Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
21 февраля 2006 г. Дело N А41-К2-20810/05
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2006 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2006 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ч., судей К.А., М., при ведении протокола судебного заседания З., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Павловскому Посаду на решение Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2005 г. по делу N А41-К2-20810/05, принятое судьей К.Н., по иску (заявлению) ЗАО "Электрогорский опытно-экспериментальный завод "Элеон" к ИФНС РФ по г. Павловскому Посаду о признании недействительным решения,
ОАО "Электрогорский опытно-экспериментальный завод "Элеон" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными решения ИФНС по г. Павловскому Посаду N 842229ЭОД от 30.08.05 и требований N 914 и 8181 от 09.09.2005.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2005 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
ИФНС России по г. Павловскому Посаду считает решение суда первой инстанции незаконным, подлежащим отмене по основаниям неправильного применения норм материального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.
В обоснование жалобы налоговый орган указал, что на основании постановлений главы г. Электрогорска N 229 от 26.06.2000, N 173 от 21.05.2001, N 39 от 05.02.2004 ЗАО "Элеон" является пользователем земельного участка площадью 21246 кв. м и плательщиком земельного налога.
ЗАО "Элеон" в ИФНС РФ по г. Павловскому Посаду была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу, в результате проведенной камеральной проверки которой было установлено, что в результате неправомерного применения ставок земельного налога ЗАО "Элеон" был неправомерно занижен налог на землю в сумме 359907 руб.
В соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования "Город Электрогорск" Павлово-Посадского района Московской области от 27.12.2004 N 20/3 "Об утверждении ставок земельного налога на 2005 г. на территории муниципального образования "Город Электрогорск" ставка земельного налога за кв. м для 1-й зоны в г. Электрогорске составляет 21 руб. 64 коп. Соответственно, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 459763 руб. (21246 кв. м x 21 руб. 64 коп.).
На основании представленной налоговой декларации по земельному налогу за 2005 г. ОАО "Элеон" предъявило к уменьшению сумму земельного налога за проверяемый период, применяя ставку земельного налога за кв. м в г. Электрогорске 4 руб. 70 коп., в связи с чем налоговая инспекция считает, что ею был правомерно доначислен земельный налог в сумме 259907 руб.
Согласно п. "и" ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу ч. 3 ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, общие принципы налогообложения устанавливаются Федеральным законом.
Общие принципы налогообложения на период принятия Закона МО "О плате за землю в Московской области" установил Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" N 2118-1 от 27.12.1991 (с изменениями и дополнениями), действующий и в настоящее время. На основании пп. "б" п. 1 ст. 21 данного Закона земельный налог относится к местным налогам, которые устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом ставки налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов и иных административно-территориальных образований.
Первоначально заявителем обжаловалось неправомерное применение повышающих коэффициентов увеличения средней ставки земельного налога:
- - 2,5 - установленный ст. 2 Закона Московской области N 18-95-ОЗ от 16.06.95 "О плате за землю в Московской области";
- - 1,6 - установленный ст. 9 названного Закона;
- - 1,25 - установленный согласно градостроительной ценности территории города.
В ходе рассмотрения материалов дела заявителем подано заявление об изменении размера требований по делу с приложенным расчетом ставок земельного налога, в котором заявитель признает правомерность применения коэффициента 2,5 и просит суд признать недействительными решение ИФНС по г. Павловскому Посаду N 842229ЭОД от 30.08.2005 по камеральной проверке декларации земельного налога за 2005 г. и требования N 8181, 914 в сумме 209910 руб.
Позже подано заявление об изменении требований по делу N А41-К2-20810/05, в соответствии с которым заявление об изменении исковых требований от 28.10.05 является недействительным, а размер требований соответствует первоначальным требованиям в полной сумме.
В решении суда первой инстанции учтено только первоначальное заявление от 30.10.05, на основании данного заявления суд пришел к выводу, что расчет земельного налога без применения указанного коэффициента 2,5 произведен в соответствии с действующим законодательством на основании ст. 8 Закона РФ "О плате за землю".
Заявление, в котором ОАО "ЭОЭЗ "Элеон" просит суд требования оставить в соответствии с первоначальными требованиями, в решении суда не отражено, тем самым нарушены нормы процессуального права.
На основании вышеизложенного ИФНС России по г. Павловскому Посаду просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказать.
