Судебные решения, арбитраж
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 12 января 2005 года Дело N А44-4318/04-С14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Дмитриева В.В., Зубаревой Н.А., рассмотрев 12.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 06.09.2004 по делу N А44-4318/04-С14 (судья Янчикова Н.В.),
Закрытое акционерное общество "Агропромышленный концерн "Великий Новгород" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным уведомления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Новгородской области (далее - Инспекция) от 28.06.2004 N 6 о невозможности применения Обществом системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Решением суда от 06.09.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить. По мнению подателя жалобы, Инспекция правомерно отказала Обществу в удовлетворении заявления о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, поскольку согласно учредительным документам на момент подачи заявления у налогоплательщика имелся филиал. Кроме того, Инспекция указала, что, поскольку налоговым периодом для исчисления сумм единого сельскохозяйственного налога признается календарный год, организация, изъявившая желание перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2004 году, переходит на уплату этого налога с 01.01.2004. Несмотря на то что Общество на момент подачи заявления не имело филиалов, по состоянию на начало налогового периода - 01.01.2004 - у заявителя филиал ликвидирован не был.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 30.01.2004 обратилось в Инспекцию с заявлением о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Уведомлением от 25.02.2004 N 5 Инспекцией отказано Обществу в удовлетворении заявления, поскольку в нарушение положений подпункта 3 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) у заявителя имелся филиал по адресу: город Москва, улица Ижорская, дом 7.
Заявитель 28.05.2004 повторно обратился в Инспекцию с заявлением о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, указав, что 20.05.2004 филиал снят с учета по месту его нахождения в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по САО г. Москвы. Общество 27.05.2004 представило в налоговый орган заявление N 135 о Государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Уведомлением от 28.06.2004 N 6 Инспекция отказала Обществу в удовлетворении заявления, поскольку на момент его подачи запись в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности филиала Общества по названному адресу отсутствовала (запись была внесена 31.05.2004).
Общество с уведомлением от 28.06.2004 N 6 не согласилось и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что на момент подачи заявления - 28.05.2004 - Инспекцией уже был получен 27.05.2004 пакет документов о государственной регистрации изменений в учредительных документах Общества, а на момент вынесения уведомления от 28.06.2004 N 6 филиал уже был 31.05.2004 исключен из Единого государственного реестра юридических лиц. Суд указал, что в статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2004 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что организации, крестьянские хозяйства и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2004 году, вправе до 01.06.2004 подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога. Толкование данной нормы позволяет сделать вывод о том, что при своевременной подаче Обществом в налоговый орган заявления о переходе на уплату названного налога и отсутствии у него на момент обращения филиалов оснований для отказа налогоплательщику в переходе на указанную систему налогообложения нет.
Кассационная инстанция, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходил из следующего.
Согласно положениям статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается названным Кодексом и применяется наряду с общим режимом налогообложения.
Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.1 НК РФ.
В соответствии со статьей 346.3 НК РФ сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители в заявлении о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога указывают данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Федеральным законом от 05.04.2004 N 16-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" срок подачи заявлений о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога продлен до 01.06.2004.
