Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Анненковой Г.В., Дубровского В.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Альянс" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.01.2008 по делу N А07-14080/07.
В судебном заседании приняли участие представители:
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан (далее - инспекция) - Белоусова И.А. (доверенность от 19.02.2008 N 03-06/0024), Янбарисова Л.И. (доверенность от 19.02.2008 N 03-06/0023).
Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решений инспекции от 10.08.2007 N 4649, 4650, 4651, 4652, 4653, 4654, 4655, 4658, 4667, 4668, 4669, 4670, 4671, 4672, от 13.08.2007 N 4694, 4695, 4696, 4697, 4698, 4699 в части доначисления налога на игорный бизнес за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г. в сумме 7 071 000 руб., о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в непринятии решения о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес.
Решением суда от 15.01.2008 (резолютивная часть от 09.01.2008; судья Гималетдинова А.Р.) заявленные обществом требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными решения инспекции от 10.08.2007 N 4649, 4650, 4651, 4652, 4653, 4654, 4655, 4658, 4667, 4668, 4669, 4670, 4671, 4672, от 13.08.2007 N 4694, 4695, 4696, 4697, 4698, 4699 в части доначисления налога на игорный бизнес за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г. в сумме 7 071 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество исчислило и уплатило налог на игорный бизнес за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г. по ставке, установленной Законом Республики Башкортостан от 04.11.2003 N 30-з "О налоге на игорный бизнес" (в редакции Закона Республики Башкортостан от 16.07.2004 N 91-з).
Общество, полагая, что на основании ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ) налог на игорный бизнес за спорный период подлежал исчислению и уплате по ставке, установленной Законом Республики Башкортостан от 31.07.1998 N 241-з "О ставках налога на игорный бизнес в Республике Башкортостан" и действовавшей на момент его государственной регистрации (02.09.2003) направило в инспекцию уточненные налоговые декларации и заявление о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г.
Инспекцией по результатам камеральных налоговых проверок представленных обществом деклараций по налогу на игорный бизнес за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г. приняты оспариваемые обществом решения о доначислении налога и начислении пеней за его несвоевременную уплату.
Общество, полагая, что решения инспекции от 10.08.2007 N 4649, 4650, 4651, 4652, 4653, 4654, 4655, 4658, 4667, 4668, 4669, 4670, 4671, 4672, от 13.08.2007 N 4694, 4695, 4696, 4697, 4698, 4699 о доначислении ему налога на игорный бизнес за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г. в сумме 7 071 000 руб., а также бездействие инспекции, выразившееся в непринятии решения по заявлению о возврате излишне уплаченного налога, нарушают его права и законные интересы, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд отказал в удовлетворении требования общества о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в непринятии решения о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес, исходя из наличия у общества обязанности уплачивать налог на игорный бизнес за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г. с применением ставок, действовавших в соответствующие налоговые периоды, в связи с чем сделал вывод об отсутствии у общества за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г. излишне уплаченного налога, подлежащего возврату из бюджета.
В силу ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых 4 лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Положения указанной нормы гарантируют субъектам малого предпринимательства стабильность режима налогообложения в течение первых четырех лет их деятельности с момента государственной регистрации, что подтверждается правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, постановлении от 19.06.2003 N 11-П, а также Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 17.07.2007 N 3597/07.
Судом установлено, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 02.09.2003.
На момент государственной регистрации общества в качестве юридического лица действовала ставка налога на игорный бизнес в размере 1500 руб. за один игровой автомат, установленная Законом Республики Башкортостан от 31.07.1998 N 241-з "О ставках налога на игорный бизнес в Республике Башкортостан".
Законом Республики Башкортостан от 16.07.2004 N 91-з "О внесении изменений в ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 04.11.2003 N 30-з "О налоге на игорный бизнес" данная ставка была изменена с 01.09.2004 в сторону увеличения и составила 7500 руб. за один игровой автомат.
Поскольку ставка налога согласно ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых 4 лет деятельности общества ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, общество вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на момент его регистрации (1500 руб. за один игровой автомат).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации положение Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" о недопустимости применения в дальнейшем абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования, включая соответствующий нормативный акт законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации о введении на его территории единого налога (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.1999 N 111-О).
Таким образом, вывод суда о неприменении при разрешении настоящего спора положений Закона N 88-ФЗ является неправильным.
Основаниями для возврата налога являются факт его излишней уплаты и наличие условий, предусмотренных ст. 78 Кодекса. Указанные обстоятельства устанавливаются судом в ходе рассмотрения дела.
Судом не исследовался вопрос о соблюдении обществом условий, предусмотренных ст. 78 Кодекса, и о наличии оснований для возврата обществу налога на игорный бизнес, уплаченного им за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г.
Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении либо были отвергнуты судом первой инстанции (ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку нормы материального права применены судом неправильно, фактические обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса о наличии у инспекции обязанности по возврату обществу налога на игорный бизнес, уплаченного им за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г., судом не устанавливались, решение суда в части отказа в удовлетворении требования общества о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в непринятии решения о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес, подлежит отмене с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит исследовать изложенные выше обстоятельства, с учетом установленного разрешить спор и в зависимости от принятого решения распределить судебные расходы, связанные с подачей кассационной жалобы.
В остальной части судебный акт не обжалуется.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.01.2008 по делу N А07-14080/07 отменить в части отказа в удовлетворении требования общества о признании незаконным бездействия инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан, выразившегося в непринятии решения о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес.
В отмененной части направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 28.05.2008 N Ф09-3708/08-С3 ПО ДЕЛУ N А07-14080/07
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2008 г. N Ф09-3708/08-С3
Дело N А07-14080/07
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Анненковой Г.В., Дубровского В.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Альянс" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.01.2008 по делу N А07-14080/07.