ОАО "ЭОЭЗ "Элеон" в судебное заседание явилось, с апелляционной жалобой не согласно, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
В обоснование возражений заявитель указал, что на основании постановлений главы города Электрогорска N 229 от 26.06.2000, N 173 от 21.05.2001, N 39 от 05.02.2004 предприятие является пользователем земельного участка общей площадью 21246 кв. м и плательщиком земельного налога. В течение 2005 г. предприятие при исчислении налога ошибочно применяло ставку, установленную решением Совета депутатов г. Электрогорска N 20\\3 от 27.12.2004, - 21,64 руб. за 1 кв. м.
В результате проведенного анализа было установлено, что применение указанной ставки при расчете земельного налога для земель, предоставленных предприятию, не соответствует Закону РФ N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю", так как местным органом власти при расчете ставки земельного налога неправомерно применены повышающие коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога:
- - 2,5 - установленный ст. 2 Закона Московской области N 18-95-ОЗ от 16.06.95 "О плате за землю в Московской области" (далее - областной закон);
- - 1,6 - установленный ст. 9 названного Закона;
- - 1,25 - установленный согласно градостроительной ценности территории города.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к Федеральному закону.
Статьей 2 Закона Московской области предусматривается, что средние ставки земельного налога на земли всех категорий (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю": за земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области. Следовательно, данные повышающие коэффициенты могут применяться в соответствии с федеральным законом только для земель поселений в курортных зонах, зонах отдыха, землях рекреационного назначения. Земли предприятия не относятся ни к одной из данных категорий.
В таблице 2 Приложения 2 к Федеральному закону установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах.
Приведенные в таблице коэффициенты применяются только при расчете налога на земли, на которых расположены курортные районы и зоны отдыха (столбец 1 таблицы).
В Законе РФ "О плате за землю" отсутствует определение терминов "курортный район" и "зона отдыха", поэтому эти термины применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства в силу ст. 11 НК РФ.
В соответствии с Законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" N 26-ФЗ от 23.02.1995 под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами, необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее назначения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрологических и других исследований.
Территория предприятия в силу Закона РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" не может быть отнесена к курортным зонам, так как не соответствует требованиям, предъявляемым к ним.
Земли курортов относятся к отдельной категории земель - землям особо охраняемых территорий. В соответствии со ст. 96 ЗК к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся земли, обладающие природными лечебными ресурсами (местонахождениями минеральных вод, лечебных грязей), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. Земли, предоставленные предприятию, относятся к другой категории земель - землям поселений (ст. 83 ЗК РФ).
Территория предприятия в соответствии с утвержденным постановлением правительства г. Москвы N 658 от 22.08.2000 Положением о зонах отдыха в г. Москве не может быть отнесена и к зоне отдыха г. Москвы (таблица 2 Приложения 2 Закона РФ "О плате за землю").
Территория, на которой располагаются земельные участки, принадлежащие предприятию, не отнесена к курортным зонам или зонам отдыха каким-либо правовым актом.
По смыслу закона столбец 2 таблицы 2 Приложения 2 к Федеральному закону указывает место нахождения курорта или зоны отдыха, указанной в столбце 1 таблицы, а не описывает всю его территорию (например, столбец 1 - Черноморское побережье, столбец 2 - Краснодарский край, при этом Черноморское побережье занимает только часть Краснодарского края). Следовательно, зона отдыха Москвы - это не вся Московская область, а территория, на которой она может располагаться.
Согласно ст. 98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристические парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря и другие аналогичные объекты.
К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
На территории предприятия нет объектов, указанных в п. п. 2 и 4 вышеуказанной статьи, таким образом, земли предприятия не могут быть отнесены к данной категории земель, поскольку не выполняют назначение и функции таких земель. Таким образом, повышающий коэффициент 2,5, установленный ст. 2 областного закона, при расчете земельного налога предприятием применяться не может.
Статьей 9 областного закона (в предыдущей редакции) определено, что средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение (приложение N 7). В соответствии с таблицей 3 Приложения 2 к Федеральному закону коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса города и развития социально-культурного потенциала применяется в отношении земель городов с численностью от 100000 человек. Численность населения г. Электрогорска составляет 20355 человек. Следовательно, применение повышающего коэффициента 1,6 при исчислении земельного налога предприятием противоречит Закону РФ "О плате за землю" и является незаконным.
