01.01.2004 в соответствии с пунктом 3 статьи 83 Кодекса постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, с 01.01.2004 заявление о постановке на учет в налоговом органе не подается.
В целях реализации вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и учитывая, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является регистрирующим и налоговым органом, до внесения соответствующих изменений в статью 346.13 Кодекса возможна подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что, подавая заявление о государственной регистрации, предприниматель вправе заявить о применении упрощенной системы налогообложения с момента государственной регистрации после получения документов о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом положениями главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен отказ налогового органа в переходе на упрощенную систему налогообложения по причине неодновременной подачи заявления о переходе на названную систему налогообложения и заявления о регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
Поскольку доводы жалобы явились предметом рассмотрения и оценки суда апелляционной инстанции, у суда кассационной инстанции в силу возложенных полномочий отсутствуют основания для их переоценки.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановление апелляционной инстанции от 25.10.2004 по делу N А16-1071/04-3 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 09 марта 2005 года Дело N Ф03-А16/04-2/4603
Резолютивная часть постановления от 02.03.2005. Мотивированное постановление изготовлено 09.03.2005.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Биробиджану Еврейской автономной области на постановление от 25.10.2004 по делу N А16-1071/2004-3 Арбитражного суда Еврейской автономной области по заявлению индивидуального предпринимателя Струкова Эдуарда Вячеславовича к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Биробиджану Еврейской автономной области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в применении упрощенной системы налогообложения.
Индивидуальный предприниматель Струков Эдуард Вячеславович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Биробиджану (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Биробиджану ЕАО, далее - инспекция, налоговый орган), выразившихся в отказе в применении упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 09.09.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд исходил из того, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения вновь создаваемый субъект предпринимательской деятельности обязан подавать в налоговый орган одновременно с заявлением о его государственной регистрации. В этой связи суд признал действия инспекции законными.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.10.2004 судебный акт первой инстанции отменен и требования предпринимателя удовлетворены в полном объеме. Суд второй инстанции признал действия налогового органа незаконными, поскольку подача заявления на применение упрощенной системы налогообложения одновременно с заявлением о государственной регистрации является правом, а не обязанностью налогоплательщика.
Не согласившись постановлением апелляционной инстанции, налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, суд второй инстанции, признавая неправомерность действий инспекции по налогам и сборам, не учел, что применение упрощенной системы налогообложения вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя возможно в случае одновременной подачи заявления о его государственной регистрации и заявления на применение такой системы налогообложения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия не принимали.
Рассмотрев дело в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
Из материалов дела установлено, что с 16.06.2004 Струков Э.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем внесена запись в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и последнему выдано свидетельство о регистрации.
21.06.2004 в налоговый орган поступило заявление от индивидуального предпринимателя Струкова Э.В. о переходе на упрощенную систему налогообложения.
24.06.2004 инспекция по налогам и сборам уведомила предпринимателя о невозможности применения вышеназванной системы налогообложения в связи с несоблюдением порядка подачи данного заявления, которое выразилось в несвоевременной его подаче.
Не согласившись с действиями налогового органа, предприниматель обжаловал их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований предпринимателя, суд первой инстанции исходил из того, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения подается одновременно с заявлением о регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке суд второй инстанции отменил решение суда, обоснованно указав, что подача заявления на применение упрощенной системы налогообложения одновременно с заявлением о государственной регистрации не является обязанностью налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. В этом случае индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
Пунктом 3 статьи 83 НК РФ, регламентирующей порядок и условия постановки организации на налоговый учет, предусмотрено, что заявление о постановке на налоговый учет подается организациями в налоговый орган в течение 10 дней после их государственной регистрации.
В связи с принятием Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 01.01.2004 в соответствии с пунктом 3 статьи 83 Кодекса постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, с 01.01.2004 заявление о постановке на учет в налоговом органе не подается.
