Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.12.2006, 09.01.2007 N 09АП-5839/2006-АК ПО ДЕЛУ N А40-52311/05-76-479

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


25 декабря 2006 г. Дело N 09АП-5839/2006-АК

Резолютивная часть постановления объявлена 25.12.2006.
Полный текст постановления изготовлен 09.01.2007.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего: К.Н., судей: О.Н., П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С., при участии: от истца (заявителя) - Ш., по доверенности N ДОВ/С/1/1213/06/ЮР от 10.07.2006, Т., по доверенности б/н от 01.01.2006, З. по дов. N ДОВ/С/1/572/06/ЮР от 01.01.2006, от ответчика (заинтересованного лица) - К.С. по доверенности N 121 от 15.12.2006, О.М., по доверенности N 283 от 11.01.2006, рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по КН N 1 на решение от 07.04.2006 по делу N А40-52311/05-76-479 Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Ч. по иску (заявлению) ОАО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" к МИ ФНС России по КН N 1 о признании недействительным решения по встречному иску (заявлению) - МИ ФНС России по КН N 1 к ОАО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" о взыскании налоговых санкций.
УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" с заявлением с учетом представленных уточнений о признании незаконным решения МИ ФНС России по КН N 1 от 19.08.2005 N 52/637 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления ОАО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" налога на прибыль в сумме 485453441 руб. 55 коп. и соответствующих пеней и штрафов; НДС в сумме 123882593 руб. 17 коп. и соответствующих пеней и штрафов; транспортного налога в сумме 97920 руб. и соответствующих пеней и штрафов; платы за пользование водными объектами в сумме 922857 руб. 37 коп., а также в части начисления штрафа за непредставление документов в сумме 86700 руб. и начисления штрафных санкций в размере 40% на сумму акциза 11603970 руб. 72 коп.
МИ ФНС России по КН N 1 заявлено встречное требование о взыскании налоговых в сумме 158401408 руб.
Решением суда от 07.04.2006 признано незаконным решение МИ ФНС России по КН N 1 от 19.08.2005 N 52/637 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления ОАО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" налога на прибыль в сумме 485453441 руб. 55 коп. и соответствующих пеней и штрафов; акциза в сумме 74277329 руб. 28 коп. и соответствующих пеней и штрафов; НДС в сумме 123882593 руб. 17 коп. и соответствующих пеней и штрафов; транспортного налога в сумме 97920 руб. и соответствующих пеней и штрафов; платы за пользование водными объектами в сумме 922857 руб. 37 коп., а также в части начисления штрафа за непредставление документов в сумме 86700 руб. и начисления штрафных санкций в размере 40% на сумму акциза 11603970 руб. 72 коп., в остальной части заявленных требований отказано.
Взыскано с ОАО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" в доход соответствующего бюджета 4211619 руб. 82 коп. штрафа и госпошлины 32559 руб., в остальной части заявленных требований иска отказано.
С решением суда не согласилась МИ ФНС России по КН N 1 и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части удовлетворения отменить и отказать в требованиях в указанной части.
ОАО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2006 N 09АП-5839/2006-АК, решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.2006 по делу N А40-52311/05-76-479 изменено: отменено решение суда в части признания недействительным решения МИФНС России по КН N 1 от 19.08.2005 N 52/637 в части начисления акциза в сумме 74277329 руб. 28 коп. и соответствующих сумм пеней, транспортного налога в сумме 99170 руб. и платы за пользование водными объектами в сумме 922857 руб. 37 коп., а также соответствующих сумм пеней и штрафов. Отказано ОАО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" удовлетворении требований в части признания недействительным решения МИФНС России по КН N 1 от 19.08.2005 N 52/637 в части начисления акциза в сумме 74277329 руб. 28 коп. и соответствующих сумм пеней, транспортного налога в сумме 99170 руб. и платы за пользование водными объектами в сумме 922857 руб. 37 коп., а также соответствующих сумм пеней и штрафов.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.10.2006 N КА-А40/8474-06, постановление от 23.06.2006 Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5839/2006-АК по делу N А40-52311/05-76-479 изменено.
В части отказа ОАО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" в удовлетворении требования в части признания недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 19.08.2005 N 52/637 в части начисления акциза в сумме 74277329 руб. 28 коп. и соответствующих сумм пеней и штрафов постановление отменено.
Дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Решение от 07.04.06 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 23.06.06 Девятого арбитражного апелляционного суда по названному делу в части признания недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 19.08.05 N 52/637 по эпизоду, связанному с выставлением сторнировочных счетов-фактур (п. 3.1 решения) отменено.
В удовлетворении требования ОАО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" о признании недействительным решения налогового органа в указанной части отказано, а встречный иск МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о взыскании штрафа по данному эпизоду удовлетворен.