Коэффициент градостроительной ценности 1,25 не подлежит применению по следующим основаниям. В соответствии с федеральным законом налог на городские земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 к Закону. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления (ч. 2 ст. 8). При этом дифференциация по градостроительной ценности предусмотрена только для курортных зон (столбцы 3, 4, 5 таблицы 2), а дифференциация по местоположению (город, пригород) - только для населенных пунктов численностью от 500000 человек (столбцы 4 - 9 таблицы 3). Город Электрогорск не относится к населенным пунктам данной категории. Следовательно, коэффициент градостроительной ценности 1,25 не подлежит применению предприятием.
Город Электрогорск расположен в Центральном экономическом районе и в соответствии со справкой Отдела государственной статистики в Павлово-Посадском районе N 132 от 06 июня 2005 г. численность населения города составляет по переписи населения на 01.01.2002 20353 человека.
Налог на городские земли устанавливается согласно ст. 8 Федерального закона на основании средних ставок в соответствии с Приложением 2 (таблицы 1, 2, 3). По таблице 1 средняя ставка земельного налога на городские земли Центрального экономического района с численностью населения от 20 до 50 тыс. человек составляет 1,5 руб./кв. м. С учетом ежегодной индексации налога в соответствии с постановлениями Правительства РФ и федеральными законами согласно прилагаемому расчету ставка земельного налога по занимаемому предприятием земельному участку составляет 4,70 руб. за 1 кв. м.
Исчисленный по указанной ставке земельный налог за 2005 г. составляет: 4,7 x 21246 кв. м = 99856 руб.
Таким образом, по мнению заявителя, предприятием документально и нормативно обосновано применение им при расчете земельного налога за 2005 г. ставки без применения вышеуказанных повышающих коэффициентов.
Заявитель считает неправомерным утверждение ответчика о нарушении судом норм процессуального права в части неполного отражения в решении изменений по исковым требованиям.
Заявителем действительно дважды менялись исковые требования, и во втором заявлении от 25.11.05 предприятие, учитывая постановление 10 Арбитражного апелляционного суда от 21.11.05, вернулось к первоначальным требованиям, по которым оспариваются решение по камеральной проверке N 842229ЭОД от 30.08.05 и требования N 8181, 914 в полной сумме. В описательной части решения суда правильно изложены вышеуказанные требования предприятия.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А41-К2-17993\\05 установлено правомерное исчисление земельного налога за 1 полугодие 2005 года без учета вышеуказанных повышающих коэффициентов.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, возражения ОАО "ЭОЭЗ "Элеон", проверив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании установлено, что ОАО "ЭОЭЗ "Элеон" является плательщиком земельного налога за земельный участок общей площадью 21246 кв. м в 2005 г., расположенный на территории г. Электрогорска, предоставленный ему в бессрочное (постоянное) пользование постановлением главы г. Электрогорска N 39 от 05.02.2004 с учетом изъятия земельного участка постановлением главы г. Электрогорска N 173 от 21.05.2001 под промышленную площадку (свидетельства на право бессрочного пользования - л.д. 29 - 31).
16.06.2005 общество представило в ИФНС по г. Павловскому Посаду уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2005 г., в соответствии с которой подлежал уменьшению указанный налог на сумму 359907 руб.
Решением N 842229ЭОД от 30.08.05 налоговым органом доначислен земельный налог за 2005 г. в сумме 359907 руб. (л.д. 33 - 34), налогоплательщику направлены требования N 914 по состоянию на 9 сентября 2005 г. об уплате земельного налога в сумме 119971 руб. и N 8181 по состоянию на 09.09.2005 об уплате до 19.09.2005 земельного налога в сумме 239936 руб. (л.д. 16 - 17).
Апелляционный суд считает правомерным признание судом первой инстанции недействительными указанных выше решения и требований ИФНС по г. Павловскому Посаду, поскольку при их вынесении налоговой инспекцией неправомерно применены при исчислении земельного налога повышающие коэффициенты, установленные ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", решением Совета депутатов г. Электрогорска N 20/3 от 27.12.2004 и постановлением главы администрации Павлово-Посадского района N 1032 от 24.07.1995.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основании средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2 и 3) к Закону.
Землями поселений согласно ст. 83 Земельного кодекса РФ признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений, отделенные их чертой от земель других категорий.
Земельный участок ОАО "Элеон" относится к вышеуказанной категории земель.
Коэффициент 2,5, установленный ст. 2 (приложение 1) Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", в данном случае не подлежит применению.
В соответствии с указанной нормой средние ставки земельного налога за земли всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских фермерских хозяйств, на территории Московской области применяются с повышающим коэффициентом, установленным в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю", в том числе за земли городов, - 2,5.