В целях реализации вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и учитывая, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является регистрирующим и налоговым органом, до внесения соответствующих изменений в статью 346.13 Кодекса возможна подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что, подавая заявление о государственной регистрации, предприниматель вправе заявить о применении упрощенной системы налогообложения с момента государственной регистрации после получения документов о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом положениями главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен отказ налогового органа в переходе на упрощенную систему налогообложения по причине неодновременной подачи заявления о переходе на названную систему налогообложения и заявления о регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
Поскольку доводы жалобы явились предметом рассмотрения и оценки суда апелляционной инстанции, у суда кассационной инстанции в силу возложенных полномочий отсутствуют основания для их переоценки.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановление апелляционной инстанции от 25.10.2004 по делу N А16-1071/04-3 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 09.03.2005 N Ф03-А16/04-2/4603
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 09 марта 2005 года Дело N Ф03-А16/04-2/4603
Резолютивная часть постановления от 02.03.2005. Мотивированное постановление изготовлено 09.03.2005.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Биробиджану Еврейской автономной области на постановление от 25.10.2004 по делу N А16-1071/2004-3 Арбитражного суда Еврейской автономной области по заявлению индивидуального предпринимателя Струкова Эдуарда Вячеславовича к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Биробиджану Еврейской автономной области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в применении упрощенной системы налогообложения.
Индивидуальный предприниматель Струков Эдуард Вячеславович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Биробиджану (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Биробиджану ЕАО, далее - инспекция, налоговый орган), выразившихся в отказе в применении упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 09.09.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд исходил из того, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения вновь создаваемый субъект предпринимательской деятельности обязан подавать в налоговый орган одновременно с заявлением о его государственной регистрации. В этой связи суд признал действия инспекции законными.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.10.2004 судебный акт первой инстанции отменен и требования предпринимателя удовлетворены в полном объеме. Суд второй инстанции признал действия налогового органа незаконными, поскольку подача заявления на применение упрощенной системы налогообложения одновременно с заявлением о государственной регистрации является правом, а не обязанностью налогоплательщика.
Не согласившись постановлением апелляционной инстанции, налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, суд второй инстанции, признавая неправомерность действий инспекции по налогам и сборам, не учел, что применение упрощенной системы налогообложения вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя возможно в случае одновременной подачи заявления о его государственной регистрации и заявления на применение такой системы налогообложения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия не принимали.
Рассмотрев дело в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
Из материалов дела установлено, что с 16.06.2004 Струков Э.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем внесена запись в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и последнему выдано свидетельство о регистрации.
21.06.2004 в налоговый орган поступило заявление от индивидуального предпринимателя Струкова Э.В. о переходе на упрощенную систему налогообложения.
24.06.2004 инспекция по налогам и сборам уведомила предпринимателя о невозможности применения вышеназванной системы налогообложения в связи с несоблюдением порядка подачи данного заявления, которое выразилось в несвоевременной его подаче.
Не согласившись с действиями налогового органа, предприниматель обжаловал их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований предпринимателя, суд первой инстанции исходил из того, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения подается одновременно с заявлением о регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке суд второй инстанции отменил решение суда, обоснованно указав, что подача заявления на применение упрощенной системы налогообложения одновременно с заявлением о государственной регистрации не является обязанностью налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. В этом случае индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
Пунктом 3 статьи 83 НК РФ, регламентирующей порядок и условия постановки организации на налоговый учет, предусмотрено, что заявление о постановке на налоговый учет подается организациями в налоговый орган в течение 10 дней после их государственной регистрации.
В связи с принятием Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 01.01.2004 в соответствии с пунктом 3 статьи 83 Кодекса постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, с 01.01.2004 заявление о постановке на учет в налоговом органе не подается.