Судом кассационной инстанции указано, что отменяя решение суда первой инстанции в части выводов о нарушении заявителем пп. 1 п. 6 ст. 198 НК РФ при подтверждении обоснованности освобождения от уплаты акциза, а именно - не представлены: договор между владельцем подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара; агентский договор между владельцем подакцизных товаров и лицом, осуществляющим поставку нефтепродуктов на экспорт, суд апелляционной инстанции не опроверг выводы суда первой инстанции ссылками на доказательства, имеющиеся в материалах дела, а также установленные этим судом обстоятельства, в том числе определяющие роль и функционирование участников спорных сделок.
Если суд первой инстанции обосновывал свои выводы ссылками на конкретные доказательства, имеющиеся в материалах дела, то суд апелляционной инстанции фактически ограничился цитированием вывода, содержащегося в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.01.05 N 10755/04, основанного на оценке конкретных доказательств, установленных по этому делу фактических обстоятельств, в том числе материалах встречной проверки ЗАО "Башнефть-ТНК".
При этом суд апелляционной инстанции в нарушение п. 2 ст. 271 АПК РФ не указал в постановлении обстоятельств дела, установленных арбитражным судом апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Поскольку в данной части постановление суда не отвечает требованиям, предъявляемым процессуальным законом, оно подлежит в обсуждаемой части отмене, поскольку указанные нарушения привели или могли привести к принятию судом незаконного судебного акта. Дело в указанной части подлежит направлению на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Решение суда подлежит изменению в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
В суде апелляционной инстанции МИ ФНС России по КН N 1 представила письменные пояснения к апелляционной жалобе, в которых налоговый орган просит удовлетворить апелляционную жалобу в части начисления акциза в сумме 74277329 руб. 28 коп. и соответствующих сумм пени и штрафа. Также МИ ФНС России по КН N 1 представлены уточнения по расчетам налоговых санкций.
Заявителем представлены письменные пояснения, в которых ОАО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" просит признать недействительным решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в части доначисления акциза в сумме 74277329 руб. 28 коп. и соответствующих сумм пени. Заявитель считает, что выводы налогового органа не основаны на доказательствах и материалах дела. Также заявитель ссылается на отсутствие вины в совершении налогового правонарушения.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ОАО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" за период с 01.01.2003 по 31.12.2003 по результатам которой вынесено решение от 19.08.2005 N 52/637, по которому ОАО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" привлечено к ответственности, а также заявителю доначислены налоги и пени за несвоевременную уплату налогов.
В ходе выездной налоговой проверки ОАО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" установлено, что заявителем заключен с ЗАО "Башнефть-ТНК" договор N БНХ/С/2-1/477/02/ДАВ от 14.12.2001 (т. 9, л.д. 2 - 8), согласно которому ОАО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" производил переработку давальческого углеводородного сырья (сырой нефти) поставленного ЗАО "Башнефть-ТНК" с последующей отгрузкой дизельного топлива и автомобильных бензинов таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации.
При этом установлено, что провести встречную налоговую проверку ЗАО "Башнефть-ТНК" не представляется возможным в связи с его ликвидацией.
Пунктом 7.2 агентского договора определено, что принципал - ООО "Энган" является собственником подакцизных товаров.
Дополнительным соглашением от 30.12.2002 к агентскому договору установлено, что указанный договор пролонгируется и устанавливается срок его действия с 31.12.2002 по 31.12.2003.
В ходе настоящей проверки проведена встречная проверка ОАО "Альфа-Банк-Башкортостан", являющегося в течение 2003 г. банком-бенефициаром агента - ЗАО "Башнефть-ТНК", зачисляющим экспортную выручку агента.
В результате указанной встречной проверки установлено, что ЗАО "Башнефть-ТНК" перечисляла экспортную выручку, поступившую от инопокупателя на счета принципала - ООО "Энган" в рамках агентского договора N 005/АФ-02/01 от 21.02.2001.
В ходе встречной проверки ЗАО "Башнефть-ТНК" установлено, что ЗАО "Башнефть-ТНК" не является собственником подакцизных товаров, а действует в рамках агентского договора.
Из вышеуказанных материалов по деятельности ЗАО "Башнефть-ТНК" следует, что ЗАО "Башнефть-ТНК" в течение 2003 г. подавало налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0%. Согласно данным указанных деклараций, реализацию товаров, помещенных под таможенный экспорта, не производило и НДС не возмещало. Из книг продаж ЗАО "Башнефть-ТНК" за 2003 г. и отчета о прибылях и убытках за 2003 г. (строка 013 "Выручка от реализации товаров на экспорт") следует, что общество в течение 2003 г. не продавало товары инопокупателям. Также, материалами встречной проверки ОАО "Альфа-Банк-Башкортостан", являющегося в 2002 г. банком-бенефициаром ЗАО "Башнефть-ТНК", подтверждается перечисление ЗАО "Башнефть-ТНК" экспортной выручки, поступившей от инопокупателя, на счета ООО "Энган" в рамках агентского договора N 005/АФ-02/01.