Приложение 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю" устанавливает коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах - курортных районах и зонах отдыха.
Поскольку в Законе "О плате за землю" не содержится определений понятий "курортный район" и "зона отдыха", в силу ст. 11 НК РФ они подлежат применению в том значении, в каком используются в других отраслях права.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ курортные зоны - зоны отдыха и курортные районы являются землями рекреационного значения и относятся к землям особо охраняемых территорий.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" N 26-ФЗ от 23.02.1995 под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее назначения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрологических и других исследований (ст. 3 указанного Закона).
Территория, занимаемая предприятием, по смыслу указанного Закона не может быть отнесена к курортным зонам.
Также в соответствии со ст. 98 Земельного кодекса данная территория не может быть отнесена и к землям рекреационного назначения, предназначенным для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Таким образом, расчет земельного налога без применения коэффициента 2,5 произведен заявителем в соответствии с действующим законодательством на основании ст. 8 Закона РФ "О плате за землю".
Также неправомерным является применение коэффициента градостроительной ценности 1,25, установленного постановлением главы администрации Павлово-Посадского района N 1032 от 24.07.1995.
Указанным постановлением об утверждении на 1995 г. ставок земельного налога по населенным пунктам - г. Павловскому Посаду, г. Электрогорску, пос. Болыние Дворы и району установлено, что ставки земельного налога в границах городов Павловского Посада и Электрогорска дифференцируются с учетом коэффициента градостроительной ценности территории (приложения 1 и 2).
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог на городские земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2 и 3). Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления.
Согласно таблице 2 (столбцы 3, 4 и 5) дифференциация по градостроительной ценности территории предусмотрена только для курортных зон, а согласно таблице 3 (столбцы 4 - 9) дифференциация по местоположению земельного участка (в городе или пригороде) предусмотрена только для населенных пунктов от 500 тыс. человек.
В соответствии со справкой Отдела государственной статистики в Павлово-Посадском районе N 132 от 06.06.2005 численность населения г. Электрогорска на 01.01.2005 составляет 20368 человек (л.д. 4).
Таким образом, г. Электрогорск к населенным пунктам данной категории не относится, в связи с чем установление для него указанного коэффициента противоречит Закону РФ "О плате за землю" и в силу ст. 76 п. 5 Конституции РФ является неправомерным.
Апелляционный суд считает также не подлежащим применению при расчете земельного налога коэффициент 1,6, установленный ст. 9 (приложение 7) Закона МО "О плате за землю в Московской области".
В соответствии с указанной нормой средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение, согласно приложению N 7.
Однако согласно таблице 3 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса города и развития социально-культурного потенциала применяется в отношении земель городов с численностью от 100 тыс. человек.
Согласно справке Отдела государственной статистики в Павлово-Посадском районе N 132 от 06.06.2005 численность населения г. Электрогорска составляет на 01.01.2005 20368 человек (л.д. 4).
При изложенных обстоятельствах применение данного повышающего коэффициента для земель, расположенных в г. Электрогорске, противоречит федеральному законодательству, в связи с чем в силу п. 5 ст. 76 Конституции РФ, устанавливающего, что в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон, является неправомерным.
На основании изложенного апелляционный суд считает правомерными выводы суда первой инстанции о том, что заявитель документально и нормативно обосновал применение им при расчете земельного налога за 2005 г. налоговых ставок без учета вышеуказанных повышающих коэффициентов, в связи с чем оспариваемое решение ИФНС по г. Павловскому Посаду и направленные на основании него требования подлежат признанию недействительными, как противоречащие действующему законодательству.
Кроме того, решением Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2005 г. по делу N А41-К2-17993/05, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2005 г. и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 января 2006 г., установлено правомерное исчисление истцом земельного налога за 1 полугодие 2005 г. без учета вышеуказанных повышающих коэффициентов.
Апелляционный суд не принимает доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права в части неполного отражения в решении изменений по исковым требованиям.
