Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Глазыриной Т.Ю., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Филинкова Андрея Олеговича (далее - предприниматель, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.08.2008 по делу N А60-11483/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
- предпринимателя - Борисенко А.В. (доверенность от 01.09.2008 N 8);
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Остапенко Р.В. (доверенность от 10.10.2008 N 53), Братчикова Н.А. (доверенность от 04.07.2008 N 38), Свиридова Е.В. (доверенность от 07.08.2008 N 44).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением, в котором просил суд обязать инспекцию произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 14450856 руб. 30 коп.
Решением суда от 01.08.2008 (резолютивная часть от 25.07.2008; судья Гнездилова Н.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд обязал инспекцию произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 31 750 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 (резолютивная часть от 08.09.2008; судьи Ясикова Е.Ю., Нилогова Т.С., Осипова С.П.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприниматель просит указанные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права и неполное исследование ими обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора. Предприниматель полагает, что ему не была предоставлена возможность реализации права на судебную защиту, поскольку суды уклонились от рассмотрения дела по существу и не дали оценку законности вынесенных налоговым органом решений от 05.10.2007 N 497 - 533 о доначислении в карточке лицевого счета предпринимателя суммы 14 877 125 руб. Предприниматель ссылается на то, что законодательством не установлено обязательное предварительное обжалование ненормативного акта налогового органа, способ защиты избирается заинтересованным лицом по своему выбору.
Отзыв на кассационную жалобу инспекцией не представлен.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предприниматель зарегистрирован 26.09.2003. За период с марта 2004 года по декабрь 2006 года налогоплательщиком уплачен налог на игорный бизнес в сумме 20 890 356 руб. 30 коп.
Предприниматель, полагая, что на основании ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ) налог на игорный бизнес за период с марта 2004 года по декабрь 2006 года подлежал исчислению и уплате по ставке, действовавшей на момент его государственной регистрации, направил в инспекцию уточненные налоговые декларации за указанный период. Сумма налога, подлежащая уплате за указанный период, составила 6 439 500 руб.
Налоговым органом по результатам камеральных налоговых проверок представленных предпринимателем уточненных деклараций по налогу на игорный бизнес за период с марта 2004 года по декабрь 2006 года составлены акты от 17.08.2007 и приняты решения от 05.10.2007 N 497 - 533, согласно которым в карточке расчетов с бюджетом предпринимателя доначислен налог на игорный бизнес в общей сумме 14 877 125 руб. Основанием для доначисления налога на игорный бизнес за указанный период послужил вывод инспекции о неправомерном применении налогоплательщиком при исчислении налога ставки, действующей на момент его государственной регистрации. По мнению инспекции, при исчислении налога на игорный бизнес за период с марта 2004 года по декабрь 2006 года налогоплательщик должен был применить ставки налога, действовавшие в соответствующие налоговые периоды.
Предприниматель обратился в налоговый орган с заявлением от 27.08.2007 о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с марта 2004 года по декабрь 2006 года в сумме 14 500 356 руб. 30 коп.
В письме от 29.08.2007 N 11-27/1478 инспекция отказала предпринимателю в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес, ссылаясь на то, что камеральная проверка представленных им уточненных деклараций по налогу на игорный бизнес за период с марта 2004 года по декабрь 2006 года не завершена, а также на то, что по состоянию на 28.08.2007 за ним числится задолженность по налогам, зачисляемым в областной бюджет, что исключает возможность возврата излишне перечисленных денежных средств.
Предприниматель вновь обратился в инспекцию 06.05.2008 с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 13 225 356 руб. 30 коп.
В письме от 12.05.2008 N 11-27/23202 инспекция отказала предпринимателю в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес, ссылаясь на то, что по данным оперативного учета у него отсутствует переплата по налогу на игорный бизнес.
Предприниматель, полагая, что отказ налогового органа в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на игорный бизнес.
Суды удовлетворили заявленные требования частично, исходя из того, что в соответствии с актом совместной сверки расчетов по состоянию на 29.01.2008, данными лицевой карточки налогоплательщика и расчетом налогового органа у предпринимателя имеется переплата по налогу на игорный бизнес в сумме 31 750 руб. При этом суды также исходили из того, что решения инспекции от 05.10.2007 N 497 - 533 о доначислении в карточке лицевого счета предпринимателя налога на игорный бизнес в сумме 14 877 125 руб. и отказ инспекции в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес предпринимателем не оспорены, законность действий инспекции по доначислению налога на игорный бизнес в карточке расчетов с бюджетом не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу положений гл. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) выбор способа защиты нарушенного права (обжалование ненормативного правового акта или заявление имущественного требования о возврате из бюджета денежных средств) является исключительным правом самого налогоплательщика. Тот факт, что предпринимателем не оспорены решения налогового органа о доначислении налога и об отказе в возврате излишне уплаченного налога, не лишает его права обратиться в суд с требованием о возврате из бюджета излишне уплаченного налога с представлением доказательств уплаты им налога в сумме, превышающей размер его налоговых обязательств.
