Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
14 августа 2007 г. Дело N А41-К2-12143/06
Резолютивная часть решения объявлена 14 августа 2007 г.
Полный текст решения изготовлен 21 августа 2007 г.
Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего Р., протокол судебного заседания вела судья Р., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ОАО "Опытный завод "Атомспецконструкция" к ИФНС России по г. Электросталь Московской области о признании незаконным действия и обязании возместить излишне уплаченный налог, при участии в заседании: от истца - К., доверенность N 497 от 10.07.2006, З., доверенность N 01/644 от 25.09.2006, от ответчика - Я., доверенность N 05-04/3069 от 29.12.2006
ОАО "Опытный завод "Атомспецконструкция" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений размера исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным бездействия ИФНС России по г. Электросталь МО, выразившееся в непринятии решения о зачете (возврате) излишне уплаченного налога и об обязании налогового органа произвести возврат излишне уплаченного земельного налога за 2003 - 2005 гг. в сумме 5911508 руб.
Дело направлено на новое рассмотрение постановлением ФАС МО от 16.04.2007 в части непринятия решения о зачете земельного налога в сумме 1659569 руб. за 2003 г. Суду первой инстанции предложено проверить правильность расчета земельного налога с учетом требований п. 7 ст. 78 НК РФ.
В обоснование заявленных требований ОАО "Опытный завод "Атомспецконструкция" указало, что в 2003 - 2005 гг. общество исчисляло сумму земельного налога, подлежащего уплате за принадлежащий ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 148215 кв. м, предоставленный для промышленно-производственной застройки, по ставкам налога, значительно превышающим установленные законодательством. При этом общество учитывало, что средняя ставка в размере 1,8 руб. установлена Законом N 1738-1 на уровне 1994 года, поэтому применяло все законно установленные индексирующие (с учетом деноминации) коэффициенты с 1994 г. по 2005 г., а именно: "50" - Федеральный закон от 09.08.1994 N 22-ФЗ; "2" - Федеральный закон от 31.03.1995 N 39-ФЗ; "1,5" - Постановление Правительства России от 03.04.1996 N 378; "2" - Федеральный закон от 26.02.1997 N 29-ФЗ; "1,2" - Федеральный закон от 31.12.1999 N 227-ФЗ; "2" - Федеральный закон от 14.12.2001 N 163-ФЗ; "1,8" - Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ; "1,1" - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ. А также принято во внимание, что с 01.01.1998 подлежащая уплате сумма налога уменьшилась в 1000 раз в связи с деноминацией (Письмо Госналогслужбы РФ и Госкомзема РФ от 20.03.1998 N ВЗ-6-04/191, 30-171/4/614), а в 1998 г. и 2001 г. размер налога не менялся (Федеральные законы от 28.10.1998 N 162-ФЗ и от 27.12.2000 N 150-ФЗ).
При расчете земельного налога обществом не применен коэффициент "2,5", установленный ст. 2 Закона Московской области N 18/95-ОЗ, так как земельный участок, находящиеся в пользовании общества, в соответствии с постановлениями главы администрации г. Электросталь Московской области от 18.12.1992 N 132/21, предоставлен для промышленно-производственной застройки, которые, в соответствии с положениями земельного законодательства не относятся к землям, имеющим рекреационную ценность, поэтому к ним не может применяться коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах.
Заинтересованное лицо, ИФНС России по г. Электросталь Московской области, в судебное заседание явилось, с заявленными требованиями не согласно, в их удовлетворении просит отказать.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела в полной объеме, суд установил, что ОАО "Опытный завод "Атомспецконструкция" представило в ИФНС России по г. Электросталь Московской области уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2003 - 2005 гг. без применения повышающих коэффициентов 2,5 и 1,6 с заявлением N 01/368 от 18.05.2006 о зачете в счет предстоящих платежей (л.д. 66). Сумма излишне уплаченного земельного налога за 2003 - 2005 гг., согласно представленного заявителем в ходе судебного заседания расчета ставки земельного налога составила 5911508 руб.