Как следует из материалов дела, заявителем дважды менялись заявленные требования и во втором заявлении от 25.11.05 (л.д. 62) предприятие, учитывая постановление 10 Арбитражного апелляционного суда от 21.11.05, вернулось к первоначальным требованиям, по которым оспариваются решение по камеральной проверке N 842229ЭОД от 30.08.05 и требования N 8181, 914 в полной сумме. В описательной и резолютивной частях решения суда первой инстанции правильно изложены требования предприятия.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, ст. 269 п. 1, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2005 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Павловскому Посаду - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.02.2006, 28.02.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-20810/05
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
21 февраля 2006 г. Дело N А41-К2-20810/05
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2006 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2006 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ч., судей К.А., М., при ведении протокола судебного заседания З., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Павловскому Посаду на решение Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2005 г. по делу N А41-К2-20810/05, принятое судьей К.Н., по иску (заявлению) ЗАО "Электрогорский опытно-экспериментальный завод "Элеон" к ИФНС РФ по г. Павловскому Посаду о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Электрогорский опытно-экспериментальный завод "Элеон" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными решения ИФНС по г. Павловскому Посаду N 842229ЭОД от 30.08.05 и требований N 914 и 8181 от 09.09.2005.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2005 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
ИФНС России по г. Павловскому Посаду считает решение суда первой инстанции незаконным, подлежащим отмене по основаниям неправильного применения норм материального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.
В обоснование жалобы налоговый орган указал, что на основании постановлений главы г. Электрогорска N 229 от 26.06.2000, N 173 от 21.05.2001, N 39 от 05.02.2004 ЗАО "Элеон" является пользователем земельного участка площадью 21246 кв. м и плательщиком земельного налога.
ЗАО "Элеон" в ИФНС РФ по г. Павловскому Посаду была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу, в результате проведенной камеральной проверки которой было установлено, что в результате неправомерного применения ставок земельного налога ЗАО "Элеон" был неправомерно занижен налог на землю в сумме 359907 руб.
В соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования "Город Электрогорск" Павлово-Посадского района Московской области от 27.12.2004 N 20/3 "Об утверждении ставок земельного налога на 2005 г. на территории муниципального образования "Город Электрогорск" ставка земельного налога за кв. м для 1-й зоны в г. Электрогорске составляет 21 руб. 64 коп. Соответственно, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 459763 руб. (21246 кв. м x 21 руб. 64 коп.).
На основании представленной налоговой декларации по земельному налогу за 2005 г. ОАО "Элеон" предъявило к уменьшению сумму земельного налога за проверяемый период, применяя ставку земельного налога за кв. м в г. Электрогорске 4 руб. 70 коп., в связи с чем налоговая инспекция считает, что ею был правомерно доначислен земельный налог в сумме 259907 руб.
Согласно п. "и" ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу ч. 3 ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, общие принципы налогообложения устанавливаются Федеральным законом.
Общие принципы налогообложения на период принятия Закона МО "О плате за землю в Московской области" установил Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" N 2118-1 от 27.12.1991 (с изменениями и дополнениями), действующий и в настоящее время. На основании пп. "б" п. 1 ст. 21 данного Закона земельный налог относится к местным налогам, которые устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом ставки налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов и иных административно-территориальных образований.
Первоначально заявителем обжаловалось неправомерное применение повышающих коэффициентов увеличения средней ставки земельного налога:
- - 2,5 - установленный ст. 2 Закона Московской области N 18-95-ОЗ от 16.06.95 "О плате за землю в Московской области";
- - 1,6 - установленный ст. 9 названного Закона;
- - 1,25 - установленный согласно градостроительной ценности территории города.
В ходе рассмотрения материалов дела заявителем подано заявление об изменении размера требований по делу с приложенным расчетом ставок земельного налога, в котором заявитель признает правомерность применения коэффициента 2,5 и просит суд признать недействительными решение ИФНС по г. Павловскому Посаду N 842229ЭОД от 30.08.2005 по камеральной проверке декларации земельного налога за 2005 г. и требования N 8181, 914 в сумме 209910 руб.
Позже подано заявление об изменении требований по делу N А41-К2-20810/05, в соответствии с которым заявление об изменении исковых требований от 28.10.05 является недействительным, а размер требований соответствует первоначальным требованиям в полной сумме.
В решении суда первой инстанции учтено только первоначальное заявление от 30.10.05, на основании данного заявления суд пришел к выводу, что расчет земельного налога без применения указанного коэффициента 2,5 произведен в соответствии с действующим законодательством на основании ст. 8 Закона РФ "О плате за землю".
Заявление, в котором ОАО "ЭОЭЗ "Элеон" просит суд требования оставить в соответствии с первоначальными требованиями, в решении суда не отражено, тем самым нарушены нормы процессуального права.
На основании вышеизложенного ИФНС России по г. Павловскому Посаду просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказать.
