Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.02.2006, 28.02.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-20810/05

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


21 февраля 2006 г. Дело N А41-К2-20810/05

Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2006 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2006 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ч., судей К.А., М., при ведении протокола судебного заседания З., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Павловскому Посаду на решение Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2005 г. по делу N А41-К2-20810/05, принятое судьей К.Н., по иску (заявлению) ЗАО "Электрогорский опытно-экспериментальный завод "Элеон" к ИФНС РФ по г. Павловскому Посаду о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:

ОАО "Электрогорский опытно-экспериментальный завод "Элеон" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными решения ИФНС по г. Павловскому Посаду N 842229ЭОД от 30.08.05 и требований N 914 и 8181 от 09.09.2005.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2005 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
ИФНС России по г. Павловскому Посаду считает решение суда первой инстанции незаконным, подлежащим отмене по основаниям неправильного применения норм материального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.
В обоснование жалобы налоговый орган указал, что на основании постановлений главы г. Электрогорска N 229 от 26.06.2000, N 173 от 21.05.2001, N 39 от 05.02.2004 ЗАО "Элеон" является пользователем земельного участка площадью 21246 кв. м и плательщиком земельного налога.
ЗАО "Элеон" в ИФНС РФ по г. Павловскому Посаду была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу, в результате проведенной камеральной проверки которой было установлено, что в результате неправомерного применения ставок земельного налога ЗАО "Элеон" был неправомерно занижен налог на землю в сумме 359907 руб.
В соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования "Город Электрогорск" Павлово-Посадского района Московской области от 27.12.2004 N 20/3 "Об утверждении ставок земельного налога на 2005 г. на территории муниципального образования "Город Электрогорск" ставка земельного налога за кв. м для 1-й зоны в г. Электрогорске составляет 21 руб. 64 коп. Соответственно, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 459763 руб. (21246 кв. м x 21 руб. 64 коп.).
На основании представленной налоговой декларации по земельному налогу за 2005 г. ОАО "Элеон" предъявило к уменьшению сумму земельного налога за проверяемый период, применяя ставку земельного налога за кв. м в г. Электрогорске 4 руб. 70 коп., в связи с чем налоговая инспекция считает, что ею был правомерно доначислен земельный налог в сумме 259907 руб.




Согласно п. "и" ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу ч. 3 ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, общие принципы налогообложения устанавливаются Федеральным законом.
Общие принципы налогообложения на период принятия Закона МО "О плате за землю в Московской области" установил Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" N 2118-1 от 27.12.1991 (с изменениями и дополнениями), действующий и в настоящее время. На основании пп. "б" п. 1 ст. 21 данного Закона земельный налог относится к местным налогам, которые устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом ставки налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов и иных административно-территориальных образований.
Первоначально заявителем обжаловалось неправомерное применение повышающих коэффициентов увеличения средней ставки земельного налога:
- - 2,5 - установленный ст. 2 Закона Московской области N 18-95-ОЗ от 16.06.95 "О плате за землю в Московской области";
- - 1,6 - установленный ст. 9 названного Закона;
- - 1,25 - установленный согласно градостроительной ценности территории города.
В ходе рассмотрения материалов дела заявителем подано заявление об изменении размера требований по делу с приложенным расчетом ставок земельного налога, в котором заявитель признает правомерность применения коэффициента 2,5 и просит суд признать недействительными решение ИФНС по г. Павловскому Посаду N 842229ЭОД от 30.08.2005 по камеральной проверке декларации земельного налога за 2005 г. и требования N 8181, 914 в сумме 209910 руб.
Позже подано заявление об изменении требований по делу N А41-К2-20810/05, в соответствии с которым заявление об изменении исковых требований от 28.10.05 является недействительным, а размер требований соответствует первоначальным требованиям в полной сумме.
В решении суда первой инстанции учтено только первоначальное заявление от 30.10.05, на основании данного заявления суд пришел к выводу, что расчет земельного налога без применения указанного коэффициента 2,5 произведен в соответствии с действующим законодательством на основании ст. 8 Закона РФ "О плате за землю".
Заявление, в котором ОАО "ЭОЭЗ "Элеон" просит суд требования оставить в соответствии с первоначальными требованиями, в решении суда не отражено, тем самым нарушены нормы процессуального права.
На основании вышеизложенного ИФНС России по г. Павловскому Посаду просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказать.