Инспекцией ФНС России по г. Электросталь Московской области не вынесла решение о зачете излишне уплаченного налога.
Заявитель считает действие налогового органа, выразившееся в непринятии решения о зачете излишне уплаченного налога незаконным, в связи с чем заявлен рассматриваемый иск.
Как усматривается из отзыва заинтересованного лица, представленного в материалах дела, налоговый орган считает неправомерным исключение заявителем из расчета ставок земельного налога за 2003 - 2005 гг. повышающих коэффициентов.
ИФНС России по г. Электросталь МО считает применение налогоплательщиком при расчете земельного налога в уточненных налоговых декларациях за указанные периоды ставок земельного налога с нарушением ст. ст. 7, 8 раздела III Федерального закона N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю" и постановлений главы г. Электростали Московской области, устанавливающих на территории г. Электростали ставки налога на землю за городские земли, находящиеся в пользовании организаций на 2003 - 2005 гг.
Постановлением главы администрации г. Электросталь Московской области от 18.12.1992 N 1325/21 "О закреплении земельных участков по фактическому пользованию на территории города" заявителю в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 148215 кв. м для промышленно-производственной застройки с кадастровым номером 50-46-060708-0013, о чем выдано свидетельство серия АБ N 0717470.
В силу ст. 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" ОАО "Атомспецконструкция", как землепользователь земельного участка, является плательщиком земельного налога.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ "О плате за землю" заявитель ежегодно самостоятельно рассчитывал и уплачивал земельный налог и подавал декларации по земельному налогу в налоговый орган, при этом при исчислении земельного налога в 2003 - 2005 гг. им были применены ставки земельного налога, установленные постановлением главы г. Электросталь Московской области N 1404/19 от 27.12.2002 в размере 18,662 руб./кв. м; постановлением главы муниципального образования "Город Электросталь" Московской области N 20/1 от 16.01.2004 в размере 20,528 руб./кв. м; решением Совета депутатов г. Электросталь Московской области N 252/42 от 27.01.2005 в размере 22,258 руб./кв. м; решением N 298/48 от 30.06.2005 в размере 22,603 руб./кв. м.
На основании ст. 81 НК РФ заявитель был вправе, обнаружив ошибку в своих расчетах налога, представить в налоговый орган уточненные декларации.
Суд считает, что установление ставок земельного налога, указанных в приведенных выше актах местного органа власти, для земель, предоставленных обществу, не соответствует Закону РФ "О плате за землю". Местным органом власти при расчете земельного налога был применен повышающий коэффициент увеличения средней ставки земельного налога: "2,5", установленный ст. 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области", не подлежащий применению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблица 1, 2, 3) к данному Закону. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Статья 2 Закона Московской области N 18/95-ОЗ определяет, что средние ставки земельного налога за земли всех категорий на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2 - коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных (рекреационных) зонах - к Закону РФ "О плате за землю". За земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области).
Статья 83 Земельного кодекса РФ устанавливает, что землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Земли г. Электросталь отвечают этим признакам и поэтому относятся к категории земель поселений.
Применение повышающих коэффициентов увеличения средней ставки земельного налога в курортных (рекреационных) зонах к землям поселений, противоречит нормам налогового и земельного законодательства по следующим основаниям.
Законом РФ "О плате за землю" не установлено, что вся территория Московской области отнесена к землям рекреационного назначения, на которые установлен коэффициент средней ставки земельного налога в курортных зонах.
Земельный участок площадью 148215 кв. м на территории г. Электросталь предоставлен ОАО "Атомспецконструкция" для промышленно-производственной застройки, то есть относится к землям промышленности.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли поселений, и земли рекреационного назначения, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения, относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Таким образом, земли поселений не относятся к землям, имеющим рекреационную ценность, поэтому к ним не может применяться коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах.
Ставка земельного налога на земельный участок, принадлежащий обществу, исчисляется следующим образом.