ОАО "ЭОЭЗ "Элеон" в судебное заседание явилось, с апелляционной жалобой не согласно, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
В обоснование возражений заявитель указал, что на основании постановлений главы города Электрогорска N 229 от 26.06.2000, N 173 от 21.05.2001, N 39 от 05.02.2004 предприятие является пользователем земельного участка общей площадью 21246 кв. м и плательщиком земельного налога. В течение 2005 г. предприятие при исчислении налога ошибочно применяло ставку, установленную решением Совета депутатов г. Электрогорска N 20\\3 от 27.12.2004, - 21,64 руб. за 1 кв. м.
В результате проведенного анализа было установлено, что применение указанной ставки при расчете земельного налога для земель, предоставленных предприятию, не соответствует Закону РФ N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю", так как местным органом власти при расчете ставки земельного налога неправомерно применены повышающие коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога:
- - 2,5 - установленный ст. 2 Закона Московской области N 18-95-ОЗ от 16.06.95 "О плате за землю в Московской области" (далее - областной закон);
- - 1,6 - установленный ст. 9 названного Закона;
- - 1,25 - установленный согласно градостроительной ценности территории города.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к Федеральному закону.
Статьей 2 Закона Московской области предусматривается, что средние ставки земельного налога на земли всех категорий (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю": за земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области. Следовательно, данные повышающие коэффициенты могут применяться в соответствии с федеральным законом только для земель поселений в курортных зонах, зонах отдыха, землях рекреационного назначения. Земли предприятия не относятся ни к одной из данных категорий.
В таблице 2 Приложения 2 к Федеральному закону установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах.
Приведенные в таблице коэффициенты применяются только при расчете налога на земли, на которых расположены курортные районы и зоны отдыха (столбец 1 таблицы).
В Законе РФ "О плате за землю" отсутствует определение терминов "курортный район" и "зона отдыха", поэтому эти термины применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства в силу ст. 11 НК РФ.
В соответствии с Законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" N 26-ФЗ от 23.02.1995 под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами, необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее назначения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрологических и других исследований.
Территория предприятия в силу Закона РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" не может быть отнесена к курортным зонам, так как не соответствует требованиям, предъявляемым к ним.
Земли курортов относятся к отдельной категории земель - землям особо охраняемых территорий. В соответствии со ст. 96 ЗК к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся земли, обладающие природными лечебными ресурсами (местонахождениями минеральных вод, лечебных грязей), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. Земли, предоставленные предприятию, относятся к другой категории земель - землям поселений (ст. 83 ЗК РФ).
Территория предприятия в соответствии с утвержденным постановлением правительства г. Москвы N 658 от 22.08.2000 Положением о зонах отдыха в г. Москве не может быть отнесена и к зоне отдыха г. Москвы (таблица 2 Приложения 2 Закона РФ "О плате за землю").
Территория, на которой располагаются земельные участки, принадлежащие предприятию, не отнесена к курортным зонам или зонам отдыха каким-либо правовым актом.
По смыслу закона столбец 2 таблицы 2 Приложения 2 к Федеральному закону указывает место нахождения курорта или зоны отдыха, указанной в столбце 1 таблицы, а не описывает всю его территорию (например, столбец 1 - Черноморское побережье, столбец 2 - Краснодарский край, при этом Черноморское побережье занимает только часть Краснодарского края). Следовательно, зона отдыха Москвы - это не вся Московская область, а территория, на которой она может располагаться.
Согласно ст. 98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристические парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря и другие аналогичные объекты.
К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
На территории предприятия нет объектов, указанных в п. п. 2 и 4 вышеуказанной статьи, таким образом, земли предприятия не могут быть отнесены к данной категории земель, поскольку не выполняют назначение и функции таких земель. Таким образом, повышающий коэффициент 2,5, установленный ст. 2 областного закона, при расчете земельного налога предприятием применяться не может.
Статьей 9 областного закона (в предыдущей редакции) определено, что средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение (приложение N 7). В соответствии с таблицей 3 Приложения 2 к Федеральному закону коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса города и развития социально-культурного потенциала применяется в отношении земель городов с численностью от 100000 человек. Численность населения г. Электрогорска составляет 20355 человек. Следовательно, применение повышающего коэффициента 1,6 при исчислении земельного налога предприятием противоречит Закону РФ "О плате за землю" и является незаконным.
