Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 24.07.2000 N Ф03-А51/00-2/1110

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 24 июля 2000 года Дело N Ф03-А51/00-2/1110


Арбитражный суд рассмотрел кассационные жалобы открытого акционерного общества "Дальневосточный реестр", Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району города Владивостока на решение и постановление от 14.03.2000, 03.05.2000 по делу N А51-638/00-25-13 Арбитражного суда Приморского края по иску открытого акционерного общества "Дальневосточный реестр" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району города Владивостока о признании недействительным в части решения N 13/913 от 27.12.1999.
В судебном заседании в соответствии со статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 19 июля 2000 г. по 24 июля 2000 г.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 14.03.2000, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.05.2000, удовлетворены требования открытого акционерного общества "Дальневосточный реестр" о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району города Владивостока (далее - налоговая инспекция) N 13/913 от 27.12.1999 в части взыскания налога на прибыль в сумме 7650 рублей, штрафа 20% в сумме 1530 рублей, пени, начисленной на налог на прибыль в сумме 7650 рублей, а также в части взыскания пени по налогу на содержание жилфонда в сумме 1593 руб. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Судебные акты мотивированы тем, что истец обоснованно привлечен к ответственности за занижение налогооблагаемой прибыли за первое полугодие 1999 г. на сумму 205519 руб. и занижение базы, облагаемой налогом на добавленную стоимость за III квартал 1997 г., на сумму 1848 руб. и за II квартал 1999 г. на сумму 20463 руб. и основания для признания решения налогового органа в этой части недействительным отсутствуют.
Оспариваемое решение налоговой инспекции признано недействительным в части взыскания налога на прибыль в сумме 7650 руб.; двадцатипроцентного штрафа и причитающейся на эту сумму пени, поскольку взыскание налога в этой сумме произведено ответчиком в нарушение пункта 4.5 Инструкции Госналогслужбы РФ N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" за счет уменьшения предоставленной истцу льготы по уплате налога на прибыль.
Также признано необоснованным начисление истцу пени за несвоевременную уплату авансовых взносов по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (далее - налог на содержание жилфонда) со ссылкой на то, что плательщиками авансовых взносов по данному налогу являются предприятия со среднемесячными платежами более 1 млн. руб. У акционерного общества "Дальневосточный реестр" среднемесячные платежи составляют 2273,8 рубля, то есть менее 1 млн. руб., поэтому он не обязан уплачивать авансовые взносы и начисление пени является неправомерным.
Правильность принятых судебных актов проверяется по жалобам истца и ответчика.
ОАО "Дальневосточный реестр" просит принятые судебные акты в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, сославшись на то, что при отказе в удовлетворении требований по налогу на прибыль судом не учтена статья 54 Налогового кодекса РФ и неправильно применен пункт 80 Положения о бухгалтерском учете.
По налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) - за III квартал 1997 г. нет оснований для повторного взыскания НДС в сумме 1848 руб., поскольку он уже был перечислен при внесении арендных платежей.
Во II квартале 1999 г. истец считает, что он обоснованно не включил в оборот, подлежащий обложению налогом на добавленную стоимость, сумму 20463 руб., полученную при оплате работ по капитальному ремонту арендованного помещения путем зачета в счет уплаты арендной платы, так как у него отсутствует объект налогообложения, он не реализовал работы по ремонту помещения, а наоборот их оплачивал.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы, изложенные в жалобе, и одновременно просили оставить без удовлетворения жалобу налоговой инспекции как необоснованную.
Налоговая инспекция в своей жалобе просит изменить принятые судебные акты в части признания недействительным оспариваемого решения в части взыскания пени по налогу на содержание жилфонда в сумме 1593 руб., сославшись на нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы, изложенные в жалобе, а также просила оставить без удовлетворения жалобу истца, сославшись на законность и обоснованность судебных актов.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалоб и выслушав мнение сторон, суд кассационной инстанции считает, что жалоба налоговой инспекции подлежит удовлетворению, а жалоба ОАО "Дальневосточный реестр" - оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка ОАО "Дальневосточный реестр" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период со второго полугодия 1996 г. по 15.10.1999, о чем составлен акт проверки от ноября 1999 г.