Согласно таблицы 1 Приложения 2 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" средняя ставка земельного налога в городах с численностью населения 100 - 250 тысяч человек Центрального экономического района составляет 1,8 руб./кв. м.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г." в 1995 году применяются установленные Федеральным законом от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" средние размеры земельного налога за земли, исчисляемые в соответствии со статьями 6, 8 (земли поселений), 9, 10, ч. 2 ст. 11 и ч. 3 ст. 12 Закона "О плате за землю" - с коэффициентом "22". Заявитель применил коэффициент 2, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
В статье 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" установлено, что средние ставки земельного налога за городские земли, установленные в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" и ст. 2 Закона Московской области, увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение. В соответствии с таблицей Приложения N 7 к Закону Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ для г. Электросталь установлен коэффициент "1,6".
Применение коэффициента, учитывающего статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение, к средним ставкам земельного налога, предусмотрено абзацем 2 ст. 8 Закона РСФСР от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", в соответствии с которым органы местного самоуправления наделяются правом определять размеры данных коэффициентов в зависимости от местоположения и градостроительной ценности территорий (городов).
Для земельных участков на территории Московской области коэффициенты к ставке земельного налога, учитывающие статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение предусмотрены вышеуказанным Приложением N 7 к Закону Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.1996 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" в 1996 году установленные на 1995 год ставки и средние размеры земельного налога применяются с коэффициентом "1,5". Заявитель применил коэффициент "1,5", увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". Заявитель применил коэффициент 2, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
В силу ст. 1 Федерального закона от 18.10.1998 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" до 1 января 1999 г. сохранен размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год.
Статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Заявитель применил коэффициент "1,2", увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Статьей 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2".
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".
Статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" установлено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом "1,1".
Исходя из вышесказанного, а, также, учитывая п. 1 Указа Президента РФ от 04.08.1997 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", размер ставки земельного налога составляет: в 2003 году - 7,46496 руб./кв. м; в 2004 г. 8,211456 руб./кв. м; в 2005 году - 9,0326 руб./кв. м.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в 2003 г., по расчетам заявителя составляет: 148215 кв. м x 7,46496 руб./кв. м = 1106419 рублей.
Заявитель оплатил земельный налог в размере 2765988 руб. Сумма излишне уплаченного земельного налога за 2003 г. составляет: 2765988 - 1106419 = 1659569 рублей.
В соответствии с п. п. 7, 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи письменного заявления налогоплательщика и по решению налогового органа.
В результате того, что земельный налог за 2003 г. исчислялся и уплачивался заявителем в повышенных размерах, сумма в размере 1659569 руб. оказалась излишне уплаченной, и, в силу ст. 78 НК РФ, заявитель имеет право на ее возврат.
Возражения налогового органа в том, что заявитель имеет право на возврат налога в сумме 544752 руб. 31 коп., так как по платежному поручению N 30 от 20.01.2004 налог перечислен в 2004 г. не может быть признан уплаченным за 2003 год, суд считает необоснованными. В платежном поручении N 30 указано, что земельный налог уплачивается за 2003 год.
Пунктом 5 статьи 200 АПК РФ определено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение и совершили оспариваемые действия (бездействие).
Учитывая положения ст. ст. 71, 201 АПК РФ, согласно которым при рассмотрении дела суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое действие ИФНС России по г. Электросталь МО, выраженное в непринятии решения о зачете излишне уплаченного земельного налога в сумме 1659569 руб. не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы ОАО "Атомспецконструкция", поэтому подлежит признанию незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176 АПК РФ арбитражный суд
иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ИФНС России по г. Электросталь Московской области выразившееся в непринятии решения о зачете излишне уплаченного земельного налога за 2003 г. в сумме 1659569 руб.
Обязать ИФНС России по г. Электросталь вынести решение о зачете ОАО "Опытный завод "Атомспецконструкция" излишне уплаченного земельного налога за 2003 г. в сумме 1659569 руб. в счет предстоящих платежей.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14.08.2007, 21.08.2007 ПО ДЕЛУ N А41-К2-12143/06
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
14 августа 2007 г. Дело N А41-К2-12143/06
Резолютивная часть решения объявлена 14 августа 2007 г.