Коэффициент градостроительной ценности 1,25 не подлежит применению по следующим основаниям. В соответствии с федеральным законом налог на городские земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 к Закону. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления (ч. 2 ст. 8). При этом дифференциация по градостроительной ценности предусмотрена только для курортных зон (столбцы 3, 4, 5 таблицы 2), а дифференциация по местоположению (город, пригород) - только для населенных пунктов численностью от 500000 человек (столбцы 4 - 9 таблицы 3). Город Электрогорск не относится к населенным пунктам данной категории. Следовательно, коэффициент градостроительной ценности 1,25 не подлежит применению предприятием.
Город Электрогорск расположен в Центральном экономическом районе и в соответствии со справкой Отдела государственной статистики в Павлово-Посадском районе N 132 от 06 июня 2005 г. численность населения города составляет по переписи населения на 01.01.2002 20353 человека.
Налог на городские земли устанавливается согласно ст. 8 Федерального закона на основании средних ставок в соответствии с Приложением 2 (таблицы 1, 2, 3). По таблице 1 средняя ставка земельного налога на городские земли Центрального экономического района с численностью населения от 20 до 50 тыс. человек составляет 1,5 руб./кв. м. С учетом ежегодной индексации налога в соответствии с постановлениями Правительства РФ и федеральными законами согласно прилагаемому расчету ставка земельного налога по занимаемому предприятием земельному участку составляет 4,70 руб. за 1 кв. м.
Исчисленный по указанной ставке земельный налог за 2005 г. составляет: 4,7 x 21246 кв. м = 99856 руб.
Таким образом, по мнению заявителя, предприятием документально и нормативно обосновано применение им при расчете земельного налога за 2005 г. ставки без применения вышеуказанных повышающих коэффициентов.
Заявитель считает неправомерным утверждение ответчика о нарушении судом норм процессуального права в части неполного отражения в решении изменений по исковым требованиям.
Заявителем действительно дважды менялись исковые требования, и во втором заявлении от 25.11.05 предприятие, учитывая постановление 10 Арбитражного апелляционного суда от 21.11.05, вернулось к первоначальным требованиям, по которым оспариваются решение по камеральной проверке N 842229ЭОД от 30.08.05 и требования N 8181, 914 в полной сумме. В описательной части решения суда правильно изложены вышеуказанные требования предприятия.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А41-К2-17993\\05 установлено правомерное исчисление земельного налога за 1 полугодие 2005 года без учета вышеуказанных повышающих коэффициентов.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, возражения ОАО "ЭОЭЗ "Элеон", проверив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании установлено, что ОАО "ЭОЭЗ "Элеон" является плательщиком земельного налога за земельный участок общей площадью 21246 кв. м в 2005 г., расположенный на территории г. Электрогорска, предоставленный ему в бессрочное (постоянное) пользование постановлением главы г. Электрогорска N 39 от 05.02.2004 с учетом изъятия земельного участка постановлением главы г. Электрогорска N 173 от 21.05.2001 под промышленную площадку (свидетельства на право бессрочного пользования - л.д. 29 - 31).
16.06.2005 общество представило в ИФНС по г. Павловскому Посаду уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2005 г., в соответствии с которой подлежал уменьшению указанный налог на сумму 359907 руб.
Решением N 842229ЭОД от 30.08.05 налоговым органом доначислен земельный налог за 2005 г. в сумме 359907 руб. (л.д. 33 - 34), налогоплательщику направлены требования N 914 по состоянию на 9 сентября 2005 г. об уплате земельного налога в сумме 119971 руб. и N 8181 по состоянию на 09.09.2005 об уплате до 19.09.2005 земельного налога в сумме 239936 руб. (л.д. 16 - 17).
Апелляционный суд считает правомерным признание судом первой инстанции недействительными указанных выше решения и требований ИФНС по г. Павловскому Посаду, поскольку при их вынесении налоговой инспекцией неправомерно применены при исчислении земельного налога повышающие коэффициенты, установленные ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", решением Совета депутатов г. Электрогорска N 20/3 от 27.12.2004 и постановлением главы администрации Павлово-Посадского района N 1032 от 24.07.1995.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основании средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2 и 3) к Закону.
Землями поселений согласно ст. 83 Земельного кодекса РФ признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений, отделенные их чертой от земель других категорий.
Земельный участок ОАО "Элеон" относится к вышеуказанной категории земель.
Коэффициент 2,5, установленный ст. 2 (приложение 1) Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", в данном случае не подлежит применению.
В соответствии с указанной нормой средние ставки земельного налога за земли всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских фермерских хозяйств, на территории Московской области применяются с повышающим коэффициентом, установленным в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю", в том числе за земли городов, - 2,5.