В ходе проверки установлены нарушения в исчислении и уплате налогов на прибыль и добавленную стоимость, неуплата авансовых взносов по налогу на содержание жилфонда и несвоевременное перечисление в бюджет подоходного налога, исчисленного и удержанного с доходов физических лиц.
По результатам проверки 27.12.1999 принято решение N 13/913 о привлечении ОАО "Дальневосточный реестр" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога на добавленную стоимость в результате неправильного исчисления налога, в том числе: за III квартал 1996 г. - 200 руб., за III квартал 1997 г. - 370 руб., за II квартал 1999 г. - 4093 руб.; штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога на прибыль в результате занижения налоговой базы за I полугодие 1999 г. в сумме 13861 руб., а также предложено перечислить в бюджет НДС - в сумме 23313 руб.; налог на прибыль - в сумме 69306 руб.; пени по НДС - в сумме 5929 руб.; пени по налогу на прибыль - в сумме 17282 руб.; пени по налогу на содержание жилфонда - в сумме 1593 руб.; пени по подоходному налогу - в сумме 48 руб.
Налоговой инспекцией обоснованно принято решение о взыскании с истца налога на прибыль в сумме 61656 руб. (69306 руб. - 7650 руб.) в результате занижения налогооблагаемой прибыли за I полугодие 1999 г. на сумму 205519 руб., так как данная сумма, полученная истцом в апреле 1999 г. путем зачета в счет понесенных им расходов по капитальному ремонту в 1998 г. арендованного помещения и подлежащая зачету в счет уплаты арендных платежей в 1999 г., не была отражена в бухгалтерском отчете ОАО "Дальневосточный реестр".
Правомерно отклонена судом ссылка истца на статью 54 Налогового кодекса РФ, поскольку она не подлежит применению для урегулирования спорных правоотношений, так как часть вторая пункта 1 данной статьи предусматривает, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.
Истцом искажений (ошибок) в исчислении налоговой базы по прибыли за 1998 г. допущено не было. Им правомерно отражены затраты в сумме 467014 руб. (без НДС), понесенные в связи с капитальным ремонтом арендованного помещения. Решением межведомственной комиссии по недвижимому имуществу от 07.04.1999 затраты по капитальному ремонту помещений, арендуемых по договору N 764/97, в размере 307854 руб. зачтены в счет арендной платы начиная с 01.04.1998 (л. д. 50, том N 1 - письмо Комитета по управлению имуществом Приморского края N 31/4-11-898 от 15.04.1999). Материалами дела подтверждается, что 52857 руб. зачтены в счет арендной платы за 1998 г., 49481 руб. - учтены в виде расходов на аренду, а 205519 руб. вообще не были отражены в бухгалтерском учете истца на период проверки.
С учетом изложенного суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о занижении акционерным обществом "Дальневосточный реестр" налогооблагаемой прибыли за первое полугодие 1999 г. и о правомерном привлечении его к налоговой ответственности, и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых судебных актов в этой части.
Доводы истца в кассационной жалобе о необоснованном привлечении его к ответственности за занижение базы, подлежащей обложению налогом на добавленную стоимость за III квартал 1997 г. в сумме 1848 руб. и за II квартал 1998 г. в сумме 20463 руб., не могут быть приняты во внимание, так как они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, оценивались при апелляционном рассмотрении, получили правильную и объективную оценку.
Материалами дела подтверждается, что истцом с Приморским комитетом по управлению имуществом заключен договор N 764/97 на аренду недвижимого имущества со сроком действия с 01.02.1997 по 31.01.1999 и N 509/764/99 со сроком действия с 01.02.1999 по 30.01.2000. Расчеты по договорам предусматривают обязанность акционерного общества по перечислению НДС с арендной платы в отделение Федерального казначейства РФ по месту регистрации предприятия.
В 1999 году арендная плата и НДС истцом не уплачивались. Получив 15.04.1999 решение межведомственной комиссии по недвижимому имуществу о зачете в счет арендной платы расходов по капитальному ремонту помещений в сумме 307854 руб., истец в налоговой декларации по НДС за II квартал 1999 г. занизил оборот, облагаемый НДС, на сумму арендной платы в размере 102335 руб., НДС с которой составляет 20463 руб.