В целях реализации вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и учитывая, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является регистрирующим и налоговым органом, до внесения соответствующих изменений в статью 346.13 Кодекса возможна подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что, подавая заявление о государственной регистрации, предприниматель вправе заявить о применении упрощенной системы налогообложения с момента государственной регистрации после получения документов о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом положениями главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен отказ налогового органа в переходе на упрощенную систему налогообложения по причине неодновременной подачи заявления о переходе на названную систему налогообложения и заявления о регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
Поскольку доводы жалобы явились предметом рассмотрения и оценки суда апелляционной инстанции, у суда кассационной инстанции в силу возложенных полномочий отсутствуют основания для их переоценки.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции от 25.10.2004 по делу N А16-1071/04-3 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 09 марта 2005 года Дело N Ф03-А16/04-2/4603
Резолютивная часть постановления от 02.03.2005. Мотивированное постановление изготовлено 09.03.2005.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Биробиджану Еврейской автономной области на постановление от 25.10.2004 по делу N А16-1071/2004-3 Арбитражного суда Еврейской автономной области по заявлению индивидуального предпринимателя Струкова Эдуарда Вячеславовича к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Биробиджану Еврейской автономной области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в применении упрощенной системы налогообложения.
Индивидуальный предприниматель Струков Эдуард Вячеславович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Биробиджану (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Биробиджану ЕАО, далее - инспекция, налоговый орган), выразившихся в отказе в применении упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 09.09.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд исходил из того, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения вновь создаваемый субъект предпринимательской деятельности обязан подавать в налоговый орган одновременно с заявлением о его государственной регистрации. В этой связи суд признал действия инспекции законными.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.10.2004 судебный акт первой инстанции отменен и требования предпринимателя удовлетворены в полном объеме. Суд второй инстанции признал действия налогового органа незаконными, поскольку подача заявления на применение упрощенной системы налогообложения одновременно с заявлением о государственной регистрации является правом, а не обязанностью налогоплательщика.
Не согласившись постановлением апелляционной инстанции, налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, суд второй инстанции, признавая неправомерность действий инспекции по налогам и сборам, не учел, что применение упрощенной системы налогообложения вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя возможно в случае одновременной подачи заявления о его государственной регистрации и заявления на применение такой системы налогообложения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия не принимали.
Рассмотрев дело в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
Из материалов дела установлено, что с 16.06.2004 Струков Э.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем внесена запись в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и последнему выдано свидетельство о регистрации.
21.06.2004 в налоговый орган поступило заявление от индивидуального предпринимателя Струкова Э.В. о переходе на упрощенную систему налогообложения.
24.06.2004 инспекция по налогам и сборам уведомила предпринимателя о невозможности применения вышеназванной системы налогообложения в связи с несоблюдением порядка подачи данного заявления, которое выразилось в несвоевременной его подаче.
Не согласившись с действиями налогового органа, предприниматель обжаловал их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований предпринимателя, суд первой инстанции исходил из того, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения подается одновременно с заявлением о регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке суд второй инстанции отменил решение суда, обоснованно указав, что подача заявления на применение упрощенной системы налогообложения одновременно с заявлением о государственной регистрации не является обязанностью налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. В этом случае индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
Пунктом 3 статьи 83 НК РФ, регламентирующей порядок и условия постановки организации на налоговый учет, предусмотрено, что заявление о постановке на налоговый учет подается организациями в налоговый орган в течение 10 дней после их государственной регистрации.
В связи с принятием Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 01.01.2004 в соответствии с пунктом 3 статьи 83 Кодекса постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, с 01.01.2004 заявление о постановке на учет в налоговом органе не подается.
В целях реализации вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и учитывая, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является регистрирующим и налоговым органом, до внесения соответствующих изменений в статью 346.13 Кодекса возможна подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что, подавая заявление о государственной регистрации, предприниматель вправе заявить о применении упрощенной системы налогообложения с момента государственной регистрации после получения документов о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом положениями главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен отказ налогового органа в переходе на упрощенную систему налогообложения по причине неодновременной подачи заявления о переходе на названную систему налогообложения и заявления о регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
Поскольку доводы жалобы явились предметом рассмотрения и оценки суда апелляционной инстанции, у суда кассационной инстанции в силу возложенных полномочий отсутствуют основания для их переоценки.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции от 25.10.2004 по делу N А16-1071/04-3 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)