ОАО "ЭОЭЗ "Элеон" в судебное заседание явилось, с апелляционной жалобой не согласно, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
В обоснование возражений заявитель указал, что на основании постановлений главы города Электрогорска N 229 от 26.06.2000, N 173 от 21.05.2001, N 39 от 05.02.2004 предприятие является пользователем земельного участка общей площадью 21246 кв. м и плательщиком земельного налога. В течение 2005 г. предприятие при исчислении налога ошибочно применяло ставку, установленную решением Совета депутатов г. Электрогорска N 20\\3 от 27.12.2004, - 21,64 руб. за 1 кв. м.
В результате проведенного анализа было установлено, что применение указанной ставки при расчете земельного налога для земель, предоставленных предприятию, не соответствует Закону РФ N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю", так как местным органом власти при расчете ставки земельного налога неправомерно применены повышающие коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога:
- - 2,5 - установленный ст. 2 Закона Московской области N 18-95-ОЗ от 16.06.95 "О плате за землю в Московской области" (далее - областной закон);
- - 1,6 - установленный ст. 9 названного Закона;
- - 1,25 - установленный согласно градостроительной ценности территории города.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к Федеральному закону.
Статьей 2 Закона Московской области предусматривается, что средние ставки земельного налога на земли всех категорий (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю": за земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области. Следовательно, данные повышающие коэффициенты могут применяться в соответствии с федеральным законом только для земель поселений в курортных зонах, зонах отдыха, землях рекреационного назначения. Земли предприятия не относятся ни к одной из данных категорий.
В таблице 2 Приложения 2 к Федеральному закону установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах.
Приведенные в таблице коэффициенты применяются только при расчете налога на земли, на которых расположены курортные районы и зоны отдыха (столбец 1 таблицы).
В Законе РФ "О плате за землю" отсутствует определение терминов "курортный район" и "зона отдыха", поэтому эти термины применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства в силу ст. 11 НК РФ.
В соответствии с Законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" N 26-ФЗ от 23.02.1995 под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами, необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее назначения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрологических и других исследований.
Территория предприятия в силу Закона РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" не может быть отнесена к курортным зонам, так как не соответствует требованиям, предъявляемым к ним.
Земли курортов относятся к отдельной категории земель - землям особо охраняемых территорий. В соответствии со ст. 96 ЗК к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся земли, обладающие природными лечебными ресурсами (местонахождениями минеральных вод, лечебных грязей), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. Земли, предоставленные предприятию, относятся к другой категории земель - землям поселений (ст. 83 ЗК РФ).
Территория предприятия в соответствии с утвержденным постановлением правительства г. Москвы N 658 от 22.08.2000 Положением о зонах отдыха в г. Москве не может быть отнесена и к зоне отдыха г. Москвы (таблица 2 Приложения 2 Закона РФ "О плате за землю").
Территория, на которой располагаются земельные участки, принадлежащие предприятию, не отнесена к курортным зонам или зонам отдыха каким-либо правовым актом.
По смыслу закона столбец 2 таблицы 2 Приложения 2 к Федеральному закону указывает место нахождения курорта или зоны отдыха, указанной в столбце 1 таблицы, а не описывает всю его территорию (например, столбец 1 - Черноморское побережье, столбец 2 - Краснодарский край, при этом Черноморское побережье занимает только часть Краснодарского края). Следовательно, зона отдыха Москвы - это не вся Московская область, а территория, на которой она может располагаться.
Согласно ст. 98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристические парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря и другие аналогичные объекты.
К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
На территории предприятия нет объектов, указанных в п. п. 2 и 4 вышеуказанной статьи, таким образом, земли предприятия не могут быть отнесены к данной категории земель, поскольку не выполняют назначение и функции таких земель. Таким образом, повышающий коэффициент 2,5, установленный ст. 2 областного закона, при расчете земельного налога предприятием применяться не может.
Статьей 9 областного закона (в предыдущей редакции) определено, что средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение (приложение N 7). В соответствии с таблицей 3 Приложения 2 к Федеральному закону коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса города и развития социально-культурного потенциала применяется в отношении земель городов с численностью от 100000 человек. Численность населения г. Электрогорска составляет 20355 человек. Следовательно, применение повышающего коэффициента 1,6 при исчислении земельного налога предприятием противоречит Закону РФ "О плате за землю" и является незаконным.