Как указал в определении от 21 июня 2001 г. N 173-О Конституционный Суд Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено Кодексом. Норма, содержащаяся в ст. 78 Кодекса, позволяет налогоплательщику, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока, предусмотренного п. 7 ст. 78 Кодекса, обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы налога в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Право налогоплательщика на возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных сумм налога непосредственно связано с наличием определенных условий: переплатой налога в этот бюджет, отсутствием у него задолженности по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам и соблюдением срока обращения в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы налога. При этом наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетом.
Указанные обстоятельства устанавливаются судом в ходе рассмотрения дела.
Обстоятельства, с наличием которых законодательство Российской Федерации о налогах и сборах связывает право налогоплательщика на возврат из бюджета излишне уплаченных сумм налога, судами не выяснялись и в судебных актах не отражены. Спор по существу судами не рассмотрен. Вывод судов об отсутствии у налогоплательщика излишне уплаченного налога на игорный бизнес за спорный период в заявленной сумме, основанный на данных, содержащихся в акте совместной сверки расчетов по состоянию на 29.01.2008, лицевой карточке налогоплательщика и расчете налогового органа, носит формальный характер, сделан без учета указанных обстоятельств, в связи с чем не может быть признан законным и обоснованным.
Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении и постановлении либо были отвергнуты судами первой и апелляционной инстанций (ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса о наличии у налогоплательщика права на возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес, уплаченного им за спорный период, судами не устанавливались, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении спора суду надлежит исследовать обстоятельства, с наличием которых законодательство Российской Федерации о налогах и сборах связывает право налогоплательщика на возврат из бюджета излишне уплаченных сумм налога и с учетом установленного разрешить спор.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.08.2008 по делу N А60-11483/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 19.11.2008 N Ф09-8538/08-С3 ПО ДЕЛУ N А60-11483/08
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2008 г. N Ф09-8538/07-С3
Дело N А60-11483/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Глазыриной Т.Ю., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Филинкова Андрея Олеговича (далее - предприниматель, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.08.2008 по делу N А60-11483/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
- предпринимателя - Борисенко А.В. (доверенность от 01.09.2008 N 8);
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Остапенко Р.В. (доверенность от 10.10.2008 N 53), Братчикова Н.А. (доверенность от 04.07.2008 N 38), Свиридова Е.В. (доверенность от 07.08.2008 N 44).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением, в котором просил суд обязать инспекцию произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 14450856 руб. 30 коп.
Решением суда от 01.08.2008 (резолютивная часть от 25.07.2008; судья Гнездилова Н.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд обязал инспекцию произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 31 750 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 (резолютивная часть от 08.09.2008; судьи Ясикова Е.Ю., Нилогова Т.С., Осипова С.П.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприниматель просит указанные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права и неполное исследование ими обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора. Предприниматель полагает, что ему не была предоставлена возможность реализации права на судебную защиту, поскольку суды уклонились от рассмотрения дела по существу и не дали оценку законности вынесенных налоговым органом решений от 05.10.2007 N 497 - 533 о доначислении в карточке лицевого счета предпринимателя суммы 14 877 125 руб. Предприниматель ссылается на то, что законодательством не установлено обязательное предварительное обжалование ненормативного акта налогового органа, способ защиты избирается заинтересованным лицом по своему выбору.
Отзыв на кассационную жалобу инспекцией не представлен.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предприниматель зарегистрирован 26.09.2003. За период с марта 2004 года по декабрь 2006 года налогоплательщиком уплачен налог на игорный бизнес в сумме 20 890 356 руб. 30 коп.
Предприниматель, полагая, что на основании ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ) налог на игорный бизнес за период с марта 2004 года по декабрь 2006 года подлежал исчислению и уплате по ставке, действовавшей на момент его государственной регистрации, направил в инспекцию уточненные налоговые декларации за указанный период. Сумма налога, подлежащая уплате за указанный период, составила 6 439 500 руб.