Довод истца о том, что у него отсутствует объект налогообложения налогом на добавленную стоимость, так как не он оказывал услуги по сдаче помещений в аренду, а ему оказывали такую услугу, не может быть принят во внимание, поскольку в случае неуплаты в бюджет арендатором государственного или муниципального имущества НДС с арендной платы, ответственность возлагается на плательщика налога на добавленную стоимость, нарушившего порядок перечисления в бюджет суммы налога. В спорных правоотношениях плательщиком НДС является ОАО "Дальневосточный реестр".
С учетом изложенного у суда кассационной инстанции также отсутствуют правовые основания для отмены принятых судебных актов в части НДС.
Однако принятые судебные акты подлежат изменению в части признания недействительным оспариваемого решения налоговой инспекции о взыскании пени по налогу на содержание жилфонда в сумме 1593 руб.
Решение налогового органа о взыскании с истца пени за несвоевременную уплаты налога на содержание жилфонда является правомерным, так как в соответствии с пунктом 8 Положения о налоге на содержание жилфонда в течение квартала плательщики налога, к которым относится и ОАО "Дальневосточный реестр", в срок не позднее 15-го числа каждого месяца производят авансовые взносы налога, рассчитанные на основании данных бухгалтерского учета о реализации продукции (работ, услуг) за предыдущий месяц.
Авансовые взносы следует рассматривать как предусмотренный действующим налоговым законодательством способ внесения в бюджет определенных видов налогов, обеспечивающий их равномерное поступление в течение отчетного периода.
Поскольку акционерным обществом сроки уплаты авансовых взносов по налогу на содержание жилфонда были нарушены, налоговая инспекция правомерно, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислила ему пени за период с 15.01.1998 по 15.10.1999 в сумме 1593 руб. и у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для признания недействительным в этой части решения N 13/913 от 27.12.1999.
Ссылка арбитражного суда на то, что в соответствии с пунктом 8 Положения о налоге на содержание жилфонда истец имел право уплачивать этот налог один раз в квартал как предприятие со среднемесячными платежами до 1 млн. руб., не может быть принята во внимание как противоречащая Указу Президента РФ N 882 и Постановлению Правительства РФ N 1182.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации N 1182 от 18.09.1997 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" все платежи по налогам и сборам, пошлинам и штрафам, а также задолженности по этим платежам пересчитываются по состоянию на 01 января 1998 г. исходя из нового масштаба цен.
Пункт 8 Положения о налоге на содержание жилфонда, определяющий, что предприятия со среднемесячными платежами до 1 млн. руб. исчисляют и вносят налог в бюджет один раз по квартальным расчетам исходя из фактических оборотов по реализации продукции (работ, услуг), принят постановлением главы Администрации города Владивостока N 589 от 31.05.1995.
С учетом Постановления Правительства РФ N 1182 размер среднемесячных платежей следует считать до 1 тысячи рублей.
Ссылка суда на то, что органом местного самоуправления не внесены изменения в вышеназванное Положение не может быть принята во внимание как не имеющая правового значения, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Поскольку среднемесячные платежи по налогу на содержание жилфонда акционерного общества "Дальневосточный реестр" превысили 1 тысячу рублей (они составляют 2273 рубля), оно обязано производить авансовые взносы налога в течение квартала в срок не позднее 15 числа каждого месяца, что им сделано не было, поэтому начисление налоговой инспекцией пени является правомерным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

кассационную жалобу ОАО "Дальневосточный реестр" оставить без удовлетворения.
Кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району города Владивостока удовлетворить.
Решение от 14.03.2000, постановление апелляционной инстанции от 03.05.2000 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-638/00-25-13 изменить.
В иске ОАО "Дальневосточный реестр" о признании недействительным подпункта "в" пункта 2.1 решения Инспекции МНС РФ по Фрунзенскому району города Владивостока N 13/913 от 27.12.1999 в части взыскания пени за несвоевременную уплату авансовых взносов по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в сумме 1593 руб. отказать.
В остальной части принятые судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)