Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Индивидуального предпринимателя Ферзаули Людмилы Николаевны на постановление от 26.01.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-17802/2008 по заявлению Индивидуального предпринимателя Ферзаули Людмилы Николаевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Омской области о признании решения недействительным,
индивидуальный предприниматель Ферзаули Людмила Николаевна обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Омской области (далее по тексту инспекция) N 18 от 16.06.2008.
Решение от 13.11.2008 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 26.01.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении требования предпринимателю Ферзаули Л.Н. отказано.
В кассационной жалобе Индивидуальный предприниматель Ферзаули Людмила Николаевна просит отменить постановление апелляционного арбитражного суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных ею требований. Податель жалобы считает, что постановление принято с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу от инспекции к началу судебного заседания не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, заслушав представителя, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя Ферзаули Л.Н., по результатам которой 12.03.2008 составлен акт N 7 и вынесено 16.06.2008 решение N 18.
Решением инспекции от 16.06.2008 N 18 предприниматель Ферзаули Л.Н. привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122, пункту 1 статьи 126, статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в общей сумме 102 959 руб. Предложено предпринимателю Ферзаули Л.Н. уплатить налог на доходы физических лиц (далее по тексту НДФЛ) в сумме 229 340 руб., налог на добавленную стоимость (далее по тексту НДС) в сумме 448 326 руб., единый социальный налог (далее по тексту ЕСН) в сумме 130 020 руб., НДФЛ как налоговый агент в сумме 15 223 руб. и соответствующие им суммы пеней.
Основанием для принятия указанного решения послужил факт непринятия к вычетам по НДС, НДФЛ, ЕСН расходов с "несуществующими" юридическими лицами: обществом с ограниченной ответственностью "Вираж", обществом с ограниченной ответственностью "Райв", обществом с ограниченной ответственностью "Софт-Сервис".
Считая решение N 18 от 16.06.2008 незаконным, предприниматель Ферзаули Л.Н. обжаловала его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных предпринимателем Ферзаули Л.Н. требований, арбитражные суды исходили из того, что документы, представленные налогоплательщиком в подтверждение вычетов по НДС, НДФЛ, ЕСН не являются надлежащими доказательствами, подтверждающими наличие у нее соответствующих расходов, так как документы не подписаны, оформлены несуществующими юридическими лицами. Доводы предпринимателя Ферзаули Л.Н. о нарушении процедуры привлечения к налоговой ответственности отклонены как необоснованные.
Кассационная инстанция, оставляя постановление без изменения, исходит из следующего.
Согласно статье 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Кодекса.
В силу статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
В соответствии со статьей 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Налоговая база указанных налогоплательщиков определяется как сумма доходов, полученных ими за налоговый период от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль.
Согласно статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходы - обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком; обоснованные расходы - экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме; документально подтвержденные расходы - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, при решении вопроса о возможности принятия расходов в целях исчисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога необходимо исходить из реальности этих расходов, произведенных для приобретения товаров (работ, услуг), а также их документального подтверждения.
На основании пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы данного налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в силу главы 21 Кодекса, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В статье 172 Налогового кодекса Российской Федерации определен порядок применения налоговых вычетов, согласно которому налоговые вычеты, установленные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Следовательно, исполнив названные выше требования закона, налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, представленной в альбомах унифицированных форм первичной документации, а документы, форма которых не определена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Таким образом, документы, предъявляемые в подтверждение вычетов, должны содержать все реквизиты, но и достоверно отражать содержащиеся в них сведения.
В соответствии с позицией, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В обоснование произведенных расходов предприниматель представила инспекции и суду счета-фактуры, контрольно-кассовые чеки, подтверждающие, по ее мнению, приобретение и оплату товара.
Однако согласно сообщению инспекций налоговой службы ООО "Вираж", ООО "Райв", ООО "Софт-Сервис" контрагенты предпринимателя - не состоят на налоговом учете в инспекциях, сведения об этих организациях в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют, контрольно-кассовые чеки отпечатаны на контрольно-кассовых машинах, не зарегистрированных в установленном порядке.
В силу положений статей 49, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у предпринимателя правовых оснований для учета в целях налогообложения произведенных ею расходов по приобретению товара у контрагентов, не зарегистрированных в установленном порядке.
Доводы жалобы предпринимателя в этой части направлены на переоценку выводов судов.
Не обоснованы доводы предпринимателя Ферзаули Л.Н., изложенные в жалобе, о нарушении ее прав при принятии инспекцией решения.
Арбитражные суды всесторонне и полно исследовали представленные сторонами доказательства, касающиеся процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, правильно применили нормы материального и процессуального права, пришли к обоснованному выводу об отсутствии нарушений, которые бы повлекли незаконность оспариваемого решения.
Сам факт принятия решения инспекцией с нарушением установленных сроков, при соблюдении при этом прав налогоплательщика на участие в рассмотрении результатов проверки, не является безусловным основанием для признания решения недействительным.
Доводы предпринимателя, изложенные в жалобе, в этой части так же направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств по делу.
