Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Санаторий имени Орджоникидзе" (ИНН 231903671, ОГРН 1062319001150) - Терентьевой Ю.В. (доверенность от23.08.2010), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (ИНН 2317064550, ОГРН 1062319004461) - Паршикова К.В. (доверенность от 21.02.2011), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2010 (судья Иванова Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010 (судьи Гиданкина А.В., Винокур И.Г., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-33780/2009, установил следующее.
ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) от 16.06.2009 N 15-15/47906 в части доначисления 6 169 134 рублей авансовых платежей по земельному налогу за 1 - 111 кварталы 2008 года; 1 884 420 рублей земельного налога за 2008 год; 1 549 808 рублей 20 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс); 739 935 рублей 10 копеек пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по земельному налогу за 1 - 111 кварталы 2008 года и земельного налога за 2008 год.
Решением суда от 12.10.2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010, заявленные требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что действия по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости принадлежащего обществу на праве постоянного бессрочного пользования земельного участка признаны незаконными вступившим в законную силу судебным актом, имеющим преюдициальное значение по настоящему делу. Доначисления инспекцией обществу авансовых платежей по земельному налогу, земельного налога, пеней и штрафа, рассчитанные с применением не вступившего в законную силу распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - распоряжение N 1202-р) незаконны.
В кассационной жалобе инспекция просит судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, суммы налогов и соответствующих штрафных санкций начислены обществу правомерно.
В отзыве на кассационную жалобу общество, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представители налогового органа и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва, соответственно.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, обществу в соответствии с Государственным актом КК-2 N 42600 1033 и постановлением главы администрации города Сочи от 16.09.1994 N 822 на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:143, площадью 166 тыс. кв. м с разрешенным использованием/назначением: размещение и эксплуатация зданий и сооружений санатория, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, Курортный пр., 96/5.
Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю сформированы в государственном земельном кадастре сведения о кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка. Стоимость его составила 4 472 187 900 рублей, исходя из стоимости 1 кв. м равной 26 941 рублей, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 22.05.2008 N 49/08-03-12241.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах в части полноты исчисления и уплаты земельного налога за 2008 год.
По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт от 15.05.2009 N 15-21/11723.
Инспекция приняла решение от 16.06.2009 N 15-15/47906, которым обществу доначислено 6 169 134 рубля авансовых платежей по земельному налогу за 1 - 111 кварталы 2008 года; 1 884 420 рубля земельного налога за 2008 год; 1 549 808 рублей 20 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса; 739 935 рублей 10 копеек пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по земельному налогу за 1 - 111 кварталы 2008 годы и земельного налога за 2008 год.
Инспекция исчислила земельный налог, подлежащий уплате за 2008 год, на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных распоряжением N 1202-р.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 19.08.2009 N 16-12-529-1098 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение инспекции от 16.06.2009 N 15-15/47906 утверждено и вступило в законную силу.
Общество, не согласившись с вынесенным решением в части доначисления 6 169 134 рублей авансовых платежей по земельному налогу за 1 - 111 кварталы 2008 года; 1 884 420 рублей земельного налога за 2008 год; 1 549 808 рублей 20 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса; 739 935 рублей 10 копеек пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по земельному налогу за 1 - 111 кварталы 2008 года и земельного налога за 2008 год, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
В статье 390 Кодекса установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 Кодекса.
Статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает необходимость проведения государственной кадастровой оценки земельных участков для установления их кадастровой стоимости. Порядок проведения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - УФАКОН) утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2009 по делу N А32-19801/2009-73/458, вступившим в законную силу, признаны незаконными действия УФАКОН по Краснодарскому краю, выразившиеся в формировании в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:143 с нарушением статьи 15 Конституции Российской Федерации, статей 6 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд также обязал УФАКОН по Краснодарскому краю устранить нарушение прав и законных интересов общества путем приведения сведений о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе", в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации.
Суды установили, что полный текст распоряжения N 1202-р, послужившего основанием осуществления расчета суммы подлежащего уплате обществом земельного налога, опубликован 13.03.2009 в газете "Кубанские новости" N 37.
Таким образом, на 01.01.2008 изменения в кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:143 не утверждены и не доведены до сведения общества, и соответственно, не могли применяться для исчисления земельного налога.
При таких обстоятельствах вывод судов о неправомерном доначислении обществу земельного налога за 2008 год, а также соответствующих сумм пеней и штрафных санкций, является обоснованным и переоценке не подлежит.
Довод инспекции о том, что обществу правомерно доначислен земельный налог за 2008 год, а также соответствующие суммы пеней и штрафных санкций, был предметом исследования судов и ему дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Суды всесторонне, полно и объективно исследовали фактические обстоятельства и материалы дела, дали им надлежащую правовую оценку. Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010 по делу N А32-33780/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 24.02.2011 ПО ДЕЛУ N А32-33780/2009
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2011 г. по делу N А32-33780/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Санаторий имени Орджоникидзе" (ИНН 231903671, ОГРН 1062319001150) - Терентьевой Ю.В. (доверенность от23.08.2010), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (ИНН 2317064550, ОГРН 1062319004461) - Паршикова К.В. (доверенность от 21.02.2011), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2010 (судья Иванова Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010 (судьи Гиданкина А.В., Винокур И.Г., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-33780/2009, установил следующее.
ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) от 16.06.2009 N 15-15/47906 в части доначисления 6 169 134 рублей авансовых платежей по земельному налогу за 1 - 111 кварталы 2008 года; 1 884 420 рублей земельного налога за 2008 год; 1 549 808 рублей 20 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс); 739 935 рублей 10 копеек пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по земельному налогу за 1 - 111 кварталы 2008 года и земельного налога за 2008 год.
Решением суда от 12.10.2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010, заявленные требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что действия по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости принадлежащего обществу на праве постоянного бессрочного пользования земельного участка признаны незаконными вступившим в законную силу судебным актом, имеющим преюдициальное значение по настоящему делу. Доначисления инспекцией обществу авансовых платежей по земельному налогу, земельного налога, пеней и штрафа, рассчитанные с применением не вступившего в законную силу распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - распоряжение N 1202-р) незаконны.
В кассационной жалобе инспекция просит судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, суммы налогов и соответствующих штрафных санкций начислены обществу правомерно.
В отзыве на кассационную жалобу общество, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представители налогового органа и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва, соответственно.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, обществу в соответствии с Государственным актом КК-2 N 42600 1033 и постановлением главы администрации города Сочи от 16.09.1994 N 822 на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:143, площадью 166 тыс. кв. м с разрешенным использованием/назначением: размещение и эксплуатация зданий и сооружений санатория, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, Курортный пр., 96/5.
Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю сформированы в государственном земельном кадастре сведения о кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка. Стоимость его составила 4 472 187 900 рублей, исходя из стоимости 1 кв. м равной 26 941 рублей, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 22.05.2008 N 49/08-03-12241.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах в части полноты исчисления и уплаты земельного налога за 2008 год.
По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт от 15.05.2009 N 15-21/11723.
Инспекция приняла решение от 16.06.2009 N 15-15/47906, которым обществу доначислено 6 169 134 рубля авансовых платежей по земельному налогу за 1 - 111 кварталы 2008 года; 1 884 420 рубля земельного налога за 2008 год; 1 549 808 рублей 20 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса; 739 935 рублей 10 копеек пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по земельному налогу за 1 - 111 кварталы 2008 годы и земельного налога за 2008 год.
Инспекция исчислила земельный налог, подлежащий уплате за 2008 год, на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных распоряжением N 1202-р.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 19.08.2009 N 16-12-529-1098 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение инспекции от 16.06.2009 N 15-15/47906 утверждено и вступило в законную силу.
Общество, не согласившись с вынесенным решением в части доначисления 6 169 134 рублей авансовых платежей по земельному налогу за 1 - 111 кварталы 2008 года; 1 884 420 рублей земельного налога за 2008 год; 1 549 808 рублей 20 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса; 739 935 рублей 10 копеек пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по земельному налогу за 1 - 111 кварталы 2008 года и земельного налога за 2008 год, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
В статье 390 Кодекса установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 Кодекса.
Статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает необходимость проведения государственной кадастровой оценки земельных участков для установления их кадастровой стоимости. Порядок проведения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - УФАКОН) утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2009 по делу N А32-19801/2009-73/458, вступившим в законную силу, признаны незаконными действия УФАКОН по Краснодарскому краю, выразившиеся в формировании в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:143 с нарушением статьи 15 Конституции Российской Федерации, статей 6 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд также обязал УФАКОН по Краснодарскому краю устранить нарушение прав и законных интересов общества путем приведения сведений о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе", в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации.
Суды установили, что полный текст распоряжения N 1202-р, послужившего основанием осуществления расчета суммы подлежащего уплате обществом земельного налога, опубликован 13.03.2009 в газете "Кубанские новости" N 37.
Таким образом, на 01.01.2008 изменения в кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:143 не утверждены и не доведены до сведения общества, и соответственно, не могли применяться для исчисления земельного налога.
При таких обстоятельствах вывод судов о неправомерном доначислении обществу земельного налога за 2008 год, а также соответствующих сумм пеней и штрафных санкций, является обоснованным и переоценке не подлежит.
Довод инспекции о том, что обществу правомерно доначислен земельный налог за 2008 год, а также соответствующие суммы пеней и штрафных санкций, был предметом исследования судов и ему дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Суды всесторонне, полно и объективно исследовали фактические обстоятельства и материалы дела, дали им надлежащую правовую оценку. Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010 по делу N А32-33780/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ТРИФОНОВА
Л.А.ТРИФОНОВА
Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
Т.Н.ДРАБО
Т.Н.ДОРОГИНА
Т.Н.ДРАБО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)