Коэффициент градостроительной ценности 1,25 не подлежит применению по следующим основаниям. В соответствии с федеральным законом налог на городские земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 к Закону. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления (ч. 2 ст. 8). При этом дифференциация по градостроительной ценности предусмотрена только для курортных зон (столбцы 3, 4, 5 таблицы 2), а дифференциация по местоположению (город, пригород) - только для населенных пунктов численностью от 500000 человек (столбцы 4 - 9 таблицы 3). Город Электрогорск не относится к населенным пунктам данной категории. Следовательно, коэффициент градостроительной ценности 1,25 не подлежит применению предприятием.
Город Электрогорск расположен в Центральном экономическом районе и в соответствии со справкой Отдела государственной статистики в Павлово-Посадском районе N 132 от 06 июня 2005 г. численность населения города составляет по переписи населения на 01.01.2002 20353 человека.
Налог на городские земли устанавливается согласно ст. 8 Федерального закона на основании средних ставок в соответствии с Приложением 2 (таблицы 1, 2, 3). По таблице 1 средняя ставка земельного налога на городские земли Центрального экономического района с численностью населения от 20 до 50 тыс. человек составляет 1,5 руб./кв. м. С учетом ежегодной индексации налога в соответствии с постановлениями Правительства РФ и федеральными законами согласно прилагаемому расчету ставка земельного налога по занимаемому предприятием земельному участку составляет 4,70 руб. за 1 кв. м.
Исчисленный по указанной ставке земельный налог за 2005 г. составляет: 4,7 x 21246 кв. м = 99856 руб.
Таким образом, по мнению заявителя, предприятием документально и нормативно обосновано применение им при расчете земельного налога за 2005 г. ставки без применения вышеуказанных повышающих коэффициентов.
Заявитель считает неправомерным утверждение ответчика о нарушении судом норм процессуального права в части неполного отражения в решении изменений по исковым требованиям.
Заявителем действительно дважды менялись исковые требования, и во втором заявлении от 25.11.05 предприятие, учитывая постановление 10 Арбитражного апелляционного суда от 21.11.05, вернулось к первоначальным требованиям, по которым оспариваются решение по камеральной проверке N 842229ЭОД от 30.08.05 и требования N 8181, 914 в полной сумме. В описательной части решения суда правильно изложены вышеуказанные требования предприятия.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А41-К2-17993\\05 установлено правомерное исчисление земельного налога за 1 полугодие 2005 года без учета вышеуказанных повышающих коэффициентов.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, возражения ОАО "ЭОЭЗ "Элеон", проверив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании установлено, что ОАО "ЭОЭЗ "Элеон" является плательщиком земельного налога за земельный участок общей площадью 21246 кв. м в 2005 г., расположенный на территории г. Электрогорска, предоставленный ему в бессрочное (постоянное) пользование постановлением главы г. Электрогорска N 39 от 05.02.2004 с учетом изъятия земельного участка постановлением главы г. Электрогорска N 173 от 21.05.2001 под промышленную площадку (свидетельства на право бессрочного пользования - л.д. 29 - 31).
16.06.2005 общество представило в ИФНС по г. Павловскому Посаду уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2005 г., в соответствии с которой подлежал уменьшению указанный налог на сумму 359907 руб.
Решением N 842229ЭОД от 30.08.05 налоговым органом доначислен земельный налог за 2005 г. в сумме 359907 руб. (л.д. 33 - 34), налогоплательщику направлены требования N 914 по состоянию на 9 сентября 2005 г. об уплате земельного налога в сумме 119971 руб. и N 8181 по состоянию на 09.09.2005 об уплате до 19.09.2005 земельного налога в сумме 239936 руб. (л.д. 16 - 17).
Апелляционный суд считает правомерным признание судом первой инстанции недействительными указанных выше решения и требований ИФНС по г. Павловскому Посаду, поскольку при их вынесении налоговой инспекцией неправомерно применены при исчислении земельного налога повышающие коэффициенты, установленные ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", решением Совета депутатов г. Электрогорска N 20/3 от 27.12.2004 и постановлением главы администрации Павлово-Посадского района N 1032 от 24.07.1995.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основании средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2 и 3) к Закону.
Землями поселений согласно ст. 83 Земельного кодекса РФ признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений, отделенные их чертой от земель других категорий.
Земельный участок ОАО "Элеон" относится к вышеуказанной категории земель.
Коэффициент 2,5, установленный ст. 2 (приложение 1) Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", в данном случае не подлежит применению.
В соответствии с указанной нормой средние ставки земельного налога за земли всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских фермерских хозяйств, на территории Московской области применяются с повышающим коэффициентом, установленным в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю", в том числе за земли городов, - 2,5.