Полный текст решения изготовлен 21 августа 2007 г.
Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего Р., протокол судебного заседания вела судья Р., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ОАО "Опытный завод "Атомспецконструкция" к ИФНС России по г. Электросталь Московской области о признании незаконным действия и обязании возместить излишне уплаченный налог, при участии в заседании: от истца - К., доверенность N 497 от 10.07.2006, З., доверенность N 01/644 от 25.09.2006, от ответчика - Я., доверенность N 05-04/3069 от 29.12.2006
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Опытный завод "Атомспецконструкция" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений размера исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным бездействия ИФНС России по г. Электросталь МО, выразившееся в непринятии решения о зачете (возврате) излишне уплаченного налога и об обязании налогового органа произвести возврат излишне уплаченного земельного налога за 2003 - 2005 гг. в сумме 5911508 руб.
Дело направлено на новое рассмотрение постановлением ФАС МО от 16.04.2007 в части непринятия решения о зачете земельного налога в сумме 1659569 руб. за 2003 г. Суду первой инстанции предложено проверить правильность расчета земельного налога с учетом требований п. 7 ст. 78 НК РФ.
В обоснование заявленных требований ОАО "Опытный завод "Атомспецконструкция" указало, что в 2003 - 2005 гг. общество исчисляло сумму земельного налога, подлежащего уплате за принадлежащий ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 148215 кв. м, предоставленный для промышленно-производственной застройки, по ставкам налога, значительно превышающим установленные законодательством. При этом общество учитывало, что средняя ставка в размере 1,8 руб. установлена Законом N 1738-1 на уровне 1994 года, поэтому применяло все законно установленные индексирующие (с учетом деноминации) коэффициенты с 1994 г. по 2005 г., а именно: "50" - Федеральный закон от 09.08.1994 N 22-ФЗ; "2" - Федеральный закон от 31.03.1995 N 39-ФЗ; "1,5" - Постановление Правительства России от 03.04.1996 N 378; "2" - Федеральный закон от 26.02.1997 N 29-ФЗ; "1,2" - Федеральный закон от 31.12.1999 N 227-ФЗ; "2" - Федеральный закон от 14.12.2001 N 163-ФЗ; "1,8" - Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ; "1,1" - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ. А также принято во внимание, что с 01.01.1998 подлежащая уплате сумма налога уменьшилась в 1000 раз в связи с деноминацией (Письмо Госналогслужбы РФ и Госкомзема РФ от 20.03.1998 N ВЗ-6-04/191, 30-171/4/614), а в 1998 г. и 2001 г. размер налога не менялся (Федеральные законы от 28.10.1998 N 162-ФЗ и от 27.12.2000 N 150-ФЗ).
При расчете земельного налога обществом не применен коэффициент "2,5", установленный ст. 2 Закона Московской области N 18/95-ОЗ, так как земельный участок, находящиеся в пользовании общества, в соответствии с постановлениями главы администрации г. Электросталь Московской области от 18.12.1992 N 132/21, предоставлен для промышленно-производственной застройки, которые, в соответствии с положениями земельного законодательства не относятся к землям, имеющим рекреационную ценность, поэтому к ним не может применяться коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах.
Заинтересованное лицо, ИФНС России по г. Электросталь Московской области, в судебное заседание явилось, с заявленными требованиями не согласно, в их удовлетворении просит отказать.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела в полной объеме, суд установил, что ОАО "Опытный завод "Атомспецконструкция" представило в ИФНС России по г. Электросталь Московской области уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2003 - 2005 гг. без применения повышающих коэффициентов 2,5 и 1,6 с заявлением N 01/368 от 18.05.2006 о зачете в счет предстоящих платежей (л.д. 66). Сумма излишне уплаченного земельного налога за 2003 - 2005 гг., согласно представленного заявителем в ходе судебного заседания расчета ставки земельного налога составила 5911508 руб.
