Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 03 августа 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2009 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Оноприенко А.А.
при участии:
от ООО "Инма": не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от Межрайонной ИФНС России N 3 по Сахалинской области: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Сахалинской области
на решение от 03 июня 2009 года
судьи Белоусова А.И.
по делу N А59-1700/2009 Арбитражного суда Сахалинской области,
по заявлению ООО "Инма"
к Межрайонной ИФНС России N 3 по Сахалинской области
о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Инма" (далее - Общество, Заявитель, Налогоплательщик, ООО "Инма") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 3 по Сахалинской области (далее - Инспекция, Налоговый орган) о признании недействительным решения от 16.02.2009 N 10 о невозможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и обязании удовлетворить заявление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Решением от 03.06.2009 суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме. Суд также взыскал с Налогового органа в пользу ООО "Инма" судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2.000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на п. 6 ст. 346.13 НК РФ, указала, что ООО "Инма" не представило в адрес Налогового органа уведомление об утрате своего права на применение упрощенной системы налогообложения. Кроме того, ссылаясь на положения п. 1 ст. 333.37 НК РФ, Инспекция указала, что, являясь государственным органом, с 30.01.2009 года освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь указанными выше доводами, Налоговый орган просит полностью отменить решение суда первой инстанции по настоящему делу и принять по данному делу новый судебный акт.
Также в апелляционной жалобе Налоговым органом было заявлено ходатайство, в котором Инспекция просит рассмотреть настоящее дело в отсутствие своего представителя. Данное ходатайство коллегией было рассмотрено и удовлетворено.
От ООО "Инма" в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что с доводами жалобы Общество не согласно, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. ООО "Инма" также было заявлено ходатайство, в котором Общество просит рассмотреть настоящее дело в отсутствие своего представителя. Данное ходатайство коллегией было рассмотрено и удовлетворено.
Принимая во внимание неявку сторон, коллегия на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрела дело в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
С 01.01.2003 Обществом применялась упрощенная система налогообложения. 09.02.2009 Налогоплательщик подал в Налоговый орган заявление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
16.02.2009 Инспекция приняла решение N 10 о невозможности применения Обществом с 01.01.2009 системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В качестве основания Инспекция указала на отсутствие в Налоговом органе сообщения о прекращении применения Налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения.
Считая оспариваемое решение Налогового органа незаконным, Общество обратилось с заявлением о признании его недействительным в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.
Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения установлены ст. 346.13 НК РФ.
Согласно п. 6 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
В то же время, как правильно указал суд первой инстанции, выбор режима налогообложения является правом налогоплательщиков, и специального документа, подтверждающего отказ от применения упрощенной системы налогообложения не требуется. Следовательно, право на переход к иной системе налогообложения не может быть поставлено в зависимость от факта получения Налоговым органом уведомления о выбранном режиме налогообложения.
При этом Налоговый орган не оспаривает то обстоятельство, что Налогоплательщик изъявил желание с 01.01.2009 перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, о чем 09.02.2009 представил в Налоговый орган соответствующее заявление. Коллегия считает, что заявление Общества от 09.02.2009 о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо рассматривать как уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения.
Руководствуясь изложенным, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявления Общества о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО "Инма" не представило в адрес Налогового органа уведомление об утрате своего права на применение упрощенной системы налогообложения коллегия отклоняет в силу изложенного выше.
Ссылку Налогового органа на положения п. 5 ст. 346.13 НК РФ, коллегия также не может признать обоснованной, поскольку обязанность по уведомлению Налогового органа, предусмотренная п. 5 указанной статьи возникает у налогоплательщиков при наличии обстоятельств, предусмотренных п. 4 ст. 346.13 НК РФ. Наличие таких обстоятельств материалами дела не подтверждено и Налоговым органом не доказано.
Решение суда первой инстанции в части взыскания с Налогового органа в пользу ООО "Инма" судебных расходов в виде государственной пошлины в размере 2.000 руб. коллегия также считает правомерным.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
По смыслу п. 2 ст. 126 и ч. 1 ст. 128 АПК РФ уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет, следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обратившимся в суд, и государством.
В силу пп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора, поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
В соответствии с п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора; после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных средств, равных понесенным им судебным расходам.
В связи с изложенным то обстоятельство, что в рассматриваемом случае ответчиком является государственный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, не должно влечь отказ истцу (в рассматриваемом случае - ООО "Инма") в возмещении судебных расходов.
При этом следует учитывать, что законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Руководствуясь изложенным выше, коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно взыскал с Инспекции в пользу ООО "Инма" судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2.000 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 03 июня 2009 года по делу N А59-1700/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через Арбитражный суд Сахалинской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.08.2009 N 05АП-3028/2009 ПО ДЕЛУ N А59-1700/2009
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2009 г. N 05АП-3028/2009
Дело N А59-1700/2009
Резолютивная часть постановления оглашена 03 августа 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2009 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Оноприенко А.А.