Налоговым органом по результатам камеральных налоговых проверок представленных предпринимателем уточненных деклараций по налогу на игорный бизнес за период с марта 2004 года по декабрь 2006 года составлены акты от 17.08.2007 и приняты решения от 05.10.2007 N 497 - 533, согласно которым в карточке расчетов с бюджетом предпринимателя доначислен налог на игорный бизнес в общей сумме 14 877 125 руб. Основанием для доначисления налога на игорный бизнес за указанный период послужил вывод инспекции о неправомерном применении налогоплательщиком при исчислении налога ставки, действующей на момент его государственной регистрации. По мнению инспекции, при исчислении налога на игорный бизнес за период с марта 2004 года по декабрь 2006 года налогоплательщик должен был применить ставки налога, действовавшие в соответствующие налоговые периоды.
Предприниматель обратился в налоговый орган с заявлением от 27.08.2007 о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с марта 2004 года по декабрь 2006 года в сумме 14 500 356 руб. 30 коп.
В письме от 29.08.2007 N 11-27/1478 инспекция отказала предпринимателю в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес, ссылаясь на то, что камеральная проверка представленных им уточненных деклараций по налогу на игорный бизнес за период с марта 2004 года по декабрь 2006 года не завершена, а также на то, что по состоянию на 28.08.2007 за ним числится задолженность по налогам, зачисляемым в областной бюджет, что исключает возможность возврата излишне перечисленных денежных средств.
Предприниматель вновь обратился в инспекцию 06.05.2008 с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 13 225 356 руб. 30 коп.
В письме от 12.05.2008 N 11-27/23202 инспекция отказала предпринимателю в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес, ссылаясь на то, что по данным оперативного учета у него отсутствует переплата по налогу на игорный бизнес.
Предприниматель, полагая, что отказ налогового органа в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на игорный бизнес.
Суды удовлетворили заявленные требования частично, исходя из того, что в соответствии с актом совместной сверки расчетов по состоянию на 29.01.2008, данными лицевой карточки налогоплательщика и расчетом налогового органа у предпринимателя имеется переплата по налогу на игорный бизнес в сумме 31 750 руб. При этом суды также исходили из того, что решения инспекции от 05.10.2007 N 497 - 533 о доначислении в карточке лицевого счета предпринимателя налога на игорный бизнес в сумме 14 877 125 руб. и отказ инспекции в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес предпринимателем не оспорены, законность действий инспекции по доначислению налога на игорный бизнес в карточке расчетов с бюджетом не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу положений гл. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) выбор способа защиты нарушенного права (обжалование ненормативного правового акта или заявление имущественного требования о возврате из бюджета денежных средств) является исключительным правом самого налогоплательщика. Тот факт, что предпринимателем не оспорены решения налогового органа о доначислении налога и об отказе в возврате излишне уплаченного налога, не лишает его права обратиться в суд с требованием о возврате из бюджета излишне уплаченного налога с представлением доказательств уплаты им налога в сумме, превышающей размер его налоговых обязательств.
Как указал в определении от 21 июня 2001 г. N 173-О Конституционный Суд Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено Кодексом. Норма, содержащаяся в ст. 78 Кодекса, позволяет налогоплательщику, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока, предусмотренного п. 7 ст. 78 Кодекса, обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы налога в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Право налогоплательщика на возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных сумм налога непосредственно связано с наличием определенных условий: переплатой налога в этот бюджет, отсутствием у него задолженности по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам и соблюдением срока обращения в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы налога. При этом наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетом.
Указанные обстоятельства устанавливаются судом в ходе рассмотрения дела.
Обстоятельства, с наличием которых законодательство Российской Федерации о налогах и сборах связывает право налогоплательщика на возврат из бюджета излишне уплаченных сумм налога, судами не выяснялись и в судебных актах не отражены. Спор по существу судами не рассмотрен. Вывод судов об отсутствии у налогоплательщика излишне уплаченного налога на игорный бизнес за спорный период в заявленной сумме, основанный на данных, содержащихся в акте совместной сверки расчетов по состоянию на 29.01.2008, лицевой карточке налогоплательщика и расчете налогового органа, носит формальный характер, сделан без учета указанных обстоятельств, в связи с чем не может быть признан законным и обоснованным.
Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении и постановлении либо были отвергнуты судами первой и апелляционной инстанций (ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса о наличии у налогоплательщика права на возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес, уплаченного им за спорный период, судами не устанавливались, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении спора суду надлежит исследовать обстоятельства, с наличием которых законодательство Российской Федерации о налогах и сборах связывает право налогоплательщика на возврат из бюджета излишне уплаченных сумм налога и с учетом установленного разрешить спор.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.08.2008 по делу N А60-11483/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
ГУСЕВ О.Г.
Судьи
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
ГАВРИЛЕНКО О.Л.
ГУСЕВ О.Г.
Судьи
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
ГАВРИЛЕНКО О.Л.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)