Инспекцией ФНС России по г. Электросталь Московской области не вынесла решение о зачете излишне уплаченного налога.
Заявитель считает действие налогового органа, выразившееся в непринятии решения о зачете излишне уплаченного налога незаконным, в связи с чем заявлен рассматриваемый иск.
Как усматривается из отзыва заинтересованного лица, представленного в материалах дела, налоговый орган считает неправомерным исключение заявителем из расчета ставок земельного налога за 2003 - 2005 гг. повышающих коэффициентов.
ИФНС России по г. Электросталь МО считает применение налогоплательщиком при расчете земельного налога в уточненных налоговых декларациях за указанные периоды ставок земельного налога с нарушением ст. ст. 7, 8 раздела III Федерального закона N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю" и постановлений главы г. Электростали Московской области, устанавливающих на территории г. Электростали ставки налога на землю за городские земли, находящиеся в пользовании организаций на 2003 - 2005 гг.
Постановлением главы администрации г. Электросталь Московской области от 18.12.1992 N 1325/21 "О закреплении земельных участков по фактическому пользованию на территории города" заявителю в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 148215 кв. м для промышленно-производственной застройки с кадастровым номером 50-46-060708-0013, о чем выдано свидетельство серия АБ N 0717470.
В силу ст. 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" ОАО "Атомспецконструкция", как землепользователь земельного участка, является плательщиком земельного налога.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ "О плате за землю" заявитель ежегодно самостоятельно рассчитывал и уплачивал земельный налог и подавал декларации по земельному налогу в налоговый орган, при этом при исчислении земельного налога в 2003 - 2005 гг. им были применены ставки земельного налога, установленные постановлением главы г. Электросталь Московской области N 1404/19 от 27.12.2002 в размере 18,662 руб./кв. м; постановлением главы муниципального образования "Город Электросталь" Московской области N 20/1 от 16.01.2004 в размере 20,528 руб./кв. м; решением Совета депутатов г. Электросталь Московской области N 252/42 от 27.01.2005 в размере 22,258 руб./кв. м; решением N 298/48 от 30.06.2005 в размере 22,603 руб./кв. м.
На основании ст. 81 НК РФ заявитель был вправе, обнаружив ошибку в своих расчетах налога, представить в налоговый орган уточненные декларации.
Суд считает, что установление ставок земельного налога, указанных в приведенных выше актах местного органа власти, для земель, предоставленных обществу, не соответствует Закону РФ "О плате за землю". Местным органом власти при расчете земельного налога был применен повышающий коэффициент увеличения средней ставки земельного налога: "2,5", установленный ст. 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области", не подлежащий применению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблица 1, 2, 3) к данному Закону. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Статья 2 Закона Московской области N 18/95-ОЗ определяет, что средние ставки земельного налога за земли всех категорий на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2 - коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных (рекреационных) зонах - к Закону РФ "О плате за землю". За земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области).
Статья 83 Земельного кодекса РФ устанавливает, что землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Земли г. Электросталь отвечают этим признакам и поэтому относятся к категории земель поселений.
Применение повышающих коэффициентов увеличения средней ставки земельного налога в курортных (рекреационных) зонах к землям поселений, противоречит нормам налогового и земельного законодательства по следующим основаниям.
Законом РФ "О плате за землю" не установлено, что вся территория Московской области отнесена к землям рекреационного назначения, на которые установлен коэффициент средней ставки земельного налога в курортных зонах.
Земельный участок площадью 148215 кв. м на территории г. Электросталь предоставлен ОАО "Атомспецконструкция" для промышленно-производственной застройки, то есть относится к землям промышленности.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли поселений, и земли рекреационного назначения, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения, относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Таким образом, земли поселений не относятся к землям, имеющим рекреационную ценность, поэтому к ним не может применяться коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах.
Ставка земельного налога на земельный участок, принадлежащий обществу, исчисляется следующим образом.