Приложение 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю" устанавливает коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах - курортных районах и зонах отдыха.
Поскольку в Законе "О плате за землю" не содержится определений понятий "курортный район" и "зона отдыха", в силу ст. 11 НК РФ они подлежат применению в том значении, в каком используются в других отраслях права.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ курортные зоны - зоны отдыха и курортные районы являются землями рекреационного значения и относятся к землям особо охраняемых территорий.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" N 26-ФЗ от 23.02.1995 под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее назначения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрологических и других исследований (ст. 3 указанного Закона).
Территория, занимаемая предприятием, по смыслу указанного Закона не может быть отнесена к курортным зонам.
Также в соответствии со ст. 98 Земельного кодекса данная территория не может быть отнесена и к землям рекреационного назначения, предназначенным для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Таким образом, расчет земельного налога без применения коэффициента 2,5 произведен заявителем в соответствии с действующим законодательством на основании ст. 8 Закона РФ "О плате за землю".
Также неправомерным является применение коэффициента градостроительной ценности 1,25, установленного постановлением главы администрации Павлово-Посадского района N 1032 от 24.07.1995.
Указанным постановлением об утверждении на 1995 г. ставок земельного налога по населенным пунктам - г. Павловскому Посаду, г. Электрогорску, пос. Болыние Дворы и району установлено, что ставки земельного налога в границах городов Павловского Посада и Электрогорска дифференцируются с учетом коэффициента градостроительной ценности территории (приложения 1 и 2).
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог на городские земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2 и 3). Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления.
Согласно таблице 2 (столбцы 3, 4 и 5) дифференциация по градостроительной ценности территории предусмотрена только для курортных зон, а согласно таблице 3 (столбцы 4 - 9) дифференциация по местоположению земельного участка (в городе или пригороде) предусмотрена только для населенных пунктов от 500 тыс. человек.
В соответствии со справкой Отдела государственной статистики в Павлово-Посадском районе N 132 от 06.06.2005 численность населения г. Электрогорска на 01.01.2005 составляет 20368 человек (л.д. 4).
Таким образом, г. Электрогорск к населенным пунктам данной категории не относится, в связи с чем установление для него указанного коэффициента противоречит Закону РФ "О плате за землю" и в силу ст. 76 п. 5 Конституции РФ является неправомерным.
Апелляционный суд считает также не подлежащим применению при расчете земельного налога коэффициент 1,6, установленный ст. 9 (приложение 7) Закона МО "О плате за землю в Московской области".
В соответствии с указанной нормой средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение, согласно приложению N 7.
Однако согласно таблице 3 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса города и развития социально-культурного потенциала применяется в отношении земель городов с численностью от 100 тыс. человек.
Согласно справке Отдела государственной статистики в Павлово-Посадском районе N 132 от 06.06.2005 численность населения г. Электрогорска составляет на 01.01.2005 20368 человек (л.д. 4).
При изложенных обстоятельствах применение данного повышающего коэффициента для земель, расположенных в г. Электрогорске, противоречит федеральному законодательству, в связи с чем в силу п. 5 ст. 76 Конституции РФ, устанавливающего, что в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон, является неправомерным.
На основании изложенного апелляционный суд считает правомерными выводы суда первой инстанции о том, что заявитель документально и нормативно обосновал применение им при расчете земельного налога за 2005 г. налоговых ставок без учета вышеуказанных повышающих коэффициентов, в связи с чем оспариваемое решение ИФНС по г. Павловскому Посаду и направленные на основании него требования подлежат признанию недействительными, как противоречащие действующему законодательству.
Кроме того, решением Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2005 г. по делу N А41-К2-17993/05, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2005 г. и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 января 2006 г., установлено правомерное исчисление истцом земельного налога за 1 полугодие 2005 г. без учета вышеуказанных повышающих коэффициентов.
Апелляционный суд не принимает доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права в части неполного отражения в решении изменений по исковым требованиям.
Как следует из материалов дела, заявителем дважды менялись заявленные требования и во втором заявлении от 25.11.05 (л.д. 62) предприятие, учитывая постановление 10 Арбитражного апелляционного суда от 21.11.05, вернулось к первоначальным требованиям, по которым оспариваются решение по камеральной проверке N 842229ЭОД от 30.08.05 и требования N 8181, 914 в полной сумме. В описательной и резолютивной частях решения суда первой инстанции правильно изложены требования предприятия.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, ст. 269 п. 1, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2005 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Павловскому Посаду - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)