Приложение 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю" устанавливает коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах - курортных районах и зонах отдыха.
Поскольку в Законе "О плате за землю" не содержится определений понятий "курортный район" и "зона отдыха", в силу ст. 11 НК РФ они подлежат применению в том значении, в каком используются в других отраслях права.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ курортные зоны - зоны отдыха и курортные районы являются землями рекреационного значения и относятся к землям особо охраняемых территорий.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" N 26-ФЗ от 23.02.1995 под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее назначения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрологических и других исследований (ст. 3 указанного Закона).
Территория, занимаемая предприятием, по смыслу указанного Закона не может быть отнесена к курортным зонам.
Также в соответствии со ст. 98 Земельного кодекса данная территория не может быть отнесена и к землям рекреационного назначения, предназначенным для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Таким образом, расчет земельного налога без применения коэффициента 2,5 произведен заявителем в соответствии с действующим законодательством на основании ст. 8 Закона РФ "О плате за землю".
Также неправомерным является применение коэффициента градостроительной ценности 1,25, установленного постановлением главы администрации Павлово-Посадского района N 1032 от 24.07.1995.
Указанным постановлением об утверждении на 1995 г. ставок земельного налога по населенным пунктам - г. Павловскому Посаду, г. Электрогорску, пос. Болыние Дворы и району установлено, что ставки земельного налога в границах городов Павловского Посада и Электрогорска дифференцируются с учетом коэффициента градостроительной ценности территории (приложения 1 и 2).
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог на городские земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2 и 3). Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления.
Согласно таблице 2 (столбцы 3, 4 и 5) дифференциация по градостроительной ценности территории предусмотрена только для курортных зон, а согласно таблице 3 (столбцы 4 - 9) дифференциация по местоположению земельного участка (в городе или пригороде) предусмотрена только для населенных пунктов от 500 тыс. человек.
В соответствии со справкой Отдела государственной статистики в Павлово-Посадском районе N 132 от 06.06.2005 численность населения г. Электрогорска на 01.01.2005 составляет 20368 человек (л.д. 4).
Таким образом, г. Электрогорск к населенным пунктам данной категории не относится, в связи с чем установление для него указанного коэффициента противоречит Закону РФ "О плате за землю" и в силу ст. 76 п. 5 Конституции РФ является неправомерным.
Апелляционный суд считает также не подлежащим применению при расчете земельного налога коэффициент 1,6, установленный ст. 9 (приложение 7) Закона МО "О плате за землю в Московской области".
В соответствии с указанной нормой средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение, согласно приложению N 7.
Однако согласно таблице 3 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса города и развития социально-культурного потенциала применяется в отношении земель городов с численностью от 100 тыс. человек.
Согласно справке Отдела государственной статистики в Павлово-Посадском районе N 132 от 06.06.2005 численность населения г. Электрогорска составляет на 01.01.2005 20368 человек (л.д. 4).
При изложенных обстоятельствах применение данного повышающего коэффициента для земель, расположенных в г. Электрогорске, противоречит федеральному законодательству, в связи с чем в силу п. 5 ст. 76 Конституции РФ, устанавливающего, что в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон, является неправомерным.
На основании изложенного апелляционный суд считает правомерными выводы суда первой инстанции о том, что заявитель документально и нормативно обосновал применение им при расчете земельного налога за 2005 г. налоговых ставок без учета вышеуказанных повышающих коэффициентов, в связи с чем оспариваемое решение ИФНС по г. Павловскому Посаду и направленные на основании него требования подлежат признанию недействительными, как противоречащие действующему законодательству.
Кроме того, решением Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2005 г. по делу N А41-К2-17993/05, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2005 г. и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 января 2006 г., установлено правомерное исчисление истцом земельного налога за 1 полугодие 2005 г. без учета вышеуказанных повышающих коэффициентов.
Апелляционный суд не принимает доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права в части неполного отражения в решении изменений по исковым требованиям.
Как следует из материалов дела, заявителем дважды менялись заявленные требования и во втором заявлении от 25.11.05 (л.д. 62) предприятие, учитывая постановление 10 Арбитражного апелляционного суда от 21.11.05, вернулось к первоначальным требованиям, по которым оспариваются решение по камеральной проверке N 842229ЭОД от 30.08.05 и требования N 8181, 914 в полной сумме. В описательной и резолютивной частях решения суда первой инстанции правильно изложены требования предприятия.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, ст. 269 п. 1, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2005 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Павловскому Посаду - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)