Согласно таблицы 1 Приложения 2 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" средняя ставка земельного налога в городах с численностью населения 100 - 250 тысяч человек Центрального экономического района составляет 1,8 руб./кв. м.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г." в 1995 году применяются установленные Федеральным законом от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" средние размеры земельного налога за земли, исчисляемые в соответствии со статьями 6, 8 (земли поселений), 9, 10, ч. 2 ст. 11 и ч. 3 ст. 12 Закона "О плате за землю" - с коэффициентом "22". Заявитель применил коэффициент 2, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
В статье 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" установлено, что средние ставки земельного налога за городские земли, установленные в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" и ст. 2 Закона Московской области, увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение. В соответствии с таблицей Приложения N 7 к Закону Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ для г. Электросталь установлен коэффициент "1,6".
Применение коэффициента, учитывающего статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение, к средним ставкам земельного налога, предусмотрено абзацем 2 ст. 8 Закона РСФСР от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", в соответствии с которым органы местного самоуправления наделяются правом определять размеры данных коэффициентов в зависимости от местоположения и градостроительной ценности территорий (городов).
Для земельных участков на территории Московской области коэффициенты к ставке земельного налога, учитывающие статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение предусмотрены вышеуказанным Приложением N 7 к Закону Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.1996 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" в 1996 году установленные на 1995 год ставки и средние размеры земельного налога применяются с коэффициентом "1,5". Заявитель применил коэффициент "1,5", увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". Заявитель применил коэффициент 2, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
В силу ст. 1 Федерального закона от 18.10.1998 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" до 1 января 1999 г. сохранен размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год.
Статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Заявитель применил коэффициент "1,2", увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Статьей 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2".
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".
Статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" установлено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом "1,1".
Исходя из вышесказанного, а, также, учитывая п. 1 Указа Президента РФ от 04.08.1997 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", размер ставки земельного налога составляет: в 2003 году - 7,46496 руб./кв. м; в 2004 г. 8,211456 руб./кв. м; в 2005 году - 9,0326 руб./кв. м.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в 2003 г., по расчетам заявителя составляет: 148215 кв. м x 7,46496 руб./кв. м = 1106419 рублей.
Заявитель оплатил земельный налог в размере 2765988 руб. Сумма излишне уплаченного земельного налога за 2003 г. составляет: 2765988 - 1106419 = 1659569 рублей.
В соответствии с п. п. 7, 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи письменного заявления налогоплательщика и по решению налогового органа.
В результате того, что земельный налог за 2003 г. исчислялся и уплачивался заявителем в повышенных размерах, сумма в размере 1659569 руб. оказалась излишне уплаченной, и, в силу ст. 78 НК РФ, заявитель имеет право на ее возврат.
Возражения налогового органа в том, что заявитель имеет право на возврат налога в сумме 544752 руб. 31 коп., так как по платежному поручению N 30 от 20.01.2004 налог перечислен в 2004 г. не может быть признан уплаченным за 2003 год, суд считает необоснованными. В платежном поручении N 30 указано, что земельный налог уплачивается за 2003 год.
Пунктом 5 статьи 200 АПК РФ определено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение и совершили оспариваемые действия (бездействие).
Учитывая положения ст. ст. 71, 201 АПК РФ, согласно которым при рассмотрении дела суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое действие ИФНС России по г. Электросталь МО, выраженное в непринятии решения о зачете излишне уплаченного земельного налога в сумме 1659569 руб. не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы ОАО "Атомспецконструкция", поэтому подлежит признанию незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176 АПК РФ арбитражный суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ИФНС России по г. Электросталь Московской области выразившееся в непринятии решения о зачете излишне уплаченного земельного налога за 2003 г. в сумме 1659569 руб.
Обязать ИФНС России по г. Электросталь вынести решение о зачете ОАО "Опытный завод "Атомспецконструкция" излишне уплаченного земельного налога за 2003 г. в сумме 1659569 руб. в счет предстоящих платежей.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)