Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.05.2009 ПО ДЕЛУ N А56-29771/2008

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2009 г. по делу N А56-29771/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.П.Загараевой,
судей М.В.Будылевой, В.А.Семиглазова,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ю.В.Пряхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2464/2009) Межрайонной ИФНС России N 17 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2009 г. по делу N А56-29771/2008 (судья Д.А.Глумов), принятое
по иску (заявлению) ООО "МАКСИДОМ"
к Межрайонной ИФНС России N 17 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии:
- от истца (заявителя): А.М.Трубачев, доверенность от 12.01.2009 г. N 002;
- от ответчика (должника): Г.И.Росицкая, доверенность от 21.05.2009 г. N 17/17801; О.И.Бородулина, доверенность от 12.05.2009 г.;
- установил:

общество с ограниченной ответственностью "МАКСИДОМ" (далее - ООО "МАКСИДОМ", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу (далее - налоговый орган, инспекция, МИФНС РФ N 17 по СПб, ответчик) о признании недействительным решения от 30.06.2008 г. N 662.
Решением суда первой инстанции от 16.01.2009 г. требования удовлетворены в части признания недействительным оспариваемого решения в части начисления Обществу и предложения уплатить земельный налог в сумме 10951 руб., пени в размере 17565,67 руб., штрафа в сумме 21011 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе МИФНС РФ N 17 по СПб просит решение суда в части удовлетворения требований Общества отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу налоговым органом было вынесено оспариваемое решение.
При проведении проверки налоговым органом было установлено, что Общество при исчислении земельного налога за 2007 г. неправомерно применило кадастровую стоимость земли под бесплатной автостоянкой, установленную для земель и гаражей и автостоянок, а также пониженную налоговую ставку по земельному налогу в размере 0,042%, что явилось основанием для начисления Обществу земельного налога в размере 1583803 руб., пени в сумме 123406,75 руб., штрафа в сумме 265462,20 руб., Обществу предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Налоговым органом при расчете земельного налога учтен факт обременения земельного участка зоной воздушных линий электропередач площадью 10032 кв. м.
В апелляционной жалобе Инспекция ссылается, в частности, на то, что к земельному участку, занятому зоной воздушных линий электропередач, площадью 10032 кв. м неправомерно применение кадастровой стоимости 1 кв. м земли в размере 1181 руб. При применении указанной кадастровой стоимости 1 кв. м на площади 10032 кв. м общая кадастровая стоимость всего земельного участка составляет 196079808 руб., что противоречит данным Росрегистрации, по сведениям которой стоимость земельного участка с кадастровым номером 78:13382:26 составляет 221220000 руб.
Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в связи со следующими обстоятельствами.
Из материалов дела следует, что Общество владеет на праве частной собственности земельным участком площадью 60000 кв. м, кадастровый номер 78:13382:26, назначение - земли поселений, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, поселок Парголово, Пригородный, участок 60 (далее - земельный участок), что следует из свидетельства о государственной регистрации права серии 78-АА N 514210. Земельный участок обременен зоной воздушных линий электропередач площадью 10032 кв. м.
Земельный участок используется Обществом для размещения объекта торговли площадью 20484 кв. м и бесплатной автостоянки (гостевой парковки) площадью 39516 кв. м.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога установлен главой 31 "Земельный налог" НК РФ и на территории Санкт-Петербурга Законом Санкт-Петербурга от 28.11.2005 г. N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах".
В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог, а в силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Статьей 394 НК РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
В статье 2 Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2005 г. N 611-86 перечислены налоговые ставки, установленные на территории Санкт-Петербурга с 1 января 2006 года.
Из положений данной статьи следует, что примененная Обществом пониженная налоговая ставка в размере 0,042 процента применяется в отношении земельных участков, которые предоставлены именно в целях размещения объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), гаражей или приобретены (предоставлены) для жилищного строительства на них, а не в отношении самих объектов, имеющих определенное целевое назначение.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что гаражи, на которые указано в вышеназванном Законе, для целей налогообложения не могут быть отождествлены с автостоянками.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.11.2006 г. N 1432 утверждены на территории Санкт-Петербурга результаты кадастровой оценки земель в границах кадастровых кварталов, кадастровая стоимость 1 кв. м земли дифференцирована в зависимости от функционального использования земель.
Из свидетельства о государственной регистрации права серии 78-АА N 514210, кадастрового плана земельного участка следует, что земельный участок относится к землям поселений с разрешенным видом использования - общественно-деловая зона. В кадастровом плане земельного участка автостоянка каким-либо образом не выделена, а ее площадь определена Обществом на основе данных положительного заключения Управления государственной вневедомственной экспертизы от 28.11.2006 г. N 699-2006 путем исключения из общей площади земельного участка площади застройки в размере 20484 кв. м.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что размещение бесплатной гостевой автостоянки для посетителей объекта торговли на части земельного участка площадью 39516 кв. м не свидетельствует об осуществлении заявителем предпринимательской деятельности по оказанию услуг по предоставлению мест на автостоянке и об изменении общего целевого назначения земельного участка.