В судебном заседании приняли участие представители:
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан (далее - инспекция) - Белоусова И.А. (доверенность от 19.02.2008 N 03-06/0024), Янбарисова Л.И. (доверенность от 19.02.2008 N 03-06/0023).
Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решений инспекции от 10.08.2007 N 4649, 4650, 4651, 4652, 4653, 4654, 4655, 4658, 4667, 4668, 4669, 4670, 4671, 4672, от 13.08.2007 N 4694, 4695, 4696, 4697, 4698, 4699 в части доначисления налога на игорный бизнес за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г. в сумме 7 071 000 руб., о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в непринятии решения о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес.
Решением суда от 15.01.2008 (резолютивная часть от 09.01.2008; судья Гималетдинова А.Р.) заявленные обществом требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными решения инспекции от 10.08.2007 N 4649, 4650, 4651, 4652, 4653, 4654, 4655, 4658, 4667, 4668, 4669, 4670, 4671, 4672, от 13.08.2007 N 4694, 4695, 4696, 4697, 4698, 4699 в части доначисления налога на игорный бизнес за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г. в сумме 7 071 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество исчислило и уплатило налог на игорный бизнес за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г. по ставке, установленной Законом Республики Башкортостан от 04.11.2003 N 30-з "О налоге на игорный бизнес" (в редакции Закона Республики Башкортостан от 16.07.2004 N 91-з).
Общество, полагая, что на основании ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ) налог на игорный бизнес за спорный период подлежал исчислению и уплате по ставке, установленной Законом Республики Башкортостан от 31.07.1998 N 241-з "О ставках налога на игорный бизнес в Республике Башкортостан" и действовавшей на момент его государственной регистрации (02.09.2003) направило в инспекцию уточненные налоговые декларации и заявление о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г.
Инспекцией по результатам камеральных налоговых проверок представленных обществом деклараций по налогу на игорный бизнес за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г. приняты оспариваемые обществом решения о доначислении налога и начислении пеней за его несвоевременную уплату.
Общество, полагая, что решения инспекции от 10.08.2007 N 4649, 4650, 4651, 4652, 4653, 4654, 4655, 4658, 4667, 4668, 4669, 4670, 4671, 4672, от 13.08.2007 N 4694, 4695, 4696, 4697, 4698, 4699 о доначислении ему налога на игорный бизнес за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г. в сумме 7 071 000 руб., а также бездействие инспекции, выразившееся в непринятии решения по заявлению о возврате излишне уплаченного налога, нарушают его права и законные интересы, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд отказал в удовлетворении требования общества о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в непринятии решения о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес, исходя из наличия у общества обязанности уплачивать налог на игорный бизнес за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г. с применением ставок, действовавших в соответствующие налоговые периоды, в связи с чем сделал вывод об отсутствии у общества за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г. излишне уплаченного налога, подлежащего возврату из бюджета.
В силу ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых 4 лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Положения указанной нормы гарантируют субъектам малого предпринимательства стабильность режима налогообложения в течение первых четырех лет их деятельности с момента государственной регистрации, что подтверждается правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, постановлении от 19.06.2003 N 11-П, а также Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 17.07.2007 N 3597/07.
Судом установлено, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 02.09.2003.
На момент государственной регистрации общества в качестве юридического лица действовала ставка налога на игорный бизнес в размере 1500 руб. за один игровой автомат, установленная Законом Республики Башкортостан от 31.07.1998 N 241-з "О ставках налога на игорный бизнес в Республике Башкортостан".
Законом Республики Башкортостан от 16.07.2004 N 91-з "О внесении изменений в ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 04.11.2003 N 30-з "О налоге на игорный бизнес" данная ставка была изменена с 01.09.2004 в сторону увеличения и составила 7500 руб. за один игровой автомат.
Поскольку ставка налога согласно ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых 4 лет деятельности общества ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, общество вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на момент его регистрации (1500 руб. за один игровой автомат).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации положение Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" о недопустимости применения в дальнейшем абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования, включая соответствующий нормативный акт законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации о введении на его территории единого налога (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.1999 N 111-О).
Таким образом, вывод суда о неприменении при разрешении настоящего спора положений Закона N 88-ФЗ является неправильным.
Основаниями для возврата налога являются факт его излишней уплаты и наличие условий, предусмотренных ст. 78 Кодекса. Указанные обстоятельства устанавливаются судом в ходе рассмотрения дела.
Судом не исследовался вопрос о соблюдении обществом условий, предусмотренных ст. 78 Кодекса, и о наличии оснований для возврата обществу налога на игорный бизнес, уплаченного им за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г.
Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении либо были отвергнуты судом первой инстанции (ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку нормы материального права применены судом неправильно, фактические обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса о наличии у инспекции обязанности по возврату обществу налога на игорный бизнес, уплаченного им за период с мая 2005 г. по декабрь 2006 г., судом не устанавливались, решение суда в части отказа в удовлетворении требования общества о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в непринятии решения о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес, подлежит отмене с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит исследовать изложенные выше обстоятельства, с учетом установленного разрешить спор и в зависимости от принятого решения распределить судебные расходы, связанные с подачей кассационной жалобы.
В остальной части судебный акт не обжалуется.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.01.2008 по делу N А07-14080/07 отменить в части отказа в удовлетворении требования общества о признании незаконным бездействия инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан, выразившегося в непринятии решения о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес.
В отмененной части направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
ГУСЕВ О.Г.
Судьи
АННЕНКОВА Г.В.
ДУБРОВСКИЙ В.И.
ГУСЕВ О.Г.
Судьи
АННЕНКОВА Г.В.
ДУБРОВСКИЙ В.И.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)