Таким образом, ЗАО "Башнефть-ТНК" не является собственником подакцизных товаров, отгруженных на экспорт, а действует в рамках агентского договора, совершая юридические действия для принципала - ООО "Энган".
Суд первой инстанции со ссылкой на п. 9 ст. 165 НК РФ пришел к выводу о том, что налоговые декларации по НДС не могут являться безусловным доказательством того, что собственные нефтепродукты ЗАО "Башнефть-ТНК" не экспортировались, поскольку представление экспортных документов и получение возмещения уплаченного НДС из бюджета является правом, не обязанностью налогоплательщика.
В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, в случае получения дохода от реализации товара, выручка должна быть отражена в декларации и с нее должны быть начислены соответствующие налоги.
Кроме налоговых деклараций, МИ ФНС также ссылается на агентский договор, бухгалтерские балансы, книги продаж и покупок.
Суд апелляционной инстанции считает, что в совокупности представленными доказательствами подтверждается вывод налогового органа о том, что ЗАО "Башнефть-ТНК" не является собственником подакцизных товаров, отгруженных на экспорт, а действует в рамках агентского договора, совершая юридические действия для принципала - ООО "Энган", принимая во внимание условия агентского договора (п. 7.2), дополнительного соглашения о пролонгации договора, а также то, что экспортная выручка перечислялась на счет агента, что подтверждается материалами встречной проверки ОАО "Альфа-Банк Башкортостан".
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции: реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли, а также операции, являющиеся объектами налогообложения в соответствии с пп. 2, 3 и 4 п. 1 ст. 182 настоящего Кодекса, с нефтепродуктами, в дальнейшем помещенными под таможенный режим экспорта. Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со ст. 184 НК РФ.
Согласно пп. 1, 4 п. 7 ст. 198 НК РФ, контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров. В случае, если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров) и контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с контрагентом.
В случае, если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет собственник давальческого сырья и материалов, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара и контракт (копию контракта) между собственником давальческого сырья и контрагентом. Указанный порядок также распространяется на экспорт нефтепродуктов, акциз по которым был исчислен в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 182 НК РФ.
В случае, если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет иное лицо по договору комиссии либо иному договору с собственником давальческого сырья, налогоплательщик - производитель этих товаров из давальческого сырья представляет в налоговые органы наряду с договором между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров) между собственником этих подакцизных товаров и лицом, осуществляющим их поставку на экспорт, а также контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт, с контрагентом.
Указанный порядок также распространяется на экспорт нефтепродуктов, акциз по которым был исчислен в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 182 НК РФ; копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками пограничных таможенных органов иностранных государств, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, за исключением вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации.
Таким образом, ОАО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" в нарушение пп. 1 п. 6 ст. 198 НК РФ не представило в налоговый орган агентский договор.
С учетом изложенного, налоговым органом правомерно доначислены ОАО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" сумма акциза в размере 74277329 руб. 28 коп., соответствующие пени и штраф.
В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Согласно п. 2 ст. 122 НК РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы налога.
В п. 2 ст. 112 НК РФ предусмотрено, что обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
На основании п. 4 ст. 114 НК РФ, при наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.
Принимая во внимание, что по решениям Инспекции от 16.03.2003 N 47/168 по выездной налоговой проверке за 2001 г., 19.08.2006 N 52/636 по выездной налоговой проверке за 2002 г. заявитель привлекался к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за совершение аналогичных налоговых правонарушений по акцизу, с ОАО "УНПЗ" подлежит взысканию штраф в размере 29710931 руб. 71 коп.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 49, 110, 150, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.2006 по делу N А40-52311/05-76-479 изменить.
Отменить решение суда в части признания недействительным решения МИ ФНС России по КН N 1 от 19.08.2005 N 52/637 в части начисления акциза в сумме 74277329 руб. 28 коп. и соответствующих сумм штрафа и пени.
Отказать ОАО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" в удовлетворении требований о признании недействительным решения МИ ФНС России по КН N 1 от 19.08.2005 N 52/637 в части начисления акциза в сумме 74277329 руб. 28 коп. и соответствующих сумм штрафа и пени.
Взыскать с ОАО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" в доход соответствующего бюджета штраф за неуплату акциза в размере 29710931 руб. 71 коп.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)