Следовательно, Обществом неправомерно была применена кадастровая стоимость 1 кв. м земли в размере 3780 руб., определенного для земель гаражей и автостоянок, а также ставка земельного налога в размере 0,042 процента в отношении части земельного участка площадью 39516 кв. м.
Суд первой инстанции правомерно признал правильными доводы налогового органа о необходимости применения в данном случае кадастровой стоимости 1 кв. м земли в размере 3687 руб., определенной для земель под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса, а также ставки земельного налога в размере 1,5 процента.
В материалы дела сторонами были представлены справки от 14.04.2009 г. Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга о кадастровой стоимости земельного участка площадью 60000 руб., согласно которым кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 78:36:13382:26 составила 226800000 руб., то есть 3780 руб. за 1 кв. м. Также в материалах дела имеются кадастровый план, кадастровая выписка о земельном участке от 06.04.2009 г. по состоянию на 01.01.2008 г. Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Санкт-Петербургу.
Указанная выписка не может быть принята апелляционным судом в качестве доказательства разрешенного вида использования земельного участка, кадастровой стоимости, поскольку налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, в данном случае спорным налоговым периодом является 2007 г.
Кроме того, апелляционный суд отмечает следующее.
В соответствии с совместным приказом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от 20.11.2006 N 111/120 "О внесении изменений в Классификатор п. 1.13 "Разрешенное использование (назначение)" версии 11 (пункт 4.1), именно Комитет по земельным ресурсам и землеустройству определяет вид разрешенного использования земельных участков. В соответствии с п. 7. данного Приказа КЗРиЗу проверяет сведения о земельных участках, составляет таблицу соответствия видов разрешенного использования и подготавливает документы для Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу для внесения сведений в Единый государственный реестр земель. В свою очередь, Управление Роснедвижимости, получив сведения о видах разрешенного использования из КЗРиЗу, в соответствии с пунктом 10 данного совместного Приказа вносит сведения о разрешенных видах использования земельных участков.
Следовательно, КЗРиЗу - определяет вид разрешенного использования, а Роснедвижимость - вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр земель.
Таким образом, Управление Роснедвижимости не является органом, уполномоченным определять вид разрешенного использования. Из "Положения об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу" (Приказ Роснедвижимости от 27.10.2006 N П/0339) следует, что данный орган осуществляет ведение государственного земельного кадастра, предоставляет сведения государственного земельного кадастра, осуществляет государственную кадастровую оценку земель. Предоставление сведений и ведение государственного земельного кадастра осуществляется в отношении вида разрешенного использования земельного участка на основании сведений, получаемых из КЗРиЗу, однако государственная кадастровая оценка земель производится Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу.
Из материалов дела следует, что налоговым органом при расчете земельного налога учтен факт обременения земельного участка зоной воздушных линий электропередач площадью 10032 кв. м. При расчете земельного налога в этой части налоговым органом применена кадастровая стоимость 1 кв. м земли в размере 3687 руб., определенная для земель под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса, а также ставка земельного налога в размере 0,042 процента.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что в отношении земельного участка, обремененного зоной воздушных линий электропередач площадью 10032 кв. м, подлежит применению кадастровая стоимость 1 кв. м земли в размере 1181 руб., определенная для земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением автозаправочных и газонаполнительных станций, предприятий автосервиса, гаражей и автостоянок), под объектами связи, поскольку воздушные линии электропередач относятся к объектам коммунального хозяйства, а доказательств того, что на этой части земельного участка находится объект торговли, принадлежащий обществу, налоговым органом в материалы дела не представлено.
Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 28.11.2006 г. N 1432 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге" утверждены на территории Санкт-Петербурга результаты кадастровой оценки земель в границах кадастровых кварталов. При этом кадастровая стоимость 1 кв. м земли дифференцирована в зависимости от функционального использования земель.
Согласно разделу 7 приложения к Постановлению N 1432 кадастровая стоимость 1 кв. м в кадастровом квартале N 13382 под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением автозаправочных и газонаполнительных станций, предприятий автосервиса, гаражей и автостоянок), под объектами связи установлена в размере 1181 руб.
Сторонами в материалы дела был представлен уточненный акт сверки по начисленным суммам по оспариваемому решению Инспекции, в котором расчет сумм, подлежащих начислению обществу, произведен в том числе исходя из стоимости 1 кв. м земельного участка, обремененного зоной воздушных линий электропередач, в размере 1181 руб., и учтена имеющаяся у Общества переплата по земельному налогу. В результате проведенной сверки с учетом указанных обстоятельств судом первой инстанции было правомерно установлено излишнее начисление Обществу земельного налога в сумме 10951 руб., пеней по земельному налогу в размере 17565,67 руб., штрафа в сумме 21011 руб.
В указанной части решение налогового органа подлежит признанию недействительным.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 января 2009 г. по делу N А56-29771/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
ЗАГАРАЕВА Л.П.

Судьи
БУДЫЛЕВА М.В.
СЕМИГЛАЗОВ В.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)