Кроме этого, предприниматель обжалует постановление арбитражного апелляционного суда, не приводя при этом доводов и оснований для отмены решения арбитражного суда, которым также отказано в удовлетворении заявленных ею требований.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановление от 26.01.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-17802/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 16.04.2009 N Ф04-2281/2009(4813-А46-29) ПО ДЕЛУ N А46-17802/2008
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2009 г. N Ф04-2281/2009(4813-А46-29)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Индивидуального предпринимателя Ферзаули Людмилы Николаевны на постановление от 26.01.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-17802/2008 по заявлению Индивидуального предпринимателя Ферзаули Людмилы Николаевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Омской области о признании решения недействительным,
установил:
индивидуальный предприниматель Ферзаули Людмила Николаевна обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Омской области (далее по тексту инспекция) N 18 от 16.06.2008.
Решение от 13.11.2008 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 26.01.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении требования предпринимателю Ферзаули Л.Н. отказано.
В кассационной жалобе Индивидуальный предприниматель Ферзаули Людмила Николаевна просит отменить постановление апелляционного арбитражного суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных ею требований. Податель жалобы считает, что постановление принято с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу от инспекции к началу судебного заседания не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, заслушав представителя, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя Ферзаули Л.Н., по результатам которой 12.03.2008 составлен акт N 7 и вынесено 16.06.2008 решение N 18.
Решением инспекции от 16.06.2008 N 18 предприниматель Ферзаули Л.Н. привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122, пункту 1 статьи 126, статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в общей сумме 102 959 руб. Предложено предпринимателю Ферзаули Л.Н. уплатить налог на доходы физических лиц (далее по тексту НДФЛ) в сумме 229 340 руб., налог на добавленную стоимость (далее по тексту НДС) в сумме 448 326 руб., единый социальный налог (далее по тексту ЕСН) в сумме 130 020 руб., НДФЛ как налоговый агент в сумме 15 223 руб. и соответствующие им суммы пеней.
Основанием для принятия указанного решения послужил факт непринятия к вычетам по НДС, НДФЛ, ЕСН расходов с "несуществующими" юридическими лицами: обществом с ограниченной ответственностью "Вираж", обществом с ограниченной ответственностью "Райв", обществом с ограниченной ответственностью "Софт-Сервис".
Считая решение N 18 от 16.06.2008 незаконным, предприниматель Ферзаули Л.Н. обжаловала его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных предпринимателем Ферзаули Л.Н. требований, арбитражные суды исходили из того, что документы, представленные налогоплательщиком в подтверждение вычетов по НДС, НДФЛ, ЕСН не являются надлежащими доказательствами, подтверждающими наличие у нее соответствующих расходов, так как документы не подписаны, оформлены несуществующими юридическими лицами. Доводы предпринимателя Ферзаули Л.Н. о нарушении процедуры привлечения к налоговой ответственности отклонены как необоснованные.
Кассационная инстанция, оставляя постановление без изменения, исходит из следующего.
Согласно статье 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Кодекса.
В силу статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
В соответствии со статьей 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Налоговая база указанных налогоплательщиков определяется как сумма доходов, полученных ими за налоговый период от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль.
Согласно статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходы - обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком; обоснованные расходы - экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме; документально подтвержденные расходы - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, при решении вопроса о возможности принятия расходов в целях исчисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога необходимо исходить из реальности этих расходов, произведенных для приобретения товаров (работ, услуг), а также их документального подтверждения.
На основании пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы данного налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в силу главы 21 Кодекса, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В статье 172 Налогового кодекса Российской Федерации определен порядок применения налоговых вычетов, согласно которому налоговые вычеты, установленные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Следовательно, исполнив названные выше требования закона, налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, представленной в альбомах унифицированных форм первичной документации, а документы, форма которых не определена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Таким образом, документы, предъявляемые в подтверждение вычетов, должны содержать все реквизиты, но и достоверно отражать содержащиеся в них сведения.
В соответствии с позицией, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В обоснование произведенных расходов предприниматель представила инспекции и суду счета-фактуры, контрольно-кассовые чеки, подтверждающие, по ее мнению, приобретение и оплату товара.
Однако согласно сообщению инспекций налоговой службы ООО "Вираж", ООО "Райв", ООО "Софт-Сервис" контрагенты предпринимателя - не состоят на налоговом учете в инспекциях, сведения об этих организациях в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют, контрольно-кассовые чеки отпечатаны на контрольно-кассовых машинах, не зарегистрированных в установленном порядке.
В силу положений статей 49, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у предпринимателя правовых оснований для учета в целях налогообложения произведенных ею расходов по приобретению товара у контрагентов, не зарегистрированных в установленном порядке.
Доводы жалобы предпринимателя в этой части направлены на переоценку выводов судов.
Не обоснованы доводы предпринимателя Ферзаули Л.Н., изложенные в жалобе, о нарушении ее прав при принятии инспекцией решения.
Арбитражные суды всесторонне и полно исследовали представленные сторонами доказательства, касающиеся процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, правильно применили нормы материального и процессуального права, пришли к обоснованному выводу об отсутствии нарушений, которые бы повлекли незаконность оспариваемого решения.
Сам факт принятия решения инспекцией с нарушением установленных сроков, при соблюдении при этом прав налогоплательщика на участие в рассмотрении результатов проверки, не является безусловным основанием для признания решения недействительным.
Доводы предпринимателя, изложенные в жалобе, в этой части так же направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств по делу.
Кроме этого, предприниматель обжалует постановление арбитражного апелляционного суда, не приводя при этом доводов и оснований для отмены решения арбитражного суда, которым также отказано в удовлетворении заявленных ею требований.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 26.01.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-17802/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)