при участии:
от ООО "Инма": не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от Межрайонной ИФНС России N 3 по Сахалинской области: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Сахалинской области
на решение от 03 июня 2009 года
судьи Белоусова А.И.
по делу N А59-1700/2009 Арбитражного суда Сахалинской области,
по заявлению ООО "Инма"
к Межрайонной ИФНС России N 3 по Сахалинской области
о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Инма" (далее - Общество, Заявитель, Налогоплательщик, ООО "Инма") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 3 по Сахалинской области (далее - Инспекция, Налоговый орган) о признании недействительным решения от 16.02.2009 N 10 о невозможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и обязании удовлетворить заявление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Решением от 03.06.2009 суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме. Суд также взыскал с Налогового органа в пользу ООО "Инма" судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2.000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на п. 6 ст. 346.13 НК РФ, указала, что ООО "Инма" не представило в адрес Налогового органа уведомление об утрате своего права на применение упрощенной системы налогообложения. Кроме того, ссылаясь на положения п. 1 ст. 333.37 НК РФ, Инспекция указала, что, являясь государственным органом, с 30.01.2009 года освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь указанными выше доводами, Налоговый орган просит полностью отменить решение суда первой инстанции по настоящему делу и принять по данному делу новый судебный акт.
Также в апелляционной жалобе Налоговым органом было заявлено ходатайство, в котором Инспекция просит рассмотреть настоящее дело в отсутствие своего представителя. Данное ходатайство коллегией было рассмотрено и удовлетворено.
От ООО "Инма" в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что с доводами жалобы Общество не согласно, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. ООО "Инма" также было заявлено ходатайство, в котором Общество просит рассмотреть настоящее дело в отсутствие своего представителя. Данное ходатайство коллегией было рассмотрено и удовлетворено.
Принимая во внимание неявку сторон, коллегия на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрела дело в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
С 01.01.2003 Обществом применялась упрощенная система налогообложения. 09.02.2009 Налогоплательщик подал в Налоговый орган заявление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
16.02.2009 Инспекция приняла решение N 10 о невозможности применения Обществом с 01.01.2009 системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В качестве основания Инспекция указала на отсутствие в Налоговом органе сообщения о прекращении применения Налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения.
Считая оспариваемое решение Налогового органа незаконным, Общество обратилось с заявлением о признании его недействительным в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.
Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения установлены ст. 346.13 НК РФ.
Согласно п. 6 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
В то же время, как правильно указал суд первой инстанции, выбор режима налогообложения является правом налогоплательщиков, и специального документа, подтверждающего отказ от применения упрощенной системы налогообложения не требуется. Следовательно, право на переход к иной системе налогообложения не может быть поставлено в зависимость от факта получения Налоговым органом уведомления о выбранном режиме налогообложения.
При этом Налоговый орган не оспаривает то обстоятельство, что Налогоплательщик изъявил желание с 01.01.2009 перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, о чем 09.02.2009 представил в Налоговый орган соответствующее заявление. Коллегия считает, что заявление Общества от 09.02.2009 о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо рассматривать как уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения.
Руководствуясь изложенным, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявления Общества о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО "Инма" не представило в адрес Налогового органа уведомление об утрате своего права на применение упрощенной системы налогообложения коллегия отклоняет в силу изложенного выше.
Ссылку Налогового органа на положения п. 5 ст. 346.13 НК РФ, коллегия также не может признать обоснованной, поскольку обязанность по уведомлению Налогового органа, предусмотренная п. 5 указанной статьи возникает у налогоплательщиков при наличии обстоятельств, предусмотренных п. 4 ст. 346.13 НК РФ. Наличие таких обстоятельств материалами дела не подтверждено и Налоговым органом не доказано.
Решение суда первой инстанции в части взыскания с Налогового органа в пользу ООО "Инма" судебных расходов в виде государственной пошлины в размере 2.000 руб. коллегия также считает правомерным.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
По смыслу п. 2 ст. 126 и ч. 1 ст. 128 АПК РФ уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет, следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обратившимся в суд, и государством.
В силу пп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора, поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
В соответствии с п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора; после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных средств, равных понесенным им судебным расходам.
В связи с изложенным то обстоятельство, что в рассматриваемом случае ответчиком является государственный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, не должно влечь отказ истцу (в рассматриваемом случае - ООО "Инма") в возмещении судебных расходов.
При этом следует учитывать, что законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Руководствуясь изложенным выше, коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно взыскал с Инспекции в пользу ООО "Инма" судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2.000 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 03 июня 2009 года по делу N А59-1700/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через Арбитражный суд Сахалинской области.
Председательствующий:
Т.А.СОЛОХИНА
Т.А.СОЛОХИНА
Судьи:
З.Д.БАЦ
Е.Л.СИДОРОВИЧ
З.Д.БАЦ
Е.Л.СИДОРОВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)