Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 09.03.2005 N Ф03-А16/04-2/4603

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 09 марта 2005 года Дело N Ф03-А16/04-2/4603


Резолютивная часть постановления от 02.03.2005. Мотивированное постановление изготовлено 09.03.2005.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Биробиджану Еврейской автономной области на постановление от 25.10.2004 по делу N А16-1071/2004-3 Арбитражного суда Еврейской автономной области по заявлению индивидуального предпринимателя Струкова Эдуарда Вячеславовича к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Биробиджану Еврейской автономной области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в применении упрощенной системы налогообложения.
Индивидуальный предприниматель Струков Эдуард Вячеславович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Биробиджану (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Биробиджану ЕАО, далее - инспекция, налоговый орган), выразившихся в отказе в применении упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 09.09.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд исходил из того, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения вновь создаваемый субъект предпринимательской деятельности обязан подавать в налоговый орган одновременно с заявлением о его государственной регистрации. В этой связи суд признал действия инспекции законными.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.10.2004 судебный акт первой инстанции отменен и требования предпринимателя удовлетворены в полном объеме. Суд второй инстанции признал действия налогового органа незаконными, поскольку подача заявления на применение упрощенной системы налогообложения одновременно с заявлением о государственной регистрации является правом, а не обязанностью налогоплательщика.
Не согласившись постановлением апелляционной инстанции, налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, суд второй инстанции, признавая неправомерность действий инспекции по налогам и сборам, не учел, что применение упрощенной системы налогообложения вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя возможно в случае одновременной подачи заявления о его государственной регистрации и заявления на применение такой системы налогообложения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия не принимали.
Рассмотрев дело в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
Из материалов дела установлено, что с 16.06.2004 Струков Э.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем внесена запись в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и последнему выдано свидетельство о регистрации.
21.06.2004 в налоговый орган поступило заявление от индивидуального предпринимателя Струкова Э.В. о переходе на упрощенную систему налогообложения.
24.06.2004 инспекция по налогам и сборам уведомила предпринимателя о невозможности применения вышеназванной системы налогообложения в связи с несоблюдением порядка подачи данного заявления, которое выразилось в несвоевременной его подаче.
Не согласившись с действиями налогового органа, предприниматель обжаловал их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований предпринимателя, суд первой инстанции исходил из того, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения подается одновременно с заявлением о регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке суд второй инстанции отменил решение суда, обоснованно указав, что подача заявления на применение упрощенной системы налогообложения одновременно с заявлением о государственной регистрации не является обязанностью налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. В этом случае индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
Пунктом 3 статьи 83 НК РФ, регламентирующей порядок и условия постановки организации на налоговый учет, предусмотрено, что заявление о постановке на налоговый учет подается организациями в налоговый орган в течение 10 дней после их государственной регистрации.
В связи с принятием Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 01.01.2004 в соответствии с пунктом 3 статьи 83 Кодекса постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, с 01.01.2004 заявление о постановке на учет в налоговом органе не подается.
В целях реализации вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и учитывая, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является регистрирующим и налоговым органом, до внесения соответствующих изменений в статью 346.13 Кодекса возможна подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что, подавая заявление о государственной регистрации, предприниматель вправе заявить о применении упрощенной системы налогообложения с момента государственной регистрации после получения документов о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом положениями главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен отказ налогового органа в переходе на упрощенную систему налогообложения по причине неодновременной подачи заявления о переходе на названную систему налогообложения и заявления о регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
Поскольку доводы жалобы явились предметом рассмотрения и оценки суда апелляционной инстанции, у суда кассационной инстанции в силу возложенных полномочий отсутствуют основания для их переоценки.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 25.10.2004 по делу N А16-1071/04-3 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 09 марта 2005 года Дело N Ф03-А16/04-2/4603


Резолютивная часть постановления от 02.03.2005. Мотивированное постановление изготовлено 09.03.2005.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Биробиджану Еврейской автономной области на постановление от 25.10.2004 по делу N А16-1071/2004-3 Арбитражного суда Еврейской автономной области по заявлению индивидуального предпринимателя Струкова Эдуарда Вячеславовича к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Биробиджану Еврейской автономной области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в применении упрощенной системы налогообложения.
Индивидуальный предприниматель Струков Эдуард Вячеславович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Биробиджану (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Биробиджану ЕАО, далее - инспекция, налоговый орган), выразившихся в отказе в применении упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 09.09.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд исходил из того, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения вновь создаваемый субъект предпринимательской деятельности обязан подавать в налоговый орган одновременно с заявлением о его государственной регистрации. В этой связи суд признал действия инспекции законными.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.10.2004 судебный акт первой инстанции отменен и требования предпринимателя удовлетворены в полном объеме. Суд второй инстанции признал действия налогового органа незаконными, поскольку подача заявления на применение упрощенной системы налогообложения одновременно с заявлением о государственной регистрации является правом, а не обязанностью налогоплательщика.
Не согласившись постановлением апелляционной инстанции, налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, суд второй инстанции, признавая неправомерность действий инспекции по налогам и сборам, не учел, что применение упрощенной системы налогообложения вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя возможно в случае одновременной подачи заявления о его государственной регистрации и заявления на применение такой системы налогообложения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия не принимали.
Рассмотрев дело в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
Из материалов дела установлено, что с 16.06.2004 Струков Э.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем внесена запись в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и последнему выдано свидетельство о регистрации.
21.06.2004 в налоговый орган поступило заявление от индивидуального предпринимателя Струкова Э.В. о переходе на упрощенную систему налогообложения.
24.06.2004 инспекция по налогам и сборам уведомила предпринимателя о невозможности применения вышеназванной системы налогообложения в связи с несоблюдением порядка подачи данного заявления, которое выразилось в несвоевременной его подаче.
Не согласившись с действиями налогового органа, предприниматель обжаловал их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований предпринимателя, суд первой инстанции исходил из того, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения подается одновременно с заявлением о регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке суд второй инстанции отменил решение суда, обоснованно указав, что подача заявления на применение упрощенной системы налогообложения одновременно с заявлением о государственной регистрации не является обязанностью налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. В этом случае индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
Пунктом 3 статьи 83 НК РФ, регламентирующей порядок и условия постановки организации на налоговый учет, предусмотрено, что заявление о постановке на налоговый учет подается организациями в налоговый орган в течение 10 дней после их государственной регистрации.
В связи с принятием Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 01.01.2004 в соответствии с пунктом 3 статьи 83 Кодекса постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, с 01.01.2004 заявление о постановке на учет в налоговом органе не подается.
В целях реализации вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и учитывая, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является регистрирующим и налоговым органом, до внесения соответствующих изменений в статью 346.13 Кодекса возможна подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что, подавая заявление о государственной регистрации, предприниматель вправе заявить о применении упрощенной системы налогообложения с момента государственной регистрации после получения документов о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом положениями главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен отказ налогового органа в переходе на упрощенную систему налогообложения по причине неодновременной подачи заявления о переходе на названную систему налогообложения и заявления о регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
Поскольку доводы жалобы явились предметом рассмотрения и оценки суда апелляционной инстанции, у суда кассационной инстанции в силу возложенных полномочий отсутствуют основания для их переоценки.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 25.10.2004 по делу N А16-1071/04-3 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)