Согласно пункту 3 статьи 346.2 НК РФ не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога следующие налогоплательщики:
1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
2) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ;
3) организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
Согласно материалам дела налогоплательщик повторно обратился в Инспекцию с заявлением о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей 28.05.2004. На момент обращения налогоплательщика с указанным заявлением филиал Общества был снят с учета 20.05.2004 по месту нахождения в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по САО г. Москвы на основании решения общего собрания акционеров. Кроме того, 27.05.2004 Обществом было представлено заявление N 135 о Государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Оспариваемое Обществом уведомление было принято налоговым органом 28.06.2004. Следовательно, на момент вынесения Инспекцией уведомления от 28.06.2004 N 6 о невозможности применения Обществом системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей деятельность филиала была прекращена - он был исключен из Единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что у налогового органа не было оснований для отказа налогоплательщику в переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Новгородской области от 06.09.2004 по делу N А44-4318/04-С14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Новгородской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 12.01.2005 N А44-4318/04-С14
Разделы:Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 января 2005 года Дело N А44-4318/04-С14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Дмитриева В.В., Зубаревой Н.А., рассмотрев 12.01.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 06.09.2004 по делу N А44-4318/04-С14 (судья Янчикова Н.В.),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Агропромышленный концерн "Великий Новгород" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным уведомления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Новгородской области (далее - Инспекция) от 28.06.2004 N 6 о невозможности применения Обществом системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Решением суда от 06.09.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить. По мнению подателя жалобы, Инспекция правомерно отказала Обществу в удовлетворении заявления о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, поскольку согласно учредительным документам на момент подачи заявления у налогоплательщика имелся филиал. Кроме того, Инспекция указала, что, поскольку налоговым периодом для исчисления сумм единого сельскохозяйственного налога признается календарный год, организация, изъявившая желание перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2004 году, переходит на уплату этого налога с 01.01.2004. Несмотря на то что Общество на момент подачи заявления не имело филиалов, по состоянию на начало налогового периода - 01.01.2004 - у заявителя филиал ликвидирован не был.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 30.01.2004 обратилось в Инспекцию с заявлением о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Уведомлением от 25.02.2004 N 5 Инспекцией отказано Обществу в удовлетворении заявления, поскольку в нарушение положений подпункта 3 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) у заявителя имелся филиал по адресу: город Москва, улица Ижорская, дом 7.
Заявитель 28.05.2004 повторно обратился в Инспекцию с заявлением о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, указав, что 20.05.2004 филиал снят с учета по месту его нахождения в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по САО г. Москвы. Общество 27.05.2004 представило в налоговый орган заявление N 135 о Государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Уведомлением от 28.06.2004 N 6 Инспекция отказала Обществу в удовлетворении заявления, поскольку на момент его подачи запись в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности филиала Общества по названному адресу отсутствовала (запись была внесена 31.05.2004).
Общество с уведомлением от 28.06.2004 N 6 не согласилось и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что на момент подачи заявления - 28.05.2004 - Инспекцией уже был получен 27.05.2004 пакет документов о государственной регистрации изменений в учредительных документах Общества, а на момент вынесения уведомления от 28.06.2004 N 6 филиал уже был 31.05.2004 исключен из Единого государственного реестра юридических лиц. Суд указал, что в статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2004 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что организации, крестьянские хозяйства и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2004 году, вправе до 01.06.2004 подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога. Толкование данной нормы позволяет сделать вывод о том, что при своевременной подаче Обществом в налоговый орган заявления о переходе на уплату названного налога и отсутствии у него на момент обращения филиалов оснований для отказа налогоплательщику в переходе на указанную систему налогообложения нет.
Кассационная инстанция, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходил из следующего.
Согласно положениям статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается названным Кодексом и применяется наряду с общим режимом налогообложения.
Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.1 НК РФ.
В соответствии со статьей 346.3 НК РФ сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители в заявлении о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога указывают данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Федеральным законом от 05.04.2004 N 16-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" срок подачи заявлений о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога продлен до 01.06.2004.
Согласно пункту 3 статьи 346.2 НК РФ не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога следующие налогоплательщики:
1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
2) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ;
3) организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
Согласно материалам дела налогоплательщик повторно обратился в Инспекцию с заявлением о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей 28.05.2004. На момент обращения налогоплательщика с указанным заявлением филиал Общества был снят с учета 20.05.2004 по месту нахождения в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по САО г. Москвы на основании решения общего собрания акционеров. Кроме того, 27.05.2004 Обществом было представлено заявление N 135 о Государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Оспариваемое Обществом уведомление было принято налоговым органом 28.06.2004. Следовательно, на момент вынесения Инспекцией уведомления от 28.06.2004 N 6 о невозможности применения Обществом системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей деятельность филиала была прекращена - он был исключен из Единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что у налогового органа не было оснований для отказа налогоплательщику в переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 06.09.2004 по делу N А44-4318/04-С14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
АБАКУМОВА И.Д.
Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
ЗУБАРЕВА Н.А.
АБАКУМОВА И.Д.
Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
ЗУБАРЕВА Н.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)